Минг-Урюк — место, где родился Ташкент История Фото
История о городище Минг-Урюк
А. Тюриков. Истории о Ташкенте. – Т.: Ёш Гвардия, 1983.
За городом, вдоль правого берега Салара, раскинулся обширный сад. Меж высоких зеленых холмов цветут тысячи фруктовых деревьев. Воздух настоен на аромате цветущего урюка и прохладе горной воды, которую нес вдоль сада канал. Место это называлось Минг-Урюк – тысяча урючин.
Сад возник в начале двадцатых годов XIX столетия, долгое время был заброшен, и вскоре его облюбовали горожане. Не было вокруг пыльного, жаркого Ташкента лучшего места отдыха и гуляний, чем минг-урюкские горки. Не каждый день соберешься в Чимган, а здесь какие-то 10-15 минут на извозчике – и ты в райском уголке.
Среди местных жителей об этих местах ходили целые легенды. Старики рассказывали, что давным-давно, сотни, а может быть, и тысячи лет назад, здесь стоял прекрасный дворец, вокруг которого раскинулся цветущий город. Хорошими земледельцами были его жители, росли здесь пшеница и ячмень, много красивых лошадей было у горожан, процветали ремесла и искусства… Воинственны и свободолюбивы были жители Шаша – так называли этот город. Нелегко было сломить их такому всесильному врагу, как тюрки, которые покорили даже Китай. «Когда проходишь через Шаш, поднимай выше полы одежды, потому что это – страна дьяволов, от которых бегут правители», – так говорили враги.
Легенды можно воспринимать как летопись истории, а можно – как красивую сказку. Но тот же седой старик, что поведал сказание о Шаше, мог показать кувшин с затейливыми узорами или наконечник копья, которые он нашел, копаясь на окраине минг-урюкского сада. И тогда совсем иными представали перед взором слушателя эти грандиозные холмы, которые казались теперь то белоснежным дворцом, то мрачным серым замком за крепостными стенами, то шумным городским базаром…
Холмами Минг-Урюк впервые заинтересовались члены Туркестанского кружка любителей археологии, который открылся в Ташкенте в 1895 году. Тогда было составлено описание древнего городища, появились и первые находки.
В двадцатых годах прошлого XX столетия Минг-Урюк обследовал известный советский ученый М. Массон, который предположил, что городище было резиденцией тюркских правителей.
А в 1957 году сюда пришли молодые ташкентские археологи Д. Зильпер и Ю. Буряков, чтобы начать комплексное исследование городища. Легенды начали обретать материальные доказательства. Из глубины веков медленно вставал древний город, изначальный центр Ташкента.
Обнажились остатки крепостных стен, помещений, где был размещен гарнизон средневекового замка, были найдены десятки предметов домашнего обихода. Из-под слоя пепла, например, обнажился изящный лепной сосуд с широким округлым туловом. Законченность его формы, тщательность и искусность изготовление свидетельствовали о высокой квалификации средневековых мастеров. А вот железные предметы – наконечники стрел, разливные ложки с длинными, изогнутыми на конце ручками. Но полу другого помещения был найден горшок с невысокой горловиной. На его боку прочерчен крест – знак, оберегающий содержимое сосуда от злых духов. На одной из стен сохранились следы цветной росписи – очередное свидетельство высокой культуры жителей древнего поселения. Каждый день работы дарил археологам все новые и новые находки, подтверждавшие, что здесь, на Минг-Урюке, в IV-XII веках был город.
Археологические работы, проводимые почти в течение двадцати лет на Минг-Урюке, помогли определить время сложения и развития древнейшего городского образования, дали много интересных фактов об образе жизни, культуре, ремеслах жителей, о тех сражениях, которые проходили у его стен. Город не раз погибал в огне пожарищ, но жизнь снова и снова возрождалась на этой земле. Однажды, после очередного набега захватчиков, люди ушли с пепелища и больше не возвратились сюда. Новые поселения поднялись на берегах Бозсу, а развалины древнего города, занесенного со временем землей, заросшие дикой порослью, превратились в пологие холмы. Через сотни лет на этой сдобренной пеплом и кровью предков земле вырос, зашумел густой листвой сад…
Ни следа сегодня не осталось они от фруктового сада, ни от самих холмов, которые сравняли с землей. На месте одного из них выросли новые корпуса швейного объединения «Красная заря», а там, где была крепленная цитадель – древний замок правителя, поднялось высотное административное здание «Аэрофлота». Только неумирающие легенды да находки археологов оставили для потомков память о древнем городище. Месте, где родился наш Ташкент…
Этот рассказ опубликовал Михаил Сиверский в сообществе “Ташкент в поэзии и прозе.
Далее предлагаю фотоотчет о посещении Минг-Урюка в августе 2007 года на экскурсии, проводимой Б. А. Голендером.
Как раз перед этим все были обеспокоены тем, что в Минг-Урюку подкатили бульдозеры и экскаваторы и начали сносить его. От наших городских властей можно ждать любого сюрприза — видны свежие следы зубьев ковша экскаватора.
На срезе видны какие-то ржавые железяки… Я взял кусок в надежде, что это обломок копья древних согдийцев… но, скорее всего, это остатки силового электрокабеля 30-летней давности.
Поднимаюсь по левому склону
Взгляд назад на экскурсантов, побоявшихся идти вслед за мной. Видны здания, построенные на месте бывшего завода «Подъемник» (тоже история…)
Сверху хорошо видно остатки стены, уходящей в сторону МВД.
И еще остатки стены — лет 20 назад это была арка, сейчас совсем размыло дождями.
и спуск обратно. На склонах много вымок — то ли норы, то ли окна или ниши древних строений.
я тоже была там очень интересно
ширин[Цитировать]
Нам с двоюродным братом, Алешкой Шпикльковым(да-да, внуком того самого Шпилькова, что в монументе на вокзале) били морды старшие пацаны с Переушки. Прямо на развалинах древнего Шаша. Вот, история! А? Минг-Урюк… А не тот ли Вы Тюриков, кечерасызз, что — » Комсомолец Узбекистана»? Очень рад! Михаил Саларский ( с берегов Невы)Ф
Михаил Фотограф(эсквайр)[Цитировать]