История и фотолетопись Туркестана: часть 1 История Старые фото
Пишет Олег Николаевич. (Это сотая статья Олега Николаевича, поздравляю! Предлагаю учредить звание «Заслуженного исследователя и летописца Ташкента» и присвоить его нашему любимому автору)
Как говорили классики: «…наши сети опять что – то там притащили…». А притащили они очень интересный проспект о выставке, состоявшейся в 2007 году в Москве в Государственном музее искусства народов Востока, что на Никитском бульваре 12 а в «Доме Луниных» великого архитектора Жиларди. Если образцы керамики и прочих археологических ценностей на фото всего лишь картинки, то старые фотографии на фото это свидетели эпохи… Тем более ЕС выложил на сайте последнее виденье самаркандских чудес архитектуры, теперь есть с чем сравнивать, что было и что стало…
Из проспекта я извлёк тексты очерков о Туркестане и о Фотографах в Русском Туркестане. Для начала три фотографии И. Введенского 90 — х годов XIX века, далее выложим остальные. А фото знатные, по крайней мере, я их ранее не встречал…
Туркестан («Страна тюрков») – персидское слово. Этот термин начал использоваться в Иране для обозначения территории севернее Амударьи в раннем средневековье (с VI века), когда Сасанидская империя столкнулась с Тюркским каганатом.
Сасаниды считали, что Туркестан был населен кочевниками-тюрками. Однако то, что они называли страной тюрков, на самом деле было территорией, на которой располагались несколько самостоятельных регионов – Согд, Тохаристан, Чач, Фергана, Семиречье и др. – с ираноязычным населением, имеющим свою древнюю историю и культуру. Начавшийся в раннем средневековье активный процесс переселения в эти регионы тюрков привел к изменению этнической картины и закрепил в истории за этими землями термин «Туркестан». Однако в европейской науке не обошлось без путаницы в названии этой части Азии, которая продолжается и до сих пор.
В первой половине XIX века европейские исследователи Е.К.Мейендорф и А. фон Гумбольдт вводят в науку понятие «Центральная Азия» (Zentral-Asien) для обозначения внутренней части материка, реки которой не имеют стоков в Мировой океан. В свою очередь российский востоковед отец Иакинф Бичурин, переводивший китайские источники, называет эти земли Средней Азией. Но в подавляющем большинстве в России XIX века предпочитали использовать термин «Туркестан».
Во второй половине XIX века Туркестан, на территории которого в это время располагались Бухарское, Кокандское и Хивинское ханства, стал объектом экспансии Российской империи. В 1865 году русскими войсками был взят Ташкент, а в 1867 году образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое с 1886 года официально стало называться Туркестанским краем. Включение в состав империи новых земель повлекло за собой пристальный интерес к ним российских и европейских исследователей – географов, востоковедов и представителей других областей науки. Тогда благодаря стараниям русских и европейских географов были определены границы Туркестана и обозначено его место в пространстве Центральной Азии. Согласно В.И.Мушкетову1, границы Туркестана пролегали на западе по линии Мугоджарских гор и Устюрта, на востоке – по Джунгарскому Алатау, Тянь-Шаню и Памиру, на юге – по Копетдагу и Хорасанским горам и на севере – по Тарбаготаю и Арало-Иртышскому водоразделу. Эти же границы Туркестана приводит и В.И.Масальский в своем труде «Туркестанский край»2.
Важной чертой политики России в Туркестане было повышенное внимание к изучению истории и культуры этого края. По существу, со второй половины XIX века пишется история Туркестана, в работе над которой наряду с востоковедами приняли участие и археологи.
1 Мушкетов В.И. Туркестан. – 1886.
2 Масальский В.И. Туркестанский край. – 1913.
Показательно, что русским офицерам, участвовавшим в походе на Хиву в 1873 году, была роздана инструкция, написанная талантливым востоковедом, членом Русского археологического общества П.И.Лерхом. В ней содержались рекомендации по розыску, описанию и сохранению археологических, нумизматических, эпиграфических и этнографических памятников. Не стоит забывать, что археология как наука переживала в то время период становления, и об археологах-профессионалах, специализирующихся на изучении памятников Туркестана, говорить еще не приходилось. Не случайно первые раскопки на городище древнего Самарканда Афрасиабе были проведены в 1874 году майором Борзенковым по приказу начальника Зеравшанского округа генерал-майора А.К.Абрамова. Но вряд ли стоит иронизировать по поводу первых археологических опытов в Туркестане, тем более, что и знаменитый востоковед В.В.Бартольд не преуспел в своих попытках проводить раскопки на Афрасиабе.
Интерес к древностям, найденным в туркестанской земле, как среди специалистов, так и среди коллекционеров (не только российских, но и европейских) был очень велик.
И, конечно, одним из наиболее массовых материалов, представлявших древнюю и средневековую культуру Туркестана, были керамические изделия.
Политические изменения, произошедшие в России в 1917 году, отразились не только на появлении новых государственных образований (создание в составе СССР в 1924 году союзных республик Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан), но и на терминах, которые использовались для обозначения занимаемой ими территории. Слово «Туркестан», в котором почему-то стали слышать негативный оттенок, постепенно вышло из употребления, уступив место термину «Средняя Азия».
Что касается названия региона, то в конце XX века оно вновь претерпело изменение.
После распада СССР и образования на месте союзных республик независимых государств Среднюю Азию стали именовать Центральной Азией, очередной раз внося путаницу в научную литературу.
Фотографы в Русском Туркестане
Изобретение фотографии в XIX веке открыло перед человечеством новые возможности, некоторые из которых современники не могли оценить в полной мере. Время показало, что фотография — это не только искусство, но и исторический источник. Местная экзотика, которую снимали европейцы, оказавшиеся в Туркестане в конце XIX начале XX века, со временем исчезла. И только благодаря фотографиям до нас дошли лица людей, детали быта, одежды и обстановки тех лет. Именно благодаря фотографиям мы знаем, как выглядели памятники Туркестана сто лет тому назад, когда они сохраняли множество деталей, утраченных в наши дни.
Можно себе представить, как воспринимался человек с фотоаппаратом в Туркестане в конце XIX — начале XX века. Это были совершенно разные люди, разных профессий и сословий — исследователи и профессиональные фотографы, члены императорской семьи, высокопоставленные военные и простые фотографы-любители. Каждый из них оставил свою страницу в истории Туркестана. Многие из этих страниц стали легендами.
Так, одно из преданий, окружавших туркестанские фотографии тех лет, гласило, что знаменитый фотограф Надар, будучи уже в преклонном возрасте, совершил путешествие в Среднюю Азию. Там он отснял ряд памятников Самарканда, Бухары, Хивы и Мерва, а после возвращения во Францию сделал отпечатки на фирменных паспарту, которые затем прислал в Санкт-Петербург, в Императорскую Археологическую комиссию. В этом не было никакого сомнения, поскольку крупноформатные сепийные (коричневатые) фотографии были наклеены на его паспарту (подложки) — с надписью:
«Medaille d’or 1878, 8 diplomes d’honneur dernieres expositions, Grand prix, Paris 1889. Nadar. 51, rue сГАгmaiои. Office general de la photographie. Produits-Appareils. 53, rue des Mathurins, Paris. Le son n’a pas de succursale».
Совсем недавно удалось установить, что путешествие совершил все-таки не он, а его сын — тоже Поль Надар. П.Надар-отец — знаменитый французский фотограф, имевший с 1853 года фотозаведение в Париже, действительно в 1878 году получил Золотую медаль за свои работы, а в 1889 году — Гран При, но чуть раньше, в 1886 году он оставил фотографию и передал свою мастерскую сыну. Сын продолжил его дело, и при оформлении отпечатков в ателье он, по-видимому, использовал паспарту, напоминавшие о заслугах его отца и заявлявшее о его собственных успехах.
Большое внимание фотографии уделялось со стороны русской императорской семьи.
Так, в Научном архиве ИИМК РАН хранится альбом снимков по Туркестану, принадлежавших Великому князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу и его сыну, августейшему президенту Академии наук Константину Константиновичу. Кто исполнил снимки, собранные в этом небольшом альбоме, неизвестно. Определенно можно сказать, что альбом был преподнесен великому князю Константину Николаевичу, являвшемуся председателем Русского Географического общества.
На одной из фотографий из этого альбома, сделанной в 1860-е годы, запечатлен на
маз, совершавшийся на площади перед Арком Бухары ). Неординарность этой сцены привлекла множество зрителей, которых мы видим на плоских крышах строений.
Русские военные в Туркестане достаточно рано начали заниматься фотографией, оставив нам неоценимое наследие.
На выставке представлена уникальная фотография генерала от инфантерии Александра Виссарионовича Комарова (1830–1904) – «Караван невесты». По окончании в 1855 году Академии Генерального штаба Комаров до 1883 года служил на Кавказе, занимая должности военного начальника Южного Дагестана и начальника Кавказского военно-народного управления. В 1883 году он был назначен начальником Закаспийской области. На фотографии «Караван невесты» его почерком проставлена дата «1871 г.», следовательно, по какой-то, скорее всего служебной, надобности в том году А.В.Комаров был в Средней Азии и сделал несколько снимков. Не всегда сведения литературных источников являются неоспоримыми, как в данном случае.
Судя по всему, к фотографированию были приобщены и жены военных. Так, Любовь К.Полторацкая, вероятно, супруга генерал-губернатора Семипалатинской области В.А.Полторацкого, вместе с мужем совершила путешествие по Семипалатинской области, результатом которого стал фотоальбом «Виды и типы Западной Сибири», включивший более 50 снимков. Это ценнейший этнографический источник, за который в 1879 году Л.К.Полторацкая получила серебряную медаль от Русского географического общества. На выставке представлены две ее фотографии – семья султана и свадебный наряд невесты. В фотоальбоме это раскрашенные акварелью фотографии.
Военная администрация Туркестана уделяла много внимания составлению подробного описания края, включая фотографии. По распоряжению Туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана I-го известным востоковедом А.Л.Куном был составлен «Туркестанский альбом», с фотографиями Н.Н.Нехорошева. На снимках запечатлены архитектурные памятники Самарканда, Ура-Тюбе, Ходжента, Ташкента, а также этнографические типы и занятия местного населения.
В 1890 и 1896 годах Центральную Азию посетил Валентин Алексеевич Жуковский (1858–1918), иранист, профессор, член-корреспондент Академии наук (с 1899 г.). Он закончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета в 1880 году и работал в области персидского языка, литературы, фольклора, этнографии и истории Ирана. Ему принадлежит археологическое исследование о древнем Мерве1. В 1896 году Археологическое общество удостоило его за эту работу большой Золотой медали. Исследование основано на материалах поездки В.А.Жуковского в Мерв в 1890 году на средства и по заданию Археологической комиссии2.
В 1890-е годы в Центральной Азии работали фотографы Г.А.Панкратьев, И.Введенский и В.Ф.Козловский.
Жуковский В.А. Древности Закаспийского края. — 1894.
Бартольд В.В. Памяти В.А.Жуковского // Бартольд В.В. Сочинения, том IX. — М., 1977.
Г.А.Панкратьев — капитан русской армии, фотограф-любитель, работавший в Самарканде в 1894-1904 годах, которому покровительствовал граф Н.Я.Ростовцев. На полученную от него стипендию в 300 рублей фотограф исполнил самый полный и детальный, по сравнению с предыдущими изданиями, альбом памятников древности города Самарканда и его окрестностей. Альбом, снабженный переводами С.А. Лапина куфических и арабских надписей на мавзолеях, был выпущен в продажу всего в нескольких десятках экземпляров, по весьма недорогой цене. В 1904 году Г.А.Панкратьев покинул Самарканд и выехал на службу в г. Ковно.
Фотограф-любитель И.Введенский работал в Самарканде наиболее активно в 1894 — 1897 годах. На его высококачественных фотографиях в одном из углов стоит тисненый штамп «И.Введенский». В.И.Масальским были опубликованы его фотографии1, почему-то приписанные Н.П.Петровскому.
Фотограф-любитель В.Ф.Козловский снимал в 1880-90-е годы. Его сепийные фотографии наклеены на белые паспарту с типографской надпечаткой золотом по углам рамки-виньетки и оттиском в правом нижнем углу снимка «В.Ф.Козловскiй». Именно об этих фотографах Ю.Якубовский2 писал, что часть негативов уже портится, тогда как памятники разрушаются. Поэтому Ю.Якубовский предлагал местным музеям для издания полного и недорогого альбома самаркандских памятников древности использовать эти негативы.
Масальский В.И. Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества, том 19. — СПб., 1913.
Туркестанские ведомости. — 1904, ¹ 140.
В те же годы в Центральной Азии много работал Ф.Ордэ (Н.Орде, Н.Орден). В «фотографическом мире» идут постоянные споры о его имени, но не это самое главное. Ордэ – мастер портера и съемки вещей. Его снимки, из которых на выставке представлены «Богатый наряд сартянки», «Бухарцы», «Сартские детские игрушки» и «Детские глиняные игрушки», – неоценимый этнографический материал, позволяющий увидеть, какими были обитатели Средней Азии в конце XIX века, какие игрушки были у детей.
Начиная с середины 1920-х годов археолог А.Ю.Якубовский исследовал архитектурные памятники Средней Азии, в том числе мавзолеи Тюрабек-ханым, Шейха-Шерефа, Наджи-ад-дин-Кубра, Фахр-ад-дин-Рази, цитадели Ак-кала и Таш-кала, городища, караван-сарай в Куня-Ургенче, другие памятники Туркмении. Также он обследовал памятники Шахрисябза, Самарканда и Бухары. Одновременно он фотографировал быт и обычаи местного населения (ремесла, торговля, этнографические типы, одежда).
Э.Кон-Винер, профессор, археолог из Германии, фотограф-любитель – в 1924-25 годах путешествовал по Средней Азии, снимал в Бухаре. На выставке представлен его снимок мавзолея Исмаила Самани, который хранится в Научном архиве ИИМК РАН.
В 1936 году в экспедициях под началом А.Н.Бернштама фотосъемкой занимался В.А.Лавров. Ему принадлежат фотографии росписей в мазарах Айша-биби и Джантай.
Старые фотографии – приоткрытое окно в прошлое. Они всегда трогательны – ведь то, что на них запечатлено давно кануло в небытие. Но туркестанские фотографии вызывают особое чувство… Что значил человек с фотокамерой в тогдашнем Туркестане, еще недавно жившем по законам средневековья? Только ли косые взгляды и брань неслись ему в след, или в спину летели комья глины? Как ему удавалось уговорить местных женщин, привыкших закрывать лица, спокойно позировать перед объективом? А грозных и очень важных мужчин в золотошвейных халатах убеждать сохранить свои изображения для потомков? Об этом мы можем только гадать. В чем не приходится сомневаться, так это в том, что перед нами бесценная летопись подлинной истории Туркестанского края.
Спасибо за интереснейший, профессионально подготовленный и аргументированный материал.
М.Фукс
mark[Цитировать]
Здесь не упоминается «Туркестанский альбом» фон Кауфмана 1871-72гг. Только этнографическая часть с портретами и сценами из жизни содержит порядка пяти сотен фотографий. Посмотреть можно на сайте kungrad to4ka com
AK[Цитировать]
AK _ «Здесь не упоминается «Туркестанский альбом» фон Кауфмана 1871-72гг. Только этнографическая часть с портретами и сценами из жизни содержит порядка пяти сотен фотографий.»
Странно Вы читаете текст: «Военная администрация Туркестана уделяла много внимания составлению подробного описания края, включая фотографии. По распоряжению Туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана I-го известным востоковедом А.Л.Куном был составлен «Туркестанский альбом», с фотографиями Н.Н.Нехорошева. На снимках запечатлены архитектурные памятники Самарканда, Ура-Тюбе, Ходжента, Ташкента, а также этнографические типы и занятия местного населения…»
А это о чём! Прочтите ещё раз…
ОлегНик[Цитировать]
Действительно, пропустил этот момент. Предлагаю в таких статьях выделять фамилии жирным шрифтом для удобства чтения.
AK[Цитировать]
Потрясающе интересно!
Иосиф[Цитировать]