Геннадий Красницкий Ташкентцы
В истории футбола Узбекистана 2008 год интересен многими событиями, юбилейными и памятными датами, о которых мы периодически будем рассказывать. Для самого знаменитого игрока нашей страны — лучшего футболиста Узбекистана ХХ века Геннадия Красницкого этот год особенный.
50 лет тому назад
Красницкий впервые выступил за команду – флагман футбола Узбекистана ташкентский «Пахтакор». Но все по порядку.
Геннадий Красницкий родился в Ташкенте, школьником увлёкся футболом и играл на стадионе «Пищевик». Вспоминает пахтакоровец 60-х годов Виталий Суюнов: «Гену знал с детства, так как жил с ним в одном дворе, учился в одной школе. Все пацаны его уважали. В общении он был прост, не терпел ложь, обман, любил шутку. Я был немного старше и однажды привел его на стадион «Пищевик».
О детской увлеченности футболом вспоминал сам Геннадий: «Попасть в команду была желанная мечта каждого мальчишки. Спасибо, что природа меня не обделила силой, и в день я проводил несколько матчей, которые длились по два часа и исчислялись десятками забитых мячей. Я был безмерно счастлив, когда однажды тренер «Пищевика» Геннадий Ермаков пригласил меня в команду. Он и был моим первым наставником»
Тренер Геннадий Васильевич Ермаков вспоминает: «Тринадцатилетний Гена Красницкий попал в поле моего зрения и обратил на себя внимание прежде всего умением забивать. Благодаря именно этой его способности «Пищевик» в 1954 году выиграл все соревнования, почти все голы забил Гена».
На стадионе «Пахтакор» Красницкого впервые увидели в 1956 году, когда он играл за юношескую сборную Узбекистана. С 1958 года Красницкий стал выступать за «Пахтакор», в котором провел 13 сезонов.
В первом же матче в Ташкенте с нижнетагильским «Металлургом» 13 апреля 1958 года Красницкий открыл счет своим голам, пока еще во втором эшелоне. Вот как он сам об этом вспоминал: «Первую игру никогда не забуду. Волновался я страшно, когда впервые вышел в составе «Пахтакора». Возможно, волнение мое было не так велико, играй наша команда не в Ташкенте. А тут все думалось, как встретят зрители ? Поэтому все проделывал череcчур старательно, а это приводило к скованности. Потом подумал: если так и дальше будет какой от меня толк? Стал играть так, как подсказывала обстановка. Появилась легкость и свобода в движениях. А затем и гол забил».
К сказанному добавлю, что этому голу сегодня 50 лет. А всего в классе «Б» за два сезона Красницкий забил 24 гола, причем в 1958 и 1959 годах становился лучшим бомбардиром команды.
Геннадий играл в первом матче «Пахтакора» в высшей лиге и забил первый гол в 1960 году, когда «Пахтакор» включили в высший эшелон. Ворвался в большой футбол Красницкий ошеломляюще.
В сезоне-60 он забил 19 мячей (небывалый результат для дебютанта), всего на один гол отстав от лучшего бомбардира первенства тбилисского динамовца З.Калоева. В первый сезон в высшей лиге блестяще сыграл тандем Красницкий — Стадник, созданный тренером «Пахтакора А.Келлером.
Из харьковской программы 23 августа: «В линии нападения «Пахтакора» играют два нападающих, которые доставляют много неприятностей своим противникам. Это центральный нападающий Геннадий Красницкий, возглавляющий группу сильнейших снайперов, и полусредний С.Стадник. Имена этих двух молодых спортсменов широко стали известны лишь в этом сезоне. Игра сдвоенным центром в ряде игр была продемонстрирована ими с большим мастерством. Красницкий зарекомендовал себя хорошим бомбардиром, в чем немалая заслуга С.Стадника, играющего в острокомбинационном стиле».
В чемпионате 1961 года к «Пахтакору» все команды подходили уже с иной меркой, ну а могучую фигуру Красницкого вратари клубов высшей лиги воспринимали не иначе, как с опаской, если не сказать с дрожью в коленках. Первыми почувствовали это московские армейцы, пропустив на «Пахтакоре» от грозного ташкентца три гола. В следующем матче в Минске Геннадий вновь порадовал нас, почитателей его таланта. – опять хет-трик с «Беларусью».
После таких бомбардирских удач Красницкого приглашают в первую сборную бывшего СССР для участия в товарищеском матче со сборной Польши в Варшаве. В сборной выступал почти весь состав , выигравший первый Кубок Европы – Яшин, Медакин, Нетто, Чохели, Воронин, Маношин, Метревели, Иванов, Бубукин, Месхи. На месте центрального нападающего играл двадцатилетний Валерий Лобановский, во втором тайме вместо него вышел Красницкий.
Сезон 1961 года показателен для Геннадия. В 24-х матчах он забил 20 голов, это 0,83 гола за матч — высокая результативность, в среднем из пяти матчей лишь в одном Геннадий не поражал ворота. Вообще, 39 голов дебютанта в первых двух сезонах – такого не смог добиться никто из самых знаменитых форвардов.
В 1962 году «Пахтакор» занял шестое место в чемпионате, опередив многих старожилов высшей лиги, игрокам, в том числе Красницкому было присвоено почетное звание «Мастер спорта». Тренер А.Келлер отзывался о Красницком: «Он знает и умеет в футболе почти все. Талант его как игрока так велик, что, пожалуй, и на треть он не использовал отпущенного ему потенциала».
Выступал Красницкий в различных сборных на футбольных полях многих стран мира. По окончании сезона 1963 года Красницкий выступал в составе сборной клубов в Южной Америке. Вот как сам Геннадий рассказывает о забитых голах.
«Штрафной. Бразильцы выстраивают стенку. Пробить ребята поручают мне. Очень хочу закрутить мяч. Пусть знают, что и нам знаком «сухой лист». Бью сильно внутренней стороной стопы. Получилось так, как нужно. Обогнув стенку, мяч влетает в незащищенный вратарем угол. Трибуны молчат. А мне хочется кричать во все горло: «Гол, гол! Да еще в Бразилии! И забил здорово!»
Второй мяч, забитый Красницким уже давно вошел в историю, так как обстоятельства при которых он был забит, кажутся неправдоподобными. При ударе Геннадия мяч пробил сетку ворот, что по законам физики никак не может произойти. Рассказывает автор гола.
«Шла 83-я минута. Все клонилось к «нулевке». Но тут за явный снос Лобановского метрах в двадцати от ворот назначается штрафной. Подойдя ко мне, он попросил: «Гена, исполни!»
На следующий день наш переводчик прочел в газете «Коррео»: «Если бы мяч попал во вратаря, команде пришлось бы подыскивать другого голкипера. «Кристалл» нокаутирован…» На поле возник спор: был ли гол? Диди ( тренер «Кристалла») категорически утверждал, что ворота не были взяты. Судья Алмейда недолго колебался. Зияющая дыра в сетке – веский аргумент. Вынесли свое решение и справедливые зрители, после игры вынесли меня на руках…Утренние газеты подтвердили правильность решения арбитра. Беспристрастный объектив камеры фотокорреспондента газеты «Ультима Ора» запечатлел мяч в воротах в сантиметре от штанги».
Обо всем этом Геннадий Красницкий рассказал в своей книге воспоминаний «От Рио-де-Жанейро до Монтевидео», сегодня являющейся библиографической редкостью.
25 ноября 1966 года в матче с московским «Спартаком» в Ташкенте Красницкий забил еще один чудо-гол. В центре поля был назначен штрафной удар в сторону «Спартака». Красницкий стал задумчиво колдовать с установкой мяча. Зная его незаурядные качества исполнителя штрафных ударов, кто-то из спартаковцев предложил выстроить «стенку», но вратарь Владимир Маслаченко, громко крикнул, что обойдется без нее. Красницкий начал разбег со своей половины поля, отчаянный бросок Маслаченко не помог, — мяч ядром влетел в сетку. Еще один мяч, который пробил сетку, Геннадий Красницкий забил в международном матче в Греции. Он тоже был засчитан.
В сентябре 1969 года Геннадий Красницкий забил сотый гол в зачет престижного клуба бомбардиров Г.Федотова, став первым пахтакоровцем в клубе самых знаменитых бомбардиров.
В «Пахтакоре» Красницкий провел 13 сезонов. Несмотря ни на какие посулы из Москвы, Киева, других городов Геннадий выступал только в одной команде. За «Пахтакор» в чемпионатах, кубковых и международных матчах им сыграно более 400 матчей, забито более 200 голов.
Особенно славился Геннадий исполнением штрафных ударов. Об этом красочно написал в своей книге «Форварды» многолетний главный редактор московского «Футбола» Лев Филатов: «Мяч устанавливал подолгу, отходил от него далеко, и когда начинал разбег, так что земля гудела, трибуны замирали, Нервно, как марионетка вздрагивал вратарь, съеживались игроки в «стенке». Бывало, что и не выдерживали, — рассыпались в стороны. Если удар оказывался метким, мяч находили в сетке, — полет его был невидим».
По завершении игровой карьеры Красницкий работает тренером в ташкентском «Тракторе», родном «Пахтакоре», «Янгере», джизакской «Звезде». Игравший в джизакской «Звезде» Борис Баканов вспоминает: «Геннадий Александрович был квалифицированным тренером, в работе был требовательным, тренировки проводил сам. Все наши хитрости и уловки разгадывал мгновенно, приговаривая: «То, что вы делаете, я это уже забыл».
Уверен, что сердца миллионов истинных любителей футбола содрогнулись, прочтя в одном из июньских номеров «Футбола» за 1988 год некролог.
«В расцвете творческих сил на 48-ом году трагически оборвалась жизнь мастера спорта Геннадия Александровича Красницкого.»
Это было 20 лет тому назад.
….Говорят, у него были прегрешения в жизни. Отвечу словами Булата Окуджавы: «Но безгрешных не знает природа…» Говорят, у него был трудный характер. Добавлю из Роберта Рождественского: «Ведь жил-то в первый раз».
В энциклопедии футбола (Москва, 1997) о Г.Красницком сказано: «Лидер атак «Пахтакора» 60-х годов, один из самых колоритных футболистов тех лет. Атлетически сложенный, отлично координированный Красницкий выделялся смелостью, решительностью в борьбе за мяч. В первые годы выступлений благодаря высокой скорости, мощи, сильнейшему удару был форвардом-тараном, впоследствии проявил склонность к комбинационной игре, интересно действовал в тактическом плане, великолепно исполнял штрафные удары его именем назван спортивно-оздоровительный комплекс в Бектемирском районе Ташкента».
Нынешние любители футбола мало знают о выдающемся форварде Узбекистана. Но в те времена его любили болельщики, при объявлении фамилии Красницкого на всех стадионах, многих стран мира, где он выступал, гремели аплодисменты.
Геннадий Красницкий занесен в Энциклопедию мирового футбола (кроме него в престижном списке знаменитых футболистов разных стран мира еще трое футболистов Узбекистана – Берадор Абдураимов, Михаил Ан и Владимир Федоров).
В заключение высказывания авторитетных в футболе людей, в свою бытность лично знавших Геннадия Красницкого.
Евгений ВАЛИЦКИЙ (тренер «Пахтакора» в 1964-1971 годах): Геннадий – это редкий футбольный талант. В команде он пользовался большим уважением и никогда не злоупотреблял этим. Всегда был готов прийти на помощь, выручить в трудную минуту. Будучи тренером, он никогда не укорял игрока замечаниями типа: вот если бы я был бы на твоем месте…
Виталий ВИТКАЛОВ (капитан «Пахтакора» 50-х годов): Я всегда поражался его поразительным спортивным азартом, причем, если Гена захотел, то его блестящий талант украшал любую игру, приводя ее к победной. Авторитет у Красницкого был высочайший. Пройдя школу у великих тренеров, он тонко понимал игру. У него было редкое дарование. Жаль, что обстоятельства сложились так, что и футболистом, и тренером он не смог максимально выразить себя.
Вячеслав КОЛЬЦОВ (вратарь «Пахтакора» 60-х годов): Гена был незаурядной личностью, но, несмотря на кажущуюся мощь, грубоватую порой манеру разговора, поведения, он на самом деле был человеком тонкой души, легко ранимым, обижавшимся, иной раз, по пустякам.
Роза РАФИКОВА (декан ташкентского института физкультуры): Гена был своеобразным, но открытым и прямым, не умеющим лгать или льстить человеком. И вместе с тем, это был уважаемый бескорыстный и справедливый человек.
Дмитрий АН (пахтакоровец, старший брат Михаила Ана): Гена был удивительно простым в общении. Он – игрок сборных команд, с триумфом выступавший на зарубежных стадионах, на равных общался с дублерами. Он держал себя равным среди всех, хотя для нас, его ровесников он был кумиром.
Геннадий ЛОГОФЕТ (капитан московского «Спартака»): Гена всегда был открытым в общении и открытым для дружеской шутки. Помню его потрясающий гол в наши ворота с середины поля. В адрес нашего вратаря никто тогда не сказал ни слова упрека – такие мячи из числа неберущихся. Гена был явным лидером в «Пахтакоре», но элементов заносчивости или высокомерия мы у него не замечали. К нему все «спартачи» относились с уважением как к футболисту и как к человеку.
Владимир ПЕРЕТУРИН (телекомментатор, Москва): Это был футболист, на которого ходили болельщики, каждый его удачный финт становился предметом обсуждения, а о его сокрушительных ударах вообще ходили легенды. «Проблема Красницкого» всегда стояла перед командой, которая встречалась с «Пахтакором» а ташкентский клуб всегда считался самобытной командой, ну , а Геннадий Красницкий был одной самых ярких и впечатляющих фигур той футбольной эпохи.
Анатолий БЫШОВЕЦ (футболист киевского «Динамо», тренер): На каждой установке перед матчем с ташкентцами тренеры всегда говорили нам – не расслабляться! Делать это с командой, где играет Геннадий Красницкий, ни в коем случае нельзя. Он один мог решить исход поединка в пользу «Пахтакора» и делал все неожиданно: рывок, пас, финт, а главное — удар!
Евгений ЛОВЧЕВ (капитан «Спартака», лучший футболист 1972 г): В нынешнем футболе я не вижу игроков, равных Красницкому по классу. Безусловно, из поколения того времени Геннадий Красницкий прочно входил в число наших звезд, самых известных и популярных футболистов, таких как Стрельцов, Воронин, Шестурнев, Понедельник… Он был не только замечательным спортсменом, он был еще и замечательным человеком — с ним было легко и приятно общаться.
Константин БЕСКОВ ( выдающийся российский тренер, Москва): Красницкий был одной из самых ярких личностей в нашем футболе — отличные физические данные, работоспособность, удар. Мне нравился этот парень. Все обычно говорят об индивидуальных качествах Красницкого как бомбардира, но не следует забывать и о его тактическом мышлении – одним точным пасом он умел отсечь сразу несколько игроков обороны и вывести партнеров на завершающий удар. Красницкий вполне мог бы играть в любом современном европейском клубе.
Лев ФИЛАТОВ (журналист, многолетний редактор «ФУБОЛА», Москва): Футбольное имя себе Красницкий составил. О нем помнят, иначе и быть не могло — уж очень он был заметен на поле.
Борис АРКАДЬЕВ (выдающийся российский тренер, Москва):
«Умножьте все сделанное Красницким на два и вы получите представление о его способностях».
Привожу эту информацию не только для любителей футбола со стажем (надеюсь, они вспомнят прекрасные мгновения игры Красницкого), но и, главным образом, для молодых болельщиков, которым надо знать историю футбола своей страны, в которой имя Геннадия Красницкого вписано золотыми буквами.
Любители футбола нашей страны благодарны Красницкому не только как выдающемуся футболисту и тренеру, но и за его верность родному городу, команде «Пахтакор», Узбекистану.
И совершенно справедливо, что по опросу видных специалистов и журналистов Геннадий Красницкий признан лучшим футболистом Узбекистана ХХ века.
Хочу отметить, что эта статья основана на моей книге о Г.Красницком «Талант особого рода», перевод ее на узбекский язык (книга называется «Бетакрор истеъдод сохиби») осуществил болельщик и знаток футбола ташкентский журналист Дильшод Исраилов.
Владимир САФАРОВ
Светлая память великому футболисту!!!! ПОМНИМ!!!!!!!
виктор[Цитировать]