Уйгуры История Разное

Уйгуры, народ издавна расселенный на территории Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая (СУАР)), Казахстана и Кыргызстана. Численность составляет 8-10 млн. чел. Живут также в некоторых районах Афганистана, Пакистана, Индии. Говорят на уйгурском языке. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков. В истории развития уйгурского языка выделяются три этапа:

1. древний, состоящий из двух периодов – древнейшего (до 5 века нашей эры) и древнего (6-11 века);
2. средневековый, распадающийся на два периода: раннесредневековый (11-14 века) и позднесредневековый (14-18 века);
3. современный, делящийся на новый (18-19 века) и новейший (20 век).

Верующие исповедуют ислам, вытеснивший в 14-17 веках шаманство, манихейство, христианство и буддизм. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначительной монголоидной примесью.

Уйгуры – один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Их предки – кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в гуннском племенном союзе (3 век до нашей эры – 3-4 веках нашей эры). В письменных источниках уйгуры упоминаются с 3 века нашей эры (в том числе в орхонских надписях 8 века). На различных этапах своего развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хангае в 323 г., он просуществовал 200 лет, после столетнего перерыва, в 523 г. возник второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. на обломках Восточно-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. В 840 году государство уйгуров было разгромлено древними хакасами. Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства – с центрами в Ганьсу и Турфанском оазисе. Первое было уничтожено тангутами, а второе в 12 веке стало вассалом каракитаев, а в 14 веке вошло в Моголистан. Длительное господство завоевателей, раздробленность и ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» почти перестал употребляться. Уйгуров стали называть по месту жительства – кашгарлык (кашгарец), турфанлык (турфанец) и др., или по роду занятий – таранчи (земледелец). Однако уйгуры сохранили этническое самосознание и свой язык. В 17-18 веках в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое к 1760 году было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокое эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжурских, а позднее гоминьдановских поработителей. С победой в 1949 году народной революции в Китае и образованием в 1955 году СУАР получили некоторое развитие хозяйство и культура уйгуров.

Исконные занятия уйгуров – земледелие и различные домашние ремёсла; начал складываться рабочий класс. Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока.

В СНГ уйгуры живут в ряде районов Казахстана (250 тыс. чел.) Киргизии (около 50 тыс. чел.), Узбекистана и Туркменистана (всего в Центральной Азии проживает около 400 тыс. уйгуров). Уйгуры переселялись в Среднюю Азию (преимущественно в Семиречье и Фергану) из Кашгарии из-за притеснений китайских правителей с середины 18 века до начала 20 века. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное. Уйгуры в СНГ заняты главным образом в колхозном производстве, часть – в промышленности. Сложилась национальная интеллигенция.

По историческим записям уйгуры, или как раньше их называли хуэйгу, вышли из кочевых племен, живших в III веке, что кочевали по Северу, Северо-Западу Китая, по району к югу от Байкала и в бассейнах Иртыша и Балхаша. Впоследствии из-за бесконечных войн немало их переселилось на запад, в пределы нынешнего Синьцзяна. Впоследствии сюда пришли кидане, а затем монголы, также принявшие ислам. Различные национальности жили вместе длительное время, их языки, культура, нравы и обычаи постепенно слились, и эти народности, в том числе хань, смешались, в результате чего и образовалась настоящая национальность уйгур, главной составной частью которой являлись хуэйгу.

Уйгуры – народность с многовековой историей и яркой национальной культурой. В разные времена они употребляли то тюркскую, то хуэйгурскую, то арабскую письменность. Знаменитая поэма «Знание, дающее счастье» была написана на уйгурском языке караханидского периода Юсуфом Хасс Хаджибом, выдающимся уйгурским поэтом, ученым и мыслителем ХI века. Это произведение, сыграло важную роль в истории уйгурской литературы.

Уйгуры – прекрасные музыканты и певцы. Их литература и искусство отмечены своим неповторимым колоритом. Подлинным перлом уйгурского музыкального творчества является песенно-музыкальный цикл «Двенадцать мукамов». Многообразный по форме и богатый по содержанию, он издревле пользуется особой популярностью у уйгуров. Музыкальных инструментов у них, струнных, духовых и ударных, десятки видов. Наиболее распространенными из них являются рабоб и дутар. Эти инструменты с их мелодичным и чистым звучанием слышишь и в сольном исполнении и в оркестре. Здесь я хочу рассказать немного о рабобе. Рабоб является широко распространенным среди уйгуров, узбеков и таджиков струнным щипковым музыкальным инструментом. В различных местах существуют и различные по виду рабобы. Известны кашгарский, т.н. усовершенствованный рабоб, доланьский и таджикский роды рабаба.

Кашгарский рабоб раньше был распространен главным образом в Кашгаре, но теперь его можно встретить повсеместно в Синьцзяне. Корпус его имеет форму полушария, дека из кожи овцы или удава, шейка тонкая и длинная с более чем 20 ладами. Головка рабоба изогнута назад, имеется от 4 до 8 металлических струн, из них две справа, настроенные в унисон, предназначены для исполнения мелодии, а остальные для резонанса. На рабобе играют, держа инструмент в поперечном положении, левой рукой нажимают на струны, правой плектром излекают звук. Звук приятный и мелодичный, с широким диапазоном.

У усовершенствованного рабоба шейка более короткая, чем у кашгарского, корпус более крупный, имеется 4—5 металлических струн. Каждые две струны настроены в унисон. На этом рабобе исполнение такое же, как и на кашгарском . Усовершенствованный рабоб широко применяется в профессиональных художественных коллективах. Рабоб – необходимая принадлежность дома уйгуров – больших мастеров петь и танцевать. Танцы у уйгуров красивы и заразительны. Уйгурки, стремительно кружась в вихре танца, поражают легкостью и грацией своих движений. Уйгурские традиционные номера – танцы с пиалами на голове, с большим бубном, с железным кольцом и игра с попеременным партнером «пота оюн». Праздники у уйгуров не обходятся без песен и танцев.

Одежда уйгуров красочна и примечательна. Мужчины постарше предпочитают халат (чапан) без воротника и застежки, с правым запахом и с поясом. Женщины раньше обычно ходили в ярких цветастых платьях с широкими рукавами, поверх которой надевали безрукавку. Теперь же они больше носят блузку с юбкой. Уйгурки любят украшать себя серьгами, браслетами и бусами. Раньше девушки заплетали волосы в десяток и более кос, гордясь друг перед другом их длиной и количеством. Головным убором для уйгуров, старых и малых, мужчин и женщин, служит тюбетейка. Она является неотъемлемой частью уйгурской одежды. Когда-то мужчины западных районов Китая носили островерхую войлочную шляпу с чуть приподнятыми полями. Позже под влиянием арабской и среднеазиатской культуры уйгуры стали надевать на голову расшитую узорами тюбетейку, эта шапочка разнообразна по своему виду и материалу. Зимняя тюбетейка для мужчин делалась из меха, а летняя — из шелка и впереди украшалась птичьими перьями. Тюбетейка же уйгурки была расшита золотыми и серебряными нитями. Самой популярной стала четырехгранная пестрая тюбетейка, какую носят и по сей день. Уйгурская тюбетейка и сейчас непрерывно обновляется, работа становится все тоньше и искуснее, а выбор — все богаче, но имеются главным образом два ее вида — «чиимань» и «баданьму». Тюбетейка «чиимань» отличается своей красочностью и тонкой работой, узоры на ней вышивают золотыми и серебряными нитями и украшают разноцветным бисером. Такие тюбетейки предпочитает носить молодежь. Юноши и девушки, танцующие под лозами винограда, кажутся в них еще прекраснее и жизнерадостнее.

Тюбетейка «баданьму» получила свое название от плодов миндаля, растущего в пустыне и завезенного когда-то из Персии. «Мякоть плода горька и несъедобна, зато ядрышко сладкое и высоко ценится в западных странах», — так описывают его в одном из древних трудов. Ядрышко напоминает уйгурам молодую луну, и они, давая волю своему воображению, белыми шелковыми нитками вышивают на тюбетейках чудесный орнамент — у чистого родника растут деревья, обвешанные плодами. Тюбетейку «баданьму», отличающуюся нежными расцветами, строгостью и простотой, обычно носят пожилые люди.

Узоры на тюбетейках расшиваются самыми разнообразными способами: гладью, крестом, тамбуром, … бисером.

Вот почему она служит к тому же и прекрасным изделием прикладного искусства. К большим праздникам искусные уйгурки самым тщательным образом расшивают тюбетейки, другие идут в магазины, чтобы выбрать себе тюбетейку понаряднее, немало и таких, которые вешают изящные тюбетейки на стены комнаты, сообщая ей еще больше красоты и уюта, или преподносят в дар своим близким друзьям и почетным гостям.

Уйгуры ежедневно едят кислые лепешки с дыней или фруктами, запивая чаем. Они очень гостеприимный народ и обязательно приготовят для гостей лапшу, плов, жареные пирожки.

Уйгуры исповедуют мусульманство. У них два больших праздника в году: «ураза-байрам» (праздник разговенья, окончания поста) и «курбан-байрам»(праздник жертвоприношения). Ранним утром в праздник «ураза-байрам» мусульмане под бой в барабаны и звуки соны собираются в мечетях, где совершают праздничные молебствия, а после них перед мечетями люди начинают исполнять старинные танцы.

В дни «ураза-байрам» друзья и родственники навещают друг друга, поздравляя с праздником. В этот день все уйгуры красиво наряжаются, особенно ярко и красиво одеваются женщины. В чистых, светлых комнатах на пестрые ковры ставятся разнообразные блюда, фрукты – все, что необходимо к богатому праздничному столу.

Источники — здесь и здесь

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.