Решетов Виктор Васильевич Ташкентцы
После публикации статьи о Евгении Полыванове Лилия Яковлевна Свердлина написала, что «наш ректор — ученик и последователь Евгения Поливанова Решетов Виктор Васильевич» и дала ссылку на статью о нем.
Решетов Виктор Васильевич
(1910.10.3-1979.3.3)
Учёный филолог тюрколог. Доктор филологических наук (1952).Профессор(1953). Академик Академии педагогических наук СССР (1959).Заслуженный деятель науки Уз ССР (1964).
С 1926 – студент САГУ. С 1929 преподаватель узбекского и русского языков (затем зав. учебной частью вечернего отделения) рабочего факультета при САГУ.
В 1931 окончил лит.-лингвистич. (тюркологич.) отделение восточного факультета САГУ.
В 1933/34 аспирант Научно-исследовательского института культурного строительства (УзНИИКС).Ученый секретарь, заведующий лингвистическим отделением, заместитель директора и директор института языка и литературы им: А.С.Пушкина АН УзССР (1934-60).
В 1935-59 заведующий кафедрой иностранных языков Ташкентского педагогического института.
Доцент филологического факультетата САГУ (до 1959, с перерывами), зав. кафедрой, декан Ташкентского педагогического института (1935-60).
Директор Ин-та национальных школ АПН РСФСР в Москве (1960-63), где являлся одновременно главным редактором журнала “ Русский язык в национальных школах”.
Основатель и ректор Республиканского института русского языка и литературы с 1963 года.
Награждён государственными наградами.
Место захоронения: Кл.№ 1(Боткинское) Карта №16.
Спасибо. Очень интересно. Посмотрите статью про Решетова В. В. в Википедии. Там есть дополнительные сведения про него. В частности указаны правильно даты его жизни.
Анатолий[Цитировать]
Яркий пример «Homo sovetikus» — двигателя формирования новой общности людей, столько лет усилий, наград и почестей и печальный итог… всё забыто и растворилось в воздухе за несколько лет. Печально, но факт…
ОлегНик[Цитировать]
Я благодарна Виктору Васильевичу за собранный им уникальный педагогический коллектив. Мы учились у лучших педагогов Средней Азии. Он не смотрел ни на прошлое человека, ни на национальность, лишь бы отлично работал.
Elena Kosonovsky[Цитировать]
Позвольте с Вами не согласиться, уважаемый Олег Николаевич. Это результат почти любой человеческой жизни. Может быть на сломе империй этот процесс идет чуть быстрее, но какая разница, забудут тебя через 25 лет или через 50. А уж на Востоке, где исторической памяти просто нет, эти процессы — молниеносны.
Так что не будем все валить на «совок», он был ужасен, но давайте будем честны перед ушедщими временами — было много, как сейчас говорят, конструктивного.
В мединституте была кафедра истории медицины. А изданный к 60-летию ТашМИ альманх с портретами и биографиями всех профессоров и завкафедрами храню и сейчас, в Иерусалиме. Не то что бы перечитываю, но храню…
MK[Цитировать]
Позвольте с Вами согласиться, уважаемый Михаил…
но всё равно печально, и всё равно факт.
Как показывает практика для процветания и получения соответственно удовольствия гораздо важнее процесс, чем результаты. Надеюсь Вы это утверждение не будете опровергать?
ОлегНик[Цитировать]
Не буду. Тут я с Вами абсолютно солидареню
MK[Цитировать]
Республиканский институт русского языка и литературы в Ташкенте все раньше называли коротко — Решетовский. Сейчас он вошел в состав УзГУМЯ.
Памятник Решетов себе оставил сам — своими научными трудами. А каменные и бронзовые монументы, оказывается, так же смертны, как и люди. Если не ошибаюсь, видела мемориальную доску в здании института (теперь — факультета). Может, выпускники этого вуза или сотрудники подскажут — есть, была или память желаемое выдает за действительное.
Тамара[Цитировать]
Мой первый ректор. С первого курса и навсегда!
aida[Цитировать]
А ведь улица, где находился РПИРЯиЛ, а ныне УзГУМЯ, была названа именем Решетова. Сохранилось ли название? Должно сохраниться — как не гордиться республике такими академиками! — вот вам и память.
ЭШ[Цитировать]
Михаил, Вы пишете «А уж на Востоке, где исторической памяти просто нет…» а между тем Зангиота почитаем тысячу лет. В России или Европе вряд дли есть могила с храмом и памятью о человеке с таким стажем… (Русь вообще была на/в Украине…)
Я понимаю, что Вы немного о другом, но все же…
(Да, мы же «на ты», это так, для официальной переписки :-0) )
Прошу прощения, оффтоп для этой темы, это так, мысли в сторону…
Скляревский Е.[Цитировать]
ЕС!
Как то Вы странно в отношении Европы высказались… это Вы случаем не про Рим и Грецию (слово «Древний» опускаю…)…
ОлегНик[Цитировать]
Олег Николаевич, если в Европе есть памятники и храмы над могилами известных личностей, которых народ помнит (не по указке сверху) в течение тысячи лет… то хорошо, просто значит я не знал о таких фактах :-0)
Скляревский Е.[Цитировать]
Дорогой Евгений Семенович!
Это совсем не офф-топ, тут самое время и место для такой беседы.
Насчет исторической памяти и Востока я высказался без малейшей запальчивости, скорее меланхолично.
Что может предъявить Восток кроме мазаров местных святых?
Обсерватория Улугбека — пмятник Вяткину.
История Средней Азии — Массон, Пугаченкова, Ремпель, Германов, Вы, наконец, То есть люди определеннного образования, воспитания, системы координат.
Никакого пренебрежения к восточной ментальности не следует искать в моих словах. Но, отбросив стереотипы политкорректности, нужно трезво понимать разницу в отношении к жизни и ее ценностям.
MK[Цитировать]
ЕС! О какой указке сверху Вы говорите? Указке истории?
И понятие народ это достаточно сложное понятие, учитывая сколько волн завоевателей приходило на земли Евразии, оседало поглощая завоеванных, а затем исчезало после прихода новых, еще более алчных и могучих … Гумилёв замечательно описывает эти процессы. Кстати, каждый завоеватель приносил свою культуру (или антикультуру) и язык, а затем огнём и мечом внедрял её в сознание покоренных народов. И после этого говорить о преемственности культур и памяти — немногие народы были пассионарны достаточно длительный период… а затем уже не до хорошего, далее уже возникал выбор, что сохранять — культуру или жизнь… гуманизм — это до сих пор вещь в истории не ахти как обязательная…
ОлегНик[Цитировать]
Кстати о времени создания Зангиаты — это из Википедии… насчёт тысячи лет, это перегиб…
Мавзолеи Суфия Зангиата, который был очень популярен в Ташкенте, и его жены Амбар биби — были, очевидно, построены Тамерланом в девяностых годах XIV-го столетия. Настоящее имя Зангиата — Шейх Ай-Ходжа. Прозвище Зангиата («Занги-ота») означает «черный». Он родился в семье потомков Хазрата Арслана бобо. Он также был пятым «муридом» суфия Ходжи Ахмеда Ясави, которого называют духовным предком всех Тюркских племен Центральной Азии и Казахстана. Комплекс мавзолея состоит из следующих строений: мечеть Намазгох (1870); минарет (1914—1915); мавзолей Зангиата; внутренний двор с жилыми кельями — худжрами бывшего медресе (18-й — XIX-й века.); кладбище с мавзолеем Амбар биби…
ОлегНик[Цитировать]
В молодости я был знаком с Решетовым Сергеем (его отчества никогда не знал). Сергей в 1970 году поступил в ТашИИТ и в 1975 году защитил диплом. Обучался он в группе М129. Не знает ли кто нибудь был ли он родственником Решетова Виктора Васильевича? Как я помню Сергея? он чем то был похож не него.
Som[Цитировать]