Видеть и помнить Разное

Борис Голендер
Очерк из книги «Солнечный город»

В чем секрет притягательности Ташкента? Почему тысячи ташкентцев, покинувших наш вечный город, ни на минуту не могут его забыть? Он никого не оставляет равнодушным, этот странный мегаполис, изменчивый, как само время. Удивительно для древнего города, живущего уже третью тысячу лет, не иметь осязаемых ориентиров своего прошлого.Даже многие, кто безоговорочно любит Ташкент, недоверчиво посмеиваются, сомневаясь в корректности его юбилейных дат. А напрасно! Под фундаментами ташкентских домов – стоянки древнего человека эпохи неолита. На этой благодатной земле люди жили еще в каменном веке. И не две тысячи двести лет, а десятки тысяч лет насчитывает история в этом уголке планеты, обильно снабженном всем, что нужно для существования человека.

Так какие же ценности делают Ташкент столь неповторимым? Взгляните на карту. Город расположен как раз в центре треугольника великих цивилизаций Старого света: Западной (греко-римской), Восточной (китайской) и Южной (индийской). Великий шелковый путь, разветвленная кровеносная система экономических и культурных связей человечества, на месте современного Ташкента как бы образует некий гордиев узел, который не раз пытались разрубить с севера, со стороны мира кочевников, враждебного городской цивилизации. Но и Великая степь – грозная сила истории, неоднократно инициировавшая разрушительные переселения народов, ничего не смогла поделать с Ташкентом. Этот неуничтожимый город на границе степей и богатой земледельческой Средней Азии продолжал жить и развиваться из столетия в столетие.

Что помогало ему выстоять? Удивительно, но сформулировать ответ на это удалось сравнительно недавно. Шел 1958 год. Гуманитарии третьего мира впервые в истории собрались в Ташкенте на конференцию писателей стран Азии и Африки. «Инженеры человеческих душ» сразу добрались до сути вопроса, и родилось понятие «дух Ташкента». Это то, чем пронизано в веках само существование «столицы дружбы и тепла», выработанное тысячелетиями умение ташкентцев счастливо жить в многополярном мире, в обществе носителей разных религий и идей, разных укладов и обычаев, мирное сосуществование идеологий – без чего совершенно невозможно было бы выжить, сохраниться и процветать на Великом шелковом пути.

Неприятие иного мнения – это не по-ташкентски. Высмеивание обычаев соседа – это не по-ташкентски. Узость взглядов на жизнь и общество – это не по-ташкентски. Вот и выходит, что традиционная идеология Великого шелкового пути, носителем которой был и остаётся Ташкент, крайне ценна и необходима всем нам сегодня, в XXI в. И, конечно, не только по незнанию жёлчные российские народники-демократы в своё время клеветали на Ташкент. Михаил Салтыков-Щедрин с его выдуманными «Господами-ташкентцами», юморист Дмитрий Минаев и иже с ними настойчиво создавали почти полвека отрицательный имидж нашему городу. Как же, вот они, «господа-ташкентцы»… Но не вышло! Достаточно было только ближе узнать щедрую душу и дух Ташкента в тяжелую годину гражданской войны — и вот уже в недрах народа родилось присловие, которым сегодня встречают в России каждого ташкентца: «Ташкент – город хлебный». Скольких голодных людей, потерявших веру в жизнь, спас наш вечный город тогда, когда смотрели волками брат на брата, отец на сына!

А Вторая мировая война, когда Ташкент стал столицей санитарных эшелонов и столицей культуры всей огромной империи!

Есть такое модное ныне словечко «толерантность». Толерантность Ташкента мгновенно почувствовал и оценил Сергей Есенин, гостивший в нашем городе весной 1921 г. совсем недолго — всего каких-то три недели. Дух Ташкента подвигнул великого русского лирика на создание удивительнейших «Персидских мотивов», сегодня переведённых практически на все мировые языки. Может быть, кто-то думает, что это просто замечательные стихи о любви. Но в действительности это самый популярный цикл стихотворений классика литературы XX в. о том, как люди разных мировоззрений и религий должны относиться друг к другу. Ведь это так нужно в современном мире – понимать и уважать друг друга! Где, в пример всем, нашёл Сергей Есенин ту «голубую да весёлую страну», Гулистан, придуманный ещё мудрым и бессмертным шейхом Саади? В Ташкенте 1921 года.

Первым из четырёх святых-покровителей Ташкента горожане называют поэта и философа Абу Бакра Каффаля (или Хаст Имама), жившего в X в. Мать великого мирзы Бабура была, между прочим, ташкентской принцессой. В нашем городе родились Айбек и Гафур Гулям, прославленный актёр Абрар Хидоятов и неподражаемый резчик-художник Ташпулат Арсланкулов. Да и можно ли хотя бы перечислить всех, кто вложил свой талант в небоскрёб ташкентской славы?

Когда в перспективе проспекта Навои огромное красное солнце садится в марево далёких степей, я люблю бродить вдоль набережной Анхора и слушать плеск воды. Ну как тут можно привести в порядок чувства, сладить с взволнованностью, если ты проходишь, например, мимо дома, где вырос Батыр Закиров, где жил и работал в годы войны знаменитый антрополог Михаил Герасимов, документально воссоздавший облик Ивана Грозного, Ярослава Мудрого, Амира Темура и Улугбека! И так везде, где бы я ни шёл по Ташкенту. Осязаемые и неосязаемые ориентиры прошлого окружают и волнуют меня. Надо только научиться видеть и помнить. Помнить и видеть. Отсюда и страсть к собирательству фотодокументов для коллекции «Ташкентская старина», отдельные интересные экземпляры из которой я и предлагаю читателю.

Культура.уз

21 комментарий

  • Спасибо, а книга на прилавках? Где?

  • Опубликовала сегодня в своем сайте (см. http://mediacult.doira.uz/Stareishii-muzei-Uzbekistana.aspx) очерк о Музее природы Узбекистана, которому 12 июля исполнилось 134 года.
    Если у кого-либо сохранились снимки старого здания Музея природы (на Чорсу), фото его залов, пришлите, пожалуйста, по адресу sanaevat@rambler.ru. Размещу с указанием имени автора.
    Более или менее подробной информации о старейшем музее Узбекистана в Интернете нет, во всяком случае, я не нашла. Старая экспозиция — уже история, давайте вместе ее сохраним. Можете присылать мне по почте или публиковать в комментах к очерку в «Медиакульт» свои воспоминания о музее. О новом музее, залы которого, как заявлено, поэтапно будут открыты в 2010 году, расскажу в ближайшее время. Хотелось бы знать ваше мнение, нужны ли очерки о музеях Ташкента. Если да, о каких, что бы вы в них хотели прочесть и увидеть.

  • ЭШ:

    Цитата: «Михаил Салтыков-Щедрин с его выдуманными «Господами-ташкентцами», юморист Дмитрий Минаев и иже с ними настойчиво создавали почти полвека отрицательный имидж нашему городу. Как же, вот они, «господа-ташкентцы»… Но не вышло! »
    Ошибочка! (Или аберрация.) Щедрин «господами ташкентцами» называл не ташкентцев, а тех, кто туда ехал с далеко не благими целями и намерениями: хапуг и мошенников.

  • Солнечный город — город,в котором прошли лучшие
    годы жизни-детство,юность.Когда читаешь такие ма-
    териалы,в душе и голове мелькают кадры из прошло-
    го и сердце наполняется гордостью за мой Ташкент,
    истории которого могут позавидовать знаменитейшие
    города мира.Спасибо Б.Голендеру за добрые слова,
    а Вам за интересные публикации!Надеюсь,продолже-
    ние следует…

  • Спасибо Гузаль и Елене Степановой за фотографии старого здания музея Природы. Размещу в сайте, дополнив пост о музее. А сегодня побывала в новом музее. Расскажу и фото опубликую. Заглядывайте на огонек в mediacult.doira.uz

  • зося:

    Я извиняюсь! Совсем не по теме! Но вызывает беспокойство отсутствие коментариев Русины Боковой! Ведь раньше ее коментарии везде появлялись раньше, чем сами коментируемые статьи или материалы! Что жара творит с людьми!!!
    Просто такую статью она не могла не прокомментировать!

  • Gulya:

    Обиделась не на шутку наша Русина!
    Налетели,исклевали :))
    А если серьёзно,то Ташкент действительно,обладает какой-то
    притягательностью.
    А может всё-таки слово Родина — не пустой звук,как утверждают сейчас многие.
    И ещё обидно,что уехало за лучшей долей так много хороших людей,а ведь это очень сказалось на нынешней жизни Узбекистана.
    Нашли ли все они своё счастье?
    Представляю,что я выслушаю в ответ!

  • ОлегНик:

    «И ещё обидно,что уехало за лучшей долей так много хороших людей…»
    Странная реакция на поступки людей уезжающих за лучшей долей! 70 лет сидения в советской клетке, появление возможности вырваться из неё и на тебе — слёзы сожаления. Ведь такие возможности предоставляет открытый мир — соответствуй его требованиям и процветай, человек сам кузнец… и т.п. и т.д… у захребетников проблем поболе, но это их проблемы!

  • volkot-666:

    Так можно сказать не только о Ташкенте, а и обо всей Средней Азии. Человек, хотя бы год проживший там, на всю жизнь запомтит эти края и где бы он ни был потом, всегда будет замирать и прислушиваться, случайно уловив восточный мотив, или увидев восточный орнамент. Восток — дело тонкое. Я коренной ташкентец в 3-ем поколении, и хотя уже долгое время живу в России, никогда не упускаю возможности полюбоваться архитектурой (хотя бы и на фото) и послушать изредка национальной музыки)))

  • Yultash:

    „В честь дня рождения «амнистия»: снимается премодерация, одобрение комментариев, они будут появляться сразу.“….. „Амнистия», говорите? …Ну, ну….Тогда замахнёмся на «гиганта»!
    Прочитав очерк, вспомнил предостережение Галича —
    Александр Галич (Гинзбург)

    Предостережение

    Ой, не шейте вы, евреи, ливреи,
    Не ходить вам в камергерах, евреи!
    Не горюйте вы зазря, не стенайте, —
    Не сидеть вам ни в Синоде, ни в Сенате.

    А сидеть вам в Соловках да в Бутырках,
    И ходить вам без шнурков на ботинках,
    И не делать по субботам лехаим,
    А таскаться на допрос с вертухаем.

    Если ж будешь торговать ты елеем,
    Если станешь ты полезным евреем,
    Называться разрешат Рос… синантом
    И украсят лапсердак аксельбантом.

  • «Инженеры человеческих душ» — формула «вождя вождя всех народов И.В. Сталина. Верна ли она? Валерий Германов

  • «Инженеры человеческих душ» — формула «вождя вех народов И.В. Сталина. Верна ли она? Валерий Германов

    • Если вдалбливать в головы только то, что хочешь, изолировав эти самые головы от остального мира, получится желаемое «инженерное сооружение», к чему вождь всех времен и народов стремился. Не учел генетической и исторической памяти. В любом деле существуют неучтенные риски и возможность форс-мажорных обстоятельств.

    • AK:

      «Инженерами человеческих душ» писателей назвали потому что перед ними была поставлена задача создать образец «нового человека» или даже линейку, новый модельный ряд. Homo soveticus — как потом стали говорить юмористы, был хорошо приспособлен к условиям Сибири и крайнего Севера. Но в южных районах, где сохранились многовековые традиции, быстро терял свои особые качества, становясь обыкновенным Homo sapience коими заселена вся планета. Сильно сомневаюсь что в Ташкенте «инженеры» изобрели «толерантность», но вполне возможно что они ее здесь обнаружили. :)

  • MK:

    Вы знаете, Валерий, формулировочка Отцом-то народов подтырена. На самом деле атором является Юрий Карлович Олеша.
    Поэтому ее, формулу, следует, на мой взгляд, оценивать с точек зрения этих двух авторств — истинного и ворованного.
    Олешинский — блестящая метафора не хуже ветви, полной цветов и листьев. Как и все у этого автора, претандующее на радость и бессмертие, но не на учительство жизни.
    Сталинский же аспект, как ни странно, тоже верен, хоть и безрадостен. Вес и влияние писателя в обществе и на общество больше влияния врача или геолога, пусть самых выдающихся. Даже в наше безлитературное время. Он не дурак был, Сталин, знал, что говорил. И где воровать знал.

  • Рэм:

    Причем Сталин всегда добавлял: «Как метко выразился товарищ Олеша…»

  • Галина:

    Вы знаете, мои тоже уехали с голодухи из России. Да, было массовое оболванивание народа, и то что вы называете уничтожением исторической памяти- это и сейчас расцвело пышным цветом. Но при чем здесь «сородичи»? Вы бы еще вспомнили слова из старой песни про евреев «и отец моих идей -Карл Маркс- и тот еврей».
    Между прочим, евреев действительно много среди представителей Искусства и, между прочим, — русского (советского) искусства. Вам это не нравится? Попробуйте выкинуть из своего личного культурного багажа хотя бы Б. Пастернака, С. Маршака, А. Райкина… список получится очень длинный. Не получится выкинуть их из нашей общей культуры. Я, конечно,плохо знаю историю, но в этом виноваты отнюдь не евреи, и мне непонятно как они «искоренили традиции других народов»и уж совсем непонятно как они сделали так, что вы позабыли украинский язык и свои крестьянские корни.

    • volkot-666:

      Галина, прочтите мой пост внимательно. Я указал только, что в советском правительстве того времени было 80% евреев. Причем здесь Пастернак, Маршак и Райкин — непонятно. Могу пояснить, безобразничал не один Сталин, а при поддержке или даже по скрытой подсказке своего правительства. Уловили суть?
      По поводу культуры и вклада в неё спорить смысла не имеет. Кстати, Вы не упомянули еще Корнея Чуковского и его друга В.Жаботинского, который на 100 юбилее Гоголя выразился о всей русской литературе, как об антисемитской и варварской.
      В данном контексте, мне не нравится, что граждане другого государства лезут с критикой советских порядков и пытаются тут что-то выдумывать, в то время, как в своем так называемом Израиле не в состоянии мирно решить национальные проблемы.

  • Лилия с:

    И не надейтесь-*в так называемом Израиле* все решится самым лучшим образом…. а граждане другого государства основную часть жизни прожили в советском пространстве и хорошо пострадали от*советских порядков*

  • Комментарии закрываются, вроде все высказались.