Улица Шелковичная и почему базар в Ташкенте называется Алайским Искусство История

Прислал Джаббаров   Арслан  Ташпулатович. (Текст  отредактирован по согласованию с автором. Е.С.)

Дина Рубина внесла сумятицу в сознание коренных ташкентцев  своим  воспоминанием о прогулках по шелковичному саду на улице  Шелковичной. И отнесла этот объект к саду дома Половцева, где по её мнению был тутовый сад.  Конечно  его там никогда не было и быть не могло. Писатель, а тем  более такой как Д. Рубина имеет право на вымысел, а мы, простые смертные любим конкретность и ради неё докапываемся до истины. Если бы Д. Рубина просто спросила своего отца, ташкентского художника Илью Давыдовича Рубина, который ежедневно проходил по этой улице на работу в Театрально-художественный институт, (ныне старинное здание института снесено вместе с новым учебным театром и на его месте разбит  скверик), он умерил бы её фантазию.

Теперь уже известный  и востребованный израильский портретист, когда-то в Ташкенте вынужден был, как и большинство преподавателей- художников  колымить написанием портретов Маркса-Энгельса и членов Политбюро.  И. Рубин мог эту хренотень сварганить да за один день. Тогда это называлось халтурой. Помню в году 1973 Илья  Рубин ходил по институту и с воодушевлением говорил всем, что рассказ его дочки опубликован в «Юности». Никто в это не хотел верить, журнал был интересным, пробиться в него было трудно, он считался крамольным, его не разрешали распространять даже в библиотеках Советской Армии. Но когда журнал пришёл в  библиотеку института все убедились в его правоте. Правда тогда ещё никто не предполагал, что рождается новая литературная звезда, которая войдёт в когорту самых известных русскоязычных  писателей Израиля, а значит и всего русскоязычного мира, автор 50 книг. Ведь во многих еврейских  семьях в Ташкенте росли  маленькие  писатели и обычно дело заканчивалось тем, что  вундеркинды  вынужден был писать диссертации своему шефу, вплоть до назначения того Академиком. Действительность несколько иная.

На улице Шелковичной, впоследствии правая часть которой была переименована в улицу  Германа Лопатина, первого переводчика «Капитала» К.Маркса на русский язык, была  основана школа шелководства  аж в  1872 году и просуществовала 11 лет, до 1883 года, когда  была закрыта за ненадобностью. Дело в том, что ещё генерал фон Кауфман пригласил из Бухарского эмирата бухарских евреев, которые  занимались производством шёлковых тканей  и  их крашением. Его эмиссары убеждали будущих переселенцев, что в Ташкенте они не будут преследоваться по религиозному принципу и это вдохновило членов общины на переезд. Да и внутренние распорядки в гетто Бухары были очень  обременительны и для многих освобождением был переезд в Ташкент, где не было такого  оголтелого антисемитизма и строгой, почти тюремной самодисциплины внутри общины.  Эмир бухарский своим указом приказал членам общины строить дома ниже на один метр, чем мусульманам и, чтобы ходить  дома   не сгибаясь, члены общины вынуждены были углублять помещения и строить ступеньки вниз на метр. Учитывая, что у всех остальных жителей кибитки были маленькие, хуже всех условия проживания были у бухарских евреев и многие с благодарностью воспользовались приглашением фон Кауфмана. Ещё более тяжёлым было положение тех из них, кто под угрозой смертной казни принимал ислам. Их называли «полуеврей –полумусульманин»  или «чала», т.е. неполноценный мусульманин, как у православных «выкрест». Они внешне принимали обряды ислама, но дома, втайне оставались верными иудаизму. Селились «чала» отдельно и сочетались браками только между собой, так как ни мусульмане, ни  истинные иудеи не отдавали за них своих детей. Ташкент выводил их из этой изоляции, они могли здесь смело возвращаться в свою веру, но конечно фамилии у них оставались, в основном, прежние — мусульманские.

В русском Туркестане им разрешили заниматься не только выделкой тканей, но и торговлей, что запрещалось в Бухаре, и генерал фон Кауфман всячески поощрял этот новый для них вид деятельности. Русские мануфактурщики, убедившись в порядочности членов общины, давали им долгосрочные кредиты. Но в политическом плане ограничения оставались. Так евреям и татарам русские администраторы запрещали покупать землю в сельской местности в  собственность  и они вынуждены были жить только в городах. Закон от 3 мая 1882 года запрещал евреям и татарам, которых не относили к местному населению даже селиться в сельской местности, хотя евреи жили здесь с незапамятных времён. Царское правительство прекрасно понимало, что рождаемость в городах ниже, чем в сельской местности  и  чтобы ограничить рождаемость некоторых наций, ограничивало их проживание на селе. Правда и русским разрешалось селиться только на вновь освоенных землях и категорически запрещалось выкупать землю у местного населения. Фактор религии как «этнодифиренцирующий» в Ташкенте для бывших поданных Эмира ослабевал  и постепенно происходили браки между ними  и  местным населением  и  с  европейцами.  А также между евреями бухарскими и европейскими.

Так один из основателей узбекского  государства  Акмаль Икрамов  был «чала», но  уже его дед стал муллой, его так и звали «джугут домулла»-еврей мулла, а жена его была европейской еврейкой. Евгения Зеленкина,  до своего ареста  работала  председателем Наркомзема  Узбекистана. После ареста, в  Таштюрьме она быстро умерла. Её  подвесили на выкрученных руках к потолку и через шесть часов она скончалась от разрыва сердца. Судьба самого Икрамова была страшней. Его пытали в Московском НКВД очень долго. Во время приговора соратники по партии Зиновьев, Бухарин и другие, приговорённые к расстрелу выглядели более менее нормально,  наверное  это были загримированные актёры. Под  Икрамова никого  нельзя было загримировать, в Москве не было артистов такого типажа. Его вынуждены были показать в естественном виде.  А.Икрамов был избит до неузнаваемости и в последнем слове он промолвил еле слышно: — «вы меня превратили в животное».  Расстреляли его 13 марта 1937 года на полигоне Коммунарка, также  впоследствии были расстреляны и пять его братьев. Его  отца  сбила насмерть военная машина, тогда это был распространённый вид убийства в НКВД.  Шёл 1937год. Об этом можно  прочитать в книге его сына  Камила  Икрамова  «Дело моего отца», которая есть на этом сайте, а также в  воспоминаниях Камила.

Фон Кауфман  выделил беженцам из Бухары участки земли в этом  районе и они быстро подняли его  на ноги. Чтобы поставить ткачество на современную основу и  была открыта  школа шелководства, для обучения передовым методам этой отрасли переселенцев из Бухары. Но школа была открыта  на улице уже ранее называвшейся  Шелковичной. В слободах, где люди занимались определённым видом деятельности, по русскому обычаю улицы назывались в честь профессий основных жителей.  Так получилось  и    с   Шелковичной. Быстрое развитие машинного ткачества в России и экспорт хороших и добротных тканей подорвал экономику  бухарско-еврейской  общины. Банкротство следовало одно за другим и жители  стали искать другие способы заработка. Мне это напоминает нынешнюю ситуацию, когда китайский , более дешёвый текстильный ширпотреб забил все магазины и базары Узбекистана и полностью развалил здесь ещё советскую  текстильную и швейную промышленность. Работавшие раньше также и в этой отрасли люди вынуждены искать работу за пределами страны, став каменщиками и бетонщиками. В   Бухарском эмирате большинство людей было неграмотно, это касалось  и в первую очередь евреев, в лучшем случае заканчивающих религиозную школу при синагоге. Говорившие на таджикском языке они в первых поколениях улицы Шелковичной плохо воспринимали русский язык. Родным   для   них   оставался   таджикский,   вплоть    до эмиграции в  Израиль в 80-90 годах 20-го века. Переучиваться им было некогда, надо было кормить многочисленные семьи и они быстро переквалифицировались в доступные тогда профессии, чистильщиков обуви, а позднее занялись и ремонтом обуви, стали парикмахерами и т.д. Причём добивались в своей профессии совершенства и передавали свои навыки по наследству. И когда, уже в конце 20 века, самолёты  с эмигрантами из Узбекистана приземлялись в Тель-Авиве, таможенники удивлялись, что за  нация — где большинство сапожники и парикмахеры.

Институт шелководства был создан в 1929 году и никакого отношения к этой улице не имеет. Тем более, что его филиалы есть в каждой области и там обширные сады тутовника. Сам институт до недавнего времени располагался в Калининском районе, а затем переехал на окраину Ташкента в Шейхантаурский  район, на улицу Ипакчи 1. Директором школы шелководства  при её основании был назначен русский путешественник и биолог Василий Фёдорович  Ошанин , специально приглашённый на эту должность из Санкт-Петербурга. До этого он изучал производство шёлка в Италии, и в  должности  директора  был от открытия школы и до её закрытия. И дом он купил себе на этой улице.

Ошанин
Это не фотография Василия Фёдоровича,  а хорошо прописанный портрет, сделанный в 10-х  годах прошлого века.

После краха шёлкового  бизнеса в этом квартале Ташкента и ликвидации школы шелководства он занялся своим любимым делом – путешествием, вплоть до  назначения его в 1877 директором женской гимназии около Сквера.  Только недавно руководство страны решилось снести остатки Храма, принадлежащего Учительской семинарии и женской гимназии, построенного ташкентским  купцом (советником коммерции), Николаем Ивановичем Ивановым, за которым числится, кроме  учительского Храма  ещё церковь в Пишпеке (Бишкек) и три церкви в сельской местности. Так как он и другие герои этого очерка жили на Шелковичной, о них и пойдёт речь далее. Вынужденный перерыв между преподавательской работой был для Ошанина очень плодотворным, он открыл  и описал один из величайших ледников Тянь-Шаня, который  назвал именем своего друга – ботаника А.П. Федченко.

Сейчас из-за глобального потепления  ледник катастрофически уменьшается и уже потерял 44 кв.км. первоначальной площади и по прогнозам гляциологов  исчезнет до конца этого века. Федченко , исследователь Средней Азии, открывший и описавший Заалайский хребет, житель Ташкента и  сам мечтал подняться на этот ледник, но погиб во время небольшого тренировочного восхождения в Швейцарии у горы Монблан. Его проводники при восхождении бросили его, заболевшего, на произвол судьбы, а когда вернулись утром  с   врачом,   Федченко был  уже мёртв. Там, у подножия этой горы  и был  похоронен наш земляк  Федченко А.П.

А. П. Федченко
Фотография ташкентца  Алексея  Павловича Федченко, сделанная незадолго до смерти.

Несмотря на раннюю, в 29 лет смерть, он много сделал для описания нашего края. Супруги Федченко приехали в завоёванный  Туркестан одними из первых после начала колонизации города. Уже  в октябре 1868 года они поселились в Ташкенте, где и прожили до 1871 года. Здесь у них родился сын. Вдвоём  исследовали Зеравшанскую долину, горный Таджикистан, озеро Искандеркуль,  Алайскую  долину. Они же первыми  увидели   самый  высокий пик  Заалайского хребта   и  Федченко  дал ему название — пик Фон Кауфмана. Так он назывался до 1928, когда его переименовали в пик Ленина. Именно в Ташкенте он начал писать свою знаменитую книгу – «Путешествие в Туркестан». Как и его друг Федченко,  Ошанин полюбил  Памир и использовал каждую возможность, чтобы попасть туда. Особенно плодотворной было для Ошанина  путешествие  в составе Алайской  военной экспедиции, руководимой генералом Скобелевым. В этой экспедиции он участвовал в качестве  энтомолога. Со своим сачком  он добрался вместе со Скобелевым до вершин Алайского хребта, по реке Мук-су, таким образом открыв истоки Аму-Дарьи. Экспедиция была настолько плодотворной, что в Ташкенте в честь её успехов была названа улица на окраине города, а потом и знаменитый впоследствии базар. Никому и в голову не приходит, что Алайский базар называется в честь хребта разделяющего Таджикистан и Киргизию, и никакого отношения к Узбекистану не имеющего. Но во времена Скобелева и его экспедиции эта часть мира управлялась из Ташкента Туркестанским генерал – губернатором, а  экспедиция генерала Скобелева была послана по его инициативе. Не дай бог кому-нибудь придёт в голову переименовать базар, как когда-то переименовали Тезиковку в Октябрьский базар в честь Октябрьской революции. Ничего путного из этого не получилось. Народное название живо до сих пор. Хотя название – Октябрьский базар звучало анекдотично и назвавший его так, наверное, был  человеком  с юмором.

В 1872 году в Ташкент правительством  Империи был сослан первый переводчик на русский язык «Капитала» К.Маркса и его личный  друг,  Герман Лопатин. Сам известный литератор, он был в друзьях у Герцена, Виктора Гюго, Достоевского, Тургенева, Энгельса  и многих других знаменитых деятелей литературы и философии. В России тогда был расцвет литературы. Перевод он не закончил и в дальнейшем это сделал другой русский экономист Даниэльсон. Из Ташкента  Лопатин  уехал для отбывания ссылки в Вологду и как всегда бежал за границу. Его пребывание на этой улице и послужило поводом для большевиков при приходе к власти переименовать часть  Щелковичной улицы его именем. По разным источникам в Ташкенте он прожил  до 3 лет, работая бухгалтером в частном банке. Повезло Ташкентскому банку, в котором старшим экономистом работал переводчик «Капитала». Ведь сам Маркс был простым  экономистом. Именно здесь   он продумывал свои ошибки и дальнейшую    деятельность по реорганизации  «Народной воли». Ошанин  дал гарантии Ташкентскому руководству, что в Г. Лопатин не будет заниматься в Ташкенте  политикой и руководители города разрешили ему поселиться в  доме Ошанина на улице Шелковичной, под ответственность  всеми уважаемого исследователя Туркестана. Никто тогда не мог предполагать, что часть улицы Шелковичной переименуют в улицу  Г. Лопатина, простого ссыльного, для Ташкента  так  ничего и  не сделавшего. В годы независимости улицу переименовывали дважды, сначала в честь  зороастрийского  нового года «Навруз», затем  в честь местного музыканта  Юнуса  Раджабий.

Занимаясь переводческой деятельностью Лопатин перевёл на русский язык «Психологию», «Социологию» и «Этику» Спенсера,  став таким образом родоначальником этих наук в России. Его поразительная эрудиция и знание итальянского, английского и французского позволило ему перевести ещё несколько книг по физике, биологии и гуманитарным дисциплинам. При блестящем уме его характеризует и некоторая инфантильность. Так при очередном аресте у него изымают весь список членов «Народной воли», которых он практически сдал. Список он держал при себе, надеясь его съесть при аресте, но в третьем отделении работали неглупые люди и при аресте ему просто зажали рот. Суд  приговаривает  его к смертной казни, но затем  первоначальный приговор заменяют на пожизненной срок в Шлиссельбургской крепости, откуда он вышел через 18 лет проведённых в  одиночной камере, больным стариком, после амнистии 1905 года. Политикой он больше не занимался.

Выкладываю две фотографии, первая Лопатин примерно Ташкентского периода его жизни  и он же после 18 лет проведённых в «каменном гробу» Шлиссельбургской крепости.
image004
image003

К.Маркс так отзывался об этом ссыльном  ташкентце: — «У него очень живой практический ум, веселый характер, стоический, как у русского крестьянина, который довольствуется тем, что имеет. Он единственный «солидный» русский, которого я до сих пор видел». Интересно что об этом жителе Ташкента есть статьи в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, БСЭ и т.д.,  а в энциклопедии «Ташкент»  ни слова. Сайт «Письма о Ташкенте» дополняет потихоньку эту  энциклопедию. Заканчивая  эту часть повествования  о семье Ошаниных, нельзя не упомянуть его сына. Сын Ошанина, Лев  Фёдорович Ошанин пошёл по стопам отца и впервые организовал в Ташкентском Университете кафедру антропологии, которой он и заведовал вплоть до своей смерти в 1962 году, унаследовав от отца дом на  Шелковичной.

Чтобы окончательно развеять миф о тутовых садах Шелковичной улицы вернёмся к дому Половцева, расположенному в этой махалле на улице Шпильковской, теперь переименованной  в Ракатбоши.  До переименования в Шпильковскую или Шпилькова, в честь красного комиссара Шпилькова Д.Г., расстрелянного во время Осиповского  мятежа, улица также называлась Шелковичной и была впервые переименована  после начала развития на улицы шелкопрядения.  До этого, она называлась «Жемчужиной», вот так, а не Жемчужной. Но это в период  первых переселенцев на этой окраине нового  Ташкента. Недалеко от этой улицы есть магазин «Жемчуг»,  это  простое  совпадение. Интересно, что Осипов и Шпильков были  членами одной партии большевиков. Прапорщик Осипов был военкомом Туркестана и руководил всеми войсками от Омска до Красноводска и Кушки, даже не имея  среднего образования, Шпильков — председателем военной дружины нового города, т.е. его подчинённым. И всем хотелось управлять  богатым  Ташкентом.    Осипов правил городом всего 2 дня, успев расстрелять всё руководство большевиков, своих же партийцев,  захвативших до него город , и как истинный большевик, захватив казну Госбанка, сбежал к Ферганскому правительству.  А   может  и мятеж был ради этой казны.

Современное здание Музея, расположенного на  Шелковичной-Шпилькова  раньше принадлежало купцу Иванову  Николаю Ивановичу, построившему недалеко  от своего дома, через канал, пивоваренный завод, впоследствии национализированный и названный  пивзавод №2. Ему даже не приходилось ехать на работу  на  пролётке, километр  он  мог пройти пешком.    Дом находился на углу Шелковичной улицы и Шелковичного переулка. Переулок известен тем, что в нём жила Дарья  Евсеевна Часовитина, гражданская жена Великого Князя Николая Константиновича. Именно в этом переулке, в её доме  и умер Князь в 1918 года оставив двух сыновей и дочь от этого брака, а также жену без ничего, так как у него было конфисковано всё имущество, и дворец и кинотеатры, земли и  2 моста через Чирчик и Сырдарью, которые тоже приносили доход. Он завещал свой дворец Университету, проект которого ему очень понравился, но кто теперь будет выполнять его завещание.

Вернёмся к  хозяину углового дома, Иванову Н. И. Ему также принадлежали заводы по выпуску минеральной воды, искусственного льда, виноделию, он выращивал фруктовые сады. Иванов  вывозил   растительное сырье, применявшиеся в Германии  для изготовления готовых лекарственных  средств. Известный химик, профессор Вильям Пвафф, проживавший в Москве, посоветовал ему открыть завод по выпуску сантонина  у источника, речь шла о сантонинном заводе в Чимкенте. Раньше сантонин выпускали только  в  Германии   и  Иванов вывозил сырьё туда. Он производился  из вида  полыни Artemisia maritima, растущей  в изобилии в киргизских степях /так раньше называли казахские степи/между Семипалатинском и Ташкентом. По  совету Пваффа   Иванов поехал в Ригу и пригласил  лучших выпускников фармучилища  на новую работу в Чимкент. Он одним из первых понял, что лучше привезти специалистов на место производства, заинтересовав их зарплатой, чем везти сырьё за тридевять земель. Таким образом он основал завод, носящий теперь наименование Шымкентский химфармзавод и локализовал производство сантонина, вылечив население Туркестана от глистов.

Иванов Николай Иванович, коммерции советник, купец,  крупный  Туркестанский предприниматель и скромная табличка на его могиле на  Боткинском  кладбище
Иванов Николай Иванович

Как истинный православный  и патриот Ташкента Николай Иванович очень много  сделал  и для Ташкента.  Он отдал территорию своей дачи для строительства Храма и кладбища при нём. Миллионы бывших жителей Ташкента покоятся на  Боткинском кладбище, которое по праву должно называться  «Ивановским кладбищем». Как почётный гражданин города Ташкента  он похоронен на этом кладбище рядом с Храмом, в который он также вложил свои капиталы. После постройки нового дома перед Ивановым встал вопрос о продаже старого на улице Жемчужина.  Дом приглянулся одному знаменитому  ташкентцу,  Михаилу Степановичу Андрееву. /1873-1948/.Но не для себя, а для своего патрона, Петербургского сенатора, вельможи,  глубокого знатока Средней Азии и коллекционера,  Государственного секретаря Двора                       Александра 111,  дипломата Александра  Александровича  Половцева.  Не путать с Половцевым из «Поднятой целины» Шолохова. По сюжету романа, шолоховский Половцев  тоже бежит в Ташкент, устраивается  конторщиком и  через три недели после ареста основных героев, его задерживают под Ташкентом и ликвидируют. Этого  Половцева знают все, так как его “проходили” в школе.


Гравюра с изображением  Половцева в молодом возрасте, до знакомства с Андреевым М.С. На этом сайте  также выложен другой, парадный  портрет Половцева  работы  Кустодиева.

А. А. Половцев поручил своему секретарю Андрееву, коренному жителю Ташкента подобрать дом в Ташкенте и соорудить в нём кальянный зал. Андреев поручение с блеском выполнил, но переусердствовал, в расходах он не был стеснён. Кроме того он знал вкус своего шефа, так как раньше был в изысканном особняке Половцева в Санкт-Петербурге, после революции национализированном и ныне превращённом  в Дом Архитектора.


Отреставрированный дом Половцева  после превращения его в музей.

Обстоятельства знакомства  простого ташкентского гражданина с петербургским вельможей требуют пояснения. Андреев родился в 1873 году   в Ташкенте. Начальное образование  получил в Ташкентской гимназии, но с юности стремился к изучению восточных языков и уже в 1889 году перешёл в Туркестанскую учительскую семинарию, которая была тогда единственным учебным заведением , где преподавали таджикский и сартовский /впоследствии -узбекский/ язык, на которых разговаривали коренные ташкентцы. Известный востоковед и преподаватель этой семинарии В.П.Наливкин увидел в своём ученике будущее светило и продолжал заниматься с ним даже после ухода из семинарии. Половцев нуждался в секретаре, который был бы одновременно и переводчиком и его репетитором по языкам. К тому времени он уже руководил всеми переселенческими работами в Закавказье и Средней Азии. Он обратился к Наливкину и, конечно, Наливкин предложил Андреева.

Андреев к тому времени уже написал первый учебник по изучению узбекского языка, которое называлось — «Руководство для первоначального обучения сартовскому языку». Андрееву пришлось собирать материалу по переселенческому делу и в Закавказье, и в Средней Азии, жить в Петербурге,  и в других местах, работая на Половцева. Он быстро подружился с ведущими востоковедами столицы империи, а  с академиком Залеманом, которого он удивлял своим лингвистическим слухом,  он даже начал работы по еврейско-таджикскому языку, которые и продолжил в Ташкенте на Шелковичной, отсылая свои разработки академику. Залеман поручал ему собирать лингвистические и этнографические материалы, касающиеся, главным образом горных таджиков. Как житель Ташкента Андреев нашёл выход. Он не стал подниматься в горы, умный в гору не пойдёт, а использовал для изучения припамирцев, тогдашних  «гастарбейтеров», спускавшихся в Ташкент на заработки. Он обращался к своим знакомым на Памире с просьбой присылать к нему нужных ему людей по языковому принципу и наводнил город  дарвазцами, каратегинцами, матчинцами, хуфцами и прочими, дававшими ему достаточно разговорной практики.

Зиму 1898 года он провёл с Половцевым в Париже, выучив французский язык. Помимо своих служебных обязанностей он занимался в  Восточном отделении Французской Национальной библиотеке и именно тогда ему пришла в голову мысль об открытии в Ташкенте учебного заведения Восточных языков. В дальнейшем он открыл и описал несколько памирских диалектов, на которых говорят таджики, такие как янгулемский,  хуфский и издал вместе с Половцевым ряд книг и статей. Как я упоминал, Половцев был коллекционером и закупал в местах где бывал, а это Индия , Кавказ и Средняя Азия, ковры , вышивки, миниатюры и всё это он препровождал в Музей прикладного искусства в Петербурге. Я думаю    не  случайно Андреев, чтобы спасти   его дом в Ташкенте от разрушения предложил в 30-х годах сделать  в этом доме  музей прикладного искусства. Когда  Половцеву  пришла в голову мысль перестроить бывший дом купца Иванова, он полностью доверился  вкусу Андреева. Архитектором перестройки был А.А. Бурмейстер, а всех мастеров отделочников  отбирал Андреев и на таджикском языке объяснял им задачу. Таким образом, его можно назвать создателем интерьера этого дома. Имея массу знакомых мастеров, он вызвал их из Ходжента и Коканда, из других мест, тогда признанных центров  мастерства, чем очень обидел местных резчиков по ганчу. Делегаты ташкентских  ганчистов  приходили к нему с  просьбой не отдавать всю работу таджикам. После переговоров ташкентским резчикам тоже были выделены комнаты. Даже эту работу Андреев использовал для  науки.

Столкнувшись с практической работой мастеров, с их методами  сохранения и передачи орнамента, с их рабочими архивами и чертежами, рисунками, он перекопировал всё это в коллекцию и отправил в Музей Санкт-Петербурга. Эти знания очень пригодились Андрееву, когда он стал создавать среднеазиатский отдел Узбекистанского  Музея Искусств  в  Ташкенте и музей прикладного искусства в  Сталинабаде. Дом Половцеву нужен был для остановок на долгом пути из Санкт–Петербурга  в  Бомбей, куда он был назначен консулом. С собой в Индию, в качестве секретаря, он взял Андреева, где  тот походя выучил языки хиндустани и пушту. Там же он стал членом-корреспондентом  Географического общества Бенгалии. Кроме всего прочего Андреев занимался и сбором разведывательной информации   для Генерального штаба Российской Империи. Мысль завоевать Индию никогда не оставляла русских царей, начиная с Петра 1. Об этом мечтал и генерал Скобелев. Путешествуя  из   Индии   в Ташкент  Андреев  проезжает через страны и описывает их, а потом свои дневники публикует в Туркестанских ведомостях. И когда настал критический момент, эта информация спасла ему жизнь. Особую ценность представляли его обзоры, которые он направлял Туркестанскому генерал-губернатору.

По возвращению в любимый Туркестанский край он был назначен инспектором народных училищ  Ходжентского и Джизакского уездов Самаркандской области, а это что-то вроде нашего  ОблОНО.  В результате его работы за короткое время количество школ увеличилось с 11 до 52, а количество учащихся увеличилось в 10 раз. Ему были подведомственны также все мусульманские школы и медресе, которыми он занимался не меньше, чем русскими. Строил все школы он по русскому образцу, а для этого ему пришлось производить для школ всё, начиная с парт и кончая учебниками. Революция застала его в Ходженте и Андреев становится комиссаром народного образования, но в 1918 году, когда возникла идея создать в Ташкенте Университет, его приглашают организовать Восточный факультет. Мечта,  возникшая   в  Париже, воплотилась. Он создаёт не факультет, а Восточный институт и становится его первым директором, одновременно преподавая таджикский и персидский языки. И если Университет тогда ещё не имел профессиональных кадров преподавателей и был сообществом различных кружков, то Восточный институт под руководством Андреева был полноценным учебным заведением. Через два года институт реорганизовали в Восточный факультет Среднеазиатского университета, и там деканом факультета становится другой известный петербургский профессор А.Э.Шмидт, о котором также будет выложена статья на этом сайте. Андреев   в   обязательном порядке  ввёл языковую практику и все студенты выезжали в таджикские кишлаки на каникулы, чтобы изучать язык  в языковой среде.

image011
Эту  единственную маленькую фотографию Андреева я  нашёл на стенде  Восточного  института в    Ташкенте. Никто из проходивших мимо преподавателей  и  студентов, которых я просил опознать этого человека,  не знали  основателя своего института.  На мой вопрос – кто  основал      институт,      называли  всех, начиная от Ленина до Рашидова. Недалеко, вдоль по коридору  развешаны  большие портреты религиозных деятелей средневековья,  правда,  кто они такие, тоже никто не знал. Заказать основательный портрет ОСНОВАТЕЛЯ института никому из руководителей института  не пришло в голову.

Как и многие ташкентские  учёные, он подвергся репрессиям и в 1933 году его высылают в Алма-Ату. Но через год вернулся. Второй раз он был арестован в 1938 году и обвинён по ст.58 (Шпионаж в пользу английской разведки). Он обратился к министру НКВД Узбекистана  майору  Саджая, (министр был в чине майора, все генералы и полковники были к тому времени расстреляны), с предложением передать органам  очень важную информацию. А работая как разведчик ещё  до революции, он знал  очень  много о странах южнее СССР, все перевалы и тропки, все дороги и обходные пути. Он успел  поработать и Индии и в Афганистане  уже и в Советское время. Война с Афганистаном началась в 1979, а готовилась она  очень  давно.  Ещё Пётр Великий и Скобелев мечтали  присоединить Афганистан и Индию к Российской короне. Наверное,  именно эта  информация спасла ему жизнь и способствовала  быстрому освобождению в 1939 г. (Смотрите статьи В. Германова о трагедии  востоковедов на этом  сайте, о том, как европейцы уничтожали в Ташкенте друг друга во имя фиктивной идеи) Войну он провёл в Ташкенте, получив  бронь  как профессор. В одной из экспедиций он узнал, что избран Академиком вновь созданной в 1943 году Академии наук  УзССР.

Чтобы избегнуть дальнейших репрессий со стороны хорошо его знавших мастеров заплечных дел из Ташкентского НКВД, он после войны переезжает в Сталинабад и там тоже занимается подвижнической деятельностью. Работа на факультете местного Университета   преподавателем  таджикского языка, /удивительно, но в Таджикистане не было достойных преподавателей таджикского языка/, он организует экспедиции в неисследованные местности, /Куляб/, занимается  музейной работой. И там создаёт этнографический музей при академии наук Таджикистана, которое после его смерти носит имя Андреева М.С.   Почти одновременно  в 1943 и 44 годах он получает звание заслуженного деятеля науки Узбекистана и Таджикистана. Дом  Половцева без него продолжал жить своей жизнью. Перед своей смертью  в 1909 году Половцев подарил  свой дом городу Ташкенту. Во время  первой мировой войны его сделали казармой для пленных австрийских офицеров. И дом ещё долго оставался в приличном состоянии, так  как у многих офицеров  были денщики, следившие за порядком. Австрийские генералы жили в гостинице «Регина». В 30-х годах  20 века  особняк Половцева  превратили в детский дом для казахских детей-сирот.

Казахских детей,  осиротевших после коллективизации  было очень много. Ведь при коллективизации у кочевых казахов обобществили весь скот, а земледелием они не  занимались    и   единственной    пищей    для   кочевников   было мясо. При обобществлении они начали  резать скот и сначала умирали  от обжорства, а потом от голода. Только представителей титульной казахской нации умерло от истощения  1миллион 750 тысяч человек и 200  000  представителей других народов Казахстана. До сих пор Казахстан не может   достичь   поголовье скота до предколхозного  уровня, когда в среднем на каждую кочевую  семью приходилось по 100 голов. В этой степной стране большевики устроили голодомор ещё страшнее  украинского. Казахи не занимались  хлебопашеством и  выжить им при насильственной коллективизации  было просто невозможно,  половина нации погибла от голода. У кочевников был  предрассудок, они считали  святотатством  обрабатывать  землю. Сын А. Икрамова,  российский писатель Камил  Икрамов вспоминает, как ребёнком он ехал в персональном вагоне со своим отцом и все три дня видел степь, буквально усеянную трупами. Люди стремились доползти до железной дороги, чтобы их увезли  подальше от родной земли, которая в одночасье стала им чужой и  умирали, не достигнув цели. Когда Акмаль Икрамов осмелился рассказать об  этом Сталину, это стало главным поводом для его ареста и расстрела. Детей — сирот были десятки тысяч. И тысячи их собирали по обезлюдевшим аулам и привозили в Ташкент. Сталин не оставлял мысли перенести столицу Казахстана из  Кзыл-Орды  в Ташкент. Ведь вокруг Ташкента   господствовали казахские аулы типа Тузеля и Ченгельды. Граница между двумя республиками тогда была условная и проходила по местности, где сейчас находится кинотеатр      «Казахстан». Но когда в одну ночь правительство Узбекистана переехало из  Самарканда в Ташкент, ему ничего не оставалось, как  перенести столицу в Алма-Ату и отодвинуть границу в район  нынешнего  Юнус-Абада, названного так в честь казахского хана Юнуса, завоевавшего Ташкент, а потом и ещё дальше, до реки Келес. Дом  Половцева  приходил в упадок. Малолетняя орда буквально разгромила этот шедевр азиатского интерьера.

Чтобы хоть как-то спасти остатки дома, Министерство местной промышленности  открыло  в  доме учебный центр резьбы по ганчу, чеканке, вышивальный цех, где и обучались эти детдомовцы, отвыкая от кочевого  образа  жизни. Только после выделения детскому дому другого помещения,   началась его реставрация и 7 июля 1937 года в доме разместили     Музей кустарных промыслов. Судьба самого строителя дома – Андреева более печальна. Его блестящие лекции и бесконечная эрудиция снискали ему славу в  Сталинабаде, как среди людей науки, так и среди  лиц  слабого пола. Одна из дам, не получив взаимности от старика, опустила топор на его голову. Так печально закончилась жизнь создателя Восточного института в Ташкенте и одного из самых знаменитых подвижников нашего города. Его жена Писарчик А. К.  продолжала его дело. Потомок польских переселенцев, интернированных в Ташкент борцов за независимость Речи Посполитой, она всю жизнь разделяла трудную судьбу своего мужа.  Но осталась жить в Сталинабаде  у могилы мужа и в Ташкент не вернулась.

Такова вкратце история знаменитых людей с улицы, носившей названия: Жемчужины, Шелковичной, Германа Лопатина, Шпилькова, Навруз,  Ракатбоши,  Юнуса Раджабий. Семь переименований за 120 лет!

75 комментариев

  • ОлегНик:

    В таком изложении история, события и судьбы людей предлагаются читателям наверное в первый раз. Такое видение очевидно имеет право на существование… но всё равно весьма и весьма неожиданно.
    С удовольствием почитал бы изложение других этапов развития Туркестана, Узбекистана и Ташкента в изложении Арслана Ташпулатовича. Очень жаль, что нет фотографий… это очень обедняет текст.

    • Veveet:

      Добрый день!
      Таких сайтов навалом ты хоть в интернете смотрел?
      открой рамблер набери в поиске, и але, всё, что хочешь.

  • Dodosh:

    ОДНАКО…….
    Пересказка, сказка или присказка?

  • Анвар:

    Очередное спасибо Арслану Ташпулатовичу за прекрасную статью. Сколько интересного было рядом с нами, а мы не знали. Нужны не просто мемориальные доски, а мемориальные книги на улицах Ташкента!

  • yultash:

    Очень красиво! На сайте фромуз практически все названные герои получили свои характеристики. Но так, в едином ключе, они связаны не были. Я много раз был в музее «Прикладного искусства», но что это «Дом Половцева» не знал. Спасибо.
    Ю

  • Лилия:

    Если объявить на *Письмах* конкурс на самую позновательную, подробную,интересную исторически— в общем- лучшую публикацию—Ваша,уважаемый Арслан Ташпулатович, займет одно из первых мест.

  • Лилия:

    досадная опечатка— конечно же познавательная

  • Ольга:

    В начале 80-х годов я была в гостях у бабушки моей однокурсницы как раз в доме на ул. Шпилькова. Эта улица под острым уголом соединялась с ул. Германа Лопатина, т.е. это были две разные улицы. Бабушка жила в коммунальном доме, там было ещё двое хозяев. Меня поразили высокие потолки, наверно, метров под пять и лепнина на стенах под потолками. Вероятно, этот дом тоже раньше принадлежал купцу или промышленнику, или профессору. Через три месяца этот коммунальный дом расселили, раздав всем по заурядной панельной двушке на Чиланзаре…
    Посмотрела карту Ташкента 1991 года — от пр.Космонавтов отходит аж две ул. Германа Лопатина параллельных друг другу… :)

    • Мунтазир:

      Говорят на улице Шпильковой долгое время проживали потомки самого А.С.Пушкина, эвакуированные во время войны из Ленинграда. Может кто-нибудь знает подробности?

      • Aida:

        Потомков много было — вот, например, «……А ещё позднее, в 1941 году в Симбирск-Ульяновск были эвакуированы прямые потомки Пушкина, его праправнуки Юлия Григорьевна и Александр Григорьевич Пушкины. Последний прожил здесь год, заболел воспалением легких и умер, его могила находится на городском кладбище по улице Карла Маркса»
        Красиво оформленный сайт — http://pushkinskij-dom.livejournal.com/43445.html

  • Ruva:

    Кое что в тему.
    1. Дина Рубина, моя дважды землячка и автор, который мне нередко нравится — противница бытового реализма, бытописательства. Возможно, у нее видения, вызванные собственными фантазиями довлеют над простой информацией, получаемой он-лайн органолептическими каналами. Например, она где-то написала, что во времена ее юности в Ташкент приехал некий ИНОСТРАННЫЙ театр с оперой Гершвина «Порги и Бесс». Действительно, нечто похожее имело место. Но это был советский театр «Эстония» из Таллина, и заглавную партию Порги пел известнейший в Союзе Георг Отс. А Дина, была, между прочим, консерваторкой. И вот, вопрос, как квалифицировать такого рода ее фантазии: как проявление высокого искусства или..?

    2. Перед землетрясением на Шелковичной еще жила старушка, родственница моей однокурсницы, которую та называла тетей Женей. А именем этой тети Жени — Евгении Корженевской назван один из высочайших пиков Памира, семитысячник. Его открыл ее муж — профессор Корженевский еще в дореволюционные, разумеется времена, и назвал именем своей благоверной. Вот это любовь! Интересно, он и сейчас так называется?

    Заглянул в Википедию:

    Пик Корженевской — гора в северной части хребта Академии Наук[1] в 13 километрах от пика Исмаила Самани (бывший пик Коммунизма). Является одним из пяти семитысячников бывшего СССР.

    Впервые пик был обнаружен 23 августа 1910 года русским географом Н. Л. Корженевским и назван в честь жены первооткрывателя Евгении Корженевской.

    Первая попытка восхождения — в 1936 году альпинистами А. Джапаридзе и Н. Гусаком. Первое восхождение было совершено 22 августа 1953 года группой, возглавляемой А. Угаровым, по северному хребту от ледника Корженевской.

    Этот сюжет я использовал в «Искушенной Леди»
    http://world.lib.ru/m/miller_r/

    Заходите, буду рад. Только я, в отличие от Дины — бытописатель, и слежу за точностью. Инженер, все-таки, и, даже, стандартист.

  • aida:

    «Интересно, он и сейчас так называется?»
    На цитату хочется ответить цитатой: «Он же памятник, кто же его посадит!»

  • виолетта:

    Очень интересно! Написано захватывающе, впрочем как и всё, о чем вы пишете.

    Сколько лет, учась в театрально-художественном мы проходили по родной Германа Лопатина и даже не задумывались в честь кого она названа, и что было до этого? Теперь мне это ужастно интересно, как и всё, что связанно с милой родиной, которую, увы, мы потеряли…
    Пишите чаще и держите высокую планку публицистов, которые были и есть в Ташкенте!
    Спасибо за историии.

    Виолетта // Ташкент-Воронеж //

  • Lora:

    Прекрасная статья!
    Получила большое удовольствие!
    …. но истина дороже- в Советские времена знаменитая Тезиковка официально называлась «Первомайский рынок. «

  • Som:

    Поддерживаю, Октябрьский рынок это был базар в Старом городе.

  • Наталья Горбатенко:

    Изумительная статья, к сожалению о месте, которое не было местом моего детства, но в зрелом возрасте гулять приходилось. Привет господину Стандартисту :-)

  • Тамара:

    Почти первоапрельская шутка.
    Стоило ЕС опубликовать пост, где упоминается история названия Алайского рынка, как услышала байку от таксиста, коренного ташкентца (он сослался в качестве источника на радио или телепередачу, сам не помнит точно).
    Алайский рынок получил свое название от того, что на этом пятачке в годы, когда еще в Ташкенте не было лекарств (19 век?), люди часто прибегали к помощи растений, в том числе и алоэ. Этот целебный цветок продавали на базарчике. Направляясь за «лекарством», говорили: олойга борияпман (иду за алоэ). Со временем фраза дала жизнь названию знаменитого рынка.
    Хотите — верьте, хотите — проверьте.

  • Igor:

    Возможно я и ошибаюсь, но как мне кажется г-ну Иванову принадлежал не бывший 2-й, упомянутый в статье, а 6-й. А упомянутый пивоваренный завод принадлежал некоей г-же Жемчужниковой.
    http://www.nubo.ru/pavel_egorov/old_rus/tachkent.html

  • Дмитрий:

    «- Я выросла в ташкентском дворе, среди мусульман, — внезапно произносит Дина Рубина. — Я не хочу сказать о мусульманах ни одного плохого слова: они были прекрасными соседями. Честные люди: если собираются тебя убить, скажут тебе об этом. А даже если не скажут, ты все равно это поймешь. Но главное — мусульмане презирают человека, у которого нет чувства собственного достоинства. И это надо знать. Таковы правила игры на Востоке. Я не боюсь прослыть ретроградом, но таковы уж правила жизни: мы вдыхаем кислород, а выдыхаем, к сожалению, углекислый газ. Поэтому если в юности я шла по улице, а навстречу — два хороших узбекских мальчика, которые спрашивали: «Девушка, скажите, пожалуйста, который час?» — нельзя было отвечать. Надо было молча пройти мимо — и как можно быстрее. Потому что если ты скажешь вежливо и спокойно, что сейчас без двадцати два, то тебе просто подписан приговор: тебя поймают, начнут куда-то тащить. Совершенно чудовищно, но это — правила игры. Поэтому чем жестче мы будем, тем проще нам будет здесь жить. Об этом можно говорить долго: о еврейском сознании и мироощущении. Да, мы больны справедливостью. Это — наша болезнь и ничего с ней не поделаешь.»
    Честно и правдиво сказала,впрочем так-же честно и свою решимость,в ей ранних рассказах это было приступить к писательским начинаниям, в поздних интервью -иммигрировать в Израиль,после слов Куприна: далее цитирую Д.Р. -» Именно его письмо издателю Батюшкову, перепечатанное в газетенке «Пульс Тушино» и расклеенное на нашей остановке, ошеломило меня безоглядной неприязнью, помните? — «…и не подпускайте их, ради Бога, к русской литературе, они обоссут ее и сами не заметят».

  • Ruva:

    Приходится повториться. Хотя Дина и моя дважды землячка, и родились, и росли мы в одном городе (хотя и с временным сдвигом, да, она и слиняла-то в юные годы), с этим, хорошо мне знакомым отрывком я не согласен. Мой жизненный опыт мало совпадает.
    Как говорил Жванецкий: » Я никогда не был узбеком, я никогда не был женщиной. Я не знаю, что они испытывают. А, интересно!»

  • Олег:

    Читал эту статью в оригинале. Думаю можно было опубликовать без купюр и выложить все фото. Интересно посмотреть на новые трёхэтажные дворцы Шелковичной и это при средней зарплате в Ташкенте в 100 долларов.

  • Дмитрий:

    to Ruva:
    внимательно читайте: там ведь не написанно,что это относится к мальчику идущему.Там описанно с позиции девушки.
    А, лет 20-25 назад так и было.
    соответственно ваш жизненный опыт,как мужчины, здесь не уместен:)
    а мне,так случалось,приходилось отбивать девчёнок от 2-3 шакалов.
    так,что поверьте,здесь она не лукавит.

    • Александр Жабский:

      До землетрясения такого не было — пока не понаехала россйско-русская шантрапа.

  • Давид:

    Спасибо за уникальные фотографии!!
    Моменты истории написаны не профессионально. Евреям Средней Азии (СА), горским еврееям и караимам дозволялось жить повсеместно в России и иметь земельные владеня мне городов. См.: Солженицын Александр. 2001, с. 292. Двести лет вместе. Часть I. Также как и в СА. См. Рабич Р. 1995. Предпринимательская деятельность бухарских евреев в дореволюционном Туркестане, в сб. н. т. «Евреи в Средней Азии: прошлое и настоящее». Петербургский Еврейский Университет. С. Петербург.

  • Ruva:

    Двум предыдущим ораторам:
    1. То, что пишет Дина, относится к 60-м годам, а не к 80-90-м.

    2. Делать ссылки на юдофоба Солженицына по поводу евреев, по крайней мере, некорректно. С его-то паранойей!

  • Дмитрий! Глубоко извиняюсь, но я совсем не поняла, к чему приведен этот пассаж из «Дины Рубиной» про мусульман,которые «честно предупреждают, что хотят тебя убить, и даже если не предупреждают, ты это поймешь по их глазам». К чему все это? К тому, что с мусульманами надо быть «жесткими»? » Поэтому чем жестче мы будем, тем проще нам будет здесь жить» — где надо быть с мусульманами жесткими — в Израиле или во всем мире? Насчет того, что раньше девочкам лучше было не разговаривать с незнакомыми мальчиками на незнакомой улице — я подтверждаю. Но это относится к хулиганам, которые везде есть. Видно, для Дины Рубиной — это единственный аргумент для «жесткости» против мусульман. Я очень люблю этот сайт за добрую и дружелюбную атмосферу, этим он отличается от многого того, что есть сети. Хотелось бы, чтобы она сохранилась.

  • AK:

    «..2-3 шакалов..» — я думал это выражение забылось с отъездом в 90-х поколения «1966». Я жил в доме с надписью «Новосибирск» и у меня было много друзей которые, к сожалению, часто использовали подобные слова. Очень точно отметил Ruva -«..То, что пишет Дина, относится к 60-м годам, а не к 80-90-м..» когда в Ташкенте появился сифилис и алкоголики. Эта «сторона улицы» живет до сих пор в России и аукнулась нам в 2005.

  • Друзья, просьба не развивать далее тему о «жесткости» иначе вынужден буду удалять комментарии.

  • Давид:

    Интересная статья о доме Половцева, но упущенна одна деталь — последним покупателем дома был бухарскиий ерей, имя Вы можете легко найти в архиве. Этим последним покупателем был сделан ремонт и установлены 6-и конечные звёзды Давида на фасаде.

  • Дмитрий:

    стоящее в начале ул.Г.Лопатина,здание «Интерпола», оно изначально строился как будущий «Дом обуви»?

  • Som:

    В этом здании достаточно длительное время работал «Дом обуви».

  • A:

    В статье есть одна неточность, которая, конечно, сильно снижает уровень вс ей статьи в целом! Ведь если автор ошибается в чем-то одном, где гарантия, что он не ошибается в чем-то другом?! Это относительно Осипова: «Прапорщик Осипов был военкомом Туркестана и .. , даже не имея среднего образования, …». Это совершено не верно, хотя бы просто потому, что прапоршик, то есть младший офицер не мог не иметь «среднего образования»! А что касается именно Осипова, то он до того, как был призван на службу в армию учился в красноярском землемерном училище. И именно потому, что он имел весьма неплохое образование был направлен на учебу в 4-ю Московскую школу прапорщиков, по её окончанию прапорщик Осипов, как лучший курсант выпуска, был оставлен в ней преподавателем. В конце 1916 года он получил назначение в Туркестан. В начале 1917 года он проходил службу адъютантом у генерала Полонского в Скобелеве (Фергане). Все остальные «фантазии» автора по поводу Осповского мятежа тоже из той же серии ничем не подкрепленных домыслов.

  • Som:

    Наша история имеет ярко выраженную тенденцию к её пересмотру. От фактов, которые обнародованы к 140 летней годовщине Ульянова становится жутко. Например. При подписании Брест – Литовского мирного договора (между Германией, Австро-Венгрией и Турцией с одной стороны и Россией с другой) возник территориальный конфликт между Турцией и Арменией, который длится почти сто лет и до сих пор не видно его урегулирования.

  • Эркин:

    Сейчас живу на Шелковичной и если бы знал, сколько здесь жили знаменитостей, не торговался бы за мой дом до последней копейки.

  • Иосиф:

    Совершенно необоснованно написано что » большинство евреев было неграмотно и в лучшем случае заканчивали религиозную школу при синагоге и говорили на таджикском языке плохо воспринимали русский язык. Родным для них оставался таджикский, вплоть до эмиграции в Израиль в 80-90 годах 20-го века. Переучиваться им было некогда, надо было кормить многочисленные семьи и они быстро переквалифицировались в доступные тогда профессии, чистильщиков обуви, а позднее занялись и ремонтом обуви, стали парикмахерами и т.д. Причём добивались в своей профессии совершенства и передавали свои навыки по наследству. И когда, уже в конце 20 века, самолёты с эмигрантами из Узбекистана приземлялись в Тель-Авиве, таможенники удивлялись, что за нация – где большинство сапожники и парикмахеры.»
    Автор совершенно забыл или не знал что большинство евреев прибывших в Израиль имеют высшее образование.Я сам более 40 лет прожил в районе Туркменского базара и знаком со многими бухарскими евреями которые там проживали.Все они высокообразованные люди

    • Виктор Арведович Ивонин:

      Уж сколько раз я писал, что по переписи населения 1989 года (последняя перепись) из 100 евреев 57 имели высшее образование. Ещё 18 имели среднее техническое образование (техникум). Для сравнения — из 100 узбеков высшее образование имели 9 человек, а из 100 русских — только 8. А сапожники и парикмахеры евреи в Ташкенте встречались. Скорее всего, это профессора и доценты на досуге подрабатывали, а может секретные сотрудники КГБ. Это же лучшее место для проведения социологических опросов и изучения общественного мнения. Но это уже а-ля-рубинские фантазии.

  • Рустам:

    Иосиф! Вы жили в районе Туркменского базара в 70-80 годах, а здесь речь идёт о времени почти 100 — летней давности. Когда в этом районе появился Пединститут, Хореографич. училище, различные НИИ и т. д. выходцы из Бухары стали совсем другими людьми по образованности. Я сам возмущён тем, что улицу не переименовали в честь композитора Юдакова, который жил невдалеке, а в честь музыканта, которых сотни.А родной язык не изменишь быстро и в большинстве семей таджикско-еврейский диалект, который изучал здесь Андреев был родным до иммиграции.

  • Иосиф:

    Рустам! Я жил в районе Туркменского с пятидесятых годов прошлого века.И то что в статье написано родным для них был таджикский язык это совершенно не так.Все учились в советских школах где преподавали русский язык а не таджикский.И таджикский к стати это не язык бухарских евреев а просто во многом на него похож.И когда самолеты приземлялись в Тель Авиве то из них выходили инженеры врачи профессора и несколько парикмахеров

  • Рэм:

    К сожалению, в части статьи, где говорится об Икрамове, много неточностей. 1. Фамилия жены — Зелькина. 2. Процесс назывался — право-троцкистской оппозиции. 3. На нем не было Зиновьева.4. Проходил он в 1938 г. 5. Икрамов был расстрелян в марте 1938 г. А про чалла интересно. Не знал этого. Хотя тоже удивился, что Камиль Икрамов пишет о деде — джугут домло. К сожалению, товарищ Джаббаров не отвечает на комментарии. А хотелось бы спросить, откуда информация об обстоятельствах смерти Зелькиной?

    • Оскар:

      Джаббаров Арслан Ташпулатович больше не сможет ответить на ваши комментарии.
      Он умер 27 августа в возрасте 68 лет.

      • Рэм:

        Очень сожалею. Передайте, пожалуйста, соболезнования родным. Судя по статьям, это был интересный и неравнодушный человек.

        • Джаббаров Оскар:

          Спасибо за добрые слова.
          Он был преподавателем. более 35 лет учил студентов в нескольких вузах нашей страны!

    • gulnora:

      Камиль Икрамов не писал что его дед джугут домля. это было в другой статье о бухарских евреях. Дед К.Икрамова был узбеком.

  • Инесса Кимовна:

    Я напишу комментарий человека, почти совсем не знающего историю Узбекистана и Ташкента, ну не преподавали нам в школе, а высшее у меня техническое и российское. Поэтому мне было всё интересно. Я не могу спорить с такими знатоками, как предыдущие комментаторы, но меня всё же удивляет, почему все разговоры сводятся к выяснению отношений между нациями? Разные люди есть во всех национальностях и ведь статья совсем не об этом. Возможно есть и неточности, но ведь интересно узнать и происхождение названий улиц и базаров,разве нет? А если вы знаете историю лучше автора, то напишите свою статью, а мы почитаем и сами решим, что нам больше по душе.

  • Владимир:

    Глубокоуважаемый Арслан Ташпулатович, спасибо за интересные сведения, но прошу обратить внимание на неточность — дом в Ташкенте принадлежал сыну государственного секретаря А.А. Полвоцова — А.А. Половцову-младшему (1867-1944), см. о нем статью в Википедии. Владимир, Санкт-Петербург, исследователь истории семьи Половцевых и художественных коллекций.

    • Тимур:

      К сожалению, Арслана Ташпулатовича уже нет с нами..

  • Да, жаль, что нет уже этого замечательного человека, который столько знает о моем любимом городе, в котором я провела до середины 80-х свои лучшие годы. Сколько интересного он рассказал мне о нем! Даже такое родное, чисто узбекское понятие как «бухарский еврей» напомнило о зщамечательных людях, которые работали в мастерских по ремонту обуви, мелкими торговцами. Красивые были люди, трудолюбивые! Жаль, что есть в их памяти период о мусульманских притиснениях. Люимый Ташкент! Процветания тебе, мира! Ты стольких людей, самых разных, связал! Спасибо тебе. А памяти этого историка низкий поклон, и царство ему небесное!

  • Ольга:

    Спасибо за статью! Все мы родом из детства, я родилась и выросла в Ташкенте. Точности…Не знаю, имеет ли это значение. Просто интересно. А вот по поводу национального вопроса все значительно труднее. Я ходила в школу через узбекскую махаллю (1966-1970 годы). Это было кошмаром. Дети выкрикивали что-то типа «русская свинья» и кидали вслед камни. Потом я выросла, пришла работать в туже школу (175 школа, совсем недалеко от Тезиковки и Винзавода), в последние годы преподавала и в узбекских классах. Вроде бы относились ко мне с уважением. Но теперь уже через махаллю опасались ходить мои дочери. А уехали мы из Узбекистана, потому что моей маме, пожилой женщине, сломали нос на остановке автобуса, когда она попросила молодого узбека не выдыхать дым ей в лицо («Езжай в свою Россию!»)… Она преподавала в НИИ хлопководства, узбеков любила. И вот мы в России. А кругом узбеки, узбеки… В любой нации большинство хороших людей. Но… пусть все хорошие и плохие узбеки живут в Узбекистане, а не собираются строить мечеть в моем селе, где нам пришлось поселиться, так как на приобретение квартиры в городе не хватило денег. Извините, наболело…

  • Гога:

    Тезиковка называлась «Первомайским рынком», если память не изменяет, а не октябрьским.

  • Музаффар:

    Огромное спасибо автору статьи, да покоится его душа с миром. Мне 29 лет, живу и вырос в двухсот метрах от этого музея. В детстве был магазин Германа Лопатина, сейчас она называется корзинкой. Также помню евреев сапожников, кому когда то отвозил обувь для ремонта. Вроде как там только один ремонтник сохранился на сегодняшний день, а большинство уехали.

  • шамиль:

    В одной улице переплелась история всей страны….

  • Халдар:

    Ольге — Вы теперь отдаете распоряжения где жить представителям определенных этносов? По вопросам получения разрешения строительства надо обращатся к Вам же? Российские власти возложили на Вас эти обязанности? И «о наболелом» — может справедливость требует поступать по принципу «око за око, … нос за нос» или даже «голова за нос» (причем неважно чья голова, главное чтобы человек был представителем определенного этноса)?

    • eugeen13:

      Это ТЫ, значиться, оправдываешь воинственное отношение к пожилым женщинам??? Что-ж видать для ТЕБЯ это тоже достойный противник!!!
      Прежде чем трындеть, где строить мечети — ответь сначала за избиение пожилых! Обоснованно.

  • Art68:

    Шпильков был одним из 14 -ти расстрелянных комиссаров.
    Его потомки жили в доме на улице, названной в честь него, а правнучка и по сей день проживает в Ташкенте.

  • ирина:

    Я родилась в Ташкенте в 1946-м. Папа пришел с войны в 45-м.А он родился тоже в Ташкенте в 1912-м.Мама прибыа в Ташкент 15-тилетней девочкой со старшими братьями и сестрой.Ее семью раскулачили в 1929-м, и они поехали в Ташкент.Почему в Ташкент я, к сожалению, не спросила маму,а теперь поздно спрашивать.Родители папы переехали в Ташкент в 70-х годах 19-го века из Сибири после завоевания Туркестана.А в Сибирь они попали из Одессы, куда были сосланы якобы после того, как папин дед-юрист не так вел дела крестьян и помещиков после отмены крепостного права.И после завоевания Туркестана попросили царя разрешить им переселиться в Ташкент, что им было разрешено.Они купили и достроили «родовое гнездо»на ул.Кренкеля за Алайским базаром.
    Как эта улица называлась раньше, увы, не знаю. Все были верующие, в доме было много икон, моя тетя служила в церкви на Боткинском кладбище, там похоронены в одной оградке почти все папины родственники, совсем недалеко от церкви.Там за день до отъезда в Россию в 1995-м мы с сестрой похоронили папу.Он очень не хотел уезжать из Ташкента…
    И я очень страдаю, когда плохо говорят про узбеков.Сейчас в России, я часто разговариваю с ребятами , женщинами, приехавшими из Самарканда и др. городов Узбекистана.Многие уже плохо или совсем не говорят по-русски.И мне хочется, чтобы их встречали не по внешнему виду, а видели в них человека, вынужденного уехать с родины, чтобы выжить в эти трудные времена.Как можно, прожив всю жизнь в Узбекистане, помнить только плохое и не помнить хорошее, которого было в тысячу раз больше?
    У меня в Ташкенте осталась лучшая подружка Динара Мадрахимова-Маткаримова, к которой я могу приехать в любое время и буду принята с радостью. Я люблю ее детей и ее внуков, как своих детей и внуков…
    Спасибо создателям сайта, все всколыхнулось в моей душе, вспомнилось многое. Теперь буду часто заглядывать…

    • stansult:

      Ирина, это такой тип людей — в первую очередь во всём видят плохое, а хорошее пропускают мимо ушей, как само собой разумеющееся. Такие везде есть. Причём не просто видят плохое, а сразу обобщают, подводят нац. базу — дескать, не просто «встретил на улице пьяниц, они ругались и дрались», а сразу «встретил на улице пьяниц, они ругались и дрались —ну это ж русские, они без этого не могут».

  • OL:

    Особых страданий узбеков не наблюдаю…Скорее наоборот…Если ведут успешный бизнес то -как везде …А успешных уже немало-рестораны,кафешки,шашлычные.,баньки(да да баньки )магазинчики.,мебельный бизнес,и главное строительный бизнес…где прораб свой -узбек и рабочие у него узбеки ,и обманывает он их ,не выплачивая деньги…И есть среди них и легалы, и нелегалы и построен для них миграционный пункт( на деньги местных налогоплатильщиков),где хоть как то определяют чем больны(многие едут бесплатно лечиться)И работают на микрушках сплошь узбеки.И машины у них раздолбанные и грязные,и рулят они по городу одновременно распевая песни или общаясь с кем то по мобильнику…Строители они разные ..Вот рядом здание казначейства ремонтировали..Работали красиво,сделано все красиво..В другом доме -крышу перебирали,сняли в июне ,так и простояла под пленкой до октября эта крыша…Вроде и материал был ,а видно было как работают спустя рукава.В Калининграде с 67 года..В 2007 году первый раз увидела на улице таджичек-туркменок???в национальных платьях до пят…И опять на лицах увидела давно забытое -не могу определить …….Как будто давно взяла что то в долг ,да забыла вернуть…Вот прибыли долги возвращать…

  • Владислав:

    Вот как раз там, где с улицы Шелковичной сворачивает переулочек на право, было много кустов шелковицы, а далее шел забор с воротами средь двух башен, в о дворе том был маленький уютный домик гражданской жены опального князя Николая Конст. Романова. Мы пацанами чуть застали это все. Потом на этом месте выросли двух этажные дома для семей сотрудников то-ли ЦК, то-ли совмина. Мы всегда думали что там был шелкинститут, но теперь все знаем как было в действительности. Спасибо.

  • stansult:

    Об этом можно прочитать в книге его сына Камила Икрамова «Дело моего отца», которая есть на этом сайте

    Кто подскажет, где найти эту книгу?
    Заранее спасибо.

    • tanita:

      stansult, спросите у ЕС, может он выложит, я ему эту книгу посылала.

  • Константин ташкентский:

    Игорь:
    Вот для таких случаев, друг моего дядьки и таскал в прорваном внутреннем кармане пиджака топор.

    А друга вашего дяди, с топориком, случайно не Миша звали? Он жил не на Дархане? Давно, с конца 60-х не контактировал с ним.

    • Игорь:

      А другавашего дяди, с топориком, случайно не Миша звали? Он жил не на Дархане? Давно, с конца 60-х не контактировал с ним.

      To: Константин ташкентский

      Как звали и где жил, к сожалению не помню… Помню он охотой увлекался. Винтовка у него была….

    • Игорь:

      Мунтазир, как это не печально. но фразу «Ребята, давайте жить дружно», нужно было произнести и усвоить каждому, лет так 25-30 назад…..
      Вот скажите, многоуважаемый (слово «многоуважаемый» произношу без капли иронии), что, плохо жило коренное население, когда Таш был многонациональным? Да и не только Таш, весь Узбекистан?…..
      Просветите меня, чем сейчас стало лучше, после того как был провозглашён Мустакиллик?
      И чем вас, коренное население, унижали и прижимали русские на протяжении существования многонационального СССР?
      Только ответьте искренне, положа руку на сердце.
      С уважением,
      Заранее благодарю!

  • tanita:

    Игорь, вам немного не так рассказывали. Дело в том, что в описываемые времена я жила на Навои, как раз напротив Политехнического. Когда начинался матч, ближайшие винные отделы закрывались. Вряд ли кто-то мог выйти на улицу в ту пору, тем более, из института. Просто потому, что боялись. Мы наблюдали эти картины с балкона, зрелище было, мягко говоря впечатляющим, В толпе были далеко не все узбеки, это была просто психованная толпа болельщиков, и тогда и сейчас сталкиваться с ними было опасно. А то, о чем вы пишете, тоже было, только речь шла не о болельщиках. Я тогда работала в инязе, и моя коллега принесла на работу милицейскую многотиражку «На посту». Я читала эту статью своими глазами. Она занимала всю страницу. Речь шла о шайке золотой молодежи, которая и занималась подобными вещами, именно на Навои, детки были уверены в полной своей безнаказанности. Главарем называли сына одной дамы, тогда председатиеля президиума ЦК КП Узбекистана. Все имена были названы. Писалось, что однажды они таким образом наткнулись на дочь каког-то московского чина, поэтому дело раскрутили. На следующий день многотиражку расформировали. Даму перевели, если не ошибаюсь, но не ручаюсь в Комитет Советских женщин, во всяком случае, точно в Москву, после чего ее следы теряются. В тюрьму никого не посадили. Теперь говорят, что вроде как ничего не было, и что это была спланированная подстава для дамы, поскольку ее недолюбливал Рашидов. Этого я не знаю, Я знаю только то, что читала и слышала сама.

    • Виктор Арведович Ивонин:

      Эти события в Ташкенте сыграли огромную позитивную роль в истории Узбекистана. По результатам проверки случившегося в 1973 году вышло Постановление ЦК КПСС «Об идеологической работе Ташкентской городской партийной организации». Постановление констатировало неудовлетворительный уровень идеологической работы в Ташкенте и формулировало меры по кардинальной перестройке этой сферы. Они касались не только работников гуманитарной сферы, но вообще всех. Среди этих мер был вопрос об Университете Марксизма-Ленинизма. 17 лет, последующих лет он отмечался как лучший Университет в Союзе ССР. Там работали лучшие преподаватели ВУЗов республики. Лучшие из лучших. Их было 63 человека и они ежегодно готовили высокопрофессиональную армию руководителей, идеологов, пропагандистов. И это были не зашоренные люди. Их учили мыслить не идеологическими штампами, а творчески, самостоятельно. Вот это и сыграло свою роль в очень сложный, переходный период. И это факт, что несмотря на тяжелейшую обстановку социально-экономического и политического кризиса начала 90-х в Ташкенте сохранялась относительно спокойная общественная атмосфера, сохранялся позитивный психологический климат. А самое главное то, что нашлись лидеры, способные рационально действовать в нестандартной обстановке и вести за собой людей. В результате была сформулирована эксклюзивная модель реформирования экономики и общества -«Свой путь обновления и прогресса». Всё это результат предшествующей идеологической работы, прекрасной подготовки высших политических кадров.

      • Игорь:

        Здравствуйте, уважаемый Виктор Арведович!
        Пожалуй не соглашусь с Вами.
        К сожалению, то, о чем Вы пишете в своей пламенной речи о высоком уровне идеологической работы — думаю, это все так и осталось, — либо на бумаге в виде инструкции для преподавательского состава и политруков, либо, в лучшем случае — в головах вышеобозначенных преподавателей и политруков.
        По моим личным (!!!!), я подчеркиваю, сугубо личным ощущениям и наблюдениям, ситуация только ухудшалась. Я говорю про период с 1979 по 1996 годы. На ситуацию влиял ряд причин, какие то причины в определенный период, — больше, в какой то, — меньше….. Захотите их услышать — готов Вам их изложить.

  • Игорь:

    Как однако у вас здесь всё «политкорректно». Админ, верни мои комменты. Ты можешь обманывать кого угодно, но только не себя. От себя не убежишь.
    ****************************
    Я удалил, подобные темы здесь не приветствуются. Я с Вами не согласен по сути но здесь спорить не будем, ищите другие площадки, полным полно форумов и соцсетей для обсуждений. Но не здесь. Прошу далее не продолжать, буду удалять. ЕС.

    • Игорь Lucky777IT@rambler.ru:

      Игорь:

      Как однако у вас здесь всё «политкорректно». Админ, верни мои комменты. Ты можешь обманывать кого угодно, но только не себя. От себя не убежишь.
      ****************************
      Я удалил, подобные темы здесь не приветствуются. Я с Вами не согласен по сути но здесь спорить не будем, ищите другие площадки, полным полно форумов и соцсетей для обсуждений. Но не здесь. Прошу далее не продолжать, буду удалять. ЕС.

      Да удаляй сколько хочешь. Только я могу привести кучу реальных примеров, уже не основываясь на чьих то рассказах (коль скоро их можно посчитать искажением рельности или выдумкой), а из своей личной жизни, о том как аборигены, неккоректно вели себя по отношению к русскоязычному населению, считая их оккупантами и не детьми единственного бога — Аллаха. Если этого не было в твоей жизни, абориген, или тебе нерассказывали всего или всей правды твои родители, то это не значит, что этого не было вообще никогда. Не бери на себя роль всевышнего и не страдай манией величия, даже в рамках своего сайта.))))
      А если что то пишешь мне в ответ, то наберись хотя бы мужества, и назови хотя бы свое имя, а не две жалких буквы, обозначающих непонятно что……

      • stansult:

        назови хотя бы свое имя, а не две жалких буквы, обозначающих непонятно что

        Игорь, вы с какой планеты? :)
        ЕС — это Евгений Скляревский, владелец сайта. Здесь его все знают, поэтому он для краткости подписывается инициалами.

        А вы хамите — впрочем, вы это и сами знаете, т.к. делаете это явно намеренно.

        • Игорь:

          Уважаемый, stansult! Благодарю, за то что просветили. Не знал. Если честно, то и сейчас, мне это мало о чём говорит. Виноват. Вы уж простите…
          На досуге почитаю в поисковике.
          И тем не менее, считаю, что не было у Уважаемого админа, удалять мои комменты.
          А если я что то нарушил, то прошу вывесить пункты тех правил, по которым нарушения, имели место быть.

          Признаю! Нахамил. Готов принести извинения, в обмен на возврат моих комментов. Принимается?

          • stansult:

            В поисковик идти не обязательно.
            Вся информация есть здесь, на сайте:
            о сайте и его авторе,
            правила поведения.

            [я обычный комментатор, с извинениями и предложениями — не ко мне, а к хозяину сайта]

          • stansult:

            Отвечу на удалённый коммент (сознаю, что и мой коммент удалят :))

            Вы, Игорь, живая иллюстрация того, зачем правила (висящие, кстати, на видном месте) вообще нужны на подобных сайтах. Вы пишете ваши комменты, уверенные в том, что вы не только правы, но и вежливы, взвешанны, ироничны — и ваши аргументы точны и метки :)
            Но фишка в том, что мы, читающие их, помимо вашего апломба, видим лишь ксенофобию, хамство и нетерпимость вплоть до презрения ко всему нерусскому — просто потому, что «не русские и не около». Вы со своим фашизмом (которого вы, само собой, не замечаете — и начнёте сейчас в ответ ныть про «отцов и дедов, воевавших с фашизмом» — как не замечает своей вони давно не мывшийся бомж) видны в комментах за сто километров невооружённым глазом. Все ваши попытки обосновать вашу направленную во все стороны ненависть обидами, нанесёнными «русакам неотесанным» всеми окружающими, бессмысленны и беспомощны.