Медресе Абулкасым История Старые фото
О медресе Абулкасым я писал в заметке о выставке прикладного искусства. Здесь хотел бы продолжить, вернее, заглянуть в историю медресе, расположенного на Бешагаче, одном из четырех даха старого Ташкента. До начала ХХ века Ташкент делился на 4 даха (Бешагач, Кукча, Себзар, Шейхантаур).
Раньше названия медресе давали по имени инициатора его строительства, каковыми выступали владыки, богатые люди, сход махалли или гузара. Личность Абулкасыма известна по книге В. П. Наливкина «История Кокандского ханства», где он упоминается как высокообразованный, известный в Ташкенте человек. Там описана история чумного бунта, когда разгневанный генерал-губернатор отдал приказ об артиллерийском обстреле старого города. Абулкасым-эшон, узнав об этом, прибыл к генерал-губернатору с прошением и убедил его, что в бунте нет вины простого народа, тем самым сумел остудить генерала и отменить роковой приказ. (Говорят, что впоследствии Абулкасым умер от чумной эпидемии.)
Абулкасым-эшон упоминается также в книге Н.П. Остроумова «Сарты. Этнографические материалы» (Ташкент, 1908) в связи со встречей и беседой в его доме на Янги махалле.
Но самым значительным и ярким упоминанием Абулкасыма в истории стало подписание мирного договора, последовавшего за взятием Ташкента генералом Черняевым. Жители города собрались в медресе Абулкасым – в общественно значимом месте, бывшем центре сопротивления русскому вторжению – для подписания договора о мире. Со стороны жителей договор подписали Хаким Ходжи Козимкалон, Абулкасым эшон, Салих бек Охун Дадхо.
Спустя некоторое время генерал Черняев изменил свое решение в пользу так называемого «Акта добровольного присоединения к России». Когда акт был представлен ташкентцам к подписанию, городские старшины удивились и выразили свое несогласие. Салих бек Охун Дадхо публично заявил о своем решении не подписывать сомнительный документ, что вызвало ярость генерала Черняева, и он приказал сторонникам Салих бека пройти в одну сторону. Около десяти человек поддержали бека, и тут же они были окружены солдатами и отправлены в тюрьму.
Медресе Абулкасым было основано в середине XIX в. – к такому выводу пришел архитектор А. Яхъяев после всестороннего изучения здания перед реставрацией 1982–1984 гг. Тогда же им было детализировано, где и в какой части находились те или иные помещения и как выглядело прилегающее пространство.
Медресе Абулкасым строилось на основе архитектурных традиций, уходящих корнями в эпоху средневекового расцвета культуры, науки и зодчества. Главный фасад здания был обращен к большой площади с хаузом. У южной стены располагалось небольшое кладбище. Во внутреннем дворе медресе был колодец (сардоба), прикрытый куполом. Слева от главного входа находились дарсхона (классы), справа – худжры (кельи), в центре – мечеть Хонакойи Муйи Муборак, на карнизе которой по глазурованной плитке арабской вязью написаны слова: «В этом здании возложены святые волосы самого Расула (Мохамада)».
В худжрах (кельях) имелось место для умывания, очаг с дымоходом и сандал для зимнего отопления. В каждой худжре поселялись по 2–4 ученика. У мударриса, мутавали, муэдзина, сторожей и дворников были свои специальные помещения.
Финансирование медресе осуществлялось из налоговых поступлений от земельных и водных ресурсов, караван-сараев, лавок, бань, мельниц, домовладений, которые четко и ясно учитывались в актах вакф. Сохранился вакф медресе Бекларбеги, в котором записано, что годовой доход от аренды под кирпичный завод составил 500 сум, от Джумабазара, закотхона, и от 119 лавок – 1071 сум. Всего от вакф получено 1991 сум.
В медресе Средней Азии преподавались каноны ислама, правила шариата, логика, философия, в некоторых избранных медресе дополнительно изучались химия, география, медицина и природоведение. Кроме изучения наук, в медресе обучали различным ремеслам – изготовлению музыкальных инструментов, обучали художественной росписи, книгопечатанию и др. Все названные науки и ремесла преподавались в медресе Мухаммадкарим-жоджи, находившемся также на Бешагаче, на месте нынешнего Республиканского Дворца учеников. К сожалению, нет данных о предметах, которые изучались в медресе Абулкасым. Но история сохранила имена известных людей, учившихся в медресе Абулкасым. В 1914–1917 гг. здесь учился основоположник школы узбекского романа, писатель Абдулла Кадыри. Учениками медресе были основатель первого узбекского университета Муннаваркори Абдурашидхонов, бывший муфтий мусульманского духовенства Средней Азии и Казахстана Зиявитдин Бабаханов, драматург Гулям Зафари, профессор Абдурауф Фитрат.
В 1919 г. после известных событий медресе Абулкасым закрыли. Через 10 лет медресе становится приютом для 70 семей из Самарской губернии, где в то время свирепствовал голод. И через 45 лет (!), в 1974 г., последняя семья, получив квартиру, покинула стены медресе.
Затем в медресе начал трудовую деятельность филиал Ташкентской игрушечной фабрики, после чего здание постепенно стало разрушаться и окончательно терять свой прежний облик, превращаясь в коммунальный двор, в фабричные цеха и другие производственные помещения.
На разрушение медресе сильно повлияло чаткальское землетрясение 1946 г. и ташкентское 1966 г. В итоге по генеральному плану развития Ташкента здание бывшего медресе подлежало сносу, а на его месте предполагалось строительство кафе. И в этот критический момент на защиту медресе Абулкасым встал Абдулазиз Мухаммадкаримов – тогда молодой глава городского отдела охраны исторических и культурных памятников Республики. По его представлению было внесено изменение в Генплан Ташкента, и здание сохранилось. После чего городские власти Решением от 24 ноября 1981 г. передали медресе городскому отделу общества охраны памятников «Ёдгорлик» с целью реставрации и дальнейшей эксплуатации в своих целях.
И с этого момента медресе Абулкасым под неусыпным вниманием Абдулазиза Мухаммадкаримова стало возрождаться, переживая трудное время реставрационных работ. По заказу городского отдела «Ёдгорлик» архитектор А. Яхъяев после тщательного обследования памятника приступил к проекту и восстановительным работам. На первом этапе (1982–1984 гг.) был восстановлен облик здания, затем в течение еще пяти лет велись работы по реставрации внутренних помещений. Была проделана колоссальная работа, в результате чего вновь воссияло медресе Абулкасым. 30 августа 1987 года состоялась церемония открытия восстановленного медресе.
Медресе Абулкасым зажило новой жизнью, это случилось благодаря Абдулазизу Мухаммадкаримову, его глубокому пониманию истории. После открытия медресе перестало быть просто памятником – Абдулазиз-ака еще в ходе реставрационных работ стал приглашать художников и народных мастеров заполнить худжры мастерскими. Таким образом мыслилось продолжить предназначение медресе – быть источником образования.
Художники потянулись в медресе. Не сразу все заполнилось, как сейчас. Одними из первых пришли братья Алишер и Бохадыр Юлдашевы, изучавшие восточные миниатюры и работавшие в этом стиле. Затем пришли юные выпускники отделения лаковой миниатюры училища им. Бенькова. Потом – резчики, чеканщики, ювелиры, и постепенно медресе приобрело нынешний вид.
«Гузаллик маскани» (Родник красоты) – так поэтично зовет своё детище бессменный Абдулазиз Мухаммадкаримов, человек, восстановивший памятник и традицию, человек широкого кругозора, постоянно изучающий историю Ташкента. К юбилею города выпустил 1-ю и 2-ю книги о Ташкенте – «Ташкентнома». Но это уже другая история, вернее, продолжение истории, рассказанной выше по книге Абдулазиза Мухамматкаримова «Гузаллик масканни» (Ташкент, 2002).
Хан В.
3 мая 2009 г.
Благодарим за информацию,данную вами!Очень интересно и познавательно.Особая благодарность Абдулазиз Мухаммадкаримовичу за его любовь к историческим ценностям!Побольше-бы таких людей на земле .
Пулатова Гульнара и Нагуманова Динара[Цитировать]
Мой прапрадедушка преподавл в этой медресе (со слов моей бабушки) А я жила на улице Янги махаля.Рядом с этой мечетью. Помню как мы называли медресе «Коллективом» и там жили мои одноклассницы.
Доно[Цитировать]
Лазали мы там пацанами.Тогда медресе было недействующим и подлежал сносу.Слушали всякие страшилки,пугали нас,что там внутри ходит какой то странный человек и охраняет какой то клад в одном из помещений.Позже,повзрослев,поняли,что пугали нас,чтобы не лазали.В основном по крыше.Пугали,что если крыша обвалится под ногами,то обратно никто не выходил.Однажды один из пацанов провалился.Мы испугались.Затем тихо заглянули в дырку.Там наш товарищ что то искал.Нашел сундук.Открыл,а там…старые тряпки были.Сунули мы толстую палку внутрь и товарищ наш вышел.А Коллективом назвали потому что махалля была объединенная-Янги махалля и Большевик.Махаллинский комитет»Коллектив» находился на Большевике на берегу Анхора,возле бани №15.На другом берегу было Комсомольское озеро.Но тут автор называет Янги махалля почему то бывшим,хотя на сегодняшний день она так и называется,существует и здравствует.
Олег Ким[Цитировать]