«Говорящая» карта столицы-2 История
Обширными садами славилась ташкентская даха Бешагач, которая, возможно, благодаря им и получила свое название «пять деревьев». По другой версии, оно связано с именем проживавшего тут рода, но точных подтверждений ни одной догадке нет, пишет издание «Правда Востока».
Даха тянулась на северо-запад до нынешнего ГУМа и улицы Самарканд-дарвоза, хотя для нас сегодня Бешагач — это одна площадь. Она возникла на месте пустыря на окраине Старого города, где проходила оборонительная стена с воротами Коймас, которые снесли в 70-х годах XIX века. Здесь, как и по всей бешагачской части Ташкента, были мастерские по изготовлению и обжигу кирпича.
На берегу Анхора в 20-х годах прошлого века построили первые дома поселка Январский, где жили ремесленники, мелкие служащие и торговцы. В 1936-м по соседству возвели по специальному проекту Дом специалистов для деятелей науки, культуры и техники республики.
В нем жили одна из организаторов Ташкентского университета Илария Райкова, один из основателей современного узбекского театра Маннон Уйгур, знаменитый писатель Тураб Тула и другие. Во время войны здесь нашли приют писатель Николай Погодин, режиссер Михаил Ромм. Как и первые жильцы, так и современники могут увидеть во дворе дома удивительной красоты три фонтана, выдержавших испытание временем.
В начале 20-х на площади построено здание Республиканского института усовершенствования учителей (ныне УзНИИ педагогических наук). По соседству в 1937-м по инициативе республиканской молодежной организации на месте глиняных карьеров кирпичного завода методом хашара начато строительство будущего центрального парка города площадью больше 40 га с двумя огромными искусственными озерами и детской железной дорогой. Ставший на долгие годы самым любимым у горожан, Национальный парк Узбекистана имени Алишера Навои обрел законченный вид после открытия здесь в 1991 году памятника поэту и реконструкции входных ансамблей в 2005-м.
Сегодняшний облик площади оформился в первой половине прошлого столетия, когда здесь появились два жилых здания с колоннами, и поныне образующие один из самых эффектных ансамблей столицы, а также Государственный узбекский музыкальный театр имени Мукими, возведенный в лучших национальных традициях в самый разгар войны, в 1943-м, о чем свидетельствует надпись на фасаде. Рядом с 1935 года работает Бешагачский рынок.
На территории Бешагача за последние годы построены одни из самых впечатляющих зданий города — Банковская ассоциация Узбекистана, Законодательная палата Олий Мажлиса, дворец торжеств «Навруз», сценический комплекс, где проводятся торжества по случаю Дня независимости и Навруза. Дворец дружбы народов (ныне Дворец искусств «Истиклол») венчает одноименную площадь с пересечением нескольких крупных транспортных артерий Ташкента.
За ними — медресе Абулкасыма постройки середины XIX века. Здесь учились основоположник узбекской романистики Абдулла Кадыри, великие просветители Муннаваркары Абдурашидханов и Абдурауф Фитрат, муфтий управления мусульман Средней Азии и Казахстана Зиявитдин Бабаханов. Перестав быть учебным заведением, в 1929 году медресе стало домом для 70 семей из Самарской губернии, где в то время свирепствовал голод. Последняя из них покинула его стены в 1974-м. Потом тут действовал филиал игрушечной фабрики.
Обветшавшее здание не вписывалось в ансамбль будущей площади и его думали снести, но по просьбе горожан сохранили и реставрировали. В августе 1987 года состоялась церемония открытия восстановленного медресе, в котором стали предоставлять помещения для работы ремесленникам. Они и сегодня занимают здание, где ныне размещается ассоциация народных умельцев «Хунарманд».
Чуть дальше, на улице Самарканд-дарвоза, стоят на том же месте, что и столетия назад, одноименные городские ворота. Впрочем, построены они уже в наше время. А неподалеку, у Камаланского кладбища, прямо перед одним из домов махалли по улице Офтоб сохранилась часовенка, увенчанная прежде полумесяцем, заложенная в 1866 году в память о воинах, погибших при штурме Ташкента годом ранее. Именно тут была прорвана оборона города.
Естественным результатом бурного роста города в прошлом веке было увеличение числа районов. Самым последним из них, не считая Бектемирского, появился нынешний Учтепинский район. Название его связано с местностью Учтепе (три холма), отмеченной на картах столицы еще в XVIII веке между каналами Кукча и Бозсу. Все, кто направлялся к городу со стороны Самарканда, издалека видели три высоких холма, дававших знать, что идти осталось недолго. Впрочем, в 20-х годах прошлого века местные жители разобрали их на кирпичи — для строительства домов.
В состав района вошли двенадцать кварталов Чиланзара — вплоть до 26-го и включая 30-й с 31-м.
Сегодня Учтепа известна не тремя холмами, а тремя рынками — недвижимости, крупным оптовым «Караван-базаром», именуемым в народе Урикзором, а также некогда главным дехканским рынком этой части столицы — Фархадским, популярность которого определяла близость сельхозугодий предместий. На площади в один гектар, где он располагался изначально, сегодня строят первый в Ташкенте гипермаркет. Кстати, рынок и улица, на которой он стоит, названы в честь героя поэмы Алишера Навои, а параллельно улице Фархада бежит менее оживленная и более тенистая улица имени его возлюбленной Ширин. Неожиданное открытие, правда?
Между каналом Анхор и проспектом Амира Темура расположились многоэтажные дома квартала Минор, бывшего Ц-6. А пару столетий назад тут была одноименная махалля, получившая свое название «высокая местность» из-за того, что находилась на возвышенности. Почти полторы тысячи ее жителей занимались в основном ремеслами, земледелием и садоводством, обеспечивая столицу фруктами и овощами.
Ближе к Анхору почти полтора века назад возникло крупное кладбище Минор. С его появлением именно в этом месте связана любопытная история. В 1870-х годах власти Ташкента решили вынести все мазары, которые были при каждой махалле, как можно дальше за черту города. Чиновника, который должен был определить место закладки нового кладбища, долго возили кружными путями так, что ему казалось, что он уже отъехал на приличное расстояние от столицы, а привезли на левый берег Анхора, через дорогу от Лабзака. Там и устроили погост, который благодаря смекалке горожан оказался в пределах их досягаемости.
Первые девятиэтажные дома в столице появились на массиве Черданцева, застройка которого велась с 60-х годов XX века вдоль нынешнего проспекта Мирзо Улугбека. Назван он был в честь экономиста-географа, одного из первых ректоров Ташкентского университета, академика Академии наук и заслуженного деятеля науки и техники Узбекистана, который руководил созданием первых народнохозяйственных планов республики. Параллельно рядом росли массивы Высоковольтный и Северо-Восток, граничащие с железнодорожной веткой на Чарвак и застроенные типовыми четырех-, пятиэтажными домами.
Название первого связано с линиями электропередач, что тянутся по окружающим его улицам, а второго объясняется его географическим расположением. В наши дни все они получили новые имена — массивы Черданцева переименованы по историческому названию местности в Буз-1 и 2, Северо-Восток — в честь камня бирюзы в Ферузу, а Высоковольтный — в честь мифического повелителя ветра у народов края Ялангач-ота — в Ялангач. На территории последнего расположены столичный институт культуры и теннисный комплекс.
Граждане, к вопросу о картах. У кого есть карта Ташкента до 1918 года, в электронном виде. Киньте на почту, пожалуйста. А то позарез надо, а найти не могу.
Владислав[Цитировать]