История христианства в Средней Азии. Начало История

КРАТКИЙ ОЧЕРК ПО ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ ЕПАРХИИ

На пути в «Страны Индийские»

Предысторией возникновения в Центральной Азии приходов и епархии Русской Православной Церкви является вся история христианства в этом краю, восходящая к апостольским временам.

Евангелие Христово среди центрально-азиатских народов было проповедано святым апостолом Фомой, прошедшим через этот край по пути в «страны индийские». Здесь благовествовал и святой апостол Андрей Первозванный, побывавший на землях современного Казахстана и Узбекистана. Сведения об этом содержатся в житиях святых апостолов. Подтверждением же предания служит тот факт, что индийские общины до новейших времен сохранили наименование “христиан апостола Фомы”, а также — быстрое развитие и укрепление Центрально-Азиатской Церкви, первые письменные упоминания о которой относятся уже ко II веку по Рождеству Христову.

Первые митрополии
В Центральной Азии действовали следующие митрополии:

• Мервская (кафедральный центр в Мерве, современный г. Мары, Туркменистан). Здесь имелся мужской монастырь и мастерские по изготовлению богослужебной утвари;

• Самаркандская, окормлявшая общины Маверроунахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи, современный Узбекистан);

• Винкердская (центр в Винкерде, ныне городище на границе Ташкентской и Сырдарьинской областей);

• Невакетская (центр в Невакете — название означает “Новый город” или “Новгород». Он был одной из столиц Тюркского каганата, ныне — это городище близ поселка Красная Речка в Кыргызстане). Невакетская митрополия окормляла общины Семиречья (современный Кыргызстан и Западный Казахстан). В ХI веке влияние Невакетской митрополии распространилось уже на громадную территорию, позже вобравшую в себя земли Казахстана, Восточный Туркестан и отдельные районы Сибири; митрополит носил титул “Невакетский и Кашгарский” (по городу Кашгару в Восточном Туркестане, бывшему столицей империи кара-киданей).

Кроме того, в некоторых городах имелись хорепископы (викарии), о чем свидетельствуют обнаруженные на кайраках надписи.

В сферу влияния Центрально-Азиатской Церкви входили также митрополии Шины (Китая) и Гератская (Афганистан).

В империи эфталитов, охватывавшей в Y-YI веках всю Центральную Азию, христианство было объявлено даже государственной религией; на единстве веры основывался союз эфталитов и армян в борьбе с зороастрийской Персией. Однако общенародной религией христианство в этом краю так и не стало, мирно соседствуя с буддизмом, огнепоклонничеством, племенными культами. Но существовали целые города с преобладающим христианским населением. Например Винкерд. Или располагавшийся на месте современного Бишкека, столицы Кыргызстана, — Тарсакент, название которого так и переводится — “Город христиан”. В Ургутских горах под Самаркандом располагалось христианское селение Вазкерд, со своим монастырем, ведшим разнообразную хозяйственную деятельность. Две монашеские обители находились в Восточном Туркестане. В горах Тянь-Шаня сирийскими иноками был построен монастырь Таш-Рабат, здание которого ныне считается одним из самых замечательных архитектурных памятников Кыргызстана.

Еще со времен Вавилонского плена община иудеев почитала находившуюся в Ургенче (Хорезм) могилу ветхозаветного Патриарха Иова. Позже к почитанию этой святыни присоединилась православная хорезмийская община, а затем и мусульмане. И поныне в Центральной Азии существует несколько чтимых “родников Иова”, самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ур (Шумера и Аккада).

ИСКАЖЕНИЕ ВЕРЫ
(НЕСТОРИАНЕ В СРЕДНЕЙ АЗИИ)
Говоря о средневековой истории христианства в Центральной Азии, необходимо учитывать происшедшее здесь в этот период искажение веры. После отпадения Церкви Персии в несторианство, начиная с УI века несториане стали захватывать руководство центрально-азиатскими митрополиями, а затем подчинили себе большинство христианских общин края. Православным оставалось только Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата, имевшее прямые связи с Византией и Русью. Уклонение в несторианскую ересь и связанные с этим порочные методы миссионерства впоследствии явились причиной крушения Центрально-Азиатской Церкви, происшедшего в XIY веке.

В YIII веке началось завоевание Маверроунахра арабами, практиковавшими активное обращение в ислам местного населения. В ходе войны было переобразовано в мечети и несколько несторианских храмов, Однако в целом гонений на христианство не было, и впоследствии отношение арабов к несторианам сделалось даже покровительственным. В арабском халифате выдвигались несторианские ученые и врачи, несториане занимали высокие государственные посты. Несторианский католикос-патриарх утвердил свою резиденцию в Багдаде и сделался придворным халифа. Несторианам удалось добиться указа халифа, по которому епископы мелькитов (православных) и яковитов (монофизитов) должны были подчиняться несторианскому католикосу. Затем состоялось “воссоединение” несториан и монофизитов. Этот немыслимый, с догматической точки зрения, союз двух противоположных ересей был направлен против православных. Однако в Маверроунахре, а затем и в Семиречье отнюдь не несторианство, а ислам занимает все более прочное, главенствующее положение, привлекая к себе мусульман как правительственными льготами, так и своей общепонятностью и общедоступностью.

В ХI веке начались гонения на христианство в Китае. Бежавшие из этой страны несториане обосновались среди кочевых народов и развернули проповедническую деятельность, увенчавшуюся необычным успехом. Полностью крещены были самые образованные монгольские племена — кераиты и найманы, а также сильные тюркские народы тюрок-шато и басмалов те, которые затем составили ядро армии Чингизхана. Несторианство, давшее единство веры, стало знаменем для объединения степных народов в борьбе с Китаем, пытавшимся полностью истребить кочевников. Вождями сопротивления явились ханы-несториане Уба (Уар), Маргуз (Марк), Могусы (Моисей). Чингизхану удалось объединить под своей властью монгольские и тюркские народы только благодаря поддержке хана кераитов, несторианина Тогрул-бека (которого в средневековых европейских легендах называли “царем-первосвященником Иоанном”).

ВРЕМЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Походами Чингизхана и его преемников была создана одна из величайших во всемирной истории империй, которая охватывала не только Центральную Азию, но и Персию, Китай, Русь. Хотя сам Чингизхан придерживался языческой “черной веры” монголов, но он опирался на несториан и им покровительствовал. Несторианство приняли многие ханы-чингизиды, среди них — Чагатай, владением которого был Маверроунахр, и Сартак, наследник Золотой Орды, подчинявший себе Русь. К несторианству склонялся великий хан Мункэ, организовавший так называемый “восточный крестовый поход” для завоевания Палестины. Посланные им войска захватили Персию и Сирию, а потерпели неудачу лишь из-за смерти Мункэ и вспыхнувшей затем среди монголов междоусобицы. По мнению историков, в этот период на Востоке намечалось создание гигантской несторианской империи. Однако блистательные перспективы на деле вскоре обернулись крахом несторианской церковной организации в Центральной Азии.

Почувствовав поддержку властей, несториане Маверроунахра повели с мусульманами открытую борьбу за главенство, не останавливаясь и перед оскорблением их религиозных чувств, пользуясь теми же методами крикливой и навязчивой пропаганды, что и современные протестантские секты. В результате былая доброжелательность к ним мусульман сменилась враждой. А когда монгольские ханы начали принимать ислам, несториане не сумели смириться с утратой своего влияния. Их проповедники проникали в придворные круги, где им порой удавалось окрестить какого-нибудь вельможу. Стремились они действовать и через жен знатных людей, что вызывало особое негодование мусульманской аристократии. В то же время в Центральной Азии начинают свою миссию римо-католики, применяющие подобные же методы. В результате к противостоянию исламу добавляется еще острая межконфессиональная рознь. И терпению местных правителей наступает конец: происходит уничтожение несториан в Самарканде и римо-католиков в Семиречье. Одна за другой исчезают несторианские общины по всей Центральной Азии. (Православная община Хорезма погибла еще раньше, но по иным причинам, — хорезмийцы оказали упорное сопротивление монголам, и, по приказу Чингизхана, население Хорезма было полностью истреблено, а их столица Ургенч затоплена водами Амударьи). Последнее упоминание о христианах в средневековой Центральной Азии относится к XYI веку.

О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Деятельность русских православных приходов в Туркестане начинается с 40-х годов XIX столетия после добровольного присоединения к Российской империи Казахстана и Кыргызстана и последующего завоевания имперскими войсками Маверроунахра (Узбекистан) и Закаспия (Туркменистан). Вместе с армией шли полковые священники; походные храмы размещались в палатках или шатрах из непромокаемой ткани. Вскоре православные стали создавать временные молитвенные дома, используя образцы киргизских юрт: таковы были временные храмы в Кара-Коле (”кошемный” — из кошмы, плотного войлока) и в Худжанде ( из “кокандской маты”). Уже с конца 40-х годов в Туркестане появляются русские поселенцы, первоначально — из сибирских казаков. В основанных ими станицах создаются постоянные храмы с использованием местных строительных традиций, из сырцового кирпича (пахсы). Первый такой храм был построен в станице Копальской (ныне город Копал) в 1850 году.

В выстроенных русскими укреплениях, возникающих “русских” пригородах местных городов, казачьих станицах открываются православные приходы: В 1850-х годах в форте №1 (ныне г. Аральск в Каракалпакии), в Перовском (Кызыл-Орда), станицах Большой Алматинской (на территории современной Алма-Аты), Сергиопольской (ныне город Аягуз), Лепсинской (ныне г. Лепсинск), в 1860-х годах — городские в Ташкенте, Джизаке, Самарканде, Чимкенте, Аулиэате (ныне Джамбул), Токмаке, Катта-Кургане, а также ряд в совсем небольших поселках и станицах.

В 1871 году был учрежден приход и основан храм при Ташкентском госпитале (в 50-х годах ХХ века архиепископом Ермогеном (Голубевым) этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Свято-Успенский кафедральный собор.

Первоначально приходы Туркестана были в ведении частью Оренбургской, частью — Томской епархий. Но вскоре сделалось очевидно, что для окормления паствы столь необъятного края требуется самостоятельная архиерейская кафедра.

Источник http://www.pravoslavie.uz/histor.htm

2 комментария

  • AK:

    Во-время войны Сталин разрешил религии и одна из соседок моей мамы по проезду Мархамат ходила в гости к муфтию Ишан-Бобохану. Возможно там она услышала о том что местное население когда-то было христианским. Рассказывалось это так. Кто-то обозвал ее или кого-то из татар «Ит-ногай» (ногайская собака :), а она ответила «мы настоящие мусульмане, а вас заставили силой и чтобы было видно что на шее нет креста заставили носить рубахи без воротника с открытой грудью». Насчет рубах возможно выдумка, но христианство в памяти людей осталось!

      [Цитировать]

  • Vic_Tor:

    Хрестьянская религия в Средней Азии осталось и в виде археологических находок. Например развалины хрестьянского храма приблизительно 10 века в Термезе.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.