История евреев в Узбекистане История
История евреев на территории современного Узбекистана насчитывает более 2500 лет
Когда Израильское царство в 722 г.до н.э. было покорено Ассирией, а Иудейское в 586 г. до н.э. завоевано Вавилоном, часть народа была депортирована, что положило началу расселению евреев по странам Азии. В 63 г. до н.э. Иудея оказалась захваченной Римом и это стало причиной переселения евреев в пределы Римской империи, а затем и за ее пределы. Но иудаизм, с его идеей богоизбранности еврейского народа, стал причиной сохранения евреев в нееврейской среде, но это же явилось тормозом распространения иудаизма в инородной среде, хотя такие случаи и бывали (хазары).
Когда евреи появляются в Средней Азии – вопрос сложный. Ряд исследователей связывает их появление с действием “Великого Шелкового Пути”, сформировавшегося к первым векам н.э., действительно способствовавшего расселению евреев, держащих монополию на крашение шелка и переселявшихся ближе к источникам сырья. Этнографические исследования Бухарских евреев, проведенные в прошлом веке, показали, что они считают себя потомками ассирийских и вавилонских пленников, хотя историко-культурные области Согда, в т.ч. западные – Бухарские, в состав Вавилонского государства не входили. Отождествление Хабар – Бухар так же не достоверно, поскольку, лингвистикой установлены закономерности перехода звуков одного языка в другой П – Ф, М – Н, Ш – С и т.д., но Б и Х не взаимозаменимы. Документально же установлен факт существования еврейских общин в Балхе (южная Бактрия – совр. территории части Пакистана и Афганистана) лишь с 1У в. н.э.
Археологические материалы дают основания утверждать наличие связей с переднеазиатским кругом культур с первобытного времени. Так, общеизвестно, что неолитическая культура Джейтун является крайним северо-восточным проявлением культуры Иерихон. В коропластике, поздней первобытности и раннеклассового времени, а так же времени античности и, особенно, раннего средневековья можно видеть явные аналоги и сюжетов, и стиля, а в антропоморфных изображениях, и этнических признаков.
Исторические сведения (отрывочные и противоречивые) сообщают об еврейских общинах Средней Азии периода раннего средневековья. Известно, что основателем города Хорезма был наместник Хоросана, один из сыновей Персидского шаха Иездегерда 1 – Нарсе, рожденный от матери – еврейки. Не исключено, что он мог покровительствовать евреям Хоросана, включавшего и южные территории Средней Азии. Известно, что иудеи платили, как и остальное население, налоги, но только половина из них шла в государственную казну, другая же половина оставалась и их “Предстоятеля” – главы общины, который осуществлял и светскую власть (в отличие от христианских пастырей, обладавших только духовной властью).
Хорошо известна серия работ П.Коковцева и К.Иностранцева по оссуариям. Все костехранилища сначала интерпретировались как еврейские, по аналогии с Иерусалимскими “костниками”. Позже все оссуарии стали считать только “зороастрийскими”. Археологическое изучение некрополя Старого Мерва показало, что среди оссуариев V1 в. н.э. встречаются и еврейские, судя по еврейской надписи на одном из них. Автором данного сообщения установлено, что оссуарные захоронения, могли производить и христиане, и иудеи, и буддисты, и представители любых других конфессий, поскольку три четверти столетия существовал официальный запрет на захоронения, не соответствующие формам маздеизма – Среднеазиатской формы зороастризма.
После арабского завоевания появились письменные источники, свидетельствующие о существовании крупных еврейских общин на всем пространстве халифата. 1Х – Х вв. были для евреев весьма благоприятны. Налогом облагались только взрослые мужчины, способные носить оружие, при этом, только половина из налоговых сборов сдавалась в казну, оставшейся суммой по прежнему распоряжался глава диаспоры. Община имела свою тюрьму и не выдавала преступников официальным властям.
Крестовые походы сыграли роковую роль для евреев, но способствовали дальнейшему их продвижению на Восток. Вениамин Тудельский, совершивший путешествие на Восток в 1165 г. сообщает, что чем дальше на Восток, тем общины становятся многочисленнее. Так, в его время в Иерусалиме проживало всего 4 человека. Зато, в Басре – 2 тыс., в Дамаске – 3 тыс., в Исфагане – 15 тыс., в Самарканде – 30 тыс. Рабби Петахья (приблизительно 20 лет спустя) называет другие цифры. По данным арабояэычных авторов существовали города с названием “Йахудий”, в частности, такой был недалеко от Мерва. Но евреям, как и другим “неверным”, уже предписывалась особая одежда и головной убор, элементы которых фиксирует коропластика, в частности, гротесковая. Что касается общественного статуса евреев, современники сообщают о том, что наиболее доходные места в управлении и государстве были заняты иудеями и христианами. В.Бартольд установил, что в ремесленной среде также существовала определенная специализация по этническому признаку.
Источники монгольской поры сообщают о предпочтении оказываемом то христианам, то евреям, то мусульманам — в зависимости от личных отношений того или иного хана с представителями религиозных общин. Ибн Батута говорит о хане Бузане, который особо благоволил евреям. Ал-Омари, рассказывая о хорезмских евреях, сообщает об указе, запрещающем евреям иметь более 100 домов в городе и т.п. При Темуре начинаются крупные переселения народов и появляются еврейские переселенцы из Персии, уже утратившие родной язык, значительная группа которых оказалась и в Бухаре. Период Темуридов стал последним в истории христианства Средней Азии, но евреи сумели сохранить свои позиции до нового времени.
Изучение евреев Средней Азии, их истории, этнографии, культуры начинается со 2 пол. ХIХ в. О них писали Г. Мейендорф, Г. Спасский, Н. Ханыков и др. В частности, сообщается, что “евреи составляют небольшую, но давно водворившуюся часть народонаселения ханства. Наибольшее число их живет в Бухаре, кроме того в Каттакургане, Самарканде и Карши.” По некоторым сведениям, бухарские евреи считают себя потомками древних израильтян и отождествляют библейский Хабор (4 кн. Царств.) с Бухарой. Но оторванные в течение многих веков от традиционных культурных центров иудаизма евреи оказались в изоляции и посетивший Бухару в конце XVIII в. раввин из Марокко Иосиф бен Моисей (Моше) Маймун эль – Магреби открыл школу и ввел иудейско – испанский требник, что стало причиной отделения бухарских евреев от персидских. Положение евреев в Бухаре, по сравнению с их персидскими собратьями было несравненно лучше, о чем сообщают авторы 1 пол. ХХ в. Л. Кантор, З. Амитин – Шапиро, Я. Грубин и др. В ср. и во 2 пол. ХХ изучение евреев продолжили: М. Андреев, О. Сухарева и др., а в настоящее время серьезные работы по этнографии евреев Бухары осуществляют Р. Альмеев, Е. Некрасова, вызывающие большой интерес у зарубежных ученых (французских), подключившихся к изучению этой проблемы.
В настоящее время в Ташкенте начал свою деятельность Общественный музей истории евреев Узбекистана, открытый при Ассоциации еврейских общин Узбекистана, благодаря содействию Всемирного Любавического Движения и его Посланника Абе Довида Гуревича – главного Раввина Средней Азии и Казахстана.
Г. Дресвянская. Источник.
Здравствуйте автор.
Вы не могли бы написать контакты Общественного музея истории евреев Узбекистана. Если у Вас есть информация по музею, я буду признателен, если Вы вышлете ее мне.
С уважением.
Русатом[Цитировать]
Добрый вечер! Ищу историю о роде Зеленского Илии проживавшего в 1920годах Башкирской АССР.Подскажите куда обратитса…
Юля[Цитировать]