«Полтинник». Этюды о школе 50 История Ташкентцы

Меня всегда удивляло, что мало воспоминаний о 50-й школе, хотя я знаю многих сослуживцев и родственников, учившихся в ней, и вообще роль ее и масштаб в Ташкенте. И вот, наконец-то справедливость восторжествовала! Прислал Семен Гохберг (Израиль).

Уважаемый Евгений! В недавно обсуждаемом разделе о Главпочтампте  и львах упоминалась 50 школа, в прошлом( пожалуй, даже и сейчас) одна из довольно известных в Ташкенте. Хотелось бы поделиться своими воспоминаниями.

Этюды о школе

В течение 10 лет с 1949 по 1959 гг я учился в школе 50, лучшей школе Ташкента того времени,  носящей, естественно, имя Сталина. Школа наша и Ташкентское Суворовское училище делили 1-е и 2-е места по успеваемости в городе.  Школа располагалась в самом центре  города, на улице Хорезмской, была большая, четырехэтажная, с широкими коридорами, просторными классами и большими окнами. Лестницы были каменными и широкими, на перилах набиты деревянные ромбики, дабы мы даже не помышляли о том, чтобы скатиться вниз верхом по перилам. Полы были деревянными, окрашены краско-коричневой краской, причем красились они обычно раз в несколько лет, а ежегодно летом перед началом занятий просто натирались какой-то мастикой или маслом с довольно резким специфическим запахом. Этот необычный запах и был для меня,  запахом первого сентября , началом занятий, началом самого значительного и важного отрезка моей  тогдашней жизни — школы.

Восемь похвальных грамот « За отличные успехи и примерное поведение », полученных мною с первого по восьмой класс, я храню и сейчас вместе с серебряной медалью. На каждой грамоте  два портрета вождей – Ленина и Сталина , и подпись директора – Ерванда Григорьевича Саруханова.    Высокий, с широким плоским лицом, он вызывал  страх  у всех без исключения – от учеников до завуча. Когда он медленно,сцепив руки за спиной, шел по длинному школьному коридору, ученики стрались «вжаться» в стену, лишь бы не попадаться  на глаза , хотя грозным и неприступным он  только казался, на самом деле он был добрым, безвредным и безобидным  человеком, к тому же любящим выпить. Преподавал он нам Конституцию СССР – был в то время такой предмет !

Одно  из самых ярких впечатлений раннего школьного возраста – внезапная  и трагическая смерть  учительницы нашего 3-го «б» , молодой и красивой Елены Михайловны Каспарян, которой было всего 26 лет.   Муж ее был  армянин, фронтовик, военный летчик, Герой Советского Союза. Худенькая , невысокого роста, Елена Михайловна была жгучей брюнеткой с  синими глазами и постоянным румянцем на щеках.

Умерла она  поздно вечером  5  декабря на улице , по дороге из гостей, якобы, от кровоизлияния в мозг. Этот день,  День конституции СССР, во многих семьях отмечался как праздник.

Мы, 9 — 10тилетние третьеклассники,  стоим  в почетном карауле по углам гроба , нам очень страшно и  в то же время любопытно смотреть на   безжизненное, но все еще красивое, за два с половиной года ставшее уже близким и родным лицо первой учительницы. И страшно, и хочется смотреть еще и еще.

Почти всех учителей помню и по именам, и их характеры, и  причины, по которым одних учителей любили, других уважали, некоторых и любили и уважали , а  кого-то не признавали вовсе. Так, например, в 9 классе нам преподавал химию Юлий Моисеевич Шваб , бывший заведующий химической лабораторией на одном из заводов. Может быть лабораторную химию он и знал, но , как учитель, он был никакой, весь материал читал по тетрадке, которую безуспешно старался  замаскировать среди пробирок и химических стаканов; он совершенно не умел учить, он не знал что такое ученики, имел очень отдаленное представление о методике преподавания, а  в основном , конечно, учителя в одной из самых престижных школ Ташкента, какой была 50-я школа, были высоко профессиональными, достаточно строгими, но справедливыми. Не помню, чтобы к кому-то особенно придирались или относились несправедливо, хотя были и любимчики, но в целом школа была очень достойной.

До 6 класса учились мы отдельно от девочек. И вот в 6 классе  пришли эти загадочные создания в коричневых платьях и черных сатиновых фартуках, с бантами , заплетенными  косами, учиться стало сразу  интереснее, появилось даже желание каждый день ходить в школу.

Училась с нами в  классе Зоя Юсупова, дочь Первого секретаря ЦК Компартии   и  Председателя Совета Министров Узбекистана. Власть этого человека в республике была практически безгранична, жил он в центре города, на улице Лермонтова  (которой сейчас практически нет вообще), в одноэтажном большом коттедже, за  серым каменным забором. Вход охранял пожилой, с седыми усами, милиционер-узбек, который  без всяких проблем пропускал в дом группу одноклассников «к Зое». Никогда не кичилась высоким положением своего отца и не выделялась Зоя среди нас, никогда и ничем ее не выделяли и учителя — оценки она получала заслуженные. Впоследствии Зоя окончила химфакультет Университета, защитила кандидатскую диссертацию и работала  долгое время в Академии Наук Республики.

Некоторые учителя жили во дворе школы, двор был огромный , представлявший собой округлую площадь, по периметру которой и жили наши учителя, в том числе и директор школы . Среди живших во дворе школы,  был и завуч Василий Феофилович Ермолаев, преподававший математику, впоследствии ставший директором школы. Это был интеллигентный и благороднейший человек, знавший почти всех учеников старших классов не только по фамилиям , но и по именам. Его никто и никогда  не боялся, никто не слышал, чтобы он на кого-нибудь повысил голос. Его все любили и настолько  уважали, что никаких прозвищ, никаких “приколов” мы не позволяли по отношению  к нему, с его уроков никогда не сбегали, он вообще был легендой школы. Много лет спустя, будучи заместителем главного врача правительственной больницы, я принимал Василия Феофиловича на лечение, и мое теплое и внимательное отношение к  моему старому учителю вызвало  у него слезы признательности и умиления. Несколько лет назад, когда я уже жил здесь, в Израиле, в Ташкенте отмечали столетний юбилей Василия Феофиловича . Думаю, что Всевышний наградил его долголетием за праведную жизнь.

Хотелось бы вспомнить классную руководительницу нашего 10 б Александру Павловну Коробейникову, прекрасного  учителя русского языка и литературы.Семьи у нее не было, детей тоже, школа была для нее всем. Помню, как она, медленно , держась за дужку большим и указательным пальцами, снимала очки и, растягивая слова, объясняла нам значение недавно вошедшего в молодежный сленг слова  “кайф” : “ Кейф, ребята,  — турецкое слово,означающее  питье кофе и курение сигар после обеда”.

Невысокого роста, очень живой,  энергичный, немного взрывной учитель географии Николай Николаевич Федяй, одним из любимых выыражений которого, было:  “Перестань болтаться по классу, как ишачий хвост на ветру”.

Хотелось бы вспомнить добрым словом учителя математики Петра Николаевича Островского, уже пожилого, тихого, чуть сгорбленного человека по прозвищу “Похитун”;  преподавателя физики, очень принципиального, блестяще знающего свой предмет, Льва Меировича  Рудницкого , высокого роста, с палочкой , прихрамывающего на правую ногу.Он был несколько суховат, почти никогда не проявлял эмоций и  не выражал своих чувств. К сожалению,  мы уже не застали  легендарного преподавателя математики в старших классах Арона Хачатуровича Айвазяна ( к тому времени он уже ушел на пенсию), полного, с  лысой ,  круглой как шар головой, который любил говорить:  “Бог знает математику на пять, профессора на четыре, я на три, а вы все – на двойки и единицы”. Но все это было шуткой, на самом деле  математику его ученики знали неплохо, его любили , но иногда подшучивали над ним совсем не по-доброму – умудрялись потихоньку, незаметно сыпануть ему летом на  вспотевшую лысину несколько кристалликов чернильного порошка – результат, естественно, был налицо (  в прямом  смысле ).

Завучем был  преподаватель истории Владимир Владимирович Барабаш, молодой , интересный и импозантный мужчина ( это все я мог уже оценить потом по фотографиям, а не будучи пятиклассником), который затем стал секретарем Ташкентского Горкома компартии.

Особо хочется вспомнить Георгия Яковлевича Ирлина, учителя физкультуры. Он пришел работать в школу после Службы в  военно-морском флоте.  Среднего роста, атлетического телосложения, короткие рукава его финки едва не лопались от мощных бицепсов. Впоследствии, окончив институт, стал преподавать биологию,а затем, вообще оставив учительское поприще, стал ведущим диктором Узбекского телевидения, известным всей республике.

И последнее, мы тогда даже не задумывались о наших национальностях, вся школа и наш класс, в частности, были полностью интернациональными, и на эту тему практически никогда не возникало ни трений, ни конфликтов.

140 комментариев

  • Фото аватара анвар:

    Вы правы Ольга! На него , видимо обижанного богом- не обижаются. Извените.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ОлегНик:

    Немного странно, когда люди издалека начинают ставить оценки тем, кто жил и живет здесь… что ж Вы покинули родные пенаты и определились в других землях обетованных, ежели здесь для Вас всё медом было намазано? Причём я не дал ни одного собственного суждения — я всёго лишь беспристрастно анализировал чужие мнения. Сразу «б-гом обиженный»… откуда у Вас такое право оценивать людей, которых Вы абсолютно не знаете… Вы такое слово знаете «толерантность»? Прочтите в толковом словаре… может поймете, что оно значит.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Равшан:

      ОлегНик:
      Немного странно, когда люди издалека начинают ставить оценки тем, кто жил и живет здесь… что ж Вы покинули родные пенаты и определились в других землях обетованных, ежели здесь для Вас всё медом было намазано? Причём я не дал ни одного собственного суждения — я всёго лишь беспристрастно анализировал чужие мнения. Сразу «б-гом обиженный»… откуда у Вас такое право оценивать людей, которых Вы абсолютно не знаете… Вы такое слово знаете «толерантность»? Прочтите в толковом словаре… может поймете, что оно значит.

      Уважаемый. Засуньте себе свою толерантность , сами знаете куда. Привет из Канады от ученика полтинника.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Семен:

    Дорогие ребята, Олег Николаевич, Натали и др! Когда публиковал начальную статью о 50 школе, даже не предполагал что она выльется в такую перепалку. О чем мы спорим ? Была школа ,хорошая , с прекрасными преподавателями, у которых ( как мне кажется совсем не по нашей тогдашней детской наивности, а просто потому что это было именно так !) даже не было в мыслях чтобы взять взятку за поступление в первый класс и не просто в рублях или сумах , а 200-300 долл., или за деньги давать медали и ставить отметки. Но это так было 50 лет назад, а оттого что сейчас 50 школа стала такой, какой она стала, так в этом вина нынешнего времени, продается все, что покупается, когда lдетям на Дни рождения желают не хорошей профессии и даже не карьеры, а больших денег, которые ни от профессии , ни от карьеры не зависят. Как поет Тимур Шаов — «теперь не время — времена.»..
    А школы тут не причем — они продукт этих времен, причем люди, но , думаю, что если бы работали сейчас Василий Феофилович или Рудницкий, они бы все равно оставались такими людьми какими были тогда. какими мы их знали и УВАЖАЛИ. Поэтому, дорогие мои, не нужно сравнивать что было ( это осталось с нами, в наших сердцах, может быть, и наивных до седых волос) и что есть сегодня. Хотя, думаю, что и сегодня есть много порядочных и прекрасных Учителей, которые будут краснеть , если в подаренных конфетах попадется сотенная бумажка. Их мало, но ОНИ ЕСТЬ! И врачи такие ЕСТЬ! Храни их ,Господи !!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Галина:

    Насчет того, что ребят натаскивали на олимпиады, опять же правда только если речь идет о последнем времени. А зародилось «это» в 70-е годы. Я была на республиканской олимпиаде по химии в 71 году. Захожу в аудиторию, на доске написано условие задач, садимся по одному за парты. Через несколько минут заходит взрослый человек и начинает объяснять решение задач на узбекском языке. Я оглядываюсь- а я одна не понимаю, потому что все остальные что-то записывают. Потом человек присаживается к ребятам и пишет решение на бумажке. С большим трудом преодолела желание встать и уйти.
    Потом я спросила у сестры, которая тогда уже училась в Новосибирском университете- как же так??? Она мне говорит- это что-то новое, потому что раньше у них в физматшколе в Новосибирске было 50% (!) медалистов, а последние годы в школу стали принимать другой контингент, поэтому успеваемость резко упала. Видимо, это общий процесс, который постепенно приобрел чудовищные формы.

      [Цитировать]

  • Фото аватара анвар:

    Уважаемая НаталиМ , я Вас понимаю тк меня тоже инигда заносит и «упираясь » стараюсь отстоять свое мнение . Вот и О.Н. уже на меня напал, но пусть
    пишет и считает,что он п о б е д и л.
    Видимо Вы не обратили внимание на даты, где я указал дату прихода Григория к нам в школу(1952-1953)- это моя описка. На самом деле он пришел в1947-1948 учеб.году . Прошу за это извенить.
    Недавно прибрёл через интернет-магазин книгу воспоминаний Наталии(дочери) и самого Григория Юнгвальд- Хилькевичей «ЗА КАДРОМ»,где они описали всё и освоих родителях и о своём похождении . Но почемуто не рассказал о детстве, школе ,студенчестве и работе в школе. Первое образование у него -архитектор( полетехн. институт) а затем — художественное отд. Ташк.театр.- худ. института , где и осуществил свою мечту.
    Я тоже увлекался художеством и мечтал стать архитектаром поэтому ушел и из школы для поступления в идустр.техникум на стр.-архит. отд.,но увидел самолёт у входа Таш.авитехникум(ТАТ) и решил ,что буду конструировать самолёты,а судьба повела меня по административной линии при ТАПОиЧ. Но это уже другая история.
    PS. В одной ваших воспоминаний Вы рассказывали как готовились к школе и приехали на машине (поближе к школе) и называли Вас не Натали.

      [Цитировать]

  • Фото аватара НаталиМ:

    Анвар, спасибо, за наводку — книгу непременно куплю. А что Георгий Эмильевич не пишет о некоторых моментах жизни, так, наверное, или время не пришло, или не посчитал важным — жизнь у него богата событиями, всё в одну книжку не вместишь.
    В детстве меня, конечно, никто Натали не называл, просто Наташка была. А с фамилиями…
    Да мне скрывать нечего — ни одной из них не стесняюсь и ни одну не опозорила, но так вышло, что поменяла дважды. Моя девичья фамилия Вахрамеева Наталия. Вышла замуж первый раз и стала Логиновой, по мужу. Под этой фамилией знают меня мои ученики — Логинова Наталия Марковна. А когда приехали со вторым мужем в Израиль и оказалось, что смена имён и фамилий тут секундное дело, мы с дочерью взяли фамилию моего деда, которой все очень гордимся и которая исчезла из семьи после смерти моей мамы, — Гершенович — у нас только девочки несколько поколений рождались. А у имени последнюю букву отбросила — здесь это имя ходовое, легче понимается, да и муж меня так всегда называл и называет. Запутанно? Но такая жизнь была, не очень простая.
    Эмиль Осипович Хилькевич был в приятельских отношениях с моим дедом. Как-то и я получила от этой дружбы подарок. Был какой-то карнавал, и мне захотелось НАСТОЯЩИЙ, а не самодельный костюм. Дома очень сопротивлялись, но я уговорила. Позвонили Эмилю Осиповичу, он разрешил взять всё, что мне разрешит костюмер. Привели нас с мамой в огромную комнату, сверху донизу увешанную костюмами из спектаклей, которые в данный момент не играли. На тощую девчонку 10 лет подошёл только азербайджанский костюм. Но он был с юбкой до полу , с блёстками — мечта любой девчонки. Так жалко потом было возвращать его в театр. А сфотографировать меня в нём тогда не догадались… Но я каждый вышитый узор на этом платье до сих пор помню.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Татьяна:

    «Из двух спорящих виноват тото, кто умнее»

    Бернард Шоу

      [Цитировать]

  • Фото аватара ОлегНик:

    Очень жаль, что появились такие слова, как «… напал, победил, защищаю…». Мы с Вами одной генерации, а говорим, как будто на разных языках. Нам только «холодной войны» не хватает… предмет дискуссии о полтиннике прост: «кому много дано, с того и спрос велик». Великие, упакованные и престижные школы торили дорогу и формировали души не только своих учеников, но и были образцом для подражания для других, обычных школ. Разложение педагогов и падение нравов школяров началось с высоколобых и неприкасаемых… конкуренция среди педагогов и учеников за право быть в элите дала удивительные результаты — она практически убила нравственные ориентиры. А далее эта практика стала практически уродливой нормой… бесспорно 50, 110,18 и некоторые другие школы в центре круче и престижней нецентровых школ, они не только давали лучший старт в жизнь, но и показывали стартующим, что они могут и обязаны рассчитывать на «шоколадное место под солнцем». Но практика только подтверждала закон природы: «рыба гниет с головы», этот процесс автоматически превращал эти школы в «казармы», «серпентарии», где было хорошо соответствующим индивидуумам…
    Вывод мой не приговор, Вы можете иметь отличное от моего мнение, но задумайтесь — нет ли в моих словах объяснения кризиса образовательной системы, в которой выросли мы и наши дети… что есть кризис — этот факт, я надеюсь, Вы не отвергаете?…

      [Цитировать]

    • Ну, право — довольно! Ваша непрязнь (которую Вы упорно отрицаете) к «полтиннику» и его выпускникам очевидна и непродуктивна. Полузавуалированные оскорбления-ярлыки, которые Вы клеите им, не делают Вам чести.
      Вам говорят «про Фому»(какой была школа ПЯТЬДЕСЯТ лет назад), а Вы отвечаете «про Ерёму»(во что, увы, превратилась школа сейчас!).
      ПЕРВЫМ ПРЕКРАЩАЕТ СПОР ТОТ, КТО УМНЕЕ!
      Пожалуйста, ПОДАЙТЕ ПРИМЕР!

        [Цитировать]

      • Извините за описку, конечно же — «непрИязнь».

          [Цитировать]

        • Просто никто не в состоянии понять Олега Николаевича, что он пытается донести до аудитории, потому что все далеко «на землях обетованных» и внуки ходят в другие школы (может поэтому и поуезжали- все для детей) и проблемы сегодняшнего «полтинника» никому просто неизвестны и не интересуют, только «как было»… А у него «сердце просто болит», во что превратилось «как было» в ужасное «как стало». Он живет здесь, видит все это и ужасается, так как одной с вами генерации. И нельзя его за это винить… А кто не хочет верить — может вернуться и окунуться в реалити-шоу, экстрим,но только не наездом )))

            [Цитировать]

  • Фото аватара Ольга:

    Всем, кто сейчас далеко, но помнит нашу школу и наш город, изрядно обновленный (пусть кому-то не нравится), могу сказать, что здание сохранено, одно из немногих в округе, обозревается издалека наряду с ОДО и радует душу воспоминаниями.
    Да, тяжело в такой короткий промежуток времени прикипеть к новым чертам города. Тогда как мировые столицы застраивались веками, мы одолели «пятилетку за три дня», как в советском анекдоте. Но я смотрю на своих детей, и думаю, что для них это город их молодости, и через много лет они будут также с любовью вспоминать о нем, где бы ни пришлось оказаться по жизни. С наилучшими пожеланиями всем бывшим жителям славного города Ташкента! Не ругайтесь, пожалуйста.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Галина:

    Если «к новым чертам города» еще можно прикипеть, то к новым порядкам просто не лежит душа.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин:

    Уважаемый «ОлегНик»!
    Сейчас осень. В прошлую осень Вы сделали очень хороший фоторепортаж. Может быть, Вам стоит прогуляться по улице, на которой стоит 50 школа, и сделать хороший фоторепортаж, как Вы это умеете. После можно объединить новые виды, со старыми фотографиями. Должно получиться довольно интересно. По прогнозу погоды в ближайшую неделю будет солнечно. Замечательное время.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Большое спаcибо cоздателям сайта и мног очисленным авторам его статей. Для бывших ташкентцев они навевают приятные воспоминания, порой и грустные. Этюды о школе 50 мне особенно близки, так как я учился в этой школе до 1942 г. Занимались в одноэтажном здании на углу улиц Пушкинской и Хорезмской. В 1940 г. перешли в новое здание на улице Хорезмской. Но после начала войны это здание было передано военному госпиталю, а мы временно вернулись в старое здание.
    С. Гохберг вспоминает директора школы Эрвана Семеновича Саруханова. При нас он был учителем географии. Действительно, как пишет Гохберг, он иногда приходил “под шафе”, и мы острили “Ереван на каком градусе?” Вспоминаю учителя математики М.С. Малинского. О нем и о нашем классе писали в республиканской газете в заметке “Математики из 8Б”. К большому сожалению и стыду, не могу вспомнить имена других учителей, но помню облик учителей физики, химии, истории, русского языка и литературы. А вот имена учеников моего класса запомнил хорошо (хотя давно потерял с ними связь): Валя Анкудович (отличница), Борис Браганцев, Алла Бутакова, Тера Бабич, Неля Ильинцева, Миша Князев, Таня Ливанова, Олейникова, Женя Песиков,Таня Рыжкова, Эдик Миллер, Виктор Шильонок (погиб на войне). Где вы сейчас, ребята?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Анна:

    50-я — это совершенно другой мир. Кто не учился — сложно понять, наверное. А кому довелось — тот понимает о чем я…
    Мое огромное спасибо Вам, Инна Романовна, Белла Львовна, Елена Аркадьевна, Ирина Павловна, Ольга Алексеевна, Татьяна Дмитриевна, Лина Ефимовна, Лариса Григорьевна, Роза Муратовна, конечно же — Софья Исааковна и всем-всем , с кем свела меня жизнь в Этой школе.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Инесса Кимовна:

    В 50-ой школе учились многие мои друзья,например,
    замечательный человек Саша Лурье,а с ним в одном классе учился Саша Гондельсман-будущий известный
    композитор Александр Журбин.Учился там Валера Са-
    руханов-племянник бывшего директора школы,мы учи-
    лись с ним в Корабелке и жили в одном общежитии,
    занимались в самодеятельности.В одном классе с Валерой учился Женя Живаев,который и теперь руководит ташкентским джазом.А в одном классе с
    моим братом учился Максим Рейх-сейчас известный
    художник Максим Светланов.Школе повезло в том,
    что она осталась на своём месте,её не разрушили и
    не перенесли в другой район,как это произошло со
    многими школами вцентре города(44-ая,64-ая и мно-
    гие другие).Поэтому и учителя и ученики имели воз-
    можность встречаться после окончания школы.
    Класс моего брата дружит до сих пор и встречаются,
    приезжая из разных городов и стран,хотя им всем
    уже по 65.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лариса Леонидовна:

    Спасибо за экскурс в историю 50 школы. Работала в ней после окончания института в 1979-80 годах. Директором тогда был Томатто-Рот Г. В., очень умный и интеллигентный человек!
    Помню, как в кабинете пения и черчения, разбирая забитый стенной шкаф, нашли старые тетрадки, 40-х годов. Жаль, что не догадались сохранить их, за то вспомнили с учениками, что в яме для прыжков в длину находили человеческие косточки, остатки от хирургических операций. Рассказывали, что в годы Великой Отечественной в здании школы был военный госпиталь…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Фархад:

    Я учился в 50-й школе с 1951 по 1962 г.
    Где вы — выпускники 1962? Отзовитесь — первый выпуск 11-го класса…
    Мой адрес fklndr@mail.ru

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ольга:

    Уважаемый Семен! Я училась в 50 школе с 53 по 63 год. Это был 30 -ый юбилейнвый выпуск. Все школьные реформы коснулись нас. Это и общее с мальчиками образование, и трудовое воспитание и, наконец, одиннадцатилетка. Таких замечательных педагогов, какие были у нас, больше нет. И я хочу встать на защиту Юлия Моисеевича Шваба. Он был прекрасный преподаватель! Он научил своим тихим голосом, который никогда не повышался, уважать себя и заставил полюбить химию всех вокруг. А какие химические вечера он устраивал!!! 50 процентов, окончивших школу девочек, поступали на хим. фак. и поступили без репетиторов. У моего внука был вопрос по решению задачи по химии, и, вдруг, откуда-то из подсознания, вылетел ответ о валентности данного химического элемента. А я была далеко не поклонница этого предмета. Базовые данные 50 школа давала не обыкновенные!
    Мне кажется , что с эпитетами, надо поосторожнее, хотя бы из уважения у памяти нащих замечательных учителей.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамара:

    Спасибо, Семен, за воспоминания.
    Коридоры, как мне потом кто-то сказал, соляркой натирали, просто немного добавляли её в воду. Не знаю, может, блеф, но запах этот специфицеский был во всех школах с деревянными полами. Помню, как уборщицы тянули швабру с огромной мешковиной, благоухающую этим ароматом — полулизол-полусолярка.
    Для меня 1 сентября ассоциируется с запахом свежей краски от парт и полов, в наше время уже каждый год все красили, и родителей не привлекали, не собирали денег на ремонт.
    В актовом зале 50-й школы в 90-еп роводила свою «Литературную гостиную» Альбина Витольдовна, на одном из этих вечеров я побывала. Какая-то особая атмосфера прошлого царила в зале — его стенах, сцене, мне он показался таким большим. И перила, действительно, необычно широкие, такие деревянные перила у лестницы в одном из зданий рядом с нынешним издательством «Шарк». Все монументально, по-сталински.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Энвер:

      Тамаре о соляре (дополнение): Не знаю, как было в 50й, а в 18й была именно солярка и полы натирали не уборщицы, а сами школьники. Для нас это была развлекуха: 1) по неск. чел. снимали с урока, что само по себе классно! :-), и надо было закончить коридор до перемены. 2) пока солярка еще не растерта как следует, можно было лихо прокатиться на ботинках по коридору, как по льду. Но вот, если поскользнулся и упал — беда, отстирывать потом школьную форму — большая проблема. Прекратили натирание солярой, боюсь ошибиться, где-то году в 62-64 (?)

        [Цитировать]

      • Фото аватара Галина:

        Я училась в 50-й с 66 по 71 годы, и полы были также натерты, как нам тогда казалось, керосином. До сих пор помню стертые по краям ступеньки лестниц, натертые до блеска. А мы по ним бегали не заглядывая под ноги и конечно, не держась за толстые перила. Не помню, чтобы кто-то поскользнулся и не дай бог упал. Эх, юность!

          [Цитировать]

  • Фото аватара Акулина:

    В самых начальных классах не мазали, начали, когда мы учились классе в 4-м

      [Цитировать]

  • Фото аватара Jumper:

    .. «моя» школа десятилетиями сознательно вычеркнута из памяти.. читаю и удивляюсь: помню, оказывается.. оочень советская была эта наша 50 школа, учительская муштра и полнейшее неприятие малейшей идивидульности.. она и рядом не стояла со стодесяткой, где ключом била жизнь после звонка.. мои дети удовольствию учиться в пятидесятой не подвергались..

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лилия:

    Промелькнуло где-то в комментариях, что в нашей школе учился известнейший композитор. Пишет Александр Журбин:»Лилия и учителя школы номер 50 города Ташкента – я помню вашу школу. Но все-таки, если мне не изменяет память, я в ней не учился. Один год я учился в 18-й школе и немного в 47-й, а потом стал учиться в школе имени Успенского, и уже до конца. Но, кажется, в вашей школе я играл впервые на рояле на школьной вечеринке».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Леонид:

    Я закончил школу в 1954 году,т.е. раньше С.Гохберга. Думаю, полезно кое-что дополнить и уточнить в его воспоминаниях.Математика,блестящего(!), Островского звали Петр АЛЕКСАНДРОВИЧ. Он был куратором нашего класса.Поразительный педагог,внешне слабохарактерный, но сумевший так нам «вдолбить» математику,что , как недавно оказалось, я (никогда не был отличником!) помню еще кое-что до сих пор.
    Очень хочется вспомнить преподавтеля английского языка Нину Петровну КУЩ. Это невероятно, в это поверить трудно, но мы каждый получали до 30 и более отметок в четверть. На каждом уроке 6 учеников писали на первом ряду парт котрольную работу, кто-то выполнял работу на доске, кто -то читал текст и т.д.Ни одно «деяние» не оставлось без оценки. Надо ли говорить, что на выпуске мы все прилично знали язык.
    Надо еще вспомнить педагогов русского языка и литературы. В нашем классе преподавала сначала Сарра Петовна Котляр а потом Агнесса Борисовна Шатуновская, на то время единственный педагог школы, награжденный орденом Ленина. В параллельных классах преподавала Александра Васильевна Попова.Это была настящей красавицей и все(!) ученики тогда еще мужской школы были в нее попросту влюблены.
    Помнится, что подавляющее абсолютное большинство наших выпускников направились в технические вузы Ташкента и не только. Насколько мне известно, поступили практически все.
    Еще хочется с благоданостью вспомнить мою первую учительницу в младших классах Антонину Феофановну Радзиевскую.
    Учителем физкультуры в наше время, еще до Ирлина, был Владимир Григоревич Дронский, замечательный человек и педагог. Еще вспоминаю замечательного учителя экономической географии в старших классах Павла Владимровича Гузара Вряд ли можно все вспомнить, но то, что вспоминается то вспоминается огромным чувством благодарности.

      [Цитировать]

    • Фото аватара lvt:

      Леонид вспомнил об учительнице Александре Васильевне Поповой, преподающей в параллельном классе до 54 года. Интересно, не она ли стала директором школы №44, в которой я училась с 1955 до 1963г? О директоре с такой фамилией вспоминают многие, но имя -отчество мы все забыли..

        [Цитировать]

  • Фото аватара Виктория:

    Подскажите пожалуйста, нет ли где подобной информации о школе 60? Школа, вроде, не безызвестная, а найти ничего не возможно. ООООчень нужно!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Али:

    я заканчиваю полтиник в этом году на носу экзамены.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    Удачи тебе, младший из полтинников!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лина Гурович:

    Здравствуйте, пятидесятая!
    Прочла все комментарии и удивилась, что никому не захотелось ответить господину Хомбергу Илье. Ну что же. Тогда я. Я закончила 50 школу, когда она была 11 леткой – в 1964 году. Здравствуйте, мои дорогие Вовочка Мисорин, Шурик Гнедовский, Нина Фурман, Лиля Цвайг, Вова Орехов, Таня Павленко, Павлик Полежаев, Алёша Поляков!
    Здравствуйте и многие-многие другие – весь мой Б класс. Но и весь А-класс: Инна Богдановская, Миша Кремков, Валя Титова, Володя Афанасьев, Ёс Авезов и все, все, все!
    Мы не стерпим хулы на нашего дорогого, любимого учителя химии Юлия Моисеевича Шваб, правда?
    Наш Юлич! Тот, из любви беззаветной к кому половина из нас пошла на химические факультеты разных университетов СССР вплоть до МГУ. Юлию Моисеевичу мы обязаны тем, что по остальным предметам по-разному, но по химии мы блистали всегда и везде. Я , химик-технолог, профессор немецкого университета. Юлий Моисеевич учил нас не только химии (химии несомненно и на самом высоком уровне!), но и человечности, порядочности, уважению к нашей школе, друг к другу. Светлая память Человеку с большой буквы, блестящему талантливому высококвалифицированному педагогу, нашему другу Юлию Моисеевичу Шваб.
    Лина Борисовна Рёсслер, урождённая Гурович, Золотая медаль 1964 года, диплом с отличием Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева, доктор химических наук, профессор университета, Германия.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Cемен:

    Уважаемая госпожа Гурович ! Вы.очевидно, не до конца прочли все комментарии или просто пропустили мой ответ по поводу Юлия Моисеевича Шваба, поэтому позволю себе повториться. Я окончил школу на 5 лет раньше Вас . Наш класс был первым его классом в школе вообще, и мои воспоминания относятся к периоду пятидесятилетней давности , к тому начальному периоду его работы в школе. Поверьте, я могу только порадоваться тому, что сохранены такие теплые и сердечные воспоминания о наших учителях, в том числе и о Ю.М.Швабе.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Васихон:

    Всем огромное спасибо за комментарии. У Гоголя встречается блестящее слово, которым в его времена обозначали тех, кто учился в одном учебном заведении (не одноклассников). Это ОДНОКОРЫТНИКИ. Ребята, мы вскормлены из одной ОБЩЕЙ посуды. Священной, скажу вам посуды, и свое вступительное слово хочу начать с огромной благодарности всем, кто нас несмышленных к этой посуде прикладывал.
    Надеюсь рассказать всем с какими необыкновенными, чудесными, волшебными Учителями нас свела Судьба. Но сначала классификация.
    Годы, проведенные в школе научили различать учителей (прежде всего по пригодности к этому занятию) и даже классифицировать их. Вот моя классификация по признаку «наличие Божьего Учительского Дара».
    1 категория «Учитель Божьей Милостью». Первый признак, по которому узнают учителей этой категории – внимание в классе. Учитель фокусирует внимание учеников на том, что говорит, показывает. В классе необязательно тихо, часто у таких учителей дети вполголоса переговариваются, делясь впечатлениями или даже в некотором исступлении проговаривая вслух решение интересной задачи. Для концентрации внимания учеников на себе и предмете учитель не прилагает видимых усилий, оказывая на детей волшебное гипнотическое действие. В чисто профессиональном плане такие учителя блестяще (я бы даже сказал – щегольски) владеют предметом, как правило, далеко за рамками школьной программы. Это люди сильные духом, добрые.
    2 категория. «Учитель силою воли». На уроках учителей этой категории царит ТИШИНА. Внимания к себе такие учителя добиваются в лучшем случае педантичностью, самодисциплиной, хорошим и даже великолепным знанием предмета. Этих учителей боятся. Они умело используют такой ресурс, как воздействие на ученика через родителей (вызовы в школу или даже визиты домой). Учителя второй категории в худшем случае добиваются дисциплины (именно дисциплины, а не внимания) тем, что орут на учеников и в полную силу используют административный ресурс.
    3 категория «Недоразумение». Это явление достаточно редкое. Я думаю, не всем удается хотя бы раз в жизни встретить такого учителя. В самом тяжелом случае такого учителя ученики вообще ни во что не ставят. На уроках стоит дым коромыслом, летают самолетики, дети играют в пятнашки (мне «посчастливилось» быть на таких уроках, мы играли в пятнашки, бегая по партам). В более умеренных случаях такие учителя удерживают относительную дисциплину в классе с большим трудом.

    Дальше я постараюсь рассказать о наших учителях (Школа №50, Ташкент, 1965-1975)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Анвар:

    Уважаемые Выскники!я закончил в 2008 году. Я очень люблю мой Ташкент и свою лучшую в мире школу 50 . Она научила меня многому.Огромное спасибо вам за то, что вы помните ее.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Марион:

    Приветствую всех, кто учился сам в 50-ой школе, кто учит своих детей там ныне. Что бы не говорили, какие позиции не отстаивали — «полтинник» неординарная школа. И пусть нынешний педагогический состав — жалкие останки былого, само образование сведено на нет, педагоги вынужденно занимаются всем, чем угодно, только не учебным процессом — 50 школа еще звучит.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    И никто даже не упомянул,что эту школу закончили два одноклассника-Роман Ткачук и Игорь Ледогоров.Оба выпускники Ташкентского театрально-художественного института им.А.Островского.И.Ледогоров закончил к тому же еще Ташкентский политехнический институт.По воспоминаниям сокурсников,подавал большие надежды в области прикладной геометрии-начертательная геометрия,один из сложнейших предметов.Среди студентов бытовала поговорка-сдашь начертательную геометрию,можешь искать себе невесту.Сдашь сопромат,можешь жениться.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Пьер Ханбекян:

      Олег, нашу школу окончили многие ученики, ставшие известными не только в Узбекистане, но и в нашей некогда общей большой стране. Рома Ткачук и Игорь Ледогоров окончили нашу школу в 1950 году. Учились в параллельном классе: я в 10б, а они оба в 10а. О таланте обоих нет необходимости говорить. К известности шли по-разному. Рома блистал еще в школьной самодеятельности, а Игорь больше проявил свой талант в институтской самодеятельности. Последующая их блистательная карьера актеров общеизвестна. Вместе с ними еще учился, ставший впоследствии известным альпинистом, Вадим Эльчибеков. К сожалению, на сегодня из выпускников 1950 года здравствующих остались единицы. От нашего 10б из 19 прекрасных ребят остались только трое: Вена (Вениамин Борисович) Миносцев, доктор физико-технических наук, профессор; Леша (Леонид Авраамович) Тютин, доктор медицинских наук, генерал медицинской службы и я, засл. инженер УзССР, Почетный энергетик СССР. Двое первых еще и лауреаты разных почетных премий. Пишу это не ради хвастовства, а для того, чтобы показать, какие отличные базовые знания дали нам наши замечательные учителя: Александра Павловна Коробейникова, бывшая нашим куратором с пятого по десятый класс, Арон Хачатурович Айвазян, Лев Меирович Рудницкий, Павел Владимирович Гузар, Любовь Александровна Мурашева, Лидия Ивановна Соболева, Елизавета Прокофьевна Кольцова, Владимир Григорьевич Дронский. Возглавлял этот учительский корпус директор Ерванд Григорьевич Саруханов. Все 19 ребят нашего класса поступили в ВУЗы, в том числе, в престижные московские МГИМО (Монусов и Каландаров) и Физико-Технический (Миносцев), готовивший ядерщиков. Так хотелось бы сейчас обнять и сказать огромное спасибо нашим учителям и особенно Александре Павловне Коробейниковой, заботливо опекавшей нас все 6 лет. А время было непростое — военное и послевоенное. Характерен эпизод из нашей жизни, который не понять современным ребятам. В 1945 году на Пушкинской, недалеко от школы открылся гастроном «Особторг», к котором продавались невиданные до этого продукты. В пятом классе на 8 марта мы в складчину купили в «Особторге» подарок Александре Павловне: килограмм мяса, две французских булочки с хрустящим продольным шовчиком (таких сейчас нет) и пачку «Беломорканала». Вручали в классе. А.П. была очень смущена, по-моему, не знала как себя вести, но подарок приняла. Вот и все. Хотел только ответить Олегу, но нахлынули воспоминания….При желании пообщаться и побольше узнать обо мне, моих одноклассниках, однокурсниках и коллегах приглашаю на мою страничку в «одноклассниках».

        [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Позиция Олега Николаевича в комментариях понятна.Лично я считаю его одним из знатоков Ташкента как и Лидию Козлову.Олег Николаевич сделал прекрасный фоторепортаж тупика Аллея на Беш Агаче с описанием дома 1935 года постройки рядом со вторым пивзаводом,как будто он там прожил.А может и на самом деле он там прожил.Я более 42 лет прожил на Беш Агаче,пока нашу улицу Байнал-Минал не снесли в 1998 году вместе с кож.заводом(бывшим мясокомбинатом),Республиканским художественным училищем им.П.Бенькова и заодно пирожковый цех Ухо-горло-нос и наконец то узнал историю этого дома тупика Аллея и как он строился.Наш дом находился в метрах 50-70 от этого пирожкового цеха.Именно туда часто приходил Р.Ткачук с товарищами за пирожками,ибо на Беш Агаче вечно были огромные очереди.По его воспоминаниям,эти пирожки спасали от голода многих студентов ТТХИ.Некоторые обзавелись знакомствами со студентами РХУ П.Бенькова и заранее им заказывали пирожки.Немного отклонился от темы.Олег Николаевич все таки хотел сказать,что школу 50 слишком возвеличили сами бывшие ученики.В принципе каждый кулик хвалит свое болото.В свое время в разных школах Ташкента проводились различные олимпиады среди школьников.Школа 50 слыла грозой чуть ли не по всем предметам.В 70-м году проводилась очередная олимпиада по географии.Я учился в школе 90.Наш учитель по географии Винарский Самуил Израилевич при отборе кандидатов сразу предупредил,что в олимпиаде будут принимать участие ученики одной из сильнейших школ Ташкента-школа 50.Дал нам напутствие,чтобы мы не тушевались и отвечали уверенно.Олимпиада проводилась в 94-й школе.Каково было наше удивление,когда ученики полтинника заняли третье место после нас.Первое взяла школа хозяйка.Еще большее удивление вызвал результат географической олимпиады на следующий год в той же 94-й школе,когда полтинник был уже отсеян в первом туре,т.е.не попал в финальную часть,хотя они обещали взять реванш…А так школа,как и все остальные многие школы.Наша школа так же пахла первым сентябрем.Так же четыре этажа.Так же мраморные лестницы.Даже две.Одна центральная двухсторонняя,а другая с правого крыла.Правда в отличие от школы 50 наши перила были отполированы нашими штанами и не имела ромбиков.Особые лихачи с гиканьем скатывались с четвертого этажа и делали крутые виражи на поворотах как в Фомуле-1.Учителя вечно орали во всю глотку.Но это никого не останвливало.Некоторые из девчат тоже катались на перилах.Даже круче нас.Во второй половине 80-х нашу школу перевели почти к Узбекистанской,а старое здание передали экономическому лицею.Однако лицеисты тоже оценили перила по достоинству.Сам видел полгода назад.Хотел сделать замечание,но потом вспомнил,что сам таким был.Чем еще запомнилась наша школа?Здесь учился в одном классе с моей младшей сестрой сын Ирлина.Сам Георгий Яковлевич к тому времени был уже диктором ТВ.Когда он приходил на родительское собрание,то чуть ли не вся наша школа и округа сбегались поглазеть на живого диктора.Нас пацанов впечатляли его мощные бицепсы,которые казалось вот-вот порвут рукава финки.Мы молча от зависти глотали слюнки.Позже он рассказывал о себе,что работал в школах 80 и 44,а так же немного в школе 50 учителем биологии.Можно было много чего рассказать про Беш Агач,но это уже другая тема.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Очень интересный комментарий Олега Кима, как и комментарий Пьера Ханбекяна. Это уже больше, чем рассказ о школе. Это страницы Ташкентской Жизни. Только вот «знатоком» я себя не считаю. Говорю не от переизбытка скромности. Просто у меня не было возможности стать знатоком, т.е. изучать документы в архивах, библиотеках, путешествовать по городу с фотоаппаратом. Я всегда имела неплохую зрительную память. Как оказалась, это свойство особенно ярко проявилось в отношении картинок прошлого. Гуляя по «Письмам…», общаясь с настоящими знатоками, мне удалось упорядочить эти картинки. Я рада, что пригодились мои воспоминания.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Олег Ким:

    Ко мне обратилась за помощью из Алмааты знакомая и попросила выяснить,где в Ташкенте находился Ново-городской район и к каким районам он был впоследствии присоединен.В городском архиве ЗАГС ответили,что не располагают сведениями о переименовании районов.В Узархиве развели руками.В обсуждениях на ОК,один из пользователей написал,что на виньетках выпускников старых фотографий школы №50 якобы на одной из них написано,что школа 50,Ново-городского района гор.Ташкента.Перекопав всевозможные фото в интернете,не нашел таких подтверждений.Может быть кто нибудь из участников знает,где находился Ново-городской район и к какому району впоследствии при переименовании он был присоединен?Прилагаю фото из Свидетельства о рождении за 1929 год.Заранее благодарен за помощь.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Марина:

    Господа ташкентцы! Кто-нибудь знает какой номер щколы был на ул. Воровского? Мой отец учился там и говорит , что номер школы был 50 имени Воровского. Буду очень признательна, если кто-нибудь ответит.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.