Традиции медресе Абулкасим История
Немало в нашем древнем городе памятных мест. Одно из них — медресе Абулкасим, в котором народные мастера бережно сохраняют и развивают традиции узбекского национального декоративно-прикладного искусства. Оно стало истинным местом паломничества для его ценителей.
Преображается Старый Ташкент. Помнится, около сорока лет назад в Союзе архитекторов Узбекистана демонстрировался план реконструкции древней части нашей столицы. Не верилось тогда, что раздвинутся тесные границы извилистых улочек и тупиков, засияют изумрудом необъятные зеленые зоны, встанут в ряд чудо-дома из стекла и бетона.
И вот, спустя почти четыре десятилетия, иду от площади Хадра в направлении к площади Истиклол. Как изменилось вокруг пространство, сколько новых форм, очертаний, объемов, цветовых решений появилось в архитектурном облике и убранстве любимого города, готовящегося к празднованию своего 2200-летнего юбилея!
Не сразу в этом урбанистическом ансамбле с характерными приметами нового тысячелетия можно приметить один из самых крупных архитектурных памятников этой части города — медресе Абулкасим.
Оно заслонено грандиозным концертным залом «Истиклол», парящими в голубом небе куполами Законодательной палаты Олий Мажлиса и ротондой мемориала Алишеру Навои. Как драгоценный ларец, хранящийся в потаенном месте, строение не сразу открывается взору. Но приблизившись к невысокому по современным меркам, выложенному старинной кладкой зданию, невольно сдерживаешь дыхание перед его арочным входом.
История этого памятника зодчества насчитывает более полутора сотен лет. Возведен он в 1850 году на личные средства Абулкасима-ишана—сына известного в Ташкенте человека — Эшохонтура, который был назначен кокандским правителем Амиром Умархоном на высокую духовную должность Шейхул-ислама в Ташкенте. Построенное на святом месте, сооружение стало центром целого архитектурного комплекса, куда, кроме самого медресе, вошли трехкомнатная молельня — масжид и украшенная двумя куполами восточная баня — хаммом. Перед фасадом здания, обращенного к просторной площади, был вырыт большой водоем — хауз, а во внутреннем дворе под прикрытием купола находился колодец — сардаба с холодной даже в самые жаркие дни водой.
В 1855 году в медресе, которое возглавил сам Абулкасим-ишан, начались занятия. В маленьких кельях — худжрах по двое-трое, а то и вчетвером жили учащиеся, поступавшие сюда кпосле окончания начальной школы. Кроме места для омовений, здесь помещался очаг для приготовления пищи с выведенным наружу дымоходом, а также спасающий от зимних холодов сандал. Специальные помещения были выделены для мударриса, мутавалли, муаззина и служебного персонала. Здесь изучали не только каноны ислама, правила шариата, логику и философские учения, но и естественные науки, медицину. Проводилось также обучение музыке, живописи, переплетному делу.
В 1872 году в медресе Абулкасим на полном обеспечении за счет прибыли, полученной от принадлежащих духовному управлению лавок и угольного сарая, проживали почти 80 учащихся. В начале прошлого столетия в числе его выпускников значились имена будущих литераторов Абдуллы Кадыри и Гуляма Зафари, ученых Абдурауфа Фитрата и Мунавваркори Абдурашидхонова, муфти Зиявиддина Бабаханова.
После свержения царской власти и октябрьского переворота в 1919 году медресе, как и другие религиозные учебные заведения на территории нашего края, прекратило свою деятельность. В голодные 30-е годы оно стало прибежищем для эвакуированных в Ташкент 70 семей из Поволжья и вплоть до 1974 года превратилось в шумный коммунальный двор. Затем в здании разместился филиал фабрики «Ташигрушка».
Надо ли говорить, что все это нанесло ощутимый урон первоначальному облику архитектурного памятника, да и пережитые им землетрясения 1946 и 1966 годов оставили свой след. По генеральному плану развития города медресе было передано Ташкентскому городскому отделу международного благотворительного фонда «Олтин мерос».
Возрождение старого медресе происходило в годы независимости. Немало сделано для описания его истории, открыта в старинных худжрах своеобразная школа народного искусства и зодчества, основанная на традициях «Усто — шогирд». Десятки талантливых мастеров передают здесь свои знания и умения подрастающему поколению.
Среди них немало семейных династий. Например, резчики по дереву братья Акмаль, Анваржон и Юлдошбек Азларовы, миниатюристы Пулатовы, мастера-сундучники Убайдулла и его племянник Бахтиер Косимовы и другие. Многие мастере — участники международных, республикански) и городских выставок дипломанты ежегодных конкурсов для предпринимателей и народных мастеров «Ташаббус».
Неспешно идет время в медресе. Здесь не слышен шум большого города. По утрам в кронах деревьев шебечут птицы. Роняет на землю сочные ягоды шелковица — шотут. Распахиваются двери мастерских, украшенных шедеврами прикладного и художественного искусства. Кропотливая работа мастеров требует не только терпения, но и времени. Опытные усто Тохир Икромов, Ильхом Шоякубов, Камолиддин Мирзаев, Музаффар Пулатов и многие другие прямо на глазах у публики творят изящные миниатюры.
Именно здесь по государственному заказу под руководством резчика Абдурахима Косимова изготовили пре красные двери для Центра национальных искусств, возведенного на Чорсу. Вначале над ними потрудились плотники. Затем пришел черед мастеров, которые разработали эскизы орнамента, покрыли лаком драгоценное красное дерево, прошедшее многолетнюю выдержку, и приступили к трудоемкой резьбе. Работа выполнялась целой группой мастеров и их учеников, в которой было не менее 15 человек. А вот окантовку двери (пардоз) выполнили самые искусные мастера, в числе которых Абдурахим Косимов и его брат Абдукаюм.
С утра до вечера можно переходить из одной мастерской в другую, любуясь миниатюрами, разнообразными шкатулками, керамической расписной посудой, забавными глиняными фигурками, резными изделиями из дерева, коваными сундучками, музыкальными инструментами в сувенирном исполнении, тюбетейками и украшениями. Хочется наблюдать за их изготовлением, а при желании и самому взять в руки кисть или резец. И, конечно, приобрести на добрую память маленькое чудо народного промысла — частицу души ташкентских усто, бережно хранящих старинные традиции, воспитывая новые поколения мастеров.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.