Место смерти Тамерлана История

Вполне возможно, что сведения о реках крови, проливаемых Темучином, были всего лишь результатом умелой пропаганды монгольских специалистов по «связям с общественностью», в задачу которых входило запугать население еще не покоренных их повелителем земель. На городище Отрар в Казахстане за сорок лет работы археологи сделали немало интереснейших находок.

Городище Отрар. Слои IX–XII веков. Этот период считается «золотым» для городов Южного Казахстана. Отрар в то время занимал территорию в 200 га, которая была тесно застроена домами, сгруппированными в кварталы-блоки. Фото автора

Мечты о забытом городе
«Признавайся, Отрар хочешь увидеть?» — спросил меня начальник Туркестанской археологической экспедиции Ербулат Смагулов. Еще бы! Побывать в мертвом городе Отрар было моей мечтой еще со студенческой скамьи. И вот, наконец представилась возможность. Я пришла в такой восторг, что в ответ на слова Ербулата смогла лишь радостно закивать головой. Впереди было удивительное путешествие, ведь ехала я не простой туристкой: меня должны были встретить коллеги — казахские археологи, которые знали об Отраре все и готовы были поделиться со мной историями и легендами, которые окутывают этот археологический памятник возрастом в две тысячи лет.

Остатки города (городище) Отрар находятся на юге Казахстана, при впадении реки Арысь в Сырдарью у села Талапты. Это чуть больше двухсот километров к северу от границы с Узбекистаном. И вот я еду по шоссе на Чимкент… Позади уже остался городок Туркестан с его цветущими улицами и могучий хребет Каратау, словно заботливый отец охраняет этот край от юго-восточных ветров. Уже мелькают стада верблюдов — мы подъезжаем к границе пустыни Кызылкум. А по сторонам то тут, то там видны остатки древних городищ. Много веков назад здесь проходила одна из веток Великого шелкового пути, вокруг которой кипела жизнь: из Азии на Запад шли торговые караваны, а в оазисах журчала вода и цвели сады.

Я долгое время занималась исследованием восточных шелков, привезенных в Средние века на территорию Юго-Западной Руси, и поэтому никак не могла отделаться от мысли, что, возможно, неизвестные купцы, товар которых стал объектом моего научного интереса, точно так же, как и я, на своем пути не миновали Отрара… С V по XIII века город действительно был важным торговым пунктом на пути из Ирана и Средней Азиив Сибирь, Монголию и Китай. Но Отрару принадлежали не только материальные, но и духовные сокровища. Например, здесь родился знаменитый философ Востока Абу Наср аль-Фараби (Abū Naşr Muhammad al-Fārābi, ок. 870–950), прославившийся своими комментариями к сочинениям Аристотеля (Ἀριστοτέλης, 384–322 до н.э.) и Платона(Πλάτων, 428–347), а также трактатами об идеальном городе, которым должен управлять имам, обладающий и духовной, и политической властью.

Раскопки у крепостных ворот Отрара. Считается, что в цитадели (шахристане) Отрара было трое ворот, от которых почти ничего не осталось, как и от большинства других домонгольских построек. Полагают, что стена цитадели была укреплена несколькими башнями. Фото автора

За храбрость и вероломство
Представление об Отраре домонгольского времени, когда город входил в состав Хорезма, дают труды персидского историка Джувейни (Ala’iddin Ata-Malik Juvayni, 1226–1283). По его словам, в городе находился 60-тысячный гарнизон, размещенный в шахристане (цитадели) и рабадах (фортах), окруженных крепкими стенами.

Город располагался на искусственной возвышенности и занимал площадь в 200 га. Однако находки того времени археологам попадаются нечасто. Дело в том, что Отрар в 1219 году был осажден и разрушен монгольской армией под командованием старшего сына Чингисхана (Чингис хаан, 1155–1227) — Джучи (Зүчи, ок. 1184–ок. 1227).

Как пишет знаменитый арабский историк того времени Ибн аль-Асира (Abu al-Hassan Ali ibn Muhammad ibn Muhammad, 1160–1233), причиной столь печальной судьбы отрарцев послужило вероломство их правителя. Когда Чингисхан собрался в очередной военный поход, он отправил в Бухару и Самарканд партию купцов-послов «с большим запасом серебра, бобров и других вещей […] чтобы купить для него материи на одежду», а заодно и разузнать о возможности военного союза с Хорезмом. Однако, когда люди Чингиса достигли Отрара, наместник хорезмшаха Мухаммеда II (Alā al-Dīn Muhammad, 1169–1220) по приказу своего повелителя убил «неверных», а товар отвез в столицу — Гургандж (Старый Ургенч).

Убийство послов — преступление, за которое Чингисхан не прощал никого и никогда. Осада Отрара продолжалась несколько месяцев. И нет сомнения, что монголы рано или поздно смогли бы взять город самостоятельно, но задачу им облегчил предатель, открывший городские ворота. Отрарцы были жестоко наказаны и за свое вероломство, и за мужество, проявленное при осаде. Как сообщают персидские хроники, город разрушили, а его жителей поголовно истребили.

Правда, в последнее время некоторые историки обращают внимание на то, что рассказы о кровожадности Чингиса не подтверждаются данными археологии. Так, по мнению Кайрата Бегалина, автора книги «Ханы Золотой Орды» (Алма-Ата, 2007), сухая среднеазиатская почва должна была сохранить хоть какие-то останки сотен тысяч жертв, якобы уничтоженных пришельцами с Востока. Но по сей день их так и не удалось найти. Вполне возможно, что сведения о реках крови, проливаемых Темучином, были всего лишь результатом умелой пропаганды монгольских специалистов по «связям с общественностью», в задачу которых входило запугать население еще не покоренных их повелителем земель.

Последний дворец Тимура
Однако Отрар возродился. В XIV веке он вошел в состав державы Тимура Тамерлана (Tīmūr-e Lang, 1336–1405). В январе 1405 года Железный Хромец приехал в Отрар и обосновался в одном из его дворцов — Бардибеке. Увы, пока этот легендарный дворец так и не найден археологами. Но ведь и раскопки в Отраре еще не окончены. Пройдет время, и, надеюсь, нам откроется зал приемов (куриншихана), в котором Тамерлан принимал своего «блудного сына» — мятежного Тохтамыша (Туктамыш хан, ?–1406), скитавшегося в половецких степях после поражения, нанесенного ему ханом Золотой Орды Темиром-Кутлуем (конец XVI — первая половина XV веков).

Остатки соборной мечети Отрара. Считается, что эта мечеть была возведена по велению Тимура Тамерлана в конце XIV века. Однако некоторые археологи полагают, что строилась она не на голом месте, а над мечетью, построенной на четыреста лет раньше. Фото автора

На 1405 год Тимур задумал большой поход в Китай, но покинуть Отрар ему было не суждено — 18 февраля он умер. С большими предосторожностями и тайно (под видом мертвой принцессы) тело великого и грозного Амира Тимура перевезли в его столицу — Самарканд, где и погребли. С этого момента начинается таинственная история, связанная с проклятием, которое великий завоеватель наложил на свою гробницу.

Тимур якобы пообещал насылать чудовищные беды на каждого, кто нарушит его покой. Долгое время охотников испытать судьбу не находилось. Но в 1747 году иранский правитель Надиршах забрал с собой из мавзолея Тимура нефритовый надгробный камень. В этот же день в Иране произошло сильнейшее землетрясение. Через несколько дней оно повторилось — и камень вернули обратно. Следующими искусителями судьбы стали советские археологи. 21 июня 1941 года экспедиция знаменитого антрополога Михаила Герасимова (1907–1970) вскрыла склеп Тамерлана…

Что было потом — известно всем. «Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные», — так говорилось в книге, которую показали участнику экспедиции Малику Каюмову загадочные старцы, встреченные им в чайхане. О существовании древнего пророчества свидетельствуют и другие исторические источники. В октябре 1942 года Герасимов даже встретился с маршалом Георгием Жуковым (1896–1974), чтобы рассказать ему об этой истории и предложить вернуть прах Тамерлана в гробницу. 20 ноября останки великого завоевателя обрели покой, как раз накануне перелома в Сталинградской битве…

Глиняное богатство
Отрар просуществовал до начала XIX века. Затем люди ушли оттуда из-за нехватки воды, а город занесли пески. Неискушенному в археологии путешественнику картина сначала может показаться довольно унылой: заросшие травой руины, высохшие поля, пересекаемые остатками некогда глубоких оросительных каналов…

Но это только на первый взгляд. Археологи, добравшиеся до этих мест в 1969 году, уже раскопали массу интересного: городские кварталы, мечеть и дворец конца XIV века, баню, которой 700 лет, и кирпичную мастерскую. Благодаряя их стараниям мы можем представить себе быт отрарцев. Магистральные улицы города вели к трем воротам, рассекая массивы тесно пристроенных друг к другу домов. Дома были трех- или двухкомнатными, рассчитанными на одну семью. Площадь комнат обычно составляла около 25 м² (совсем не плохо и по нынешним временам). По стенам размещались возвышения (0,4 м) — суфы, на которые садились или стелили постель. В центре комнат находились напольные открытые очаги.

Надо ли говорить, насколько важно все это богатство сохранить? Спавшие под толщей глины и песка архитектурные кирпично-глиняные строения Отрара сразу же после раскопок стали подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды: резко континентальный климат с его резкими колебаниями температур в пределах –20 до 40 °C и сильными ветрами ведет к эрозии, которая может быстро уничтожить этот уникальный памятник.

Для предотвращения подобных последствий ЮНЕСКО, Казахстаном и Японией в течение трех лет (2001–2004) осуществлялся совместный проект под названием «Консервация и сохранение древнего города Отрар». А с 2004 года в Казахстане действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара». Ее итогом должно стать создание археологического музея под открытым небом. Несколько лет назад я руководила консервационными работами в Археологической экспедиции «Цитадель» в Херсонесе Таврическом, поэтому хорошо представляю себе возможные проблемы казахских коллег в крайне тяжелом деле строительной консервации.

Средневековая баня — настоящая гордость Отрара. Но не меньшее восхищение у меня вызвало и качество работ казахстанских специалистов по ее консервации. Увы, в Украине подобное пока невозможно — отсутствует необходимое финансирование. Фото автора

Уже при подъезде к городу я увидела необычное строение, вполне органично вписывающееся в местный пейзаж. Один из моих уважаемых гидов — Нургали Имажанов (архитектор-консерватор) — любезно предложил мне пройти к заинтересовавшему меня объекту. Несколько минут — и я уже с увлечением рассматриваю средневековую баню, которую покрывает специальный навес: современное сооружение, защищающее бесценное строение от всех капризов природы. Баней нельзя было не восхититься: в плане она имела крестовидную форму, в центре находилась массажная, а вокруг нее — помещения для мытья и для отдыха, которые отапливались при помощи проложенных под полом каналов с теплым воздухом.

Непростая судьба у мавзолеев
Рядом с древним Отраром находится мавзолей исламского мистика Арыстан-бабы, который, по легенде, был современником Магомета и прожил 800 лет, проповедуясуфийскую мудрость. О строительстве его усыпальницы существует следующая легенда. В конце XIV века в городе Туркестане по распоряжению Тимура Тамерлана началось строительство мавзолея над могилой мусульманского святого Ходжи Ахмеда Яссави (Қожа Ахмет Яссауи, 1103–1166) — небесного покровителя Тимура.

Однако все попытки возвести стены терпели неудачу: когда строители завершали работу, неизвестно откуда появлялся зеленый бык, разрушавший не успевшую затвердеть кладку. Многие мудрецы думали и гадали, что же это могло значить, пока Тимуру во сне не явился сам Ходжа Ахмет и не сказал, что мавзолей в первую очередь нужно строить не ему, а его учителю — Арыстан-бабе, который завершил свой жизненный путь недалеко от Отрара. Что Тимур и сделал.

Судьба мавзолея не была легкой: его «биографию» мерят несколько кардинальных перестроек. Сегодня от постройки XIV века сохранились лишь резные деревянные колонны айвана (террасы): мавзолей был разрушен во время землетрясения примерно 300 лет назад. В XVIII веке усыпальницу восстановили, украсив двумя куполами, но уже спустя столетие она пришла в абсолютную ветхость. Как гласит надпись на одном из ее фризов, новые реставрационные работы там проводились в 1909 году.

Но и на этом проблемы не закончились: спустя шестьдесят два года, грунтовые воды начали размывать фундамент мавзолея, и для предотвращения возможного разрушения постройки пришлось проводить еще один цикл восстановительных работ. Сегодня мавзолей выглядит так: в центре располагается зал с гробницей святого, к которому пристроено в виде левого крыла помещение, где могут жить последователи учения Арыстан-бабы, а правым крылом служит мечеть. Оба крыла объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным углублением в центре, перекрытым стрельчатым сводом. Паломники и туристы всегда с удовольствием посещают это место.

Мавзолей Арыстан-бабы. Гурхана (усыпальница) мавзолея перекрыта двумя высокими куполами. В первом помещении гурханы установлено огромное надгробие самого учителя, во втором — расположены усыпальницы его учеников и последователей. Фото автора

…Этой зимой, когда за окном намело полутораметровые сугробы, я вспоминала Отрар — жемчужину на окраине пустыни. Мое воображение вновь рисовало нескончаемые караваны, выплывающие из дымки далекой Азии. Но сколь выпуклыми стали эти образы после того, как я наконец-то прикоснулась к Отрару!

Автор: Татьяна Крупа

2 комментария

  • Ольга:

    Не понимаю, зачем тело грозного и великого Тимура везти тайно и с предосторожностями в Самарканд, и тем более под видом метвой принцессы? Скорее всего именно это могло бы не понравится духу Тимура, а не нарушение его покоя… «Под видом бабы» — разве не унизительно это для воина и правителя?

      [Цитировать]

  • Денис:

    Простите великодушно! Никак не могу взять в толк, почему символом государственности современного Узбекистана выбран Амир Темур.
    Не пойму, почему не просвещённый правитель Улугбек? Резонов для современного мира и интеграции более чем достаточно.
    И, с другой стороны, почему не Шейбани-хан? Предводитель узбеков, он последовательно громил потомка Темура, Бабура. А в 1508 году издал указ о зачистке от тимуридов всех подвластных земель.
    Надеюсь, мой вопрос мудрецы не сочтут иностранной провокацией (я никогда не бывал в благословенном Узбекистане), и смогут ответить мне.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.