Юнус Раджаби Искусство История Ташкентцы
По тесным улочкам старого города, окутанным манящими ароматами свежеиспечённых лепёшек и цветущих деревьев торопливо шагал мальчик, трепетно прижимая к груди дутар. Каждый день он с нетерпением ждал наступление вечера, когда окажется среди именитых взрослых, необыкновенных музыкантов, певцов и с замиранием сердца будет слушать их музыку.
Но сегодня вечер предстоял особый: мальчик решил набраться храбрости и выступить перед известными музыкантами, на которых смотрел как на небожителей. «Но он сам уже виртуозно играет на дутаре, занимаясь всё свободное время и так освоил свой репертуар, что иногда даже замечал некоторые неточности в исполнении мастеров»- мысленно подбадривал себя мальчик.
Наконец, он добрался до цели -вот она, знаменитая чайхана Ильхома самоварщика. А знаменита она была не только тем, что там вкусно, от души готовили национальные блюда и подавали ароматный чай, но и тем, что хозяин её- Ильхом «чайханщик» — как все его называли, был страстным меломаном. Самые популярные исполнители из разных уголков Узбекистана по его приглашению выступали в ней. На сенах были развешаны портреты известных музыкантов и вся атмосфера наполнена поклонением музыке.
Начался вечер, музыканты выступали. Сменяя друг друга, а у малчика от волнения перехватило дыхание. И когда образовалась пауза, он выпалил:- «А можьно мне сыграть?»
Присутствующие переглянувшись, с удивлением посмотрели на него. Но не отказывать же ребёнку.-«Что ж, сыграй!»-снисходительно заулыбались они.
И он заиграл. Да так, что выражение лиц слушателей быстро сменилось от недоверчиво- «заинтересованного» к восхищённому. Его вдохновенное выступление, в которое он вложил всю свою чистую, детскую душу, всю безмерную любовь к музыке, никого не оставило равнодушным. И последовавшие за ним восторженные возгласы и горячие аплодисменты стали ему заслуженной наградой. Он понял, что музыканты приняли его в свой круг, признав равным.
-«Ах как давно это было и как быстро пролетела жизнь»- вздохнул Юнус-ака.
Кто бы мог узнать в этом пожилом человеке того мальчика, который тогда, в чайхане Ильхома сделал свой первый шаг на тернистом, но блистательном творческом пути и с именем которого будет неразрывно связана вся история музыкального искусства Узбекистана. Академик, народный артист Узбекистана, композитор, знаменитый певец, инструменталист – исполнитель, ученый-фольклорист, организатор и руководитель музыкальных коллективов, маститый педагог, общественный деятель. Кажется будто в этом списке перечислены несколько человек. На самом деле всё это о нём одном – выдающемся сыне узбекского народа, Юнусе Раджаби. К тому же, ни в одной из своих реализаций он не допускал половинчатости и в каждой достиг высочайшего профессионализма. Но одну его заслугу перед отечественной культурой, которой он «памятник себе воздвиг не рукотворный» следует отметить особо: он собрал, систематизировал и записал более полутора тысяч бытующих в народной памяти в течение многих веков пленительных народных песен и инструментальных произведений, сохранив их для будущих поколений. Без преувеличения можно сказать, что Юнус Раджаби совершил подвиг в области сохранения народной музыки. Ведь до XX века в Узбекистане отсутствовала нотная запись и мелодии передавались изустно от поколения к поколению. И в наши дни, когда «царицей» концертных площадок, теле и радио эфиров стала эстрадная музыка, а в многих из тех, кто помнил сокровищница народного музыкального творчества, собранная сотнями поколений, на всегда «Узбекская народная музыка» в пяти томах и «Шашмаком» в шести томах. «Сорвав покрывало забвения с покрытых пылью столетий прекрасных мелодий, он отшлифовал их, превратил эти драгоценные жемчужины в достояние потомков» — эти слова о Юнусе Раджаби принадлежат академику Вахид Захидову.
Как всего одна человеческая жизнь столько в себя вместила?
Юнус Раджаби родился 5 января 1897 года в Ташкенте в махалле «Чакар». Он был последним, 16 ребёнком в семье Раджаб – ака и Ойша-биби. Отец занимался земледелием и животноводством, мать вела хозяйство и смотрела за детьми. Несмотря на тяготы жизни, горе, связанное с потерей 10 детей, были они людьми светлыми и добродушными.
При воспоминании о родителях сердце его переполнила нежность: перед глазами встало доброе, родное лицо матери. Она была женщиной очень одарённой- наизусть читала Коран, увлекалась поэзией, сочиняла стихи, знала множество стихов и с удовольствием декламировала в окружении подруг. А руки у неё были поистине золотыми: она сама дома пряла пряжу, вязала, шила детям одежду. Отец был весёлой увлекающейся натурой, любил искусство, музыку. Он особенно всегда брал маленького Юнуса с собой, на народные праздники, вечеринки, свадьбы. Там мальчик впервые услышал выступления известных певцов и приобщился к миру музыки, которая навсегда стала его главной страстью. Старший брат, знавший об этой страсти. Купил и подарил ему дутар. Отец, заметив способности сына, всячески поощрял его увлечение музыкой. И тогда, в чайхане Ильхома, маленький Юнус осмелился выступить во многом благодаря его молчаливой поддержке. А способности мальчика были необыкновенными — абсолютный слух, феноменальная музыкальная память. Уже в раннем детстве услышав всего лишь раз даже очень сложную, продолжительную мелодию, он быстро запоминал её и в точности воспроизводил. По соседству с семьёй Раджаби жил известный хафиз Мирзо Касым, и маленький Юнус стал обучаться у него игре на дутаре. В то время его сверстники проводили время в играх на улице, он часами занимался, совершенствуя исполнительские навыки. Но не чувствовал себя при этом обделенным – ведь музыка была для него миром в котором он был счастлив. И в скорее он уже исполнял музыку М. Касыма: «Омон ёр», «Ажам», «Эшвой» и другим. Одновременно он учился в старом школе и в медресе, которую закончил в 1913 году. В этом же году произошло печальное событие – умер его отец. Подростку для поддержания семьи и овдовевшей матери пришлось пойти работать на бойню. И здесь произошёл примечательный эпизод. Среди работников было устроено соревнование – кто быстрее и аккуратнее разделает мясную тушу. И Юнус, младший из участников оказался лучшим. Он за рекордно короткое время- 8 минут – освежевал тушу барана так, как это не всегда получалось у опытных мастеров. В этом проявилось очень ценное качество Юнуса Раджаби – он никогда и ничего не делал плохо, даже если работа была ему не по душе, и выполняя её он мечтал лишь о том, как вернётся домой, возьмет в руки любимый инструмент и оживит струны своим прикосновением. После того памятного вечера в чайхане он стал популярным и известные певцы приглашали его аккомпанировать себе на праздниках и вечеринках.
Вскоре произошла встреча, окончательно убедившая юношу: его призвание – музыка. В 1916 году, он познакомился с народным певцом Шорахимом Шоумаровым. Дружба переросла в творческий союз, принесший впоследствии замечательные плоды. В этот юношеский период, таланты Юнуса Раджаби сыпались как из рога изобилия. Его низкий баритон, приобрёл к тому времени тот чарующий, бархатный тембр, который так волновал слушателей, проникая в самые потаённые уголки их сердец. Он начал обучаться пению у знаменитого хафиза, Мулла Туйчи Ташмухаммедова, как губка впитывая каждый звук, каждое дыхание. И в скорее стал лучшим его учеником, овладев техникой пения настолько, что часто подменял в концертах своего учителя.
Обнаружились блестящие организаторские и педагогические способности Юнуса. Он находил молодых, талантливых юношей и девушек и организовывал кружки, обучая их музыке. И ко времени открытия в Ташкенте в 1919 году народной консерватории — был уже сложившимся исполнителем и опытным педагогом. Поэтому когда решил поступать в консерваторию, окружающие отговаривали его, говоря- «Ты уже известный музыкант, зачем тебе это надо». Но чутьё Юнуса, оказавшееся провидческим подсказало, что ему необходимо музыкальное образование. Он стал студентом, в течение 4 лет совершенствуя игру дутаре и нае, изучая бухарский Шашмаком, осваивая теоретические дисциплины. В 1923 году он получает направление в Самарканд. Здесь развивает активную концертную деятельность, становится руководителем театра музыкальной драмы. В Самарканде происходит знаменательная встреча с крупнейшим хафизом и дутаристом, знатоком макомов Ходжи Абдулазизом Расулевым, которая оставила глубокий след в его жизни, и во многом определила его творческое кредо. Именно в Самарканде берёт начало историческая миссия Юнуса Раджаби- собирание и запись макомов. Упорно, не жалея сил и времени, разыскивал он мелодии и песни, записывал их(пригодилось музыкальное образование), любовно занимался их тщательной обработкой. Он исходил, не одну сотню километров и нет такого кишлака в республике, в котором бы не побывал, в поисках новых произведений. В это же время начинает сочинять свои мелодии и песни, которые тут же становятся популярными такие, как: «Бахор», «Хаммамиз». В 1927 году возвращается в Ташкент и возглавляет ансамбль народных инструментов в только что организованном радиокомитете. С этого времени вся жизнь Юнуса Раджаби связана с работой на радио. Ансамбль становится популярным не только в республике, но и за её пределами. В 1937 году на Московском радио-фестивале исполнительское искусство ансамбля получило высокую оценку. Ансамбль с большим успехом выступает и по сей день, сделав много для популяризации народных песен и произведений узбекских композиторов. Наступил зрелый период его жизни, период бурного расцвета его дарований. Нет ни одного жанра, в который он не внёс свой творческий вклад. С его именем неразрывно связаны становление и расцвет узбекской музыкальной драмы. В содружестве с русскими композиторами Б.Надеждиным, в.Успенским, г. Мушелем он пишет музыку к драмам, «Муканна», «Касос», которые с успехом шли на сцене театра имени Хамзы (Узбекском Национальном театре) и других театров. Подготовил радиомонтажи «Навои», «Мукими», «Фуркат». Создаёт такие крупномасштабные произведения для симфонического оркестра, как «Сегох», «Ферганская сюита». Огромен его вклад в развитии оперного искусства Узбекистана. такие известные оперы как «Зейнаб и Оман», «Назира» были написаны при непосредственном участии Юнуса Раджаби. А его симфонические сюиты «Уйин баеты», «Семь сюит», «Пахта сюитаси» вошли в число лучших программ ансамбля «Бахор», обогатив его репертуар. Унаследовав от матери, любовь к поэзии, он вдохнул второе дыхание, возродив для новой жизни в музыке стихи поэтов-классиков А.Навои, Бабура, Фурката, Мукими. Такие песни как «Ушшок», «Баёт I-II», «Кошки», «Адойи I-II»-сочинённые и с высоким искусством исполнявшиеся певцом, пользовались всенародной любовью. Начиная с 1939 года стал выходить в свет многотомник «Узбекская народная музыка». В каждом из томов более 200 сочинений, а после войны шеститомник «Шашмаком». Большим событием в культурной жизни республики явился выпуск грампластинок с записями «Шашмакома». Записи эти делались в трудных условиях: окна радиокомитета выходили на улицу с трамвайными путями. И для того, чтобы звучание не было испорчено грохотом, записывались с 12 ночи до 5 утра. Эти записи ансамбля до сих пор составляют золотой фонд узбекского радио. Помимо многогранной творческой деятельности Юнус Раджаби проводил большую общественную работу. Дважды избирался депутатом верховного Совета, неоднократно выбирался членом правления Союза композиторов, принимал активное участие в музыкальной жизни. Удивительно насыщенная жизнь! Кажется, что сутки этого человека вмещали более 24 часов.
Несмотря на то, что Юнус Раджаби рано стал признанным педагогом, он никогда не переставал совершенствоваться сам. В 1940 году в составе талантливых музыкантов он был послан в Москву, на курсы композиторов-мелодистов. Руководитель курсов, известный музыковед В.Виноградов впоследствии вспоминал, как сразу же обратил внимание на исключительно аккуратного, собранного и целеустремлённого Юнуса. Он очень внимательно слушал лектора, всё время что-то записывая и постигая с огромным интересом и прилежанием довольно утомительные уроки музыкальной теории. Это вызывало глубокое уважение и в дальнейшем между ними установились дружеские отношения. Многолетняя дружба связывала его с выдающимися композиторами Д. Кабалевским, Д. Шостаковичем. В один из своих первых приездов в Ташкент Шостакович наслышанный о макомах, выразил желание послушать эту музыку. Его пригласили в радиокомитет. Прослушав более часа макомы в исполнении ансамбля, он, не сдерживая эмоций, со слезами на глазах, расцеловал Юнуса Раджаби. –«Бесподобная музыка!»-воскликнул он и попросил на память кассету с записями.
Да, быстро пролетела жизнь, но, сколько ярких, незабываемых встреч подарила, сколько интересных событий вместила в себя: Ему везло на наставников и учителей, да и на учеников тоже-они почтительно обращались к нему «устоз». Их у него более 300. Многими сегодня гордится узбекское искусство. В их числе: Дони Зокиров, Нодира Ахмедова, Фахритдин Садиков, Саттор Ярашев, Тамара Ханум.
Тамара Ханум… впервые он увидел её на свадьбе, где выступал вместе с Мулла Туйчи. Ватага детворы с любопытством наблюдала за происходящим. Особенно выделялась бойкая, черноглазая девчушка. Видно было, что она еле сдерживается, чтобы не пуститься в пляс. Но, наконец, не выдержала, затанцевала, да так азартно, что удостоилась похвалы Мулла Туйчи. С тех пор он иногда брал юную танцовщицу на свадьбы, а Юнус Раджаби стал её наставником. Тамара Ханум вспоминала, как в начале творческого пути очень боялось микрафона, но Юнус ака, строго посмотрев на неё, одним словом — «коркманг» навсегда уничтожил эту боязнь. Прошло много лет, отношения учитель-ученица переросли в дружеские. Они часто встречались, обсуждали творческие планы. К сожалению, в последнее время эти встречи происходили в стационаре. Но даже унылых больничных условиях Тамара Ханум оставалась артисткой, постоянно придумывая смешные мизансцены. Юнус-ака с полувзгляда понимал её, на ходу включаясь в «аския». Как-то она вышла к обеду в голубим больничном халате, в белом газовом платке, белых перчатках, держа в руках хризантемы. Юнус-ака, улыбнувшись, галантно предложил руку, она засунула в карман его пижамы цветок и так, под руку они торжественно вошли в столовую. Раздался взрыв хохота, все присутствующие встали и начали скандировать : — «горько!». «Молодожёны» изобразили поцелуй и сели обедать и после их выписки из стационара, персонал и больные ещё долго, с удовольствием вспоминали и пересказывали их шутки. Как и многие талантливые люди Юнус Раджаби был талантлив во всём. Он прекрасно рисовал. Несколькими штрихами карандаша создавал всеми узнаваемый образ, всегда подчёркивая лишь лучшие качества человека. Он мог прекрасно приготовить национальные блюда. – «Пальчики оближешь»- говорили те кто пробовал его стряпню. Был замечательным рассказчиком, обладая искромётным чувством юмора.- «Если в компании Юнус-ака – скучно не будет»- говорили те кто его знал. Он стоял, слушал и вдруг неожиданно произнёс-«Великим человеком был Попов –изобрёл радио». Восцарилась тишина и все недоуменно посмотрели на него. –«Когда надоест слушать -всегда можно убрать звук»-закончил он. Смущённые музыканты, молча продолжили репетицию.
Воистину природа щедро одарила его, но и он сполна реализовал этот дар. Во многом это стало возможным благодаря крепкому тылу- его семье, его верной спутнице жизни. Юнус Раджаби был высоким, интересным молодым человеком. К тому же талантливым и обходительным. В той артистической среде, где он вращался, многие красивые девушки мечтали завоевать его сердце. Но его мама, зная об этом, сказала:- «Сынок, тебе нужна скромная, домашняя жена». Он последовал мудрому совету матери и ни разу пожалел об этом. Его Кумри- была именно такой женой. Она интуитивно, по-женски поняла, что жизнь рядом с таким человеком -это служение. Служение его таланту, его интересам. И всё делала для этого: создала дома уют, спокойную, благожелательную атмосферу, в которой ничего не мешало музыканту заниматься творчеством. Родила 12 детей. Все они получили высшее образование. Среди них есть народные, заслуженные артисты, заслуженные врачи, кандидаты наук, педагоги, музыканты, они и не могли быть другими — ведь перед глазами у них был пример отца -неустанного труженика. Во всех карманах его одежды всегда были клочок нотной бумаги, карандаш, стиральная резинка. Заботливый, любящий отец, он наставлял детей быть честными, вежливыми, справедливыми. Особенно выделял такое качество, как трудолюбия. Очень не любил лентяев и тех, кто много спить. Таким он говорил:-«Всю жизнь проспишь -ничего не добьешься!» но даже воспитание носило у него творческий характер. Было одно табу, которое Юнус — ака никогда не нарушал -не унижать достоинство человека, даже маленького ребёнка. Поэтому, он прямо не указывал детям на недостатки, а в качестве примера приводил назидательные истории, метафоры. Особенно часто использовал притчи о Ходжа Насреддине. Сам же потом смеялся над сравнением, но каждый после этого делал вывод и старался не повторять проступка. Можно представить, каким захватывающим и увлекательным процессом было такое воспитание.
Вот уже более 30 лет нет с нами Юнуса Раджаби. Но жизнь таких людей не заканчивается с прекращением земного существования. Она продолжается в добрых делах, в великих творениях, в памяти народа, в учениках.252 прямых потомка, более 300 учеников – все они как пышная крона мощного, крепкого дерева, которое продолжает цвести и разрастаться.
Текст и фотографии выложила Нигора Умарова на юФоруме — спасибо!
Подскажите пожалуйста, что это за инструмент?
виолав[Цитировать]
Афганский рубаб.
Санжар[Цитировать]
Спасибо!
виолав[Цитировать]