Комплекс Хазрати Имам — гордость столицы История
Одной из достопримечательностей Ташкента, восстановленной практически в преддверии юбилея, является культово-мемориальный комплекс Хазрати Имам.
Об этом отмечается в статье старшего научного сотрудника Института искусствознания Академии Наук Республики Узбекистан Абдуманнопа Зияева.
< . . . >
В период развитого средневековья в окрестностях Ташкента сложилось несколько поселений с культово-мемориальными комплексами. Постепенно они вошли в черту города, и ныне историко-архитектурные памятники таких массивов стали достопримечательностями Ташкента. У многих горожан и гостей столицы вызывает естественный интерес прошлое этих архитектурных ансамблей и первопричины строительства в них мавзолеев.
Начало освоения территории под будущий комплекс Хазрати Имам было положено Абубакиром Мухаммадом — одним из крупнейших имамов мусульманского мира X века. Родился и вырос богослов в городе Бинкенте, называемом еще «Мадина Шаш». В молодые годы был ремесленником — замочником, что впоследствии прибавило к его имени слово «Каффаль» (т. е. замочник) и «Шаши» (т. е. уроженец Шаша). В середине X века Абубакир Мухаммад стал отшельником и поселился в сельской местности к северу от внешнего ра-бада Бинкента, вблизи древнего канала Калькауз. Ближайший от него крупный населенный пункт был в районе Чорсу, где существовал базар. Там продавались ремесленные изделия, изготовленные им и его учениками.
После кончины Абубакира Шаши над его могилой был сооружен мавзолей, ставший одним из самых почитаемых святых мест Ташкентского региона и получивший название Хазрати Имам (Святой Имам). Святость гробницы повлекла за собой возведение мечети Намазгох, где проводились большие праздники и загородные богослужения.
Но к средине XV века в связи с возведением мавзолея Шайха Ховенди Тохура (Шайхантохура) комплекс Хазрати Имам остался без внимания правителей Ташкента.
И только в годы правления династии Шейбанидов гробница Абубакира Шаши вновь обрела функцию главного культово-мемориального комплекса. Тогда на территории селения Хазрати Имам основали кладбище, на котором, кроме горожан, хоронили представителей высшего света и культового служения. В начале XVI века в некотором удалении от кладоища был погребен наместник Шейбанихана в Ташкенте — праправнук Амира Темура и внук Мирзо Улугбека — Суюнджхан. Позднее здесь был возведен мавзолей его имени, а затем медресе Баракхана.
В годы правления Шейбанидов территория культово-мемориального комплекса благоустраивается, засаживается деревьями и даже дополняется новыми объектами.
В XVI веке тенистые берега Калькауза и отходящие от него каналы становятся одним из любимых мест отдыха правителей Ташкента.
В XIX веке после почти двух с половиной веков строительного застоя в комплекс Хазрати Имам были внесены дополнения в виде новых зданий — мечети Тилля Шайх и медресе Муймуборак. Связаны эти новостройки с крайне ветхим состоянием в то время медресе Баракхана и входящих в его состав мавзолеев династии Темуридов и Шейбанидов. Этими работами было завершено формирование архитектурного ансамбля Хазрати Имам.
Наиболее же существенные изменения комплекс претерпел в 20 — 80-е годы прошлого столетия. Самый древний и наиболее крупный историко-архитектурный ансамбль современного Ташкента, находящийся в центре старого города, многие десятилетия использовался для нужд Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. В медресе Баракхана располагался административный аппарат Духовного управления, а мечеть Тилля Шайх являлась Соборной мечетью города.
Кроме того, многие культовые объекты были отданы под жилье. В то время мавзолей Хазрати Имам и медресе Баракхана, частично отреставрированные при участии народных мастеров, были окружены маловыразительной жилой застройкой и лишены возможности показа многочисленным местным и иностранным туристам. Но несмотря на благоустройство и озеленение территории со стороны главного входа и дворовой части, комплекс производил удручающее впечатление. Кроме того, в 60-х годах на месте древнего кладбища в нескольких десятках метров от мавзолея Хазрати Имам был построен кинотеатр, чем был нанесен ущерб архитектурному памятнику.
Начало реконструкции мемориального комплекса Хазрати Имам было положено в 90-е годы. После расширения старых улиц Кара-сарай и Сагбан появились реальные условия для проведения восстановительных работ. В проектных разработках определилась планировочная структура и облик будущего комплекса. В 2006 году начались активные строительные работы, в результате которых старая тесная застройка на территории культового комплекса была заменена. Вместо нее вокруг раскинулись зеленые газоны, также были убраны малоценные беспорядочные нагромождения хаотичных пристроек около исторических памятников.
Перепланировка территории Хазрати Имам показала, что расширение участка комплекса отвечает требованиям современного развития центра старого города. Главным сооружением комплекса — его историческим ядром продолжает служить мавзолей Абубакира Шаши. Этот памятник после сноса тесной застройки оказался на обширной озелененной площади, которая позволяет почувствовать всю мощь и красоту древнего строения. Памятник восстановил свою монументальность и живописность.
После сноса мелких строений и должной реконструкции приобрели первозданный вид медресе Баракхана с двумя мавзолеями Суюнджхана и «Безымянный», а также мечеть Тилля Шайх и медресе Муймуборак. Эти два памятника старины органично вписались в общий зеленый фон территории комплекса, а в далекой перспективе от них своеобразно просматриваются величественный мавзолей Хазрати Имам и медресе Баракхана.
Новые сооружения комплекса — мечеть Хазрати Имам, здание Управления мусульман Узбекистана, Исламский институт им. Имама Бухари, воздвигнутые в восточной части комплекса, а также сооружение двух минаретов подчеркивают всю монументальность архитектурного ансамбля, делая его доминантным в структуре старого Ташкента. Весь культовый ансамбль, отреставрированный и достроенный в едином стиле, включающем в себя лучшие традиции национального зодчества, смотрится величественно и гармонично.
Заслуживает внимания и древний канал Калькауз. В течение многих веков его вода питала влагой окрестные сады и огороды, являясь источником существования проживавших поблизости людей. Сегодня отрезок канала, протекающий по территории комплекса, реконструирован. Его берега, выложенные галькой, стали более надежными и выразительными.
В целом светло-охристая фактура кирпичных стен и сине-голубые глазурованные рисунки орнамента выдержаны в характерном для ташкентской школы зодчества декоративном убранстве. И сегодня благодаря гуманному отношению руководства к памятникам старины и тому большому вниманию, которое уделяет Президент Узбекистана их восстановлению, культово-мемориальный комплекс Хазрати Имам приобрел свое новое лицо, заняв одно из главных мест на карте нашей столицы.
Ташкент — как и все государства постсоветского пространства погрузился в религиозный угар и всё это выдаётся как восстановление исторических традиций. А нужен ли истинно верующему человеку «посредник»для общения с Творцом?
потомок[Цитировать]
Уважаемый потомок, в исламе есть такое течение, отрицающее «посредников» для общения с Творцом. Называется оно «вахаббизм» :))
Timur Uzakov[Цитировать]