Искусство в действительности История

Напоминаю, что завтра Выставка пикториальной фотографии. Ведущий по Выставке — Борис Анатольевич Голендер. Организаторы Выставки любезно прислали материал о развитии фотоискусства в Узбекистане. Спасибо. Публикую.

Мало кто знает, что в Узбекистане существуют и успешно развиваются собственные фотографические традиции. Первым хивинским фотографом был Худайберган Диванов, который еще в конце XIX в. зафиксировал жизнь Туркестанского края.  В 1903 г.   снимки  фотомастера Д.Назарова были удостоены высшей наградой Гран-при на Всемирной выставке в Марселе. Почти тридцать лет спустя Гран-при Всемирной выставки в Париже в 1930 году был удостоен снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна».

Фотография Узбекистана переживала несколько этапов развития. И, конечно же, один из немаловажных  этапов  пришелся на становление советской власти в Туркестане.    Особое значение для меняющейся картины мира имела  фотография, как одно из основных орудий пропаганды строительства нового государства. И действительно, на фотографиях того периода часто появлялись счастливые лица людей,  верящих в светлое будущее.  Фотограф становился одновременно проповедником новой идеологии  и фиксатором происходящих событий, что приводило к изменениям, слому человеческого сознания,  пробуждению патриотической и общественной мысли.

На снимках 1918-20 гг. можно увидеть темы,  социально обусловленные заказы, где фотографы, находясь, одновременно  под прессингом   и  в поисках самовыражения    пытаются экспериментировать.  При этом, не разворачивая полностью  сюжет во времени и пространстве, вызывая у зрителя желание, домыслить сюжет самому, перейти от пассивного содержания снимка к активной творческой работе,  выбирая при этом новые формы и ракурсы. Эти отражения мы можем найти в работах Макса Пенсона «Поход узбечек в ликбез», «Худжум», «Ферганский канал».  Конечно, тема строительства Ферганского канала имеет свою особую историю.  Под лозунгом «Хлопку  нужна вода, человеку — честь»  тысячи людей шли добровольцами, для которых вода являлась  урожаем, достатком и жизнью. На трассу поехали и фоторепортеры центральных изданий, ставших впоследствии асами советской фотожурналистики. В их снимках царят подъем, трудовое напряжение, динамика, масштабность  и сегодня мы можем рассматривать их как пример развития  фотоискусства того периода.

Эпоха продолжается фиксацией  расцвета производственно-психологической фотографии. Такие известные сегодня мастера, как М. Пенсон, Г. Зельма, А. Шайхет, Б. Кудояров  и Ф. Федоров по призыву тогдашних СМИ обратили свои объективы к строительству новой промышленной базы государства, что в те годы и было в центре внимания общества. Человек и машина, пафос изменения окружающей среды мастодонтообразными конструкциями из металла, стекла и дерева, неподдельный энтузиазм молодых строителей – все это действительно передавало дух времени. Не следует забывать, что подобная тематика была весьма благодатна для конструктивистских построений в кадре. В 20-30-е годы XX века конструктивизм воспринимался в качестве самого передового стиля в искусстве и, конечно, ему отдавали дань все признанные мастера фотодела.

В пятидесятые годы 20 века в Узбекистане активно заработала фотосекция Союза журналистов Узбекистана, искусство фотографии как бы обрело новые силы и новые качества. Сущностью содержания становится не описание, не перечисление или отражение реального мира, а создание нового, неповторимого, выдуманного, часто сконструированного мира, наполненного самыми непредвиденными ситуациями.

Социальный заказ времени породил тогда преимущественный интерес фотографов к теме труда (в репортажном плане) и к портретной фотографии. Но и в этих рамках фотографы находили огромное поле для творческих поисков. Так,  например Александр Губенко,  оставивший большой след в истории узбекской фотографии; обращают на себя внимание две его серии снимков – «Шахтерская быль» и «Балет». С одной стороны, это обычный фотоматериал для газетного репортажа, скажем, о горняках Алмалыка или о трудовых буднях рядовых танцоров Академического театра оперы и балета. Но, использовав специальные технологические приемы обработки негативов, А. Губенко превратил свои фотографии в некое подобие старинных даггеротипов, придал им этим способом монументальность и романтичность, а авторское умение правильного выбора точек и моментов съемки превратило его работы в своеобразный художественно-исторический памятник эпохи.

На протяжении многих лет складывалась узбекская фотографическая школа, до сих пор продолжающая и развивающая творческие традиции. И, наверное, поэтому, в Узбекистане существует база для осуществлений фотографических проектов, таких как создание компании «Арт и Факт», которая ориентирована на продолжение и развитие  традиций фотоискусства и фотоиндустрии  не только в Узбекистане, но  и  в Среднеазиатском регионе. «Арт и Факт» организует выставки в городах Узбекистана  и во многих странах Европы, Азии и СНГ. Является членом Международной Федерации Фотографического искусства. При «АФ» открыта Школа-студия фотографического искусства, где начинающие фотографы совершенствуют свое профессиональное мастерство под руководством опытных преподавателей и ведущих фотохудожников Узбекистана, мастер классы по искусству ведущих специалистов Узбекистана и зарубежья, а также ведутся работы по реставрации старых фотоальбомов и фотографий, собрания фотобанка (исторические и современные фотографии, и др. произведения искусств), создание семейных альбомов по новейшим технологиям при высокохудожественной подаче.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.