Дискотека эпохи травматизма История Разное
В 1980-м году свобода была непозволительной роскошью. Слова, поступки, манера поведения, присущие в полной мере только свободному человеку, порицались в СССР без апелляций и каких-либо оправданий. Коммунистическая мораль зорко и жестко следила за своими подопечными. Вот и наши комсомольские идеологи были недовольны:
— В бордель превратили клуб для ученых! – горячился завотделом ЦК. – Развели тут иностранную порнографию! Мы вам покажем, как надо родину уважать!
Собственно говоря, весь сыр-бор разгорелся из-за одного единственного слайда, который в общей обойме появлялся на экране во время дискотечной программы. На слайде были изображены ярко-красные губы, вытянутые в длинный поцелуй. Мы – автор этих строк и зам директора Дома молодежи Евгений Рахманов приложили руку к сердцу и что-то торжественно пообещали. Злополучный слайд больше не показывали. Маленький комсомольский вожак успокоился. Тогда он еще не знал, какой ему уготован сюрприз.
Чтобы стало понятно, о чем идет речь, позволю небольшое справочное отступление. Нынешний Shodlik Palace, что стоит около стадиона «Пахтакор», в конце прошлого века являлся Домом молодежи и находился под эгидой Центрального Комитета ленинского комсомола Узбекской ССР. В комплекс Дома молодежи входили гостиница для иностранных делегаций, посещавших Ташкент по линии бюро международного молодежного туризма «Спутник», огромный ресторан «Шодлик», выставочный зал, ЗАГС, театральная студия «Ильхом» и клуб молодых ученых, где каждый вечер проходила дискотека. Без ложной скромности скажу: в то время это была лучшая дискотека в столице. К нам приходили красивые люди. Актеры театра на Таганке, Ленкома, «Лицедеи».. Мне посчастливилось познакомиться с Инной Чуриковой, Сашей Абдуловым, Александром Збруевым, Михаилом Андреевичем Глузским, Евгенией Симоновой, Николаем Ерёменко, Борисом Хмельницким. Я дорожу короткой дружбой с Леонидом Филатовым. Удивительный человек.
Пришло время Международного кинофестиваля, который традиционно проводился в Ташкенте в четные годы, начиная с 1968-го. Город ожил и преобразился. Тысячи поклонников осаждали Панорамный кинотеатр: одни – в надежде приобрести билет на любой фильм, другие – в надежде увидеть известных киноактеров и, если повезет, получить автограф.
В ресторане «Шодлик» (по протоколу фестивальных мероприятий) устраивали фуршет для четырехсот гостей. Программа вечера была стандартной и скучной: накрытые столы и художественная самодеятельность. Ко мне подошел член совета клуба молодых ученых и сказал:
— Есть сорок человек, которые хотят провести вечер как-то по-другому. Можно устроить для них дискотеку?
Да не вопрос! Вот случай, когда можно – в обход запретам – показать новую программу: слайд-фильм «Дали». Два месяца мы создавали эту пятнадцатиминутную ретроспекцию. Женя Рахманов раздобыл через знакомых в Москве красивый и дорогущий альбом с репродукциями картин Сальвадора Дали. Дома, в Ташкенте, их пересняли, получилось около трехсот слайдов. Отобрали половину, скомпоновали по своему разумению. Нашли удачное музыкальное сопровождение.
И пробил час дебюта. В зале, за столиками – говорящие на разных языках актеры, режиссеры, сценаристы, операторы. Люди Кино. Профессионалы. Строгие судьи.
Вышел к ним, объявил: слайд-фильм «Дали» — и скрылся за белым занавесом, на который – на просвет – были нацелены два проектора «Витязь». В зал из двух сорокапятиватных колонок венгерского производства потянулись первые звуки Shine on you crazy diamond Pink Floid. Я слышал тишину по ту сторону занавеса. Чем откликнется она через пятнадцать минут?! Чем аукнется негодование комсомольского бонзы? Дали?! – сто костров на его мазню! Сюрреализм?! Нет и не будет никакого другого направления в искусстве, кроме жизнеутверждающего и правдивого соцреализма! «Мы вам покажем, как надо родину уважать!» Слайды вставлялись в гнезда проекторов вручную. Ладони взмокли.
Последний кадр. Shine on you…удаляется в коду. Вышел к зрителям. Первое, что увидел, — огромные глаза Михаила Андреевича Глузского: «если вы сошли с ума, — то я с вами».
Сколько длилось молчание в зале, не помню. Евгения Симонова отпила из пустого бокала. Поднялся сирийский режиссер и зааплодировал. Вслед за ним встали другие. Я улыбался и глотал слезы. Первые слезы свободы.
Завотделом слёг. Через три недели появился. Шёлковый. Вкрадчивый. Оказывается, нам разрешили в рамках какого-то концерта показать «Дали» в Доме знаний (ныне – Русский драмтеатр).
1980-й год не был щедр на радость. Мир покинули вокалист австралийской рок-группы AC/DC Бон Скотт, вокалист и гитарист британской группы Joy Division Ян Кёртис, ударник Led Zeppelin Джон Бонэм, советский актер, поэт, исполнитель Владимир Высоцкий, французский певец Джо Дассен, в Нью-Йорке был убит Джон Леннон…
Завотделом сообщил: дискотечный репертуар будет раскроен так: семьдесят процентов – советская музыка, тридцать (а лучше – меньше!) – зарубежная. Приговор окончательный.
Я уволился в канун дня рождения ленинского комсомола. Получил полный расчет и соответствующую печать в трудовой книжке. Директор Дома молодежи попросил отработать самый последний вечер – собиралась вся элита ЦК ЛКСМ. Оратор произнес слова поздравлений и пожеланий. Минута была торжественная. Усилить ее было просто необходимо. Я включил на полную мощь гимн Советского Союза. Все встали. Они еще не знали о том, что у музыкального комплекса венгерского производства имелось две «вертушки» – и на второй наготове ждал диск с записью того же гимна. Когда собравшиеся на свой праздник комсомольцы собрались садиться, гимн зазвучал снова. Я стоял и с удовольствием во второй раз слушал музыку Александрова. Завотделом зло вращал белками. Его бесили моя наглость и его бессилие. Я стоял навытяжку с серьезным лицом. Но душа моя ликовала.Я был свободен.
Михаил Абдуллаев
Опубликовано в журнале Snobs Collections
В 1980 среди ровесников был бум: все говорили о какой-то необычной дискотеке в Доме знаний. И мы пошли после работы несколько человек. По тогдашним меркам конечно это было событие:сюрр Дали на большом экране и музыка Pink Floyd хорошего качества на хорошей аппаратуре… не дома для себя, а официально разрешено для всех, это был прорыв, во всяком случае, необычно.
Скляревский Е.[Цитировать]
Иногда хорошо быть маленьким человеком. В эти годы в школе работала. Никаких ограничений на развлекательных мероприятиях не было. Ребята танцевали под ту музыку, которую приносили. И слайды, снятые с зарубежных журналов, показывали. Уроки — другое дело. Но там программа…
НаталиМ[Цитировать]
В школе были ограничения, школа обязана была проводить официальную политику, и это все принимали как должное ( в 70-х еще было уважение к власти). Зарубежную музыку крутили в частном порядке. В 1976 на свадьбе я услышал DeepPurple, в 77 на дне рождения однокласники «тащились» под LedZeppelin, в 78 весь класс уже прыгал под «Полет на Венеру» BoneyM. В тоже время был и советский шедевр «По волне моей памяти» Тухманова. Потом уже до народа дошел «русский рок» (в 1980 одноклассник привез из Москвы катушку Машины Времени), но это следующая эпоха «пофигизма» и «шлангизма».
AK[Цитировать]
(Извиняюсь, если подобный пост уже писала).
У нас в Нукусе в 70-е-80-е годы передовую музыку гоняли по радио наши ребята-«шарманщики» (официальное название — радиохулиганы). Они не-знаю-из-чего сооружали радиопередатчики, каким-то образом выходили в эфир и вели прямо-таки передачи, не хуже сейчашних FM (на уличном, конечно, жаргоне). А мы, девочки, млели у приемников, слушая доморощенных Сев Новгородских. Их периодически отлавливали, «шарманки» их конфисковывали. По возвращению из ментовки, «шарманщики» опять невесть-из-чего сооружали свои передатчики и снова выходил в эфир. Над нашим районом проходила взлетно-посадочная полоса, недалеко были гражданский и военный аэродромы, а также воинская часть с секретным химическим институтом . Наверное, западная музыка им мешала… А дискотек у нас не было — были танцы в парке.
Фарида[Цитировать]
В Нукусе 4 года работала дискотека «ABC», которой помогла техникой ташкентская дискотека «Оникс». Технику развили техники АБС, которые работали в авиаотряде. Сколько вертушек и стробоскопов было снято с Яков и Ту-шек, сколько светофоров получено в ГАИ — промолчу……
«ABC» занимала первое место на самых первых конкурсах (организованных ЦК УзЛКСМ, МинКульт и Узсовпрофа»). Эти конкурсы проходили в Навои (ДК «Фархад», в ДК ТашГу и в Нукусе — как признание одного из центров Диск. движения). Оценивался тех. уровень, новизна и качество цвето-звукоэффектов, умение схватить и держать внимание зала во время тематических программ, «завести» и «распрячь» танцзал и пр.
В Навои мы «давали» «Хоакина Мурьету» Рыбникова в слайдах и с мим-группы. В ТашГу дали «О времени и себе», в которой в слайд-фильме, музыкой и текстом ставили вопрос о смысле жизни (конечно не в смысле тогдашних сов-парт установок). Повторили программу в Нукусе, после которой дискотеку закрыли за то, что в ней была (лигь вскользь !) тронута тема коррупции (что было актуально во период «застоя» — Брежнева). В этой теме местная номенклатура увидела намек на себя (хотя мы и не думали об этом).
Но до этого спрос был такой высокий, что могли позвонить из КабМина или Обкома и попросить пару билетов для своих детей, которые не успели их купить :о)
От комсомола курировал нас Саша Вашурин (был классный и настоящий авторитет молодежи в Нукусе, без комм. и идеолог. предрассудков).
Хорошие были времена для расцвета дискотек — конец 70-х — начало 80-х годов ! :о). Потом начался деграданс во всех отношениях — от цвето-звукоэффектов, а тематические программы типа Дали сменились просто танцами :о(
Кто-то наверное помнит эти конкурсы в ДК Фархад, в ТашГУ и пр.
Арслан[Цитировать]
» ОНИКС »
от завода МИКОНД, так называлась
дискотека в «Шодлике», и это был самый продвинутый проект 80-х в мире современной музыки Ташкента . Там собирался весь эстрадный бо-монд столицы.
Именно там мы впервые увидели и услышали Чюрлёниса, джазовые программы со слайдами настоящего Луи Армстронга и многое другое.
Хочется напомнить имена талантливых ребят, которые делали эти программы:
Михаил Затучный
Александр Попов
Игорь Блидарев
Владимир Шевцов и другие.
Виолетта, Ташкент-Воронеж
Виолетта[Цитировать]
потом дискотеку (1983 и далее) в Шодлике долгое время вёл Андрей Галямин и она называлась «Прогресс».
А в Доме Знаний была не менее популярная дискотека ( кажется «Грамофон») и ещё у них же показывали замечательные ретроспективы фильмов с участием известных мировых звёзд. Мне довелось там посмотреть немало фильмов( включая совсем ранние) с Джеком Николсоном, не забуду толпы людей на мультфилмы Уолта Диснея -) да, это были замечательные времена начала перемен
BlackFox[Цитировать]
Прекрасно помню дискотеку «ПРОГРЕСС» и «ГРАММОФОН».
Вот интересно было бы посмотреть фото! Наверняка у кого-то сохранились.
Виолетта[Цитировать]
Дорогая Виолетта,
я Александр Попов, спасибо что не забыли «Оникс» от «Миконда». Но там в список непременно надо добавить и Алексея Летуновского — нашего главного технаря и администратора, и мастера на все руки Дмитрия Поцелуева, и директора Дома культуры завода «Миконд» Кудинова, Гену Кравченко и Андрея Галямина и несколько других замечательных ребят, имен, которые вот так, сразу, к сожалению, не могу вспомнить.
А вот Михаилу Абдуллаеву я бы хотел напомнить, что во второй половине 1970-х в «Шодлике» была дискотека «Ильхом».Она начала работать еще до описанных им событий и до того как там сложился экспериментальный театр под руководством Марка Вайля, который так и не покинул Ташкент, где и был убит несколько лет назад. Царство ему небесное!
И не надо пускать нюни о «первых слезах свободы». Время было жесткое, но если бы не комсомол не фига бы не было. Там было немало нормальных людей.
Так вот в «Ильхоме» ведущим программ был я, а президентом Сергей Коваленко. Еще в 1976 г. мы получили в Риге на Межреспубликанском конкурсе дискотек диплом «За высокое идейно-политическое содержание» программы «Оглянись во гневе» — концепт молодежный протест и рок-музыка, формат — слайд-фильм почти на час.
Тогда же, в Ригу надо было ехать с названием, наша дискотека получила название «Ильхом», поскольку в Шодлике был клуб творческой молодежи «Ильхом».
«Ильхом» был одной из первых дискотек (тогда говорили дискоклубов, чтобы советизировать западное слово) в СССР. Раньше нас, начали, насколько я знаю в новосибирской «Терписхоре», где все держалось на Гене Алференко — (фамилию сейчас не могу вспомнить). Во всяком случае в Москве тогда хватало ума только на чтобы устраивать лишь танцульки в студенческих клубах под пластинки. У нас диско-вечер состоял из двух частей. Сначала — тематическая программа («Древнерусское искусство» — самая первая программа, премьера в кафе музея через дорогу от гостиницы «Ташкент»), «Цветная музыка Чюрлениса», «Оглянись во гневе», «Город» о ташкентском землетрясении, «Клавишный король Рик Уэйкман» («Шесть жен Генриха VIII», «Мифы и легенды о короле Артуре») и т.д. и т.л. Слайдфильм (рекордом была демонстрация слайдов вручную на 15 проекторах) поддерживался цветомузыкальной партитурой. Для этого был изготовлен специальный цветоорган. Потом — танцы.
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть и напомнить Михаилу Абдуллаеву, что все началось в 1976 г. с дискотеки «Ильхом», а основателями были Сергей Коваленко и я. Сергей — впоследствии наш президент — добился поддержки от горкома комсомола (была там замечательная девушка Рита) поддерживал дальше отношения с официозом (нелегкое это было дело), а я занимался художественной частью, хотя четкого деления не было.
Имею полное право сказать и за всех ребят и наших прекрасных девчонок, что с нами тогда были (одна из них -Татьяна — с тех пор моя жена) — мы были первыми.
Помню как благодаря Сереже и его знакомым в ЦК ЛКСМ Уз. нам удалось посмотреть на экране рок-оперу «Томми».
У меня до сих пор сохранились на кассетах некоторые программы. Жива и виниловая коллекция. Недавно вновь раздобыл «Четвертую рок-симфонию Имантса Калниньша». Она тогда была музыкальным стержнем программы о Чюрленисе.
Сохранились и фотографии. Часть именно из Шодлика. Будет время, попробую выложить.
Сейчас работаю в Москве шеф-редактором туристического журнала Destinations. Автор нескольких книг по этой и близким темам. Пару лет назад побывал в Ливерпуле, внимательно прошелся по битловским местам. После этого написал тематический путеводитель «Ливерпуль. «Битлз», который вышел в издательстве «Вокруг света». Так сказать, книга жизни.
Помню Арслана из Нукуса. Правильно пишешь, что во второй половине 80-х началась деградация. Мы слишком рано появились. Но не факт, что оказались бы востребованными позже, когда наступило царство попсы.
Привет тебе, дружище.
И Фариде о «шарманщиках». В Ташкенте это началось во второй половине 1960-гг. Горжусь, что был одним из них. Мой позывной был сначала «Риголетто», волна доходила до Бричмуллы (это где-то 50 км.). Потом, после знаменитой встречи радиооператоров на сквере в Ташкенте в конце августа 1968 г. и ее разгона милицией — «Старый злой юноша», «Лейтенант» и что-то еще. Выходили в эфир в эфир, крутили музыку, у меня была программа «Истина». Тогда, в 16 лет, я думал, что ее знаю. Газета ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» в разгромной статье о радиохулиганах писала: «Готовит свою передачу «Истина» и Риголетто из Ташкента. А работники милиции Ташкента, готовят им (радиохулиганам) ответ «Что есть истина».
Диско-привет всем на этой странице.
Александр Попов[Цитировать]
Hi Jesus!
Если тебе что-нибудь говорят имена — Олег Каленский,Саша Мосолов,Эдик Фадеев,Петя Табаков — отзовись,напиши на raimond@list.ru
Александр[Цитировать]
Здравствуйте Александр.
Я начинал дискотеки в Ташкенте с 1979 года.
Моя первая называлась «Прогресс» от дома культуры завода УЗБЕКХЛОПКОМАШ, вторая «Лидер» от дома культуры «Ровесник» Хамзинского райисполкома, третья в Интерклубе Ташкентской комсомольской школы актива ТРКШа, четвертая дискотека «Центр» от дома культуры Агрегатного завода и последняя та же дискотека «Лидер» но уже в парке культуры им. М. Горького.
Мы с вами встречались на конкурсах и в Доме Знаний.
У меня ваша статья вызвала всплеск воспоминаний, и я с огромным желанием хотел бы пообежаться по волнам моей памяти, если не вощражаете, то с вашим участием. Вы пишите про книги и работы связанные по этой и близким темам. Где можно с ними ознакомиться, прочесть. Сегодня я все еще в Ташкенте. Прошлое, связанное с дискотеками Ташкента, для меня так же дорого, как и вам. Поделитесь ссылками.
С уважением,
бывший диск-жокей
Ильдар Талачев.
Ильдар[Цитировать]
Ильдар, это Александр Попов. Можешь ответить?
alexandrpopov@yandex.ru
Александр Попов[Цитировать]
Саша меня зовут Сергей.Живу на ул.Навои тебя помню.Фадеев вМоскве Табаков умер Мосолов в Ташкенте.С приветом!
Сергей[Цитировать]
Саша привет!
Дискотеку » Ильхом» в подвале гостиницы «Шодлик» буду помнить всю жизнь.
Это не забываемо. Был почти на всех программах, но особенно запомнилась посвященная » Pink Floyd».
Мы приходили большой группой: Сашка Покусаев ( Паныч), Володя (Грек)…
Ностальгия…
Спасибо тебе и всем кто над этим работал!
Береги себя!
Борис[Цитировать]
Александру Попову.
* * *
Саша, прочитала твой ОТВЕТ.
Как ты всё хорошо помнишь, до мелочей!
Конечно, вы это делали, варились в этом,
а мы потребляли и радовались.
Да, дискотека «ИЛЬХОМ» гремела по городу и туда невозможно было попасть.
Думаю это было лучшее музыкальное сообщество даже
во всем СССР,
ну может ещё в Питере мутили что-то подобное.
Будем ждать твоих ретро-фото.
Рада, что ты побывал в святая святых — Ливерпуле,
музыкальной столице мира,
городе рождения The Beatles,
ведь мы все вышли из… БИТЛЗ.
lvioleta@list.ru
Violeta[Цитировать]