История христианства в Средней Азии. Окончание История
МЕСТО ССЫЛКИ – СРЕДНЯЯ АЗИЯ
В эти годы Центральная Азия являлась одним из мест, куда большевики массово ссылали духовенство, Здесь находились епископы Андрей (Ухтомский), Василий (Зуммер), Даниил (Троицкий), Питирим (Лодыгин), Сергий (Лавров). Архиепископ Херсонский Прокопий (Титов) был сослан в Турткуль (Каракалпакия), где находился до ареста и расстрела в 1937 году. Представители духовенства не только ссылались, но иногда и сами бежали в этот край, где репрессии были не такими ожесточенными, как в России. В одном только Ташкенте за Боткинским кладбищем образовался целый поселок духовных лиц, среди них известны инокини Серафимо-Дивеевской и Марфо-Мариинской обителей. Местные мусульмане проявляли милосердие к ссыльным, во многих случаях укрывали православное духовенство от репрессий, даже рискуя собственной жизнью.
Нельзя забывать , что и в годы войны с гитлеризмом сотни тысяч беженцев-славян из оккупированных немцами краев выжили благодаря гостеприимству народов Центральной Азии. В те трудные годы местные жители делили с беженцами и свою последнюю лепешку. Простая узбекская семья, — кузнец Шаахмед Шамахмудов и его супруга Бехри-апа — усыновили пятнадцать детей-сирот разных национальностей. Памятник кузнецу Шамахмудову, высящийся ныне в Ташкенте на площади Дружбы народов, стал прекрасным символом доброты и щедрости центральноазиатской земли.
ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) ВРАЧ, УЧЕНЫЙ И МОНАХ
В 1927-1929 годах вернувшийся из сибирской ссылки епископ Лука (Войно-Ясенецкий) занял Ташкентскую и Туркестанскую кафедру. Однако его проповедническая деятельность и массовый приток верующих на совершаемые им Богослужения вызывали озлобление местных властей. Пытаясь спасти его от ареста, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) предложил епископу Луке перейти на одну из российских кафедр. Однако тот не принял назначения, заявив, что впредь будет заниматься только врачебной деятельностью. (В этом поступке впоследствии Владыка Лука горько каялся, считая его тягчайшим грехом, — об этом он писал в своих “Воспоминаниях”).
Когда началась война с гитлеровской Германией, епископ Лука обратился к правительству СССР с просьбой дать ему возможность лечить раненых воинов. Он был назначен главным хирургом эвакогоспиталей; в те же годы закончил свой научный труд «Очерки гнойной хирургии», за который получил Сталинскую премию 1-й степени. На правительственном приеме Сталин спросил епископа Луку:
— Ну что, хирург, ты много операций сделал, а видел ли ты когда-нибудь человеческую душу?
— Мне много раз приходилось делать операции на голове и вскрывать черепную коробку, но я никогда не видел ума. А мы знаем, что ум существует, — ответил епископ Лука.
После войны, по возведении в сан архиепископа, Высокопреосвященный Лука возглавил Симферопольскую и Крымскую кафедру. Он скончался в Крыму 11 июля 1961 года. В 1995 году Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) прославил архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) в лике святых, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он прославлен как священноисповедник.
ССЫЛЬНЫЕ МИТРОПОЛИТЫ
В ташкентской ссылке находились также митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов), бывшие ближайшими сотрудниками Святейшего Патриарха Тихона, некогда вместе с ним представавшие перед большевистским судилищем на “процессе об изъятии церковных ценностей”. Митрополит Арсений первоначально отклонил сделанное ему предложение вступить на Ташкентскую кафедру, так как являлся одним из самых видных иерархов Русской Церкви, на Соборе 1917-18 гг. был одним из первых кандидатов на Патриаршество, — и потому полагал, что возглавление им Туркестанской епархии привлечет нежелательное внимание властей.
С 1927 года вплоть до своей кончины в 1933 году епархию возглавлял митрополит Никандр (Феноменов). Затем кафедру занял митрополит Арсений (Стадницкий), управлявший епархией в 1933-36 гг. и также скончавшийся в Ташкенте. В эти годы в Ташкенте единственным местом для православных Богослужений оставалась маленькая кладбищенская часовня “Всех скорбящих Радосте”, у которой под открытым небом, при огромном стечении верующих, даже во время дождя и снега, совершали службы митрополиты; бывали случаи соборного служения пяти архиереев. Близ этой часовни и погребены Высокопреосвященные Арсений и Никандр.
АРЕСТЫ, ССЫЛКИ, ЛАГЕРЯ, РАССТРЕЛЫ
В 1927 году викарием Алма-Атинским был назначен епископ Лев (Черепанов). За попытку воспрепятствовать закрытию Свято-Алексиевского храма в Алма-Ате в 1929 году он был арестован, прошел лагеря и ссылки, расстрелян в 1937 году.
В 1930 году Алма-Атинское викариатство возглавил епископ Герман (Вейнберг), поведший борьбу с обновленческим и григорианским расколами. Арестован в 1932 году, скончался в лагере в 1942 году.
После кончины митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) в 1936 году, по-видимому за неимением кандидатуры архиерея, могущего возглавить верующих всей Центральной Азии, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) издал указ о разделении епархии. Титулом архиереев с кафедрой в Ташкенте становится “Ташкентский и Среднеазиатский”, создавалась отдельная Казахстанская епархия с титулом правящих архиереев “Алма-Атинский и Казахстанский”.
В 1936 году на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру был назначен архиепископ Борис (Шептулин). До этого он пребывал в обновленчестве, но принес покаяние. Очевидно, он остро пережил этот свой былой грех: носил вериги, ходил босиком в любую погоду, юродствовал. В 1937 году ответил отказом на предложение ГПУ вновь сделаться обновленческим “митрополитом”. Он арестован, в том же году скончался в лагере.
Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру в 1936 году возглавил архиепископ Тихон (Шарапов), до этого находившийся в ссылке в Самарканде. В 1937 году арестован и расстрелян.
С 1937 по 1945 гг. обе епархии существовали без архиерейского возглавления. В предвоенные годы во всей Центральной Азии оставался только один действующий православный храм — Покровский собор в Самарканде. В 1943 году в Ташкенте вновь открыли Свято-Успенский госпитальный храм (впоследствии ставший кафедральным собором).
В 1945 году в Среднюю Азию прибыл архиепископ Куйбышевский Алексий, приведший к покаянию часть местных обновленцев. В том же году на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру был назначен епископ Кирилл (Поспелов), до этого в сане протоиерея претерпевавший лагерное заключение и воспринявший епископскую хиротонию сразу после освобождения. При нем в епархии было вновь открыто 14 храмов.
МЕДЛЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Восстановителем Ташкентской и Среднеазиатской епархии стал окормлявший ее в 1946-1953 гг. епископ Гурий (Егоров). Еще до революции, будучи в сане архимандрита, он стал известен как видный церковный деятель и организатор православных братств. Отбыв в 20-х годах лагерный срок, уехал в Ташкент, где совершал тайные богослужения в узком кругу духовных детей. В 1945 году Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) пригласил его в Москву и назначил наместником восстанавливающейся Троице-Сергиевой Лавры. После ее восстановления и торжественного открытия был посвящен в епископы и, согласно его пожеланию, назначен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру. При нем число приходов в епархии достигло 66-ти. Реставрация открывающихся храмов и строительство новых во многих случаях осуществлялось за счет государства: как бы во искупление прежней разрушительной деятельности. Так в Бишкеке по проекту видного архитектора В.Верюжского в 1952 году был построен Воскресенский собор.
Священнослужителей епископ Гурий подбирал в основном из числа исповедников, бывших репрессированных ( в каковых в те времена в Средней Азии не было недостатка); в клир были приняты также четыре покаявшихся обновленческих протоиерея. Секретарем Епархиального управления являлся иеромонах Иоанн Вендланд (впоследствии митрополит Нью-Йорский). Епископ Гурий пригласил на служение в епархию архимандритов Бориса (Холчева) и Серафима (Суторихина), возрождавших в Ташкенте и Самарканде традиции русского старчества. Владыка Гурий впоследствии был митрополитом Ленинградским, скончался в 1965 году, будучи на Симферопольской кафедре.
В 1953-60 гг. епархию окормлял епископ Ермоген (Голубев), прежде бывший, в сане архимандрита, настоятелем Покровского собора в Самарканде. Годы правления епископа Ермогена совпали с периодом новой волны гонений. Однако он сумел не допустить закрытия ни одного храма в епархии. Более того под видом ремонта епископ Ермоген перестроил скромное здание Ташкентского Свято-Успенского храма в нынешний обширный кафедральный собор. Всем этим он навлек на себя преследование со стороны властей, был оклеветан в печати и выслан из епархии в административном порядке. Высказывал желание видеть своим преемником на кафедре архимандрита Бориса (Холчева), но хиротонии этого знаменитого проповедника в Москве воспротивились чиновники Совета по делам религий.
В 1960-71 гг. на кафедре архиепископ Гавриил (Огородников), прибывший из Харбина. Он страдал тяжелыми болезнями и потому не мог совершать поездок по епархии. Этим воспользовались атеистически настроенные власти, закрывшие 14 храмов в Киргизии и Таджикистане. Архиепископ Гавриил скончался и погребен в Ташкенте в 1971 году. И он, как и его преемники на кафедре епископ Платон (Лобанков, 1971-72 гг.), и архиепископ Варфоломей (Гондаровский, 1972-87 гг.) оставили среди паствы добрую память о себе как проповедники и молитвенники.
КОНЕЦ ЖЕСТОКОГО ВЕКА. НОВЫЕ ВРЕМЕНА
В конце 1980-х гг. появилась возможность расширения церковной деятельности. Этим воспользовался окормлявший епархию в 1987-90 гг. епископ Лев (Церпицкий, ныне архиепископ Новгородский), открывший четыре сельских храма из числа закрывшихся в 1960-е годы, а также начавший выступления в светской печати.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 20 июля 1990 года на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру был назначен епископ ( с 23 февраля 1991 года — архиепископ ) Владимир (Иким).
В последние годы в Средней Азии открылось широкое поле для православного строительства. Число приходов возросло от 56-ти, имевшихся в 1990 г., до 97 на 1996 г. Это превосходит дореволюционный уровень, поскольку из бывших на 1917 г. в Туркестанской епархии 162-х приходов 69 размещалось на территории современного Казахстана. Однако необходимо учитывать, что и численность славянского населения края ныне в несколько раз превышает дореволюционный уровень. Количество ежегодно совершающихся крещений колеблется в пределах от 15000 до 30000, количество венчаний — от 800 до 2000. Из-за эмиграции части русского населения (в настоящее время приостановленной) некоторые приходы, из прежде имевшихся в небольших населенных пунктах, оказались не в состоянии содержать священника. В то же время возникают перспективные приходы в городах и промышленных центрах, таких как Навои, Бекабад, Ахангаран (Узбекистан), Небит-Даг (Туркменистан) и др.(см раздел «Ташкентская и Среднеазиатская Епархия»). Продолжают создаваться и сельские приходы, среди них — новооткрытый приход в селе Ленинское (Кыргызстан).
В 1990 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия II по просьбе епископа Владимира в Ташкенте было открыто Духовное училище, имеющее отделения по подготовке священнослужителей и регентов церковных хоров. Ежегодно сюда подается до 40 прошений о поступлении и после экзаменов принимается 20 воспитанников. Поступают обычно в Училище дети священнослужителей или молодые люди из глубоко верующих семей. Состоялось уже четыре выпуска Ташкентского Духовного училища: из 90 выпускников рукоположено в священный сан около половины. Если в предшествующие годы более 30-ти приходов епархии оставалось без священников, то к настоящему времени, благодаря существованию Духовного училища, с 1998 года стараниями архиепископа Владимира преобразованного в Духовную Семинарию, обеспечены священнослужителями почти все приходы.
При поддержке правительств Узбекистана и Кыргызстана ведется строительство Духовно-административного центра в Ташкенте и церковно-административного центра в Бишкеке. Правительствами Кыргызстана и Туркменистана выделена земля для строительства новых соборов в столичных городах Бишкеке и Ашхабате. В 1990 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II воссоздан Ташкентский Свято- Троицкий Никольский женский монастырь, имеющий уже три подворья: в городе Солдатский под Ташкентом, в городах Кант и Кара-Балта (Кыргызстан). Сам монастырь был заново создан около Ташкентского Свято-Троицкого храма, где приобретаются дома для келий сестер. Сейчас ведется строительство монашеского корпуса. В настоящее время в обители уже 52 насельницы. Правительство Узбекистана выделило для монастырского подворья в Солдатском 10 гектаров земли; имеется храм, где совершаются Богослужения, а также ведется хозяйство: приобретены трактор, рабочая лошадь, 9 коров, пасека на 50 ульев, посажен фруктовый сад. Основан Свято-Георгиевский мужской монастырь в городе Чирчик под Ташкентом.
Ряд храмов, созданных в новейшее время, достоин образцов православного зодчества, среди них — храмы в гг. Балыкчи, Кант, сс. Панфиловское, Сокулук (Кырыгзстан). Благоукрашается Ташкентский Свято-Успенский кафедральный собор (так же см. раздел «Ташкентская и Среднеазиатская Епархия»); заканчивается реставрация крупнейшего в епархии храма — Свято-Алексиевского собора в Самарканде; во многих приходах осуществляется новое строительство, ведутся реставрационные работы. Действует хозяйственно-производственный отдел епархии, в большой мере удовлетворяющий потребности приходов в свечах. Издается епархиальная газета “Слово жизни” (сначала еженедельная, затем ежемесячная), а также – приложение к ней – альманах «Восток Свыше». Учащаются выступления духовенства в светской прессе, по радио и на телевидении.
ОЦЕНЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СТРАНЫ
Нам отрадно сознавать, что вклад православной епархии в установление атмосферы всеобщей доброжелательности и мира в Средней Азии высоко оценен Правительствами и руководителями среднеазиатских государств. В Узбекистане за подписью Президента Ислама Каримова издан Указ о создании в Ташкенте православного Духовно-административного центра. В Кыргызстане аналогичный документ о строительстве в Бишкеке церковно-административного центра подписан Президентом Аскаром Акаевым. Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши лично выбрал в одном из красивейших мест Ашгабата участок, предназначающийся для строительства нового православного собора. Создание духовных центров и развитие церковной жизни в столицах государств Средней Азии открывают широкие перспективы для религиозного просвещения славянского населения края.
Развиваются традиционные в этом краю дружеские отношения православных христиан и мусульман. В октябре 1995 года в Ташкенте состоялась международная православно-мусульманская конференция, прошедшая под девизом «Совместно жить под одним небом». В ее работе приняли участие православное духовенство епархии, главы Духовных управлений государств Центральной Азии, представители правительственных структур, а также делегация Всемирного Совета Церквей и сотрудники представительства ООН в Узбекистане. На конференции было принято обращение к мусульманам и православным призывающее к единению в добрых делах, взаимному уважению и воспитанию молодежи в духе священного наследия предков.
СВЯТЫНИ СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ ЕПАРХИИ
В епархии имеется ряд местно чтимых святынь. В Свято-Троицком соборе кыргызстанского города Кара-Кол хранится Тихвинский образ Богородицы: эта икона из Иссык-Кульского Свято-Троицкого монастыря, которую в годы гонений в упор расстреливали богоборцы, но их пули не могли пробить доску святого образа. Этой иконе в 1997 году исполняется сто лет. Казанская икона Божией Матери из той же обители находится в храме города Тюп в Кыргызстане.
В Свято-Успенском соборе города Ташкента имеется копия Иверской иконы Божией Матери, написанной на Святой горе Афон и доставленной в епархию архиепископом Димитрием (Абашидзе) в начале XIX века.
Под Самаркандом хранится рука пророка Даниила, перенесенная Амиром Тимуром из Мессопотамии в XIY: эту святыню почитают как православные христиане, так и мусульмане.
Верующие Ташкента и Самарканда совершают панихиды на могилах старцев-подвижников, архимандритов Бориса (Холчева) и Серафима (Суторихина); на могилу отца Серафима приходят и мусульмане, помнящие его праведную жизнь. Почитаются могилы митрополита Арсения (Стадницкого) и обнаруженное лишь в 1994 году место погребения последней игуменьи Ташкентской Свято-Никольской женской обители, матери Лидии (Нагорновой).
В наши дни в государствах Средней Азии нам радостно видеть приток верующих в православные храмы, обращение славянской молодежи, освободившейся от атеистического дурмана, к заветам Матери-Церкви. От имени сотен тысяч живущих в нашем прекрасном краю православных христиан выражаю твердую надежду на то, что Ташкентская и Среднеазиатсая епархия имеет не только богатую историю, но и будущее в совершении дел благочестия и миротворчества, в просвещении и спасении душ человеческих, в трудах во славу Божию.
«..Памятник кузнецу Шамахмудову, высящийся ныне в Ташкенте на площади Дружбы народов, стал прекрасным символом доброты и щедрости центральноазиатской земли..» Этот памятник противоречил идее Бизнес-центра построенного рядом (как это — делился последней лепешкой? Продавать надо было! :)
AK[Цитировать]