Степан Мильтонян. Воспоминания История Ташкентцы
В школу имени Р. М. Глиэра меня перевели в 4 классе из кружка при Дворце пионеров. Это было в 1951 году. Район Комсомольского озера на Беш-Агаче не был патриархальным районом старого города, но в памяти сохранились и верблюды – караванами, и стада овец, и ослики, терпеливо везущие свои повозки на высоких колесах. Кто-то из преподавателей с улыбкой вспоминал, что до музыкальной школы в здании размещался так называемый музкомбинат. А по соседству через дорогу – мясокомбинат. И как-то по ошибке во двор музкомбината пригнали стадо, которое предназначалось другому комбинату. Из воспоминаний сохранилось еще Художественное училище, расположенное соседним зданием в общем дворе с глиэровской школой.
Среди студентов были молодые художники, успевшие отслужить в армии, а некоторые из них даже участвовали в недавно отшумевшей войне. Турник стоял ближе к зданию училища. Крепкие взрослые парни подтягивались и крутили на нем “солнце” на зависть нам, детям-музыкантам. С нашими музыкальными руками нам такое и не снилось.
Само здание школы было небольшим, одноэтажным. При переводе я попал в класс ученика П. С. Столярского – Виктора Ильича Каракеса. Концермейстером была Наталья Ефимовна Будылина. Из скрипачей школы хорошо помню Исаака Николаевича Рейдера. На струнном отделении у педагогов были добрые, доверительные отношения – сейчас это называют хорошим микроклиматом. Лишь уже во взрослом возрасте, сам поработав учителем скрипки, понял, что уровень скрипичной педагогической культуры в школе был высоким. В классе у Виктора Ильича я прошел практически все основные произведения рекомендуемого педагогического репертуара.
Большим событием в жизни школы был приезд весной 1955 года Р. М. Глиэра. На концерте в его честь кто-то из старшеклассников, по-моему это был Рустамбеков, играл его ре-мажорный “Романс”. Следующей через год встречи с классиком уже не состоялось, и мне не пришлось играть “Романс” в присутствии автора. Запомнился наш квартет с Валерой Немировским, Стивой Хазановым и Эдиком – как мы тогда его звали – Мансыревым. И совершенно музыкальные воспоминания по сольфеджио.
Додик Косаковский, Володя Воронцов и я писали диктанты с 3-4 проигрываний. И пока девчонки-пианистки дописывали его после 8-12, мы, свободно отпущенные, во дворе перед входом в школу играли в ножички – перочинным ножиком отсекали в начертанном кругу свою часть территории. Сейчас уже не помню – влияла ли эта игра на качество штрихов у скрипачей, точно так же как и игра в лянгу на качество педали у пианистов.
Самые мощные, неизгладимые музыкальные впечатления в школе имени Глиэра 50-х годов были от встреч с Юрием Васильевичем Николаевым. Феноменально одаренный музыкант с энциклопедическими знаниями, прекрасный композитор, редкой скромности и редкого обаяния личность, классический образец русского интеллигента. В начале 50-х годов не было еще “консервированной” музыки из магнитофонов, долгоиграющие пластинки только еще появлялись. Но мы слушали все основные произведения из курса музлитературы на фортепиано в живом исполнении. Юрий Васильевич блестяще читал с листа. Он был в курсе большинства новинок советских композиторов того времени, часто настраиваясь радиоприемником на московскую волну. Еще работали С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие авторы, нещадно ругаемые властью. В Ташкентской консерватории, пока я не перевелся в Москву, на младших курсах мне посчастливилось быть учеником Юрия Васильевича в классе камерного ансамбля. Музыкантом он был необычайно тонким, содержательным, продолжателем традиций Скрябина, Софроницкого. Не случайно я играл в его классе таких авторов как Моцарт и Григ. У каждого исполнителя и педагога бывают свои звездные минуты, часы и другие единицы времени. Это дело личной биографии и не обязательно делиться ими с окружающими. Но один случай считаю уместным вспомнить – в контексте воспоминаний о школе имени Глиэра и Юрии Васильевиче Николаеве.
В мой первый рабочий год в Калининском (теперь Тверском) музыкальном училище мне в нагрузку дали весь дипломный курс камерного ансамбля – 8 пианистов, а с ними скрипачи, виолончелисты, иллюстраторы. Председателем госкомиссии в училище в течение многих лет был профессор Константин Христофорович Аджемов, заведующий кафедрой камерного ансамбля Московской консерватории, член коллегии Министерства культуры СССР, носитель и других почетных званий и обязанностей. Когда, анализируя результаты госэкзамена, Константин Христофорович предложил без обсуждения поставить всему курсу 5, для меня это было шоком. Осмысляя впоследствии причины такого результата, я связываю их с уроками Ю. В. Николаева и той добротной музыкальной подготовкой, которую, считая это само собой разумеющимся, я получил в музыкальной школе имени Р. М. Глиэра.
Последнее в воспоминаниях о школе. Весной 1957 года в школе работали настройщики из Ленинграда. Одного из них, с черной повязкой на глазу, я запомнил на своем выпускном экзамене по специальности.
Степан Мильтонян, выпускник музыкальной школы имени Р.М.Глиэра, преподаватель Тверского музыкального училища им. М. П. Мусоргского, заслуженный работник культуры Р.Ф.
Добрый вечер, Степан. При этой школе или рядом был детдом №20 для «одуренных» (одаренных) детей, где было музыкальное отделение и балетное. Я туда попал в 1961 г. Затем он стал Республиканским спец. муз.худ школой интернатом (добавили в середине 60-х) художественное отделение). Сейчас он на 22 квартале Чиланзара — художественный лицей. Застал я, учился у Виктора Ильича Каракеса (высокий, вальяжный и очень добрый педагог) и затем у Исаака Николаевича Рейдера. Писал статью про Главный Туркм канал и в архиве нашет статью тех времен (1951-1953) о концертах И.Н. Рейдера перед строителями этого канала. Вставил упоминание о нем в статью (ее можно найти в Википедии).
У него был сын Володя, говорят сейчас работает или работал в оркестре одной из скандин. стран. Исаак Николаевич был прекрасный педагог, остроумный, снисходительный, но иногда крепко прижимал, если не выучил задание :о).
Директором детдома был Михаил Семенович Оренберг, это он при детдоме создал музкомбинат, на котором выпускали «дефицитные» тогда пластинки. Ученики взрослых классов работали там по несколько часов в выходные и при выходе из детдома имли солидные деньги на счету.
Сейчас все снесли ул. на Байнал Минал 2. Будут что-то строить. Остался только кусочек прежнего худ училища и прежнего училиша стенографии и машинописи.
А мясокомбинат на Байнал Минал 1 славился на весь Ташкент пирожками «ухо-горло-нос» ! За художественным училищем был хлебокомбинат, где за 10 коп можно было из окна купить лепешку и съесть ее с дыней с Бешагачского базара и с бешагачскими пацанами на берегу Комсомольского озера, продрогнув после купания.
Знакомились с ними в бешагачской бане.
arslan[Цитировать]
Уважаемый Степан! У меня к Вам большая просьба, очень хотелось бы получить какие-нибудь сведения о Вашей соученице-скрипачке Наталье Черниковой. Моя семья проживала в Ташкенте до 1963года. Черниковы были нашими добрыми соседями.В этом гостеприимном доме, на их инструменте я обучалась игре на фортепиано. Пожалуйста, помогите. Наталья.
наталья[Цитировать]