Уйгуры Узбекистана Разное

На землях Узбекистана уйгуры появились еще в XV-XVI вв. В документах того времени они называются кашгарцами. Массовое переселение уйгуров в Среднюю Азию относится к XVIII-XIX вв., в особенности в годы, последовавшие за подавлением антикитайского восстания 1862-1878 гг. За указанный период на территорию Кокандского ханства переселилось от 85 до 160 тыс. кашгарцев.

Сохранился записанный рассказ одного из очевидцев заселения уйгурами Ферганской долины Паджа-Ходжи Искандиярова: «Когда мы переселились из Кашгарии в эти места, в Узбекистан, мне было 5-6 лет. Тогда приехали наши отцы и деды группами по 5-16 семейств верхом на ишаках и остановились в местности, называвшейся Токанзор, что означает в переводе «камышевые заросли». Пришлось бежать из Кашгарии, так как наступали тяжелые времена из-за восстаний Ети-ходжи и Чангирхана против китайцев».

В Ташкенте позднефеодального периода в районе расположения Кашгарских ворот существовала махалля «Кашгар» («Кашгарка» — этноним, до сих пор сохранившийся в топонимике города). Насчитывалось 127 домовладений. Основное население — переселенцы из Кашгара. Главное занятие — торговля. Имелись базар, караван-сарай, мечеть и др. Позднее уйгуры оседали и в Паркенте (ныне Ташкентская область).

В последующие годы уйгурские отходники в одиночку и небольшими группами с семьями и без семей приходили на сезонные работы в Среднюю Азию. Этот стихийный поток из года в год возрастал.
Прибывавшие на территорию современного Узбекистана, в частности в Кокандское ханство, уйгуры в основной массе были земледельцами (полеводство, садоводство, огородничество). Для домашних нужд они занимались и скотоводством, поскольку переселялись на свободные, чаще всего заболоченные, земли. Позднее туркестанские власти стали предоставлять переселенцам эти земли на льготных условиях сроком на 10 лет, по истечении которого все хозяйства облагались денежными податями и повинностями.
Имея богатый эмпирический багаж знаний по земледелию, уйгуры приспособляли, казалось бы, негодные земли под разведение риса, а холмистые участки засевали зерновыми и масляничными культурами. Пытались даже заниматься хлопководством.
Уйгуры устраивались работать в районах и городских центрах в сфере обслуживания: мельниками, лепешечниками, пекарями, поварами, сапожниками, плотниками. Широко были развиты и домашние промыслы: прядение хлопка, шелкомотание из коконов, плетение циновок из камыша, выделка узорных войлоков и ковров, которыми занимались только женщины.

В общей массе туркестанские уйгуры являлись малограмотным народом. Грамотность среди них колебалась в отдельных районах от 8-9 % до 20-24%. До 1910 г. полностью отсутствовала медицинская помощь.
В годы первой мировой войны в Туркестан, в том числе и в Фергану, прибыло на заработки несколько десятков тысяч уйгурских рабочих из Китая (по соглашению с китайским правительством). Значительная их часть затем вернулась на родину, но немало осталось в Фергане навсегда. Среди коренных национальных меньшинств Узбекистана уйгуры занимали четвертое место.
Уйгуры активно включились в социалистическое строительство. Они создали кашгаро-джунгарские секции и ячейки, работавшие по развернутым культурно-просветительским программам.
В начале 20-х гг. в Узбекистане имелись уйгурские сельсоветы. В 1937 г. уже было организовано свыше 60 уйгурских колхозов. В домах появилась европейская мебель, патефоны, радио. Некоторые колхозы были электрифицированы. Занятия в школах проводились на родном языке. В 1936 г. имелось около 5 тыс. учащихся. Кадры учителей готовил уйгурский педагогический техникум в Андижане. В предвоенные годы появились кадры национальной интеллигенции — ученых, писателей, агрономов, врачей, инженеров.
В Ташкенте издавались учебники, оригинальная и художественная литература, выходила газета «Шарк хакикати» на уйгурском языке. Кроме того, в Узбекистане в 30-е гг. выходила уйгурская газета «Кун чикиш хакикаты» (тираж 5000 экз.). Распространение грамотности сопровождалось развитием уйгурского языка и письменности.
Перед войной активная деятельность в области просвещения и культуры нацменьшинств была свернута. Многих известных уйгур, и в первую очередь представителей интеллигенции, обвинили в шпионаже в пользу Китая.

Новая крупная группа уйгуров в Узбекистане и в других республиках Средней Азии появилась в конце 50-х — начале 60-х гг., и опять по соглашению между советским и китайским правительствами. В основном они расселялись в Андижанской, Ташкентской областях и Ташкенте.
В Узбекистане проживают потомки трех групп уйгуров: кашгарлыков, таранчи и долонов. Последние являются потомками ассимилированных уйгурами кыргызов. Живут они в основном в кишлаке Долон Шахриханского района Андижанской области и отличаются некоторыми чертами культуры и быта. Потомки кашгарлыков расселены в основном в Ферганской долине, городе Ташкенте и Ташкентской области.

За годы Советской власти официально процент роста уйгурского населения не только не увеличился, но даже резко сократился. Если, например, в 1926 г. в Андижанском округе было зарегистрировано 30 757 уйгуров, то в 1979 г. — 11 867. Уйгуры по разным причинам меняли свою национальность. Этому имелись объяснения. Увеличился рост узбекско-уйгурских браков. Помимо близости культур двух народов, присутствовали и другие факторы, провоцировавшие смешанные браки. В 30-е гг. уйгурских юношей не брали в армию. Поэтому многие девушки коренных национальностей выходили замуж за уйгуров, чтобы уберечь в будущем своих сыновей от военной службы.
Для уйгурской культуры характерно смешение с национальной культурой узбеков, а по существу они составляют единое целое, что объясняется не столько фактором влияния, сколько фактором схожести, восходящим к далекому прошлому. Некоторые различия наблюдаются лишь в языке, но и он, сохраняя особенности кашгарояркендовского диалекта уйгурского языка, впитал в себя много элементов узбекской лексики. Наибольшее сходство в национальной культуре и языке наблюдается у последних переселенцев из Китая и Казахстана, в основном потомков таранчи, проживающих в Ташкенте и Ташкентской области.
В материальной культуре уйгуров много национальной специфики. Традиционными остаются строительная техника, планировка жилища. К новым элементам можно отнести увеличение количества комнат, выделение специальных комнат для детей, особенно школьников, вынос очага для приготовления пищи из жилого дома в специальную постройку, оформление традиционного айвана в виде застекленной галереи. Наружные деревянные поверхности уйгурского дома оформляются резьбой с традиционным орнаментом. Жилые комнаты, как и прежде, украшаются вышитыми полотенцами, занавесями и подушками. Техника вышивки различная, в основном «гладь с закрепом». В одной из комнат устраивают «кан» — теплую лежанку (в Ташкенте и Ташкентской области). В уйгурском дворе обязательно имеется «тонур» для выпечки лепешек, традиционный очаг каминного типа «молочак» для приготовления пищи (в Ферганской долине), цветник, где излюбленными цветами являются бархатцы, розы, «петушиные гребешки», базилик. При усадьбе — огород с традиционной системой полива, виноградники.
Пища по составу также остается национальной. Наиболее известные блюда — лагман, мампар, манты, санза и др. И, конечно, знаменитые уйгурские лепешки.
Традиционной одежды в основном придерживаются представители старшего поколения. По-прежнему пользуются спросом уйгурские ювелирные изделия, в том числе знаменитые кашгарские серьги. Но полный комплект женской национальной одежды, в том числе халат и безрукавку с характерным (маньчжурским) вырезом, можно наблюдать лишь у артистов во время выступления. Отметим, что для уйгуров, до переселения в Ферганскую долину, не было характерно ношение паранджи.

Во многом традиционными остаются обычаи, связанные с семьей и браком. Основной формой в структуре семьи уйгуров является малая семья, состоящая из 5-8 чел. двух или трех поколений. В то же время число неразделенных семей достигает 30-35 %. Семья по-прежнему играет важнейшую роль в трансляции этнических стереотипов, в частности в передаче национальных традиций и языка.
Из традиционных элементов свадебной обрядности фиксируются сватовство, договор о расходах жениха на свадьбу (селик), в который входят и расходы на подарки родственникам невесты, подарок матери невесты за ее воспитание (анилик), свадебное застолье (той), чтение никах и др.

Одна из черт национального характера уйгуров — жизнерадостность, веселье и музыкальность. Особенно развито песенное творчество. Еще в 20-х гг. в Ферганской долине имелись коллективы художественной самодеятельности уйгуров и драматические кружки «кок куйнак». В 1935 г. в городе Андижане был создан уйгурский театр. В 1966 г. провел свои первые выступления уйгурский ансамбль песни и танца под руководством народного артиста Узбекистана Гани Ташматова. Уйгурский инструмент под названием «кашгарский рубаб» давно занял прочное место среди музыкальных инструментов узбеков и таджиков. Значителен вклад уйгуров в узбекское музыкальное искусство. Помимо Ганижона Ташматова, это народные артисты Узбекистана Халижон Кадырова, Гульнара Маваева, композитор Шахида Шаймарданова и мн. др.
Рубоб

Дап

Доланский рубоб

Сатар

Гиджак

Дутар

Калун

В целом для уйгуров Узбекистана наряду с сохранением традиционных элементов культуры характерны и широкие заимствования у других народов. С другой стороны, самобытная культура уйгуров обогатила материальное и духовное наследие своих соседей. Строительное дело уйгурского населения оказало влияние на характер ферганской архитектуры и искусства. По утверждению В. А. Успенского, современный узбекский чанг был занесен в Среднюю Азию через кашгарцев. В жилых домах и мечетях Багдадского района применяются раздвоенные оконные ставни. Уйгурские национальные блюда стали достоянием кулинарии всех народов Среднеазиатского региона.

По преданию, бытующему среди уйгур, присутствуют общие корни в этногенезе уйгур и хорезмийцев. Это, в частности, выражается, в том что танцевальное искусство и тех, и других отличается особой веселостью и игривостью.

В Узбекистане образовалась целая плеяда деятелей науки и культуры уйгурского происхождения: крупный деятель сценического и музыкального искусства Джалал Асимов, филологи Мурат Хамраев и Асым Бакиев, поэтесса Рахиля Хапизова, востоковед Махмуд Кутлуков, художник-керамист Таджибай Мирзаев, историки Ирпан Тухтаев и Анвар Бутаходжаев.

Литература
{1} Амитин-Шапиро 3. Л., Юабов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935. С. 71-81.
{2} Гинсбург А. И. Узбекистан: этнополитическая панорама, очерки. Документы, материалы. М., 1994. Т. 2. С. 268-273.
{3} Захарова И. В. Уйгуры//Народы Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1963. Т. 2. С. 488-526.
{4} Она же. Материальная культура уйгуров Советского Союза. ТИЭ, 1959. Т. 47. С. 215 -298.
{5} Карпов В. Сезонники-уйгуры//За партию (Ташкент). 1929. №9/10.
{6} Материалы по истории и культуре уйгурского народа. Алма-Ата: Наука, 1978. С. 219.
{7} Никольская Г. Б. Некоторые данные об отходничестве из Северо-Западного Китая в Туркестан (в конце XIX — начале XX века) // Труды ТГУ. Ашхабад. 1962, Ст. 194, С. 49-60.
{8} Она же. Выходцы из Синь-Цзяна в Туркестане в конце XIX — начале XX в. Авто-реф. дис. … канд. ист. наук. Ташкент, 1969.
{9} Решетов А. М. Современные этнические процессы у уйгуров Средней Азии и Казахстана // Этнические и историко-культурные связи тюркских народов СССР. Алма-Ата, 1976. С. 88-90.
{10} Революция и национальность. М., 1937. № 12. С. 64-65.
{11} Рузиев М. Возрожденный уйгурский народ. Алма-Ата: Казахстан, 1976. С. 213.
{12} Савуров М. Д. Уйгуры кишлака Долан Московского района Андижанской области Узбекской ССР // Краткое содержание докладов Среднеазиатско-кавказских чтений. Л., 1979. С. 3-4.
М.Д. Савуров   источник форум о танцах

43 комментария

  • Рано:

    Chon Rahmyat. Ochen interesno

    • Асия:

      Вся беда уйгуров именно в лишении буддизма. Идиоты 30 лет воевали друг с другом, чтобы отказаться от него. Именно буддизм спас бы народ от насильственной и ненасильственной ассимиляции. Никогда бы не стали ханьцами, а были бы уважаемы в мире, как тибетцы. А что толку им от ислама? Невежество одно. И никто не встал на защиту из так называемых братьев по вере. Поделом уйгурам! Так и происходит с тем, кто предает веру предков.

  • Уйгур:

    Схожесть культур и языка основной фактор ассимиляции. Те потомки уйгуров я думаю уже на 100 % считают себя узбеками. Ушедшие в 30-40 годах в Турцию уйгуры с Бугра ханом уже во втором поколении стали турками. Если бы уйгуры верили в буддизм то уже давно стали бы ханьцами и показывали свою принадлежность только на каких нибудь карнавалах.

  • Хаджаакбар:

    Асиа у нас в ташкенте ест очен плохой выражения (ты чо казах что ли) это когда человек тупит не по детски !!! :-)

  • Виктор Арведович Ивонин:

    В начале 90-х годов в Алмааты был издан фундаментальный труд по истории туркестанских уйгур. В нём я вычитал интересную вещь о том, что после восстания уйгур в Китае только в Ферганскую долину прибыло 300 тысяч уйгурских беженцев. Но ещё интереснее другая цифра. По переписи населения 1989 года в Узбекистане насчитывалось только 30 тысяч уйгур. Вот и встаёт вопрос. Куда же остальные делись?

    • Bobon:

      Zdrastvuyte.Mojete dat ssilku na etot fundamentalniy trud.Spasibo zaranee.

  • Хаджаакбар, только глупый человек восхваляет только свой народ и презирает других. Я уважаю казахов и считаю сравнение с ними комплиментом. Нам бы поучиться у них доброте, широте души, желанию познавать. Ундак карангу, надан болман.

  • Вот это и есть отсутствие старого Ташкента. когда никто не бахвалился своей национальностью. Мы просто все были одной ташкентской нацией. А в среде казахов я прожила три года и они не менее дружелюбный и открытый народ. чем уйгуры. узбеки и принимают гостей. как в наших махаллях.

  • Совершенно верно, Людмила. К сожалению, многое из того доброго наследия утеряно навсегда. И все вдруг вспомнили, что они самые-самые в мире, а остальные — отстой. Это страшно. А шовинизм в мозгах всяких хаджаакбаров — это вообще бомба. Не хочу, чтобы мои уйгуры были такие узколобые и косные. Большинство — не такие, к счастью.

  • Уйгурка:

    Асия, я не знаю, где ты живешь, но живя в Казахстане постоянно слышишь и знаешь, как они ненавидят уйгуров, для них мы стали, как ты говоришь-отстой, хотя в Советские времена все их вообще за людей не считали, но сейчас они накапали нефть и всё они — звезды и другие для них никто, они стали страшные националисты.И несмотря на это наши очень к ним хорошо относятся. Какого-то х…. рады, что наши женятся и выходят замуж за них, а они нас в грязь втаптывают, хотя они всегда враждебно и настроены и всегда против этого.

  • Уйгурка:

    Они против того, чтобы наши женились и выходили замуж за них. И правильно, я тоже против, они становятся красивее за счет нас!

  • leonid:

    Для «Хаджаакбара» ну что ж, когда нечем гордится в этой жизни, когда нет «родины и флага» можно вспомнить, что «мы АТА-ТУРК», что лагман самый вкусный и самса. Кстати на сколько я знаю, в коране нет каких либо сносок о национальном принадлежании.. И не надо благодарить Аллаха, за то что ты уйгур, благодари за то что ты мусульманин и мужчина..

    А это для «Уйгурки» специально, про Казахстан, второе лицо в Казахстане премьер-министр Карим Масимов, не уйгур ли по национальности? В вооруженных силах РК полно старших офицеров- уйгуров.
    Женщина, не надо на этом сайте блевать национализмом, не позорьте свою древнюю нацию..
    если у Вас лично нет согласия с казахами, не думайте что так у всех..

    • Руслан Курбанов:

      Я художник. Стою на Алматинском «АРБАТЕ». И ни один казах художник никогда н подошёл и не сказал мне — ты уйгур убирайся… А наоборот мне помогают.

  • Уйгурка:

    леонид, я стала блевать только после того, как мне уже надоело молчать. Я не беру это с потолка, а говорю о том, с чем сталкиваюсь очень часто, правда только в последние годы.
    У меня лично все нормально, не нормально, что в общем касается моего народа. А чтобы здесь куда-нибудь выбиться нужно записаться и сделать так , чтобы тебя считали к…….., иначе Масимов бы не сидел там , где он сейчас.
    Флаг есть еще с 1933 года, Родина тоже и гордится есть тоже до фига чем. Я думаю ни тебе решать кого и за что благодарить мы сами разберемся.

  • leonid:

    Масимов, никогда казахом не был он уйгур.. и сам это говорил. Казахи, какие бы они не были, приютили вас на своей территории, а Вы такое им пишите.. честно говоря я первый раз такое читаю.. У меня полно друзей уйгуров, и я ни разу от них такого не слыша, что прочитал в ваших комментах.

  • Уйгурка:

    Естественно все знают, что он уйгур, но говорит он другое, потому что нельзя по-другому и сами казахи мне насчет этого не раз приводили примеры. Во-первых мы всегда здесь жили, во-вторых я им, конечно, благодарна ввиду того, что когда Казахстан стал независимым нас конечно могли бы отсюда попросить, что в принципе часто происходит, но спасибо нашему президенту который все это сдерживает.
    И что такого страшного у меня написано? Они с гордостью соглашаются, с тем что они националисты. А вы такое чувство, что с луны свалились и ничего такого не знаете и не слышали. Я, конечно, понимаю вам надо выслужиться, но ничего ужасающего я не писала. До свидания!!!!!!!!!!!

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Уйгурке. Это Вы сейчас с огнём играете. Дело в том, что со времён Римской империи известен тезис: — «Разделяй и властвуй». А вот делят людей всегда по четырём вещам — по национальности, по языку по религии, по бедным и богатым. Это именно те вещи которыми стравливают людей друг с другом. Результат всегда известен. Недавняя резня в Кыргызстане тому свидетельство. Там хорошо поработали иностранные спецслужбы сумев натравить одну нацию на другую. А делается это для того, чтобы ослабить государство, ослабить власть и ввести страну в состояние хаоса. При этом, под шумок, всё разграбить, а руководителей государства сделать своими марионетками и качать из страны национальные богатства. Конечно все мы люди разных национальностей, разного достатка и разного воспитания и говорим на разных языках. Но наши национальные особенности, быт, традиции, предпочтения давно изучены и описаны учёными. Этим занимается особая наука — этнография. Но обычный человек книги по этнографии не читает, а потому пытается создать свою собственную бытовую национальную теорию и рассуждает о ней, как правило, на кухне. Там он говорит о казахах, о том какие они плохие, а уйгуры хорошие, о том как казахи мешают жить уйгурам. И уйгуры в этом не одиноки. Точно также делают все другие. Они тоже с утра до вечера на кухне говорят о том, какие они хорошие, а другие мешают им жить. Всё это потому, что легче всего свалить свои проблемы, неудачи и неурядицы на кого-нибудь рядом. Встретился на кухне с любимой подружкой, пожаловался, обругал соседа другой национальности и на душе легче стало. Сам себя убедил в том, что не сам виноват, а кто-то другой. Вот этот то кухонный национализм и раздувают иностранные подрывные структуры. Это их метод свершения цветных (банановых) революций. Естественно, что национальные противоречия были, будут и останутся. Но нужно иметь волю и разум, чтобы не доводить их до взрывоопасного уровня, поскольку нужно понимать, что всё это обернётся страшными последствиями, и неминуемо отразится на Вас и Ваших детях. Так что возьмите себе за правило, никогда не говорить о других национальностях скверно, никогда не винить их во всех грехах и Ваших собственных просчётах. «Не вините и не судимы будете» — гласит библейская мудрость и подобные слова наверняка есть в Коране.

    • Рустам Т.:

      ага, во всем виноваты америкосы и империалистическая рука Запада, гыыы ))) пиши еще!!!

  • leonid:

    Я не выслуживаюсь, а пишу от души.. просто обливать грязью целый народ, просто так, из-за того что у вас лично, что то не сложилось- мягко говоря, не хорошо… мира вам и мудрости.. прощайте..

  • Уйгурка:

    Вам легко рассуждать, потому что вы не слышали, что говорят про ваш народ.
    Что вы называете обливать грязью?Вы что-то преувеличиваете все в разы, я не написала ни одного оскорбительного слова, в отличие от вас. Если бы послушали, что говорят они про нас,хотя вам то что… . Все правильно делаете в Казахстане за казахов, в России за русских и т.д.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Уйгурке. Ну если уж речь о моём народе идёт, то тут всё просто. О нас не просто говорили. Нас собрали всех и отправили в лагеря. Один из десяти выжил. Выпустили и оставили в вечных спецпоселениях, за выход с территории которых полагалось 25 лет каторжных работ. Так вот, несмотря на это, я не озлобился и не обращаю это в ненависть к людям тех наций, которые это делали. Я понимаю, что дело не в нации, а в том, кто заинтересован в разжигании межнациональной вражды. Так и с Вами. Дело не в казахах, а в тех кукловодах, которые натравливают казахов на уйгур. А борьба с этими кукловодами дело государства. Это оно обязано по Конституции обеспечить мир и спокойствие своих граждан. И если государство не видит этой проблемы и своими спецслужбами, средствами массовой информации и другими структурами не принимает меры, то это очень плохо. И в таких условиях необходимо действовать через свои национальные культурные центры и доводить остроту проблемы до правительства и Президента. Самим муссировать этот вопрос не нужно, а вот ставит в известность, тех кому положено отслеживать психологический климат в обществе, развитие социальных процессов и своевременность решения межнациональных проблем знать это необходимо. Иначе «когда рак на горе свистнет» будет поздно.

  • Уйгурка:

    Полностью с вами согласна, что нам ничего не решить. Но там наверху хватает таких людей которым все это и нужно и вы прекрасно знаете, что они там ничего решать не будет это всю жизнь было и будет, они просто сдерживают ситуацию, чтобы дело не дошло до того как Киргизии. Но и на этом спасибо.
    И я не хочу, чтобы были какие-то междоусобицы, никого натравливать не собираюсь, вы думаете мне хочется, чтобы пострадал мой народ? т,к. в такой ситуации оно только, так и может быть. Просто хочу , чтобы никто никого не притеснял, все жили нормально.
    Что-то никто не обращает внимания, как они других в комментах поливают грязью,конечно, им то можно. И никакого правосудия в данном случае не добиться, т.к. мы же у них в гостях.

  • Асия:

    Дорогая соотечественница! Все, что вы вменяете в вину казахам, как справедливо отметил Виктор Арведович, прет сейчас и из уйгуров, и из узбеков, и из русских и т.д. Не уподобляйтесь! Живите достойно, не пресмыкаясь перед казахами и другими, а просто видя в них таких же, как мы людей и все будет в норме. Отвратительного в мире много, но много и хорошего. Не превозноситесь, а именно держитесь достойно. Мы не хуже, но и НЕ ЛУЧШЕ казахов. Я люблю свой народ до боли в сердце, но амбициозность некоторых, самоуверенность и хамство раздражают непомерно.

    • Руслан Курбанов:

      Асиям молодец сыз!!! Маштак иттищ киряк!!! Яман яхши иткан сыз!!! Алмутулык «Арбатка» килин мян ряссам сурят сызнын ясаймян

  • Асия:

    Мне абсолютно не интересно, к какому этносу принадлежит Масимов. См он неоднократно заявлял в сми, чтобы уйгуром его не называли. Это его дело. Если он уйгур и не хочет, чтобы знали об этом — его внутреннее дело. Уйгуры от этого не обеднеют. Если он стесняется своей национальности, то он ущербен, и тогда это тоже его проблемы.

    • Азиз:

      Я Вас абсолютно поддерживаю, Асия, не бывает плохих наций а бывают плохие представители этих наций, я уйгур, среди казахов у меня много друзей, которые поддерживали меня в горе, и разделяли мою радость.

  • Асия:

    Спасибо, Азиз! Я рада, что вы не из тех уйгуров, которые ненавидят казахов и не из тех казахов, которые ненавидят уйгуров.

  • Тошкентлик:

    Горжусь тем, что Я уйгур и тем, что Я из славного города Ташкента)))

    А вот казахи и киргизы меня удивляют! Всегда встревают там где о них и ни слова. Вечные притензии, мол уйгуры их не любят, узбеки их не любят и т.д. Асия сама начала здесь заварушку, а потом сама же говорит мол нет плохих наций, при этом обвиняя в завуалированном виде уйгуров в национализме.

    У вас что, комплекс?

  • Асия:

    Да и я не стесняюсь, что уйгурка. Но во мне нет как комплексов, так и национального чванства, к тому же ничем не обоснованного. И другие народы меня не удивляют. И никому не нужна уйгурская любовь, не обольщайтесь! Тем паче казахам и киргизам. Они менее всего зависят от наших ощущений, точнее не зависят совсем. Я признаю очевидное: биз китап окумаймиз, бир биримизни көрәмәймиз, башқилар билән петишмаймиз, аилимизниң ичидә мәдәнийәтсиз биз. Зато бизниң көкригимиз hесаптин ташкир.

  • индира:

    я чуть не здубарела покамись прочитала все комменты,очень благодарю за всех,кто написал! Если говарать о нас,значить мы живем и Мы богатейший народ,земля,история, флаг и герб есть,но нет независимости( Надо скорбить не казахов иль узбеков, а китайцов «уроды»! Люблю свой народ… «Уйгурстан не обозначена на карте,но есть в сердце каждого уйгура»!

  • Уйгур с Алматы:

    Обсалютно согласен с Вами Индира, Я тоже прочитал много итересного, Судя по первому коменту Асии она буддистка и живет в китае, но любит Уйгуров!
    2)Что здесь потеряли Людмила, Леонид и Виктор???
    3)Ходжи Акбар, Мән Ташкентта боғанда хелә Уйғурла билан тонуштум, бирақ немишка сила Ташкентта Уйғурча сөзлимайсила? Өзбәкчә сөзләйсилә! Биз Алумутида Һәммә Уйғурла Уйғурчә сөзлаймиз!
    4)И Мәйли сан Уйғур боғин, Қазақ, Татар, Орус, Озбәк, Турк,Һәмимизниң баридиған йери бир!!!
    А КОММЕНТАРИЙ НАДО ПИСАТЬ КАК РАНО!!!

  • Ефим Соломонович:

    Ребята, дорогие уйгуры, не надо вам спорить об самих себе. Вы, Уйгуры, являетесь одной из самых древнейших наций, пожалуйста, прочтите книги по истории, ведь первые летописцы и толмачи были уйгуры, самые лучшие повара топ — класса, опять таки уйгуры, первые проводники путешественников по Китаю , тоже были уйгуры, а самые красивые девушки в Алма-ате кто, конечно же, уйгурки. Все нации и народы одинаковы, как говорили в советские времена, — «Яшасин халклар дустлиги», от себя добавим, ва хечким кам булмасин. Мы все любим Уйгуров и гордимся тем, что этот древнейший народ живёт рядом с нами.

  • Индира:

    Ефим Соломонович спасибо вам за ваши слова о нас» очень уважаю тех, кто не (-) об этом!!!

  • Давлят:

    Ассаламу Алеёкум хаммимизгя!мян уйгур,Киргизстанда яшаймян!мян менин милити ан яхши корумян!Уйгур с Алматы-ха тогра дяйсиз Узбякистанин уйгурлири унин Ана-тили бильмяйдо,хаммя узбяк тилида гяп килидо,лекин шу ярдя уйгур мяктяплирини йок,гезитлярни вя радиодики уйгур тилидя йок!бирак Алмутида шундак жик уйгур мяктяплирни,гезитлярни бар!мян бир вакиття анлидим-Казахстанда радио уйгур тилидя бар!Мана, нимишкя силяр Алмутидики Уйгурлири силярнин Ана-тилида созляйсиляр!
    менин Вятяндя(Киргизстан)уйгур тили билидигян адямни яман аз(керилар яхши билидо),лекин Бишкяктя уйгур яшлири анчя-мунчя билидо(чушяндиридо,бирак гяп килмяйдо)!

  • Альбина:

    да вы все нацисты хренов!!! у меня все друзья из разных наций никогда такого деление не было.

  • Арсен:

    если будете так себя вести уйгуры вас выгонят и казахи и узбеки все все все. будьте благодарны е мое. и так вас весь мир не любит

  • Анатолий:

    Вообще мне многое не понятно… Что за битье себя пяткой в грудь??? И главное зачем?

  • ЕС:

    Комментирование закрываю так как пошла неинтересная перебранка. Если есть хорошие материалы об уйгурах — присылайте, опубликую