За оледенелым Памиром — тропическая Индия История Ташкентцы
У поколения первой половины XX века, закаленного в мировых войнах и житейских невзгодах, было немало ярких личностей, служивших верой и правдой своему Отечеству. Среди них был и Александр Евгеньевич Снесарев, путешественник, выдающийся востоковед-индолог, разведчик Генштаба Российской армии.
На рубеже XIX-XX веков — наряду с известной классической географической наукой — стали вырисовываться контуры нового направления: военной географии, одним из создателей которой был Александр Евгеньевич Снесарев (1865-1937 г.г.). В молодые годы он закончил математический факультет Московского университета, затем юнкерское пехотное училище, долгое время служил в воинских частях, закончил Академию Генерального штаба. В 1896 г. после завершения учебы в Академии в звании штабс-капитана он был направлен для прохождения службы в Туркестанский военный округ (Ташкент).
Первое задание — осуществить комплексные исследовательские работы на Памире и в прилегающих к нему северных провинциях Индии. На Памире — суперграндиозном высокогорном оледенелом узле — ранее работал ряд российских, британских, немецких, французских и других исследователей. Памир долгое время оставался «ничейной» землей, на него претендовали Китай, Афганистан и Британская Индия. После долгих переговоров (и небольших силовых акций) в 1896 г. была определена граница между Британской Индией и Россией. Для России оставалась менее изученной северная часть Индии, и потому ее особенно интересовал индийский промышленный и военно-экономический потенциал. Около года длилась поездка отряда Снесарева по ее территории. Отряд верхом преодолел сотни километров пути по суровому высокогорью, пустынной местности, переправлялся через бурные реки, был подвержен различным климатическим коллизиям — таким, как проливные дожди и снег, ураганные ветры, огромные оползни, нашествие ядовитых тварей. Малочисленное население высокогорий в целом дружелюбно относилось к отряду, оказывало необходимую помощь и давало ночлег. Но в отдельных полуглухих местах шныряли различного рода банды, и приходилось быть начеку: хорошо вооруженный отряд казаков всегда был готов отразить любое нападение. Были попытки физического устранения Снесарева — в провинции Рошан местный бек пытался отравить его, поскольку тот пытался оградить дехкан от его произвола.
Приступая к изучению Индии, особенно с точки зрения ее военного потенциала и обороспособности, Снесарев четко сознавал, что без определения таких вопросов, как промышленный и сельхозпотенциал страны, богатство ее земных недр и т.п. ему поставленную задачу не решить. В его планах просматривались контуры новой науки — военной географии, которая отличается от классической более комплексным характером. Военный географ должен сочетать в себе и физика-географа (рельеф и климат местности, водные ресурсы и полезные ископаемые, животный мир и т.д.), и географа-экономиста (промышленность, сельское хозяйство, человеческий потенциал, демографические вопросы, транспортные возможности и т.п.), и социолога, и этнографа, и компетентного военного специалиста. Военная география должна уметь отвечать на четыре основных вопроса: характеристика местности, характеристика населения, средства войны (военно-экономический потенциал, ее уровень и связь ее с мировой экономикой), вооруженные силы (численность, типы вооружения, национальный состав войск, крепостные сооружения и их состояние, стратегические дороги, переправы и т.п.).
До Снесарева военные разведчики Генштаба изучали в основном первый и четвертый вопросы. Систематизацию же материала через призму военного анализа одному человеку и даже небольшой группе лиц осуществить было весьма трудно. Это работа для целого коллектива, основной недостаток которого — слабая увязка отмеченных разделов между собой. Но Снесарев успешно справился с недостатком, так как он совмещал в себе благодаря широкой эрудиции ряд специальностей: географ широкого профиля, математик, лингвист (знание ряда языков — английский, французский, немецкий, урду, пуштунский, фарси, узбекский и др.), кадровый военный, имевший профессиональную военную подготовку в Академии Генштаба. Систематизацию материала он начал с Британского музея, где «откопал» обзорную работу У.Лоуренса по Северной Индии (Лондон, 1895). Разработанную им методику поисков материала он наверняка использовал при изучении других провинций Британской Индии. В дальнейшем проведенные экспедиции дали ему возможность судить о правомерности своих выводов, полученных при систематизации материалов, подкрепить их фактами либо опровергнуть, утвердиться в собственных представлениях и т.д. Подавляющую часть трех разделов Снесарев выполнил на высоком профессиональном уровне, значительно повысив этим информативность четвертого раздела — «вооруженные силы». Снесарев совершил также экспедиции по Кашгарии и Афганистану. Материалы этих экспедиций в дальнейшем получили подробное освещение в многочисленных публикациях – «Североиндийский театр», «Памиры», «Природа, этнография, экономика, вооруженные силы Индии» и других.
Военная география, как самостоятельная дисциплина, одним из зачинателей которой был Снесарев, впоследствии стала весомой частью разведслужб многих государств.
Ниже приводится ряд высказываний Снесарева из его публикаций:
«Рано или поздно, но час британцев пробьет и в Индии. Все в этом уверены, и многие ждут этого часа с нетерпением».
« Все военные действия в мире Британия ведет на деньги, полученные хищнически — торговым путем в Индии».
«Английским языком владеет лишь верхушка индийского общества. Для населения это — чужой язык, оно слабо его воспринимает».
Зная высказывания и антибританский настрой полковника Генштаба Снесарева, известного исследователя Памира и Северной Индии, английские власти не без труда разрешили въезд его в свои колонии. В Англии Снесарева считали ярым русским экспансионистом, якобы, толкавшим Россию на вторжение в Индию. Но, в то же время, Снесарев критиковал идею походов России на Индию за их фантастичность, полный отход от реалий, беспочвенность. Идею императора Павла I о походе на Индию Снесарев относил… к области психиатрии.
Несколько слов о военной службе Снесарева. Она началась в юнкерском пехотном училище, затем семь лет он служил в воинских частях, а после окончания Академии Генштаба Снесарев был направлен в Туркестанкий военный округ для выполнения спецзадания. С 1906 г. Снесарев работал в Генштабе, читал военную географию в юнкерском училище, в 1910 г. командовал сводной казачьей дивизией, которая с начала Первой мировой войны была включена в состав восьмой армии генерала Брусилова и участвовала в знаменитом Брусиловском прорыве.
После разгрома корниловщины Снесарев командовал армейским корпусом, а уже в октябре 1917-го в звании генерал-лейтенанта перешел на службу в ряды Красной Армии. В 1918 г. он — командир Западной армии (Белорусско-Литовский фронт), организовал глубокую разведку в частях польских легионеров и Белой армии Юденича. Видную роль сыграл в обороне Царицына. В общей сложности Снесарев участвовал в 75 боях, в 1919 г. его назначили начальником Академии Генштаба Красной Армии.
Одного из столпов советского востоковедения, выдающегося индолога, его хорошо знали М.Фрунзе, М.Тухачевский, А.Егоров, С.Буденный. Снесарев был знатоком походов Юлия Цезаря, Александра Македонского, Наполеона, Румянцева, Суворова, Кутузова, имел ряд наград, в том числе Георгиевский Крест. Но постоянная занятость (служба, поездки, работа над публикациями и т.д.) не позволяла Снесареву заняться устройством личной жизни. Но это все же свершилось при романтических обстоятельствах. В 1906 году в чине полковника после очередной поездки в Индию с целью передышки он посетил расположение Хорогского погранотряда, затерянного в Памирском поднебесье. И в этом медвежьем углу Снесарев неожиданно встретил свою судьбу — молодую, очаровательную, образованную девушку Ольгу. Она была дочерью начальника погранотряда Петра Зайцева. Мгновенно вспыхнули взаимные симпатия и любовь. До этого многие иностранные исследователи, посещавшие эту Памирскую глухомань, были поражены Ольгой, этим «памирским чудом». Многие предлагали ей руку и сердце. Так, особенно настойчив был известный шведский путешественник Свен Хедин, но Ольга предпочла импозантного, стройного, всегда подтянутого полковника Снесарева. Как она вспоминала потом, в одном из помещений погранотряда ее будущий муж неожиданно увидел настоящее пианино. Как могли доставить этот хрупкий инструмент по вьючной тропе, которая связывала погранотряд с нижележащим городом Ош? Дело в том, что Ольга, с детства музицируя на этом инструменте, часто скучала по нему, и желание милой дамы дошло до сердец молодых офицеров — пианино с невероятными предосторожностям было доставлено в отряд. Это поразило Снесарева, как и плавные звуки произведений Чайковского, Бетховена, Шопена и других, скользящие по прозрачному воздуху памирского безмолвия…
Фарид Анварбек.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.