Схемы ташкентского метро История
Метрополитен в Ташкенте начали проектировать в 1968 году – почти сразу после землетрясения 1966 года, в связи с ликвидацией последствий которого в течение 2-х лет население города увеличилось почти в полтора раза, а площадь городской территории стала больше на треть. При проектировании учитывались высокая сейсмичность местности и высокие летние температуры (до +50оС). Проектировал первую линию ВНИИ “Метрогипротранс”, впоследствии в Ташкенте был создан его филиал – НИИ “Ташметропроект”.
К строительству приступили в 1972 году, строительство велось преимущественно открытым способом. Основная часть трассы пускового участка линии прошла под самым широким в городе проспектом Дружбы Народов, что безусловно облегчило задачу строителей. Однако были и сложные моменты, особенно при строительстве тоннеля под каналом Боз-Су, когда строители столкнулись с большим количеством подземных речек и грунтовых вод, пролегающих в лёссовых осадочных породах, и пришлось прокладывать тоннели на несколько метров ниже первоначально запланированного уровня. К тому же это был первый опыт строительства метрополитена в условиях высокой сейсмичности. В проектировании и сооружении линии помогали специалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку.
И, несмотря на все сложности, 6 ноября 1977 года было открыто пассажирское движение на первом участке первой, Чиланзарской линии, связавшей центр города с самым крупным жилым массивом Чиланзар и Центральным Автовокзалом “Ташкент”. На участке 9 станций: “ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ” (переименованная затем в “ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКВЕР”, а позже – в “СКВЕР ЭМИРА ТИМУРА” / “AMIR TEMUR HIYOBONI”); “ПЛОЩАДЬ им. В.И.ЛЕНИНА” (сейчас – “ПЛОЩАДЬ НЕЗАВИСИМОСТИ” / “MUSTAQILLIK MAYDONI”); “ПАХТАКОР” (“PAXTAKOR”); “ДРУЖБЫ НАРОДОВ” (“XALQLAR DO’STLIGI”); “КОМСОМОЛЬСКАЯ” (сейчас – “МОЛОДЁЖНАЯ” / “YOSHLIK”); “ХАМЗА” (“HAMZA”); “50 лет СССР” (переименованная сначала в “УЛУГБЕК”, а затем — в “МИРЗЫ УЛУГБЕКА” / “MIRZO ULUG’BEK”); “ЧИЛАНЗАР” (“CHILONZOR”) и “САБИРА РАХИМОВА” (“SOBIR RAHIMOV”), а также комплекс электродепо и первый метромост через канал Ак-Тепе. Второй участок Чиланзарской линии был введён в эксплуатацию 10 августа 1980 года, и связал центр с ж/д станцией Салар и северо-востоком города. На участке – 3 станции: “ХАМИДА АЛИМДЖАНА” (“HAMID OLIMJON”); “ПУШКИНСКАЯ” (“PUSHKIN”) и “МАКСИМА ГОРЬКОГО” (сейчас – “ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ” / “BUYUK IPAK YO’LI”), а также второй метромост через канал Салар.
Первый участок второй, Узбекистанской линии, открытый 27 октября 1984 года, который связал Центральный Стадион “Пахтакор” с Центральным ж/д вокзалом “Ташкент-Пассажирский”, состоит из 5 станций: “АЛИШЕРА НАВОИ” (“ALISHER NAVOIY”) – пересадочный узел со станцией “ПАХТАКОР” Чиланзарской линии; “УЗБЕКИСТАНСКАЯ” (“O’ZBEKISTON”); “ПРОСПЕКТ КОСМОНАВТОВ” (сейчас – “КОСМОНАВТОВ” / “KOSMONAVTLAR”); “АЙБЕК” (“OYBEK”) и “ТАШКЕНТ” (“TOSHKENT”). Второй участок Узбекистанской линии был открыт 07 ноября 1987 года и соединил вокзал с заводом “ТашСельМаш” и Авиационным заводом им. В.П.Чкалова. На этом участке – 2 станции: “ТАШСЕЛЬМАШ” (сейчас – “МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ” / “MASHINASOZLAR”); “ЧКАЛОВСКАЯ” (“CHKALOV”) и комплекс электродепо. Третий участок Узбекистанской линии – от ст. “АЛИШЕРА НАВОИ” до самого крупного в Ташкенте рынка “Иски Джува”, находящегося в центре исторической части “Старого Города” с большим количеством памятников архитектуры и истории XIV-XVIII веков, был открыт 6 ноября 1989 года и включает в себя 2 станции: “ГАФУРА ГУЛЯМА” (“G’OFUR G’ULOM”) и “ЧОР-СУ” (“CHOR-SU”). Последний, четвёртый участок Узбекистанской линии был открыт 30 апреля 1991 года, и связал собою старогородскую часть с ВУЗгородком, где находятся учебные корпуса 2-х крупнейших ВУЗов Ташкента. Он состоит также из 2-х станций: “ТИНЧЛИК” (“TINCHLIK”) и “БЕРУНИ” (“BERUNIY”).
Первый участок третьей, Юнус-Абадской линии, открытый 26 октября 2001 года, который связал скоростным транспортом крупный жилой массив Юнус-Абад в северной части города с центром, протяжённостью примерно 7 км, состоит из 6-ти станций: “МИНГ-УРЮК” (“MING-O’RIQ”), с пересадочным узлом на станцию “АЙБЕК” Узбекистанской линии; “ЮНУСА РАДЖАБИ” (“YUNUS RAJABIY”), с пересадочным узлом на ст. “СКВЕР ЭМИРА ТИМУРА”; “АБДУЛЛЫ КАДЫРИ” (“ABDULLA QODIRIY”) – в районе знаменитого Алайского рынка; “МИНОР” (“MINOR”); “БАДАМЗАР” (“BODOMZOR”) – возле которой находятся “УзЭкспоЦентр”, здания Национального Банка, Делового Центра и гостиницы “Интерконтиненталь”, парки развлечений “ТашкентЛенд” и “Аквапарк”; а также “ХАБИБА АБДУЛЛЛАЕВА” (“HABIB ABDULLAYEV”), находящаяся уже в непосредственной близости от жилых кварталов второго по величине жилого массива города. C вводом этого участка в эксплуатацию общая протяжённость 3-х линий Ташкентского метрополитена составила 36,5 км с 29-ю станциями.
Ведутся работы по продлению этой линии на север – до центра жилого массива Юнус-Абад, и далее – до Ташкентской Кольцевой Автомобильной Дороги, с тремя станциями (“ФАЙЗУЛЛЫ ХОДЖАЕВА” / “FAYZULLA HO’JAYEV”; “ЮНУС-АБАД” / “YUNUS-OBOD” и “ТУРКЕСТАН” / “TURKISTON”), а также комплексом электродепо. Протяжённость участка – около 4,5 км.
Планами перспективного развития метрополитена намечено продление Чиланзарской линии: от ст. “САБИРА РАХИМОВА” на юго-запад до самых отдалённых жилых массивов Сергели и Дустлик, и от ст. “ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ” – на северо-восток до Тракторного завода и жилых массивов Кара-Су и Тракторостроителей; Узбекистанской линии: от ст. “БЕРУНИ” до жилых массивов “Медгородок”, Кара-Камыш и “Тансыкбаева”, и от ст. «ЧКАЛОВСКАЯ»- на юг до жилых массивов Авиастроителей и Куйлюк; и Юнус-Абадской линии: от ст. “МИНГ-УРЮК” до Ипподрома, через Текстильный комбинат, Южный ж/д вокзал / Автовокзал “Самарканд” и Центральный Автовокзал “Ташкент”.
На сегодняшний день метрополитен в Ташкенте является самым надёжным и удобным видом транспорта, занимая в структуре городского транспорта второе место по объёмам перевозок (после городского автобуса). Оплата проезда производится пластмассовыми жетонами и пластиковыми картами, ранее использовались абонементные талоны и металлические жетоны.
C вводом этого участка в эксплуатацию общая протяжённость 3-х линий Ташкентского метрополитена составила 36,5 км с 29-ю станциями.
Не 36,5 а почти 39 км
CIA[Цитировать]
Ой… Достроили бы уже начатую Юнус. Ветку, и то было бы счастье!
Не понимаю почему её вообще забросили, это крайне бездарный поступок! Потому, что … Если начать достраивать и восстанавливать вновь.. На это уйдёт гораздо больше средств!
Денис[Цитировать]
Мне была очень интересна судьба Ташкентского метрополитена, и я решил посмотреть… Насколько она запущена.
На фото, снятом мной… Ясно видно, как все залито водой и о строительстве в ближайшее время не может быть и речи!
Очень жаль… Честно говоря, печальная картина!
Денис[Цитировать]