Искусство в действительности История
Мало кто знает, что в Узбекистане существуют и успешно развиваются собственные фотографические традиции. Первым хивинским фотографом был Худайберган Диванов, который еще в конце XIX в. зафиксировал жизнь Туркестанского края. В 1903 г. снимки фотомастера Д.Назарова были удостоены высшей наградой Гран-при на Всемирной выставке в Марселе. Почти тридцать лет спустя Гран-при Всемирной выставки в Париже в 1930 году был удостоен снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна».
Фотография Узбекистана переживала несколько этапов развития. И, конечно же, один из немаловажных этапов пришелся на становление советской власти в Туркестане. Особое значение для меняющейся картины мира имела фотография, как одно из основных орудий пропаганды строительства нового государства. И действительно, на фотографиях того периода часто появлялись счастливые лица людей, верящих в светлое будущее. Фотограф становился одновременно проповедником новой идеологии и фиксатором происходящих событий, что приводило к изменениям, слому человеческого сознания, пробуждению патриотической и общественной мысли.
На снимках 1918-20 гг. можно увидеть темы, социально обусловленные заказы, где фотографы, находясь, одновременно под прессингом и в поисках самовыражения пытаются экспериментировать. При этом, не разворачивая полностью сюжет во времени и пространстве, вызывая у зрителя желание, домыслить сюжет самому, перейти от пассивного содержания снимка к активной творческой работе, выбирая при этом новые формы и ракурсы. Эти отражения мы можем найти в работах Макса Пенсона «Поход узбечек в ликбез», «Худжум», «Ферганский канал». Конечно, тема строительства Ферганского канала имеет свою особую историю. Под лозунгом «Хлопку нужна вода, человеку — честь» тысячи людей шли добровольцами, для которых вода являлась урожаем, достатком и жизнью. На трассу поехали и фоторепортеры центральных изданий, ставших впоследствии асами советской фотожурналистики. В их снимках царят подъем, трудовое напряжение, динамика, масштабность и сегодня мы можем рассматривать их как пример развития фотоискусства того периода.
Эпоха продолжается фиксацией расцвета производственно-психологической фотографии. Такие известные сегодня мастера, как М. Пенсон, Г. Зельма, А. Шайхет, Б. Кудояров и Ф. Федоров по призыву тогдашних СМИ обратили свои объективы к строительству новой промышленной базы государства, что в те годы и было в центре внимания общества. Человек и машина, пафос изменения окружающей среды мастодонтообразными конструкциями из металла, стекла и дерева, неподдельный энтузиазм молодых строителей – все это действительно передавало дух времени. Не следует забывать, что подобная тематика была весьма благодатна для конструктивистских построений в кадре. В 20-30-е годы XX века конструктивизм воспринимался в качестве самого передового стиля в искусстве и, конечно, ему отдавали дань все признанные мастера фотодела.
В пятидесятые годы 20 века в Узбекистане активно заработала фотосекция Союза журналистов Узбекистана, искусство фотографии как бы обрело новые силы и новые качества. Сущностью содержания становится не описание, не перечисление или отражение реального мира, а создание нового, неповторимого, выдуманного, часто сконструированного мира, наполненного самыми непредвиденными ситуациями.
Социальный заказ времени породил тогда преимущественный интерес фотографов к теме труда (в репортажном плане) и к портретной фотографии. Но и в этих рамках фотографы находили огромное поле для творческих поисков. Так, например Александр Губенко, оставивший большой след в истории узбекской фотографии; обращают на себя внимание две его серии снимков – «Шахтерская быль» и «Балет». С одной стороны, это обычный фотоматериал для газетного репортажа, скажем, о горняках Алмалыка или о трудовых буднях рядовых танцоров Академического театра оперы и балета. Но, использовав специальные технологические приемы обработки негативов, А. Губенко превратил свои фотографии в некое подобие старинных даггеротипов, придал им этим способом монументальность и романтичность, а авторское умение правильного выбора точек и моментов съемки превратило его работы в своеобразный художественно-исторический памятник эпохи.
На протяжении многих лет складывалась узбекская фотографическая школа, до сих пор продолжающая и развивающая творческие традиции. И, наверное, поэтому, в Узбекистане существует база для осуществлений фотографических проектов, таких как создание компании «Арт и Факт», которая ориентирована на продолжение и развитие традиций фотоискусства и фотоиндустрии не только в Узбекистане, но и в Среднеазиатском регионе. «Арт и Факт» организует выставки в городах Узбекистана и во многих странах Европы, Азии и СНГ. Является членом Международной Федерации Фотографического искусства. При «АФ» открыта Школа-студия фотографического искусства, где начинающие фотографы совершенствуют свое профессиональное мастерство под руководством опытных преподавателей и ведущих фотохудожников Узбекистана, мастер классы по искусству ведущих специалистов Узбекистана и зарубежья, а также ведутся работы по реставрации старых фотоальбомов и фотографий, собрания фотобанка (исторические и современные фотографии, и др. произведения искусств), создание семейных альбомов по новейшим технологиям при высокохудожественной подаче.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.