Валентин Овечкин Искусство Ташкентцы

ОВЕЧКИН, ВАЛЕНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ (1904–1968), русский прозаик, драматург. Родился 9 (22) июня 1904 в Таганроге в семье мелкого банковского чиновника, семи лет потерял мать. Проучившись 4 года в техническом училище, нанялся в подмастерья к сапожнику, после смерти отца в 1921 переехал в деревню к родственникам – батрачил, сапожничал, заведовал избой-читальней, преподавал в школе ликбеза. В 1925 Овечкина, секретаря комсомольской ячейки, избирают председателем первой в Приазовье сельскохозяйственной коммуны, успехи которой внушают будущему писателю мысль о коллективных сельских хозяйствах как о «самой человечной» идее устройства жизни в деревне. С 1931 на партийной и профсоюзной работе (от секретаря сельского парткома одной из кубанских станиц до заведующего орготделом райкома ВКП(б) и председателя городского профсоюза г.Кисловодска).

С 1934, начав писать в середине 1920-х годов (первые опубликованные в газетах рассказы Глубокая борозда, 1928, и Савельев, 1929), – профессиональный журналист: разъездной корреспондент газет «Молот», «Колхозная правда» (Ростов-на-Дону), «Армавирская коммуна», «Большевик» (Краснодар). Его первый сб. Колхозные рассказы (1935), рассказы Прасковья Максимовна (1939), Гости в Стукачах (1940; о соревновании двух колхозов), Слепой машинист, очерк Без роду, без племени (1940) изображали в энтузиастическом духе, однако без утаивания трудности становления нового человека социалистической деревни. С 1941 член СП СССР.

Во время Великой Отечественной войны работал в армейских и фронтовых газетах («Боевая Крымская», «Сын отечества»). Наиболее полно военные впечатления писателя отразились в повести С фронтовым приветом (1945). Разделяя уверенность многих своих современников в том, что война «смоет» изъяны прошедших лет, после демобилизации с азартом отдался «черновой» журналистской работе (газета «Правда Украины», 1944–1945), критикуя гибельный административно-командный стиль руководства селом, лень, бесхозяйственность и некомпетентность местных властей. Выявлению и высмеиванию этих пороков посвящено и послевоенное художественное творчество Овечкина. Вернувшись в 1946 в Таганрог, он пишет пьесу Бабье лето (1947) о послевоенной украинской деревне. Через год, желая приблизиться к своей основной теме, переселяется в город Льгов – районный центр Курской области, где работает над принесшей ему признание публики пьесой Настя Колосова (1-я ред. 1949; 2-я ред. 1950), где затрагивает, в противовес официально поощряемой в те годы «лакировке» действительности, острую проблему показных успехов, «очковтирательства» в колхозах и сокрытия просчетов и провалов многих руководителей хозяйств. Менее удачна апологетическая пьеса Овечкина Народный академик (в соавторстве с Г.Фишем, 1953) о полеводе-новаторе, почетном академике ВАСХНИЛ Т.С.Мальцеве.

Всесоюзная слава пришла к писателю после цикла из пяти очерков, связанных общностью темы и действующих лиц, Районные будни (1952–1956; Районные будни, На переднем крае, В том же районе, Своими руками, Трудная весна). Эта «деловая» проза, основанная на факте, реальном событии (хотя иногда и с вымышленными персонажами и сюжетом), впервые в современной отечественной литературе сделала экономические, социальные и внутриполитические темы предметом глубокого эстетического переживания, явлением «большой» литературы, способствующей постижению актуальных психологических и экзистенциальных проблем. Вызванное коренными сдвигами в общественном сознании, связанными с преодолением «культа личности» Сталина и обусловленных им симптомов деградации советского социализма, это произведение получило широчайший резонанс в самых разных слоях читающей публики и знаменовало собой, наряду с аналогичными произведениями Г.Н.Троепольского, В.Ф.Тендрякова и Е.Дороша, начало развития целой линии в современной русской литературе – фактографически-обличительной, строгой, лишенной внешних эффектов, размышляющей очерковой прозы. При этом катастрофическое положение советского крестьянина (неоплачиваемые «трудодни», беспаспортность и фактически крепостная зависимость от колхозных властей) экстраполировалось писателем и на другие сферы жизни в тоталитарном государстве, приобретая тем самым характер масштабного социально-критического анализа.

При этом Овечкин отнюдь не был противником советского строя, видя главного врага в тех, кто его извращает, – в бюрократах с их непреложными заповедями (не выбирать заместителей умнее себя, побольше запрещать и т.п.). Персонифицировав наиболее характерные черты такого деятеля в образе чиновника достаточно высокого ранга – 1-го секретаря райкома КПСС (что само по себе было по тем временам немалой дерзостью) Борзова, Овечкин дал на несколько десятилетий жизнь нарицательному понятию «борзовщина». «Отрицательному» и черствому функционеру противостоит «положительный» и «душевный» 2-й секретарь райкома Мартынов, который думает не столько о планах хлебозаготовок, сколько о крестьянах, и тем самым сводит задачу изменения системы к вопросу о смене лиц внутри нее («Есть гениальный секретарь райкома, есть гениальный председатель колхоза – дело пойдет на лад», – писал Овечкин в 1953 А.Т.Твардовскому). В последней части цикла, однако, встает вопрос о необходимости системных перемен, принципиальной демократизации общества как условии его процветания («…люди хотят шире управлять своей страной…»). Своеобразным, хотя и менее острым продолжением темы явились пьесы Овечкина Навстречу ветру (1958), Летние дожди (1959), Время пожинать плоды (1960) и Пусть это сбудется (1961).

Осенью 1960, приехав в Омскую область на целину, освоение которой стало основой экономической политики хрущевского времени, писатель был потрясен беспорядками, царящими на «заднем дворе» громкой целинной кампании. Его резкое выступление на Курской партконференции против субъективизма и «показухи» (во многом созвучное его острополемическому незавершенному документальному очерку-размышлению 1950-х годов Без беллетристики) вызвало негативную реакцию слушателей. Переживая нервный срыв, писатель предпринял попытку самоубийства, потерял глаз. В том же году переехал в Ташкент.

Умер Овечкин в Ташкенте 27 января 1968.

Мемориальная доска на доме по улице Новомосковской, я помню ее с детства, фото 2009 года.

5 комментариев

  • Фото аватара Larisa:

    Хочу добавить, что он был добрый человек, все самые лучшие книги классической литературы я прочла в детстве благодаря ему, он давал мне их читать из своей огромной библиотеки. Хочу помянуть добрым словом и его жену — моя бабушка и она дружили (мы жили в том же подьезде на Новомосковской). Мой дедушка всегда говорил, что «Валентин Овечкин был честный человек, за это и его угробили».
    спасибо за публикацию.
    Лариса

      [Цитировать]

  • Фото аватара EC:

    Ой, как хорошо, что Вы написали — а я сомневался еще — выкладывать про Овечкина или нет… Фото на кладбище сделал, когда памятник увидел и вспомнил про мемориальную доску и решил написать…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Larisa:

    Уважаемый Евгений, мне кажется, Вы все можете публиковать, так интересно, и для ума и для души.
    Я жила в Ташкенте до 1965 года, потом часто приезжала, сейчас Вы помогаете мне, да и не только мне, не только вспомнить, но и понять многое из моей детской жизни.
    В этом году будет 60 лет начала греческой иммиграции -1949 год. Один из моих друзей детства — МАкис Кораидис из Салоник — сказал, что многие собираются приехать, он тоже. Наверняка, будет интересный материал для Вашего сайта. Я сама, несмотря на греческое имя, не гречанка, много друзей детства у меня из греков — они жили со мной в одном доме, учились в одной школе — 54-ой.
    Мои бабушка и дедушка — Минахмед Садретдинович (Михаил Сергеевич, в русскомм миру) и бабушка — Евгения Васильевна Каримовы, были заметными людьми, очень добрыми, всем помогали. как написал тот же Макис, оставили «целую эпоху» в свое время. Я посылала Вам их фотографии. Может, кому приятно их вспомнить. добрые воспоминания детства — бальзам на душу.
    Огромное Вам спасибо, каждый день открываю Ваш сайт, с щемящей радостью перечитываю историю Новомосковской, жду новостей….
    Желаю Вам здоровья и всего доброго, с огромной благодарностью — Лариса, когда-то Каримова…

      [Цитировать]

  • Фото аватара larisa:

    Очень хорошая статья! Спасибо!
    Я знала семью его сына. ( Он похоронен рядом). Валентин Валентинович был известным в Ташкенте геологом. Человек необыкновенно высокой культуры, жизнь отца дала очень многое для высокого духа сына. У писателя есть 3 внучки, они живут с недавнего времени в Росии.
    А фото могилы Овечкина мной послано и недавно размещено на Российском сайте
    «Могилы знаменитостей »
    http://m-necropol.narod.ru/
    Lora-Yakobs

      [Цитировать]

  • Фото аватара EC:

    Очень интересно про 60-летие греческой иммиграции, если что-то узнаете, сообщите, пожалуйста!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.