Князь философов — Абу Али ибн Сина История Разное
Автор Alex Dalinsky.
Из дома, чуть свет я уйду за высокой звездой
Уйду от сует, что меня окружают толпой
Оставив одежду в руках материнских, уйду я.
Чтоб как Иисусу умыться святою водой
Абу Али ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина родился примерно в 980 году, в селении Афшана, неподалеку от Бухары, в семье чиновника одного из диванов. Через пять лет отец Бу Али, Абдуллах перевез свою семью в Бухару. В своей автобиографии Бу Али пишет о том, что в пятилетнем возрасте отец пригласил к нему учителя для изучения Корана. Учить Коран в пятилетнем возрасте занятие довольно трудное, а уж выучить его наизусть за год не под силу даже взрослому человеку. Книги стали его любовью на всю жизнь. Отец брал его с собой, в дальние поездки по хозяйственным делам и поручениям эмира, рассказывал историю Бухары, легенды и предания.
Кто знал тогда, что спустя годы, Бу Али придется бежать из благословенной Бухары, спасая свою свободу, талант и право думать о том, о чем действительно стоит думать? Корханид султан Махмуд непременно желал видеть в своей свите Ибн Сину. Мало было ему одного алмаза — Беруни, ему хотелось сиять так, чтобы ослеплять светом своего двора весь мир. Но Ибн Сине рот драгоценными камнями не набьешь…
Вся жизнь Бу Али — это скитания, лишения и работа на износ над своими великими книгами.
Характерно, что многочисленные критики, от Cредневековья до наших дней пытались опровергнуть его умозаключения, — и каждый раз находилось доказательство того, что он был прав!
Средневековые философы и врачеватели смеялись над его догадками о микробной природе болезней. «Он уверяет, что существуют какие то маленькие летучие твари, скрытые милостью Аллаха от наших взоров!» — Луи Пастер доказал возможность заражения воздушно-капельным путем. «Он советует лечить катаракту соком печени козы! Какое мракобесие!» — в печени козы было обнаружено огромное количество витамина А, необходимого для лечения глазных болезней. Ни единого слова неправды или заблуждения, — таков итог его трудов. Его современники обвиняли его в неуважении к Богу, наши современники обвиняли его в узости взглядов и непоследовательности и двойственности из-за веры в Бога…
Бог, в которого верил Ибн Сина не имел человеческих качеств, — злобы, ненависти, желания покарать непослушных. Скорее Он был Ученым, ставящим Великий Эксперимент. И благоговение Бу Али перед ним было сродни благоговению ученика перед шейхом.
…Нишапур. Чума. Город Тус весь переселился на кладбище, над ним стоял дым от костров, в которых сжигали умерших. Скоро и сжигать стало некому. Трупы забили каналы.
Султан Махмуд потирал руки, Ибн Сина должен был в такой ситуации обнаружить себя, — поэтому кругом шныряли ищейки Махмуда.
Бу Али сидел в ханаке и слушал рассказы путников и дервишей, прикрыв лицо. Ведь кто-то может и не устоять и продать его голову султану за мешок зерна…
Путники говорили о нем. Рассказывали легенды о своем любимом Бу Али, и он смеялся вместе с ними. В этих легендах представал забавный, остроумный, а подчас занудный и непредсказуемый образ.
-А помните, как он вылечил сумасшедшего, который возомнил себя коровой? Он пришел в фартуке мясника, с большим ножом, распугал всех чтецов Корана и завопил: «А покажите мне эту корову, сейчас я ее зарежу!»
Все смеются.
Вот таким причудливым образом воплотилось в народе его предположение о различии психопатологических расстройств от психических и неврологических состояний. А ведь у него не было лабораторий, только наблюдательность и интуиция. И огромное желание помочь страждущему.
-А еще, однажды ученики подложили ему под циновку лист бумаги. Ибн Сина пришел, сел и говорит: «Что-то я не пойму, то ли пол стал выше, то ли потолок ниже».
Бу Али улыбается, зная, что эту же историю рассказывали про Аристотеля, а теперь она осенила своей древностью его самого.
Потянуло дымом пожарищ. Бу Али вздохнул. Нет сил смотреть равнодушно на этот ужас, но как найти выход? И он придумал. Он сочинил стихи и пустил в народ. Надо сказать, что стихосложение на Востоке всегда было нежно любимым искусством, — человек мог быть неграмотным, но наизусть знать множество стихотворных строк.
В чистом воздухе паря, ядовитых змей, как мух Уксуса, нашатыря убивал великий дух Если раджи взять мискаль, и мискаль нашатыря, А потом перемешать, то, как сказано, не зря Осушивший эту смесь ощутит блаженства час И спасти она должна от любой отравы нас!
И еще – об обязательном кипячении сырой воды, о передаче болезни через воздух и воду.
Не он сам, так его стихи ушли в народ и стали спасать жизни…
Суфии говорят: «Бог лечит, а мы бинтуем», европейцы им вторят: «У Бога нет других рук, кроме ваших», русские справедливо замечают: «На Бога надейся, а сам не плошай».
В этих мудрых изречениях скрыт смысл единства Бога и человека, которому всегда следовал Ибн Сина, за что не раз его порицали и предавали анафеме.
Он говорил больному: «Нас трое – ты, я и твоя болезнь. На чью сторону ты встанешь, та сторона и победит». Как это похоже на то, что сейчас говорят нам врачи – положительный настрой решает дело.
Так в его Каноне обо всем, — проходит время, и что-то непонятное, что-то кажущееся фантазией вдруг обретает смысл и научное подтверждение.
«Ал-Канун фи-т-тиб» служил медикам на протяжении десяти веков и до сих пор продолжает служить, оставаясь актуальным. Гений Авиценны признан во всем мире, его работы публиковались на латинском языке и других языках множество раз.
«Китаб аш-шифа» ( Книга исцеления), трактующая о логике , естествознании , метафизике и математике, «Даниш-наме» (Книга знания) написанная на языке фарси, затрагивающая вопросы логики, естественных наук, философии, математики и астрономии — все это замечательные памятники передовой средневековой мысли.
Я плач, что в смехе всех времен порой сокрыт как роза Одним дыханьем воскрешен или убит, как роза. И в середину брошен я, на всех пирах, как роза И вновь, не кровь ль моя горит, на всех устах, как роза?
С этими стихами Ибн-Сины когда то горстка воинов выиграла бой, у превосходящих сил противника. Зная, что это верная смерть, защитники крепости все равно построились в шеренгу и пошли на врага, при этом распевая эти стихи хриплыми голосами на тюркский манер. И турки дрогнули… Беззаветно любившие поэзию, — они не решились выстрелить в Стихи.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.