Сергей Виссарионович Чиркин История Ташкентцы
Фрагмент статьи «Русские в Корее, имена и судьбы», автор Максим Волков, опубликовал Владислав Хан в сообществе «Корё Сарам».
К сожалению, лишь немногие корейцы и даже русские, проживающие или работающие в РК, знают, что на сеульском иностранном кладбище Янхваджин покоится прах видного русского дипломата Сергея Виссарионовича Чиркина, много лет и сил посвятившего служению Отечеству, имя которого в течение многих лет оставалось незаслуженно забыто.
С.В. Чиркин родился в 1879 году в Санкт-Петербурге. Окончив в 1901 году Санкт-Петербургский университет, он поступил на учебное отделение восточных языков при МИД Российской империи по специализации «арабский язык». Будучи приписан в 1902 году к персидскому отделению МИД, С.В. Чиркин на следующий год направляется стажером в российскую миссию в Тегеране и вскоре после этого назначается секретарем генерального консульства в Бендер-Бушире, а затем генеральным консулом в Исфагане. С 1907-1910 гг. он является управляющим генеральным консульством в Бомбее. В 1911-1914 гг. С.В. Чиркин работает секретарем генерального консульства Российской империи в Сеуле. В 1915 году он назначается послом в Бухару с последующим переводом на должность дипломатического представителя Российской империи в Ташкенте.
В год столетия подвига русских моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в порту Чемульпо 27 января (по старому стилю) 1904 года в первый день русско-японской войны уместно вспомнить особые заслуги С.В. Чиркина, связанные с перенесением во Владивосток праха погибших в бою героев. Именно Сергею Виссарионовичу, в то время управляющему Генеральным консульством Российской империи в Сеуле в чине надворного советника, было поручено руководить подготовкой и осуществлением этой почетной миссии. Согласно донесению Генерального консула Российской империи в Корее действительного статского советника Я.Я. Дютша на имя Поверенного в делах Российской империи в Токио от 15 декабря 1911 года, С.В. Чиркин образцово выполнил возложенное на него поручение.
Вскоре после Октябрьской революции в России многие царские дипломаты были арестованы. Не желая искушать судьбу, семья Чиркиных перебралась из Туркестана в Персию, где у Сергея Виссарионовича оставались друзья из британских коллег. С их помощью вынужденным беглецам удалось добраться до Бомбея, откуда глава семейства списался с одним знакомым немцем, жившим в Сеуле. После получения ответа Чиркины с помощью британского правительства купили билет на корабль и отплыли в Сеул. По прибытии в Корею в 1918 году они некоторое время проживали в российском консульстве, перебравшись в Духовную миссию после того, как дипломатическое представительство перешло в ведение советских властей.
С 1924 года до своей смерти С.В. Чиркин преподавал русский язык в японском университете и обрабатывал иностранную корреспонденцию для Bank of Chosen (японский предшественник Корейского банка), гостиницы «Чосон» и Туристического бюро при японском правительстве. Он также преподавал французский язык в Сеульской иностранной школе, располагавшейся в то время по соседству с Российской миссией, и давал частные уроки английского языка японским и корейским школьникам.
С.В. Чиркин с супругой Натальей Николаевной были единственными представителями «белой» русской общины, являвшимися членами Сеульского иностранного клуба, куда входили иностранные дипломаты и бизнесмены. Сам по себе факт членства в клубе С.В. Чиркина говорит о том, что он пользовался большим уважением тогдашнего сеульского дипкорпуса, несмотря на то, что Российская империя задолго перед тем прекратила свое существование, и в Сеуле были официально аккредитованы представителей советского правительства.
Наталья Николаевна происходила из известной на Дону семьи казаков Ефремовых. Училась в Смольном институте в Санкт-Петербурге. Ее отец, Николай Васильевич Ефремов был управляющим канцелярией туркестанского генерал-губернатора в Ташкенте. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем, отсюда бежала с ним заграницу. В Сеуле она поначалу подрабатывала шитьем, в последствии освоив парикмахерское ремесло. Летом 1945 года уже после смерти мужа на завершающей стадии войны Наталья Николаевна была арестована японскими жандармами по подозрению в обмене секретной информацией с сотрудниками советского консульства. После вступления в Сеул американской армии она получила место в американском Красном Кресте, а затем американской Военной администрации, где работала до своего отъезда в Калифорнию в 1950 году. Скончалась в возрасте 95 лет в Сан-Франциско.
Находясь в Корее, С.В. Чиркин написал мемуары о своей дипломатической службе в Персии и Индии. К сожалению, скоропостижная кончина в марте 1943 года не дала ему возможности приступить к разделу о Корее. Однако сохранились дневники Сергея Виссарионовича, посвященные корейскому периоду его службы, часть которых уже расшифрована.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.