“Блаженны, кто себя не потерял” Искусство
А. Файнберг.
* * *
На землях этой сдвинутой страны лишь тени от Любви, Надежды, Веры. По ним, рыча, несутся БэТээРы, как дикие и злые кабаны. А в воздухе дыхание весны. Но не дожить до лета офицерам. Что ж, генерал, ты делаешь карьеру на мальчиках, виновных без вины? Горят штабов гнилые шапито. За что война — не ведает никто ни на Кавказе, ни в кремлёвской башне. Гнетёт бесчестье. Тошно от стыда. Товарищи, мне в вашем доме страшно. Мне страшно в вашем доме, господа.
НАВАЖДЕНИЕ
Звонок в ночи. Тревожный вестник бед. Но, трубку взяв, я вдруг услышал ясно, как тихо Генка где-то рассмеялся, как Юрка крикнул весело: — Привет! Вы что, друзья? Ведь вас на свете нет. Вернуть вас к жизни — все мольбы напрасны. Зачем же в эту ночь из дней прекрасных летит дымок от ваших сигарет? Ну в чём я перед вами виноватый? Что не добыл для вас билет обратный? Что я один живу на пустыре? Уж лучше, видно, тоже лечь под камень, чем водку пить на пасмурной заре и плакать над короткими гудками.
ПСИХУШКА
Нет счастья в этом доме, хоть убей. То Диоген даст по уху Сократу, то Македонский плюнет в Бонапарта, то Марксу вдруг приснится брадобрей. На голых ветках стайки снегирей. Скрипит снежок. Главврач идёт к палатам. На роже — синяки от Клеопатры. Всё правильно. До Цезаря дозрей. Здесь утверждать себя имеет право лишь тот, на ком венец бессмертной славы. А нет его — не проживешь и дня. Одно мне только радостно при этом — с фамилией такой, как у меня, сюда не пустят русского поэта.
ТАЙГА
Здесь к тучам прёт кедровник молодой. Здесь креозотом пахнут перегоны. Здесь на рассвете лязгают вагоны, груженные железною рудой. Здесь волен я. И не дружу с бедой. Кайло в руке. А в небе — терриконы. Я нос кажу китайскому дракону. Пью спирт, не омрачаемый водой. Медведей разгоняя по берлогам, мы к югу тянем новую дорогу. Стены великой видится гряда. Страна в дорогу вбила миллионы. Но кто по ней поедет и куда, не знает министерство обороны.
ЧЁТКИ
Седой мулла перебирает чётки. Давно уже он вышел на почёт. Дым вечности по дворику течёт вкруг очага, где хлеб его печётся. Нож на столе, закатом золочённый, а рядом с ним нарубленный лучок. Редиски неразрезанный пучок к столу несёт муллы босой внучонок. Невестка поспешает к очагу. А за калиткой лошадь на лугу с барашком рядом целый день пасётся. Идиллия, достойная герба. Но вспыхнут чётки на закатном солнце, и в них блеснут оскалом черепа.
* * *
С каких грибов ты бешен, как в горячке? Я руку протянул тебе — помочь. А ты меня погнал из дома прочь. Вообразил, что клянчу я подачку. Вчера, прощаясь, крикнул я: — Удачи! Так ты, балда, не мог уснуть всю ночь. Упорный с детства бестолочь толочь, курил и думал — что же это значит? Вот мнительность. Воистину беда. Скажу — четверг, ты убеждён — среда. Да кто из нас, в конце концов-то, дурень? Ну нет. В твой дом я больше не приду. Пошел ты на фиг. Вот теперь и думай — что я сказал и что имел в виду.
* * *
На смерть людскую всяк имеет взгляд. И зря я тщусь законопатить уши. Одни горланят, что бессмертны души, другие про забвение галдят. Ну хлопоты! Кто в рай спешит, кто в ад. А мой сосед разделывает туши. Он в мясниках живёт себе, не тужит. Есть кость, есть мясо — вот и весь расклад. Я, как в глухой тайге, в вопросе этом. Стою незнайкой посреди планеты и удивляюсь только одному — мы бездну лет не ведаем на свете, как жить нам научиться по уму, но каждый хочет всё узнать о смерти.
* * *
Приметы детства. С ветерком пальто. На завтрак — жмых, а к ужину — простуда. Там я мечтал найти кошель раздутый, но тот, который не терял никто. Абсурд, ей-богу. Но зато потом не стал я ни Гобсеком, ни Иудой. А где виновен был хоть на минуту, стоял с повинной, как перед крестом. Искал я душу даже в падшей дряни. Терял друзей. У смерти был на грани. Но ключ не подбирал к чужим дверям. Вот и стою теперь на пепелище. Блаженны, кто себя не потерял. Их никогда, нигде, никто не ищет.
ВОЗВРАЩЕНЕЦ
Вточь, как другие, ты пытал судьбу, богатство за бугром предполагая. Вот и остался с носом попугая. Добро еще, не с носом марабу. Тебе вослед мой ворон на дубу не просто каркал — предостерегал он, но запустил в него ты булыганом, вот и вернулся с шишкою на лбу. Не всем за морем по зубам ириска. А как звучит, скажи-ка, по-английски пословица о рыбке из пруда? — О’кей, — ты говоришь мне, — всё нормально. Послал бы я тебя, да вот беда — боюсь, поймёшь по-русски ты буквально.
МАРИЦА
Марица ножик о булыжник точит. Овечья шапка сохнет на суку. Очаг едва дымится. К очагу ползёт малец в залатанной сорочке. От погреба — дыханье винной бочки. Хозяин сон вкушает на стогу. Вол неподвижно смотрит на соху. А у вола на шее колокольчик. Мог этот двор библейским быть вполне. Но ты кивнула на курятник мне и, приглашая, вскинула ресницы. Вот только этих не было проблем. Ты б лучше в погреб слазила, Марица. Я, извини, курятину не ем.
УМОРА
Для всех — Аннет. А для меня ты — Нюрка. Где твой портвейн? Где рожа с синяком? Откуда вепря с золотым клыком ты заманила в эти переулки? Стволами ощетинились придурки. На «мерсе» к вилле едешь с ветерком. Купил твой хряк наш скверик с кабаком, где меж столов шмаляла ты окурки. Теперь бассейн. И по утрам массаж. Под вечер — теннис. К ночи — макияж. Семь дач французам отданы в аренду. А я, как прежде, весел на мели. — Ау! — кричу я бывшим диссидентам, — Как жизнь, шестидесятники мои?
ФУТБОЛ
Стою в воротах. Ушки на макушке. По свитерку гуляет ветерок. Матч века! Наш Рабочий городок — тире — блатные с воровской Первушки. У них сегодня финкари да пушки. У нас — от папиросочек дымок. Но рыжий лупит так с обеих ног, что ваши станут нашими подружки. — Лепи, Володя! Генка, выдай пас! Блатняги сыплют искрами из глаз. Десятый гол влетает в их ворота. Потом нас всех отмордовали в дым. Рыдали наши крали. Но в субботу на танцы всё же упорхнули к ним.
ПОМИН
Прощай. Сюда я больше ни ногою. Твоя могила — не мои дела. В последний раз об камень я со зла бутылке с водкой отбиваю горло. А городом гуляет непогода. Летит рывками дождевая мгла на дом, где с кем попало ты жила, на два окна среди деревьев голых. Всё кончено. Тебя я не люблю. А за судьбу пропащую твою, прости, никто на свете не в ответе. Холодный дождь рыдает ни о ком. По ржавым трубам ударяет ветер. Аминь. Скорей снесли бы этот дом.
* * *
Ты жирный борщ мне подаешь в горшке. Мне самогон льёт в ковш твоя зазноба. Силен первач. С ним не возьмёт хвороба ни на каком московском сквозняке. С икрою блин горяч в моей руке. А к самовару выпечена сдоба. И ты клянёшься мне в любви до гроба, рыдая на моем воротнике. Но, целый час прощаясь в коридоре, вдруг вспомнил ты о горькой русской доле и врезал мне бутылкой по башке. С тех пор я и твержу, как завещанье, — потомок мой, не верь борщу в горшке иль, расставаясь, не тяни с прощаньем.
* * *
Не горлодёр, так молчаливый трус. Не старый пень, так юная коряга, Не раб, так плут. Не сплетник, так сутяга. Враги мои, прекрасен ваш союз. Срастался он у биллиардных луз, где от стихов корёжилась бумага. По бородам, шипя, стекала брага, и на закуску шёл гнилой арбуз. Избавь, Господь, от роз такого сада. Мне вправду ничего от них не надо. Отпни их. Пусть я буду одинок. Но получив арбузной коркой в рожу, я сзади схлопотал такой пинок, что больше небеса не потревожу.
* * *
Я по камням всю жизнь иду с повинной. Меня ж, как вора, от версты к версте преследуешь ты, нищий во Христе, святым крестом махая, как дубиной. Ходил бы ты за стадом с хворостиной, тянул бы ты соху по борозде. Но ты печёшься о чужой беде. — Отдай, — вопишь, — арабам Палестину. Я не был в Палестине никогда. И не за тем горит моя звезда, чтоб я вникал в земные переделы. Отстань. И брось быть рыцарем сумы. Не то гляди — коль не займешься делом, то больше я не дам тебе взаймы.
ПЕНЕЛОПА
Послевоенка. Ветер гнет столбы. Гудит завод промозглым серым утром. Там снова мало чёрного мазута. Там снова много дыма из трубы. Идёшь, не выделяясь из толпы, в поношенные туфельки обута, прозрачная от голодухи лютой и местная по прихоти судьбы. Где парус твой, залётная гречанка? Но вдруг ресницы юной хулиганки махнули мне, как вёсла двух галер. Акцент не утаил её веселья: — В общагу приходи ко мне, Гомер. По вечерам я вся без Одиссея.
ХУДОЖНИК
Твой Леонардо вечно как в дыму. То нем как рыба, то напьётся сдуру. То снова обнажённая натура среди холстов позирует ему. Куда ни глянешь — все не по уму. Торчит из-под карниза арматура. Уж лучше бы подался в штукатуры. Ни радости, ни денег нет в дому. Стареет, колесо вращая, белка. В ведро летит разбитая тарелка. И ты рыдаешь, стоя у окна. Эй, Леонардо! Вот твоя удача. Скорей пиши портрет, пока она у занавески так прекрасно плачет.
* * *
Ни франций тебе, ни италий. Ну что же, достанем стакан. К Иванушке в дальние дали конёк-горбунок ускакал. Ну что же, давай веселиться. Возьмем на копейку вина. Свисти, моя райская птица. До дна, дорогая, до дна. За что? Да за эту планиду, за солнце в прощальном вине, за два твоих карих магнита, в которых печаль обо мне. За этот погожий денёчек, за мой невезучий билет, за то, что божественны очи у счастья, когда его нет.
Опубликовано в «Иерусалимском журнале» № 5, 2000
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.