Дина Максимовна Ходжаева (Пенсон). Часть четвёртая Ташкентцы
Дина Максимовна, переходим к Вам, с чего началось Ваше увлечение фотографией?
Когда я была в 8 классе, отец подарил каждому ребенку по фотоаппарату. Это было так естественно, что мы тоже фотографируем, что даже не было в этом сомнений. Тут надо принять во внимание два обстоятельства. Первое: мы с раннего детства жили среди сохнущих пленок и снимков, это воспринималось и впитывалось так, что учить, как составлять реактивы или заправлять пленку в бачок не надо, все было освоено и давно изучено. Кроме того, мы все помогали отцу в его «подработках», бесчисленных фотографиях передовиков и видов города, то есть, технология нами была давно освоена. Даже если бы мы только работали лаборантами, и то были бы востребованы как профессионалы.
И второе обстоятельство: был бум кино! Мы каждый день ходили в кино, не было ни одного фильма, который бы мы не посмотрели по несколько раз. Около Госпитального рынка был кинотеатр «Ударник», на «Кафанчике» был летний кинотеатр… Поэтому все дети хотели стать кинооператорами. Причем, не актерами, не режиссерами, а именно операторами. Мирон. Например, поступил в ЛИКИ, вернулся из Ленинграда в Ташкент и занялся фото. Только старшая сестра Ганя не разделяла всеобщего увлечения фото и стала энергетиком.
Вас называют «первой узбекской женщиной-фотографом», что скажете?
Я никогда не думала о званиях, о выставках и шумихе вокруг. Я никогда не фотографировала то что надо и как надо по заказу, а только то и так, как хотела сама, как бы для себя. Скрупулезно, но так получилось, что мое увлечение стало моей профессией.
Начинала работу я ассистентом известного Малика Каюмова, проработала на киностудии три года, потом перешла на телевидение.
Когда я выхожу с современных фотовыставок, у меня портится настроение от ощущения, что при таких колоссальных современных технических возможностях не улучшилось эмоциональное и эстетическое воздействие по сравнению с работами старых мастеров. Сейчас все считают себя фотомастерами, пытаются учиться. Но есть вещи, научить которым невозможно.
Самое сложное — сделать репортаж о событии.
Я много ездила как по Узбекистану, так и по разным странам мира. Сначала снимала виды и пейзажи. Потом поняла, что все эти пейзажи можно купить в виде набора открыток, так как они давно и не раз сняты мастерами. Снимать надо только людей! Убеждалась в этом в Венгрии, в Польше, в Америке, люди расскажут о стране лучше пейзажей и зданий. Например, американские хиппи, английские студенты, и дворники Парижа на фотографиях, признанных многими самыми удачными.
А сейчас, если бы Вы вышли с фотоаппаратом, на что обратили бы внимание, что стали бы снимать?
Я бы пошла на рынок Чорсу и провела бы на нем много дней. Эта такая экзотика и такой колорит, можно снимать бесконечно. Как-то приезжала школьная подруга, мы с ней ходили по базару, она фотографировала, а я подсказывала ей сюжеты. Самое ценное для сюжета, повторю, это люди их лица.
какая мускулатура у рабочего… и никаких анаболиков…
Ольга[Цитировать]
Это наверное потому, что люди работали, а не по тренажерным залам ходили!
aida[Цитировать]
Их сын учился в нашей школе(17)
, и с хорошим чувством юмора….
Я имел возможность будучи младше называть его по фамилии!
И он это принимал!
Я это помню!
И жили они за афишами 30-ки( кинотеатр на Ц-1).
Если ты в здравии , ХОДЖАЕВ, то это Даврон !
Я учился у на три-четыре года младше у Ритвиной Берты Владимировны….
DODOSH[Цитировать]
Дина Максимовна, привет Вам из Израиля! Из города Ариэль, где Вы были и мы встречались!
Леонид Ветштейн[Цитировать]