Охапка кленовых листьев Искусство Ташкентцы
А. Файнберг.
* * *
Воротись к удачам и веселью. Что за блажь — дружить с моей бедой? Для тебя — гляди — в ночи весенней Народился месяц молодой. Так иди ж дорогою зеленой. Слезы и печали позабудь. Что тебе мой путь заговоренный? Что тебе мой путь?
* * *
Все горше на сердцах у нас отметины. Живем среди распадов и разрухи. В день встречи нашей мы с тобой не встретились. За что ж мы повстречались в час разлуки?
* * *
Кто вправду жив, не верует в обман. У времени отсрочек он не молит. Ты был рекою. Стал глубоким морем. Вот-вот вздохнет огромный океан. Взлетит волна, от бурунов седая, На гордый необтесанный гранит, Соленой, горькой свежестью ударит И в вечности твой образ растворит.
* * *
В этой стране ли, на этой земле что остается, любимая, мне? Дерева тень. Птицы крыло. Вера, что где-то легко и светло.
* * *
Тот, кого ты любишь в дальней дали, не придет сквозь годы на свиданье. Разве что случайно пара строк забредут в случайный городок, и твое сегодняшнее слово кто-то вспомнит и забудет снова. Так на что ж я жизнь свою потратил?
* * *
Во мгле предгрозовой до горизонта Бич из огня пространство разорвал. И тучи, разъяреннее бизонов, Перевалили через перевал. Когда б могла предгрозовая мгла Предречь стадам исход грозы грядущей, То молнии смертельная игла Извечным страхом не пронзала души. Неведенье — вот горе и беда. И оттого ничтожны пред горами долины, оглашенные громами, и в панике бегущие стада.
* * *
Красные футболисты. Осень. Последние матчи. В охапку кленовых листьев не знаю, о чем плачу.
* * *
Я знаю, мы уйдем за край земли. Но в той, другой, неведомой дали дай Бог, чтоб голос твой навеял мне сон жизни. И любовь, как сон во сне.
* * *
Зло воюет с добром. Вековая игра. Сколько зла на земле — ровно столько добра. Мировые балансы. Но как это странно — здесь — уран, динамит. А на той стороне — говорливый ручей, солнечная поляна, золотой лягушонок прыгает по траве.
* * *
Всю жизнь тебе хотелось позарез прознать, что уродился ты великим, ты ждал, что голос ангельский с небес тебя хоть раз, но все-таки окликнет. Но жизнь ушла. И ты стоишь в пыли, уже не помня, был ты или не был. А голоса зовут из-под земли, и ни один не окликает с неба.
* * *
Он гонит облаков отары. Под ним клубится млечный мост. А за плечом его — гитара. Колки мерцают среди звезд. Ты ж вдоль Ваганьковской ограды Мчишь за наградой ко дворцу. Ну для чего тебе награда? А впрочем, все тебе к лицу.
* * *
Живя призванием певца, В аду земном идя по звездам, Не вздумай вызволять глупца Из рая, что себе он создал. Не омрачай глаза свои. Не будь наставником незваным. И словом правды не гневи Живущего самообманом.
* * *
Ты любишь? Ну конечно. Беззаветно. Ты говоришь: «Любовь не на крови». Оставь. Не мне про это говори. Любовь и кровь рифмуются от века. Один — в петлю. Другой — ножом по венам. И что ни делай, как тут ни крои, Клыки такие скрыты у любви, Что стынет кровь и в слове «сокровенно». Не прав я? Ладно. Я всегда не прав. Так что ж ты разрываешь свой рукав? Брось лезвие. И прекрати рыданья. Слышь? Ангел нам играет на трубе. Я понимаю — ты одна страдаешь. Но чья кровинка на твоей губе?
* * *
Не торопи, дорога, жизнь мою. Дай надышаться травами и медом, Снегами гор под знойным небосводом. Не торопи. Я, правда, жить люблю. Еще я об одном тебя молю — Не затяни, дорога, мои годы, Чтоб не стоял я у гнилого брода, Как странник, воротившийся к нулю. Не дай забыть мне слезы и восторги. Не дай мне попрошайкою у стойки Дрожащею рукой сжимать стакан, Как тот вон одинокий и недужный, От лишних лет согбенный старикан, Постылый всем и никому не нужный.
ОСЕННИЕ ГИТАРЫ
Пропадаю в осени горящей, в осени бездомной и гулящей. Золотые песни на губах. Винные бутылки в погребах. Полыхают дни мои пожарами, Женщиною, звездами, гитарами. Напоследок ночи соловьиные. Жизнь моя. Короткая ли? Длинная? …Утром звездопады, листопады дворники вздымают на лопаты. Бродит осень дымчата, юна. Золотоволоса и пьяна.
* * *
Пока убогие царьки Страной забитою владели, С Востока в небо не глядели. Брусками правили клинки. Пока вдавались в дележи И грабили народ безбожно, Уже, звеня, влетали в ножны К боям готовые ножи. Пока, свои прожрав края, На Запад зло косили око, Уже всходила ночь с Востока. Ее не чуяли князья. Они, дурные от вина, Повстанцам обрубали крылья. А там уж кони землю рыли. Вставали ноги в стремена. Когда ж за ум князья взялись, Уже с Востока пахло гарью. Все было решено богами. И всадники уже неслись, И стрелы бились о колчан. И пять веков во мглу уплыло. Все это было, было, было!.. Я сплю тревожно по ночам. И с каждым днем не от любви Глаза сужаются мои.
УРОК ТАВТОЛОГИИ
Звезд полно в небесном небе. В море дно лежит на дне. Словно невод, плещет невод. Ты живешь собой в себе. Вот сидишь, на стуле сидя, Сочиненье сочинив, На обиды не в обиде, Горделиво горделив. По-барачному в бараке Спит в окне квадрат окна. Пахнет брагою от браги, Винно пахнет от вина. На стволах смола смолиста. И словесные слова, Что на травке травянистой Дрововидные дрова.
ХАРОН
От похорон до похорон У нас в шинке сидит Харон. Вот и сегодня он пришел И сел, откинув капюшон. Здесь дым столбом. И мы в дыму Подсаживаемся к нему. Для нас — живущих дураков — Он травит байки всех веков. Про нищих и про королей, Про наших генсекретарей. У нас уже не смех, а стон. Нам по ладоням бьет Харон. От вековечного весла Ладонь Харона тяжела. Но мы согласны с ним во всем. Хохочем, курим, водку пьем. Но вдруг, услышав чей-то зов, Он сдвинул стул, угрюм и зол. И в гробовую доску пьян, Он об пол грохнул свой стакан. И прохрипел, с досады лют: «Да что они все мрут и мрут?!» Но — непонятно почему — Вдруг стало весело ему. Отвесив каждому поклон, Харон накинул капюшон. И, водрузив на место стул, Он, уходя, нам подмигнул.
* * *
Не голова, а продувной горшок. Не сердце, а беспутная девица. В пять обещал — к двенадцати явился. Сказал «в двенадцать» — вовсе не пришел. Поэт загульный, как я был смешон! Разменивался. Думал — все простится. Вот и простила, улетев, жар-птица. Вот и пропел разлуку петушок. Твою любовь сгубил я без причины. Теперь с лихвой за это получил я. Конечно же, тебя я потерял. Но есть и круче плата за измены. Сказав «Прости», я забывал тебя. Сказал «Прощай» — ты стала незабвенной.
* * *
Клен стучится мокрой лапой В одинокий дом. Ты о чьей душе заплакал, Дождик за окном? «Счастлив будь и будь удачлив, — дождик отвечал, — А о чьей душе я плачу, не твоя печаль». Ты о ком там, ветер поля, простонал во мгле? О моей ли странной доле? Просто ль обо мне? Но в ответ мне крикнул ветер: «Поумолкни впредь. Без тебя на этом свете есть о ком жалеть».
* * *
Снежок над Шереметьево. Снежок. В порядке виза и готов твой «Боинг». В руках у стюардессы над тобою Американский вскинулся флажок. Прости, подруга, болевой мой шок. Я не с тобой прощаюсь, а с любовью Ведь не на трап… Что трап?.. Ему не больно. На сердце мне ступил твой сапожок. Ты говорила: «Не про нас планета. Арбат ли, Брайтон. Дело ведь не в этом. Мы на счастливой встретимся звезде». Во смех-то. Нет уж, милая, избави. Я пью за «никогда» и за «нигде». Вот только шапку не забыть бы в баре.
ФАНТОМ
Салар. Первушка. Двухэтажный дом. Подъезд в окурках. Шаткие перила. Сам Генка в карты режется с Гориллой На лестнице под выбитым окном. Вон двор, где между решкой и орлом, Насвистывая, жизнь меня крутила. А вон я сам в оборвочке спортивной Бью по монетам ржавым пятаком. — Эй ты, шпана с небесными глазами, давай поспорим, что тебя я знаю. Он подошел, вгляделся и сказал: «Канай отсюда. Мы с тобой чужие. Писатель, курва. Лучше б воровал. Отец и мама до сих пор бы жили».
Опубликовано в Иерусалимскм журнале № 20-21, 2005
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.