На Хан-Тенгри. За гомотангами Разное
Уже 33 года существует 60-секундный фильм, запечатлевший крупное человекоподобное существо, покрытое густой шерстью, называемое многими «снежным человеком». Его сняли американские исследователи Роджер Паттерсон и Роберт Гимлин 20 октября 1967 года. Чудовище, встреченное учеными, имело рост около двух метров. Мощная спина без талии, голова, заостренная кверху. Лицо грубое, с выступающими надбровьями, скошенным лбом и плоским широким носом. Длина стопы около 40 сантиметров. Всего к настоящему времени собрано более трех тысяч сообщений о встречах со «снежным человеком» в разных регионах планеты. В том числе и в Центральноазиатском. Кто же вы такие, гомотанги? Этим вопросом задавались и задаются многие умы. По-прежнему большой интерес к загадочному существу проявляют участники хорошо известной нам экспедиции узбекистанских велотуристов под руководством ферганца Владимира Даниловича Кулешова. Не так давно отважные путешественники предприняли очередной поиск реликтового гоминоида. На этот раз их маршрут пролегал по горам Тянь-Шаня.
…Небесные горы. Так величают Тянь-Шань. Не раз, залюбовавшись его красотой, стояли у подножия каменных исполинов в глубоком раздумье горовосходители. Не знали как проникнуть в этот загадочный мир, долгое время обозначавшийся на географических картах белым пятном. Начиная с 1856 года, одна за другой шли вглубь Тянь Шаня научные экспедиции. Вслед за выдающимся географом и путешественником П.П. Семеновым-Тяншанским здесь побывали исследователи из Италии, Венгрии, Германии, других стран. Однако никому из них не удалось проникнуть в район пика Хан-Тенгри, именовавшегося неприступным «властелином неба».
«Всех путешественников, — писал русский ученый И.В. Мушкетов, — которые приходили с той или другой стороны к Хан-Тенгри удивляли его огромные размеры, странные снежные карнизы, множество ледников. Но все наблюдали лишь издалека и не осмеливались подступиться к этому колоссу». Лишь в 1931 году впервые на Хан-Тенгри поднялась экспедиция под руководством действительного члена географического общества, талантливого исследователя и горовосходителя Михаила Погребецкого.
Словом массу литературы по горным районам ТяньШаня и, в частности, о Хан-Тенгри пришлось проштудировать участникам новой экспедиции под руководством выдающегося ферганского велотуриста, неоднократного чемпиона Узбекистана мастера спорта Владимира Кулешова. Здесь, в труднодоступных и почти неизведанных людьми местах, группе энтузиастов предстояло исследовать места возможного обитания загадочного, легендарного человекоподобного существа. А о том, что отдельные особи гомотанга, встречались в тех местах, свидетельствовали не только многочисленные рассказы местных жителей, но и исключительно благоприятный для их обитания ареал. Владимиру Кулешову и его постоянным спутникам — Виктору Арведовичу Ивонину, Александру Ивановичу Сазонову, Геннадию Леонгардовичу Блинду, Николаю Евстратовичу Колесникову, Михаилу Всеволодовичу Ляско и Дмитрию Павловичу Мадяру – ясно представлялись трудности, ожидавшие экспедицию. Узкая, опасная тропа над ущельем реки Сарыджаз, камнепады, коварный ледник Иныльчек с глубокими трещинами, метели, которые свирепствуют порой неделями. Знали, что будет нелегко. И все же пошли. Уж очень заманчивой была цель – воочию убедиться, что здесь, в неприступном и глухом месте, существует еще одна популяция гомотангов.
…«Гора крови». Так называют Хан-Тенгри местные жители. Это название объясняется тем, что в момент захода солнца пик окрашивается в алый цвет. Экспедиция намечала пройти к Хан-Тенгри через перевал Кокнак. Обсудив организационные вопросы, выехали в долину речки Улькен-Кокпак. Впереди на велосипедах ехали Владимир Кулешов и Дмитрий Мадяр. Крутыми тропинками поднимались все выше ивыше. Осталось позади урочище Базуабея с редким кустарником и приземистой арчой. Подъем на перевал был крутым и опасным, особенно для велосипедистов, частенько вынужденных на себе и велобаулы, и велосипеды. С перевала в южном направлении виднелись заснеженные горные цепи. На востоке возвышался гигантский словно мраморный, шатер. Это и был Хан-Тенгри.
Спускаясь в долину реки Сарыджаз, двигались по мелкой каменной осыпи. Дважды обнаруживали характерные следы гомотангов и места их лежек. Чтобы обезопасить экспедицию от их внезапного появления, Кулешов, начиная от Кокпакского перевала, во время ночевок выставлял дежурных, внимательно следивших за местностью с помощью приборов ночного видения.
Предстояло преодолеть пенистый приток Сарыджаза – речку Тюз и одноименный перевал, один из самых труднодоступных. Еще в записках военных топографов царской России, побывавших здесь в 1912 году, говорилось, что при подъеме на перевал «нужно во льду рубить ступени, переносить вьюки на руках или тянуть на арканах, а лошадей треножить, валить на кошму и с помощью арканов тянуть на ледяную кручу. Подъем на каких-нибудь пять-семь саженей требует десятичасовых усилий…»
Кулешов считал, что переход будет не таким тяжелым. Современное велотуристское снаряжение, в большинстве своем изготовленное своими руками, намного легче, проверено и признано десятками предыдущих экспедиций. Да и кошму не сравнить с обычной полиэтиленовой пленкой, скользившей по льду и снегу как по маслу. Достаточно было взобраться одному, а все остальное, включая велосипеды, поднималось в тюках, упакованных в полиэтилен, обычно подстилаемый под палатки…
Необходимо было перед выходом дать людям хорошо отдохнуть. Но отдыхать не пришлось. Ночью, сквозь сон, Владимир Данилович услыхал крики дежурного – Александра Сазонова. Услышав невдалеке тяжелые шаги, и наскоро нацепив очки ночного видения, он увидел огромную зеленовато-темную фигуру, направлявшуюся к палаткам. Тревога поднятая, поднятая Александром, и выскакивавшие из палаток полусонные и ничего не понимающие люди, спугнули гиганта. Он мгновенно исчез среди катастрофического нагромождения камней. Ночь так и не доспали, живо обсуждая происшедшее, строя планы на утро. Но утренний осмотр местности почти не принес результатов. Вновь еле заметные следы, внезапное исчезновение. С подобными свойствами загадочного исчезновения гомотанга велотуристы уже не раз сталкивались во время своих прошлых экспедициях на Памиро-Алай. Они уже давно смирились с тем, что гомотанги появляются и исчезают совершенно неожиданно. Словно представители параллельного мира. И смирились не только они. Ведь не случайно в устном фольклоре горовосходителей обязательное место занимают байки о «черном альпинисте» (черном, черном…). Даже байки не рождаются на пустом месте. Очевидно, что почвой для них послужили аналогичные ночные встречи с загадочным существом и лишь потом они обросли массой вымышленных подробностей.
К середине дня экспедиция достигла перевала. Отсюда была видна укрытая снегом цепь сарыджазского хребта, а выше красовался великан – Хан-Тенгри. Сердце каждого из участников экспедиции захолонуло от сказочной красоты нетронутой природы. Без сомнения, здесь среди этого безмолвия, должны обитать гомотанги. Именно здесь, среди заснеженных вершин должна, наконец, раскрыться загадка человекоподобного существа…
Дальше идти было архисложно. Чтобы подойти к леднику Иныльчек, нужно было спуститься с перевала и переправиться через одноименную с ледником реку. Велотуристы давно привычны горным рекам. Войдя в воду, они занимают удобное положение против течения и, используя велосипед как третью надежную опору, преодолевают водное препятствие.
Отважные велотуристы одолели и эту переправу. Члены экспедиции остановились на опушке редкого леса, у подножия горы. Это была самая высокая вершина хребта Иныльчек. Гора, названная в честь знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена. После двухдневного отдыха и исследования окружающей местности члены экспедиции начали разведку ледника и подходов к Хан-Тенгри. На ледник вышли те, кто вполне владел альпинистскими навыками: Владимир Кулешов, Виктор Ивонин, Александр Сазонов, Геннадий Блинд. Внизу остались Николай Колесников, Михаил Ляско, Дмитрий Мадяр…
Ледников на Тянь Шане много. Но то, что увидел Кулешов и его спутники, поразило. Бескрайняя голубовато-белая равнина простиралась на десяток километров. Началась самая трудная часть перехода. Приходилось вырубать во льду ступени, забивать крючья, навешивать веревки… При этом не забывать о главной цели экспедиции – искать гомотангов. В открывшемся удивительном заоблачном озере плавали настоящие небольшие айсберги. Было очевидно, что в этой центральноазиатской арктике гомотангов нет. Поэтому члены экспедиции выбрали другой путь – по южному Иныльчеу. Шли неделю. Чем ближе был недосягаемый Хан-Тенгри, тем резче менялся климат. Неожиданно налетел резкий порыв ветра, разыгралась метель. Настроение горовосходителей упало. Сколько дней прошло, а следов гомотанга здесь так и не обнаружено. Совсем руки опустились. К тому же провианта осталось — всего ничего: на обратную дорогу едва хватит. А до базового лагеря идти и идти. Природа продолжала бушевать… Группа повернула назад. Замерзли напрочь. Уже на подходе к базовому лагерю увидели Мадяра. Он шел навстречу (не выдержал) и кричал что есть духу: «Го-мо-тан-ги! Они здесь. Мы их видели!».
Парень сбивчиво начал рассказывать. Оказалось, что человекоподобные существа приходили дважды в лагерь. Их ночные визиты были тихими и незаметными. В один из поздних вечеров велотуристы, оставшиеся в лагере, как обычно, забрались в теплые, из грендландского гагачьего пуха, спальники и мирно заснули. Однако под утро безмятежное настроение мигом улетучилось. Перловая каша, с вечера оставленная в кастрюле с придавленной крышкой, оказалась аккуратно вывалена на большой камень и явно вылизана каким-то непршенным гостем. На земле валялось несолько сухарей, выпавших из разорванного и теперь уже абсолютно пустого холщового мешочка. Рядом валялись пережеванные и выплюнутые бумажные обертки от сухих гороховых брикетов. Две банки со сгущеным кофе были раздавлены, а их содержимое съедено. Нетронутой осталась лишь пластиковая фляжка со спиртом. И всюду вокруг палатки следы гигантского существа…
— Представляешь, что было бы, если бы он еще и спирта хватил, выдавил из себя Николай.
— Думаю, что нас с тобой на закуску ему бы не хватило, откликнулся Михаил. – Хорошо, что основные продукты остались в палатке.
— Это все твоя каша. Насыпал туда специй, запахи по всему ущелью пошли.
— Зато мы теперь знаем, как гомотангов приманивать. Ладно, давай порядок наводить, и будем теперь по ночам дежурить. Не хватало только, чтобы он на нас ненароком ночью наступил. Смотри, какие вмятины на земле. Чистый слон.
Последующие три дня прошли довольно спокойно. А затем приключилось такое… Ночью кто-то большой и неуклюжий тронул растяжки палатки. Она вздрогнула и «задышала». Дмитрий настороженно глянул на колеблющееся полотно. На нем под ярким лунным светом четко выделялась тень чудовища. Мирно посапывали Михаил и Николай. А снаружи, за тонким перкалевым полотном раздался шумный вздох. Дмитрий затаил дыхание. Гомотанг осторожно нащупал и перешагнул растяжки, наклонился и … в следующий момент Дмитрий встретился со страшным воистину дьявольским взглядом красноватых, близко посаженных, фосфоресцирующих во тьме, глаз. Мороз прошел по коже. А у чудовища, покрытого бурыми волосами, вздрагивали мышцы на животе и на ногах, словно перед прыжком. Гомотанг тяжело задышал, раздувая и без того широкие ноздри. Темное, порытое струпьями от солнечных ожогов лицо занимало все вентиляционное отверстие палатки. Его контуры были размыты противомоскитной сеткой, и от этого гомотанг был еще страшнее. Жуткий взгляд пригвоздил Дмитрия. Он медленно пробирался по каждой его клетке, наполняя их ужасом. Нервы не выдержали. Тело сжалось в судорожной дрожи, а горло захлебнулось в диком вопле…
Через минуту ошеломленные товарищи приводили Дмитрия в чувство. Но тот еще долго вздрагивал от страха. Прочь. Прочь от этого проклятого места. Прочь от этих чудовищ Все равно встречи сним добром не кончатсч. Не зря по поверьям многих народов гомотангов лучше не трогать и не попадаться им на глаза. Иначе накличешь несчастье. И на себя, и на ту местность, где они обитают.
… В базовом лагере охотники за гомотангами встретились с компанией только что подошедших немецких альпинистов. Все вместе дружно обсуждали прошедшие события. Зловещий взгляд чудовища и его фантастическая возможность в любой момент появиться нагоняли ужас на всех. Нет. Надо непременно разгадать загадку этого таинственного существа. И сделать это уже в самом ближайшем будущем. Организовать экспедицию вместе с немецкими альпинистами. Руководитель группы Вера Вильд с удовольствием приняла предложение узбекистанских велотуристов. Международная экспедиция по Тянь Шаню за гомотангами. Что может быть интересней?!
Покидая лагерь, Кулешов и его друзья еще раз прошлись взглядом по цепи гор. К югу от Хан-Тенгри, в просвете облаков, вдруг обозначились невыразительные контуры ледяной громады в складках соседнего хребта Кокшаала. Это пик Победы. Вот туда-то и предстоит отправиться новой экспедиции.
© 2008 Виктор Бесслер
Странно, что участники экспедиции за загадочными существами так и не удосужились сфотографировать их, а вместо этого беспорядочно орали и бегали. Хотя бы фотовспышками отгоняли «гомотангов». И для этого нужно было идти в экспедицию? Уж не после принятия ли упомянутого спирта велосипедистами им мерещились чудовища?
Askar[Цитировать]
Шутка о том, что это и не Ташкент вообще , заставила вглядеться внимательнее. Видите вьющееся растение над дверью? Цветы достаточно крупные. До последних лет в Ташкенте лиан с крупными цветами не было, на простой вьюнок не похоже, да и вряд ли его посадили бы перед парадным входом в такое здание.
Аргумент слабый, конечно, но аргумент…
Натали М[Цитировать]
Askary: Почему сразу спирт? По своему опыту знаю, что эффект адаптации в горах переключает организм в другой режим (наверно из скрытых атавизмов). Появляется не только физическая сила, но и ум становится как-бы детским (из-за недостатка кислорода). По этой причине люди становятся особенно внушаемы и «видения» одного подхватывают остальные (видя при этом разные детали картины). Но я верю в возможность существования гоминоидов на Тянь-Шане. А спирт обычно выпивается в первый же вечер (для ускорения адаптации :-)
Анвар Камальдинов[Цитировать]
«Но я верю в возможность существования гоминоидов на Тянь-Шане.» — емоё, пакуйте быстрей рюкзаки, есть шанес прославиться на весь мир )))))).
Теперь понимаю для кого пишутся эти статьи, всегда удивлялся, кому они интересны, ат нет же, люди верят, забавно …. )))
Рустам Талипов[Цитировать]
Рустаму: А Вы ходили по горам?
Анвар[Цитировать]
Неоднократно )))
Рустам Талипов[Цитировать]
Ну, хорошо, какая разница, медведи ходят как гомотанги, одичавшие туристы как гоминоиды. Места в горах всем хватает.
Анвар[Цитировать]
))))
В пьяного гоминойда и я порой люблю превратиться на свежем воздухе.
Может свидимся, только сильно не кричите увидев и я постараюсь не убегать, попозирую для истории )))).
Рустам Талипов[Цитировать]