Легенды, имена, фамилии, явки… — 3 История Старые фото

Пишет ОлегНик.

Потихоньку добираемся от легенд до имен, фамилий и явок в вопросах присутствия в Ташкенте в период первой мировой войны военнопленных, подданых Австро-Венгрии и Германии. Далее информация из двух источников в сети (отличаются шрифтом), в общем-то не противоречивых…извиняюсь за обилие цифр…
titul500x671_

В ходе Первой мировой войны на территории Российской империи по разным источникам оказалось около 2,5 млн пленных офицеров и солдат неприятельских армий, большую часть которых составляли подданные Австро-Венгрии и Германии. Уже в первый месяц войны предназначенные для постоянного размещения военнопленных районы в пределах Московского, Казанского, Омского и Иркутского военных округов были переполнены. В связи с этим Главное управление Генерального штаба «озаботилось» подготовкой новых мест для возможного поступления в будущем значительных партий военнопленных. В телеграмме от 30 августа 1914 г. за № 6158 начальника Генерального штаба к начальнику штаба Туркестанского округа было объявлено, что районом постоянного размещения военнопленных назначается Туркестан.

При оценке лагерей военнопленных, находящихся на территории Туркестанского края, необходимо иметь представление о том максимуме удобств и комфорта, которым пользовалось местное гражданское население. И тогда станет ясно, что «совершенно невозможно предъявлять к лагерю в пределах этой страны такие требования, какие можно ставить где-нибудь в Саксонии или окрестностях Вены».

Изначально в округе предполагалось разместить около 10 000 тыс. военнопленных. Но к концу 1914 г. число военнопленных, намеченных для размещения в Туркестане, оказалось сильно превышенным. На 21 июля 1915 г. в Туркестанском военном округе было размещено уже около 150 тыс. человек…
Военнопленные австро-венгерской и германской армий начали прибывать в Ташкент с сентября 1914 года и к июню 1915 года составили более 148 тысяч. Они были расквартированы в 37 пунктах в специально построенных лагерях и казармах. Вместе с военнопленными в Туркестан было завезено некоторое число «гражданских пленных» — подданных Австро-Венгрии и Германии, немцев, поляков и лиц других национальностей призывного возраста, вывезенных царскими войсками с неприятельской территории. Беженцы, эвакуированные из западных районов, начали появляться в Средней Азии с июня 1915 года и к концу года составляли не менее 70000 человек. Среди них было около 8-10 тыс. поляков и евреев, 1,5 тыс. прибалтов, около 4 тыс. немцев из Волынской и Киевской губерний. Туркестанская администрация, которую тяготил такой наплыв беженцев, ходатайствовала о вывозе их. С мая 1916 года беженцев стали выселять в основном в Самарскую и Саратовскую губернии. Оставшиеся 8-10 тыс. пополнили ряды европейцев в Туркестане.

1917

Ну, а далее, начались трагедии… Например, одной их печальных страниц военного плена в России является история лагеря для военнопленных нижних чинов близ села Троицкого (ныне Чирчик). Находившийся в 22 верстах от Ташкента лагерь для военнопленных снискал себе печальную славу не только в России, но и за рубежом. В нём за один год и четыре месяца из 18 000 пленных, перебывавших в лагере, умерло 6150 человек. С января 1915 г. по апрель 1916 г. от сыпного тифа из 10 000 военнопленных умерло 2650, а за время с апреля 1916 г. по декабрь 1916 г. тиф унёс жизни 3500 человек…

В связи с этим были случаи, когда военнопленным офицерам разрешалось жить на частных квартирах. Среди них были генерал-лейтенант фон Гаук, который прибыл 17 ноября 1914 г. в Ташкент и был сначала размещен в гостинице «Регина». Позже в той же гостинице частным порядком стали проживать генерал-майор Рафт, прибывший в г. Ташкент 18 января 1915 г.

Разрешено было жить в гостинице и генерал-лейтенанту Карлу Вайзендорферу, направленному после падения крепости Перемышль 9 марта 1915 г. сначала в Киев, а затем в Ташкент, куда он прибыл в апреле 1915 г.

Определённой известностью и влиянием среди пленных офицеров, живущих в Ташкенте, пользовались генерал-лейтенант Вайзендорфер и генерал-майор Вильгельм Рафт. Содержание в Ташкенте таких крупных представителей вражеской армии было для местных властей нежелательно. По мнению заведующего военнопленными, местом их «водворения на время плена мог бы скорее служить любой глухой городок края, где нет ни одного военнопленного офицера и нижнего чина».Офицерам, расквартированным в Казалинске и Перовске, было разрешено за собственный счёт построить домики-особняки. Многие офицеры воспользовались этим разрешением. Самый дорогой дом обошёлся в 500 руб., а самый дешёвый (в виде полуземлянки) в 150 руб.

Одной из форм протеста против лагерного режима было бегство военнопленных. Пользуясь тем, что охрана была очень слабой, с конца 1914 по март 1917 г. в Туркестанском военном округе было зафиксировано бегство 1457 солдат и 72 офицеров. Самую большую группу беглецов составляли австрийцы. Они надеялись найти убежище и работу у сельских жителей и предпринимателей коренных национальностей. И часто местное население охотно помогало им в этом. Среди военнопленных было немало высококвалифицированных специалистов в самых различных остродефицитных для Туркестана профессиях — инженеров, механиков, архитекторов, строителей, агрономов, художников. Были среди них и скульпторы, и музыканты. Так, старожилы помнят, что австрийские военнопленные музыканты играли в ташкентском симфоническом оркестре под управлением Ф. Седлячека.

В связи с тем что Швеция и Дания взяли на себя защиту интересов Австро-Венгрии и ее подданных, в марте 1916 г. в Ташкент прибыла делегация шведского Красного Креста во главе с Хокен фон Шульманом, а в декабре — секретарь-делегат Датского посольства в Петрограде капитан А. Брун. В целом к концу 1916 г.—началу 1917 г. положение австро-венгерских пленных в Туркестане улучшилось.После февральских событий 1917 г. лагерный режим в Туркестане для военнопленных был еще более облегчен. В результате значительная часть пленных приобрела определенную свободу, получила возможность покидать на дневное время лагеря, переодеваться в штатское платье, свободно ходить по улицам, устанавливать контакты с гражданским населением. Особенно заметным присутствие пленных сделалось на улицах Ташкента.22 июня 1917 г. особая комиссия рассматривала вопрос о разрешении вступать в браки с местными женщинами. Вскоре, после заключения России с Германией и Австро-Венгрией Брестского сепаратного мирного договора, австрийцы покинули Туркестан…

На фотографиях:
1. Угол Петербургской и Иканской – вход в ресторан «Регина», ниже вход в гостиницу «Регина» с улицы Иканской 15, на медальонах справа-слева от двери видно Hotel, а сверху ДЗ – инициалы хозяина (Захо или Зако).
2. Военнопленные австро-венгерской армии. 1917 год…

С военнопленными в первом приближении разобрались, но тема не исчерпана.
С уважением. ОлегНик.

10 комментариев

  • Фото аватара A:

    Вот что пишет в своей книге «Миссия в Ташкент» английский офицер Фредерик М. Бейли, прибывший в Ташкент с дипломатической миссией в августе 1918 года:

    «Во время нашего пребывания в Ташкенте … . Повсюду попадались австрийские военнопленные. Многие продолжали ходить в своей форме с буквами F.J.I. на своих фуражках. Во всех кафе и ресторанах играли оркестры австрийцев.»

    «В Туркестане одновременно находилось сто девяносто тысяч военнопленных. Условия их содержания были ужасными, главным образом из-за ненадлежащего содержания. Одна из причин посылки такого количества военнопленных в Туркестан была, без сомнения, отдаленность места и трудности побега отсюда; но и конечно во внимание принималось количество и дешевизна еды. Не смотря на это, рацион питания военнопленных был настолько скудным, что вспыхивали инфекционные болезни, в то время как медицинское обслуживание было настолько недостаточным и неэффективным, что умирали тысячи. Явно большую часть военнопленных составляли австрийцы, которые были взяты в плен в Приземсле, и другая часть в Галиции в первый период войны; но также было много немцев.
    Капитан А. Г. Брюн из королевской датской артиллерии, будучи в Ташкенте, делал все, что в его силах, чтобы облегчить страдания бедных австрийцев. В его книге Трудные времена перечисляются душераздирающие случаи их страданий и описываются трудности его общения с русскими при попытках помочь им. Он также описывает свой собственный арест, и содержание под стражей и постоянное ожидание расстрела, когда его товарищ – мистер Клеберг, швед, выполнявший подобную миссию для немецких военнопленных, на самом деле был взят из камеры и расстрелян.»

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин:

    Шеф поваром в ресторане гостиницы Регина работал мой прадед Тишков Константин Севастьянович. В том что гостиница была популярна своим рестораном видимо есть и его заслуга.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Терешкин Павел Григорьевич:

    Информация очень интересная. Более подробной я не смог найти.
    Но меня больше интересует лагерь военнопленных в Казанлинске. Что-то о нём еще известно? Меня интересуют не сами военнопленные, а то, что, по воспоминаниям моего отца, мой дед — прапорщик Терешкин Михаил Иванович, после ранения в 1917 году на австрийском фронте, был назначен комендантом Казанлинского лагеря, и был убит в 1918 году восставшими белогвардейцами содержавшимися в этом лагере.
    Меня очень смущает то, что получается, что пленных австрийцев и белых могли содержать в одних лагерях, да и восстание белых, если я не ошибаюсь, было в 1919 году — так называемый «осиповский мятеж», да и басмаческое движение получило широкое распространение несколько позже.
    Очень бы хотелось уточнить факты из истории моей семьи, так как ни кто, кто мог бы рассказать о тех временах до перестройки не дожил.
    Может быть где то есть архивы рассказывающие о тех событиях и администрации лагерей?
    За любую информацию буду искренне благодарен.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Галина:

    Здравствуйте!
    пишу из далекого Волгограда. Неизвестно ли Вам что-нибудь о судьбе австрийских военнопленных 1-й Мировой войны в Саратовской губернии. Буду очень благодарна за любую информацию.

    С уважением

    Галина

    galina_greil@hotmail.com

      [Цитировать]

    • Фото аватара Peter Felch:

      Мне известно, что в Ташкенте находился военнопленный врач проф.Грайль (Univ.Prof.Dr.Alfred Greil) из Тироля, но не знаю повывал ли он также в Саратовском крае. Может его родственник…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Peter Felch:

    Уважаемый Олег Николаевич (?), Вам известны какие-нибудь публикации об австро-венгерских военнопленных в Туркестане. Буду благодарен за любую информацию, особенно о количестве и географии лагерей. Петер Фельх, историк, Австрия

      [Цитировать]

  • Фото аватара Slavomir Horak:

    Уважаемый Петер, свяжитесь со мной, я собираю материал по военнопленным в Туркестане чехам и словакам. Славомир Горак (Slavomir Horak)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Slavomir Horak:

    Уважаемый Петер, свяжитесь со мной, я собираю материал по военнопленным в Туркестане чехам и словакам. Славомир Горак (slavomir.horak@post.cz).

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.