Начало Ташкента История Фото
Автор Галина Долгая (специально для «Писем о Ташкенте», фото автора)
Мне посчастливилось родиться и прожить большую часть своей жизни в месте, с которого собственно и началась история города Ташкента — ныне современной и красивой столицы одного из самых замечательных государств Средней Азии — Узбекистана. А называется это место – улица Пролетарская, вернее, называлась тогда, когда я жила там. Сейчас она переименована и носит название Мовароуннахр, в честь великой империи Тамерлана, которая простиралась от Амударьи до Сырдарьи, в среднеазиатском Междуречье.
Но все по порядку.
Давным-давно, еще до нашей эры, земля, которую сейчас занимает современный Ташкент, была пустынной. С далеких гор несла свои прохладные воды быстрая река Чирчик, многими отводами орошающая степные просторы вокруг. Доподлинно известно с самых давних времен – где вода, там и жизнь. И селились люди вокруг реки. Случилось так, что нашим далеким предкам очень понравилось место по правую сторону реки Салар – одного из правых отводов Чирчика. Начали они обустраиваться там – раскопали землю, посадили сады, огороды, развели скотину, построили себе дома.
Из древневосточных хроник известно, что во II-I веках до нашей эры поселение уже похожее на город входило в состав государства Кангюй и называлось Юни. Оно успешно развивалось, как центр земледелия и ремесленничества, и осуществляло торговые связи с кочевыми племенами. Развитию города способствовало прохождение торговых путей с Запада на Восток и обратно, известное в мире как Великий Шелковый Путь. Уже в 262 году нашей эры в письменных источниках персидского царя Шапура I зафиксировано более известное название Ташкента – Чач (китайцы называли его Ши, арабы — Шаш). В XI веке наш прославленный предок Абу-Райхан Беруни и его современник Махмуд Кашгарский объясняют название города Ташкент, как город-камень, которое родилось из названия Таш — камень.
Но до этого времени город, построенный у реки Салар, уже был дважды разрушен – воинами Тюркского хана в VI веке и арабами в VIII веке, перенесен к другой водной артерии – реке Боз-Су, тоже вытекающей из Чирчика, и снова возрожден в XI-XII веках, как место поселения бедняков – ремесленников, кузнецов, гончаров. Это – продолжение истории. А до того он процветал и представлял собой хорошо укрепленный город, окруженный мощными стенами. В центре города возвышался замок правителя. Жители города были хорошими земледельцами, и в то же время храбрыми защитниками. Возможно, название города – Ташкент – отражает их смелость и стойкость в борьбе с завоевателями. «Крепкие, как камень», они твердо стояли на защите своего города. Дома, да и все сооружения в те времена строили в основном из глины, поэтому они почти не сохранились.
Недалеко от реки Салар от улицы Пролетарская (Мовароуннахр) после улицы Полторацкого (Нукусская) вправо уходит улочка Павлова (ныне — Моштабиб). Слева еще с Пролетарской виден земляной холм, который на фоне неба выглядит как варежка. Это и есть остатки городища Минг-Урюк – того самого древнего Чача – прародителя современного Ташкента. В начале XIX века трудолюбивые горожане высадили вдоль Салара фруктовый сад, давший название «Тысяча Урючин» (так переводится Минг-Урюк) городскому поселению, которое расположилось на холмах древнего городища.
В современной проекции Минг-урюк находился, начиная от улицы Жуковского (Садика Азимова) и Чехова до Салара, и от улицы Т.Шевченко до Куйбышева (Ю.Ахунбабаева). Достоверно определить возраст городища позволили находки, сделанные археологами на территории фабрики «Красная Заря», которая тоже располагается в этом районе. Глиняные сосуды, найденные при раскопках городища, датированы II-I веками до нашей эры.
Дехканин отложил мотыгу и с удовольствием посмотрел, как вода устремилась по небольшим арыкам, которые он весь день рыл, к квадратам земли с аккуратными грядками, где уже поднялись ростки растений. Еще не жаркое солнце щедро делилось теплом с плодородной землей.
«Хороший будет урожай!» — подумал дехканин, и, заметив стройную фигуру женщины, которая шла к нему от дома, что он построил не так давно, улыбнулся. Его жена, еще совсем молодая и красивая, мать его первенца, несла ему обед – лепешку, раннюю зелень, что они вырастили рядом с домом и кувшин козьего молока. Дехканин с удовольствием выпил молоко и привлек к себе свою любимую. Она весело засмеялась. Закончив работу, обнявшись, они пошли домой, а забытый кувшин, завалившись в ямку, остался лежать на земле.
Прошли века. От людей, что держали его в руках, не осталось и памяти. А творение их рук, извлеченное из земли осторожными руками археологов, теперь бережно хранится в тихих залах Музея Истории.
В настоящее время вокруг Минг-Урюкского холма ведется строительство новых красивых зданий — выполненные по оригинальным проектам, они украшают город, придавая ему шарм и оригинальность. Остатки древнего городища используют как карьер. Исторический памятник не охраняется, рядом нет ни ограждения, ни каких либо информационных табличек, указывающих на важность объекта. Возможно, строители и не подозревают, ЧТО они разрушают. Пройдут годы, века, тысячелетия. Что останется от нашей эпохи? И как будут потомки относиться к нашим творениям? Вспомнят ли они о том, что город, доставшийся им в наследство, начинался с того места, где сейчас бездумно разрушается последняя память о нем?
На фотографии новое здание напротив холма Мингурюк. А двухэтажное здание на первом плане из старого кирпича, остаток завода «Подъемник» — тоже памятник архитектуры, обсуждалось в форуме Фромуза, у него есть своя история. (Прим. Е. С.)
Предлагаю прогуляться по ул Мовароуннахр (Пролетарская)и увидеть все своими глазами. Информацию обо всем, что есть интересного на этой улице можно прочитать по ссылке
http://www.centralasia-adventures.com/rus/tashkent_excursion.php
Галина[Цитировать]
Меня всегда удивляло, что в старом Ташкенте были в основном здания из глины, в крайнем случае из кирпича, поэтому происхождение названия из «Каменный город» просто притянуто за уши.
Кроме того, по-узбекски Ташкент — «ТошКент».
В Узбекистане и Киргизии есть город Кенес. Есть и Кенth.
Отсюда и окончание в слове ТошКент. Параллель — СамарКанд.
В средние века на месте Тошкента было шесть поселений. Отсюда и название этого места — Шаш, Шош или Шашкент.
Слово Шаш, как «Шесть» есть в таджикском языке и… в древнееврейском языке — в иврите — שש /Шеш — «Шесть».
Слово «Кент» или «Кенес» на иврите — כנס /кенес = «сбор, съезд».
Слово Тош — также из иврита — תושב /тошав — «Житель, горожанин».
Отсюда слово — תושבי כנס /Тошвей кенес = «Съезд жителей».
Т.е. Тошкент — это место, где съезжались местные жители. А съезжались они — на базар. На иврите בא זר /ба зар — «пришёл чужой».
Кстати, Бозсу — это канал, который был сооружён около 1 века н.э. Анхор — также канал, был прокопан в 5 веке н.э.
Ан хор — א»ן גור /Ан гор — «Жизнь от Неба» или
א»ן חור /Ан хор — «Божья впадина, русло», т.е. «канал, прокопанный по божьему соизволению»
Да и остальные старинные названия Узбекистана — также древнееврейского происхождения, все эти города лежали на Великом шеоковом пути — Бухара — «Избранная»
СамарКанд — «Съезд воинов» (Мар а канд — «Съезд Господ-дехканов-князей»)
КокАнд — «Побратим Силы» (божьей)
Фергана (Паргана) — «Цветущий сад» или «Защита бога плодоносного»
ХиВа — «Пришёл Жизнь» — из пустыни.
Владимир Бершадский[Цитировать]
Любопытное исследование! Аналогия с древнееврейским языком — это совпадение звучания или действительно древние евреи (как они сюда попали?) дали названия всему тому, что вы перечислили?
А Минг-Урюкские горки теперь охраняют как памятник истории Ташкента! На этом же сайте есть статья из Фергана.ру с фото и рассказом что да как.
Галина[Цитировать]
Древние евреи живут на территории Средней Азии по крайней мере с VI в. до н.э., когда с Ближнего Востока ушли на Север, на Восток 10 племён Израиля.
МАССАГЕТЫ
массагеты
собирательное название кочевых и других племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна.
Массагеты
(греч. Massagétai), собирательное название группы племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении М. и их этнической принадлежности. Одни учёные считали, что назв. «М.» происходит от слова «масуо» — «рыба» и означает «рыбоеды». Другие объясняют его как составное из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предположениям третьих, слово «М.» означает «мазагеты» — «великие геты», а сами М. тождественны с «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей. Разделяющий эту точку зрения С. П. Толстов считает массагетскими некоторые археологические памятники низовьев Сырдарьи. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепризнанной. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их М., не всегда ясно. По Геродоту, М. — кочевники; сражались они пешими и на конях, причём их кони имели на груди латы; их утварь и оружие изготовлялись из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы Кир, побежденный «царицей» М. Томирис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и островов, живших примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также некоторые знавшие земледелие племена (например, хорезмийцев).
МАССАГЕТЫ, Massagĕtae, Μασσαγέται, могущественный и воинственный кочевой народ на северо-восточном берегу Каспийского моря, по ту сторону Аракса (по Hdt. 1, 201 сл. надо разуметь под этим реку Яксарт), следовательно, между Аральским озером и Каспийским морем и в киргизской степи; первоначально они жили, вероятно, ближе к Уралу. По своим нравам они изображаются грубыми и дикими (общие жены, убиение стариков); покланялись солнцу, которому приносили в жертву коней. Hdt. 1, 216. Страна их была богата золотом и медью, что заметно было по их оружию и убранству лошадей; но в железе и серебре чувствовался недостаток. Strab. 11, 512 сл. В земле М., по Геродоту (1, 208) и Юстину (1, 8), погиб Кир.
1. מסע גט /маСа гет = «Путешествующие, ездящие изгнанники»
2. מסה גט /масса гет = «имеющие опыт в приношении изганники»
3. מסה גת /масса гат = «имеющие опыт в приношении винодельня, пещерная могила».
Жертва была в том числе и в возлиянии вина. Израильтяне имели опыт в погребении, так как знали необходимые молитвы.
משא גתי /масса гати – «ноша, тяжесть, поклажа, груз виноделие» — виноград давят, чтобы получить сок, а из него – вино – кровь земли и бога Диониса
1.
Массагеты сумели разбить могучее войско царя Кира и убили его. Массагетская царица Томирис {תמר ישע /тамар исъ = «Финиковая пальма спаситель»} опустила голову Кира в бурдюк с вином (или с кровью, а вино рассматривалось, как кровь бога ДиоНиса) чтобы он напился ею, как хотел сделать массагетов рабами своими.
מסה גתי /масса гати = «имеющие опыт винодел».
משא גט /маса – «ноша, тяжесть, поклажа, груз; ПРОРОЧЕСТВО изгнанные».
משוא גט /масо – «ноша изгнанные».
2. מעשה גט /мъасэ гет – «побуждающий, приводящий в действие изгнанные» — от «מעשה/мъасэ//моща = «побуждающий, приводящий в действие» — русское слово «мощь, моща».
На пасхальном седере лежит косточка БАРАНА (איל /аил//Ил – «баран, заправила, туз». איל /эял – «сила, мужество»; /аял – «Олень». אילן /илан – «мощное дерево, дуб»), называется она זרוע /зроа. Это слово переводится как «рука, предплечье» и «СИЛА, МОЩЬ (содержащаяся в семени)», но ещё и «рассеянный» – намёк на то, что колена Сынов Исраэля {ישרה איל /иСра Иль = «Очистит Бог Баран, Сила, мужество»}.
Кто же такие «МАССАГЕТЫ» ? эТО переселившиеся в степи Средней Азии колена Израиля, которые принесли Коль Тору – Глас Закона божьего – в Степи ЕВРазии.
Владимир Бершадский[Цитировать]
Занимательная история, сдобренная околонаучными измышлениями а-ля Задорнов.
Постыдитесь, сударь, писать такие вещи…
Володя[Цитировать]
Да …. . Впрочем, какая статья, такие же (не все конечно) и комментарии. )) Мягко говоря, псевдонаучные фантазии. Впрочем, в век наступающего агрессивного невежества, рядящегося в псевдонаучные одежды, это не удивительно.
Анатолий[Цитировать]
Именно! Прочитал трактовку Галины Долгой современного названия Пролетарской и ахнул от невежества автора. А ведь достаточно было заглянуть в Большую Советскую энциклопедию: «Мавераннахр (араб., буквально — то, что за рекой), средневековое название областей по правому берегу Амударьи. Появилось во время арабского завоевания 7—8 веков. Позднее этим термином обозначались области между Амударьёй и Сырдарьёй». Причём тут Тимур?..
Александр Жабский[Цитировать]
Интересно, как умудряются комментаторы, не ссылаясь на источники, делать столь смелые заявления? Да и авторы текстов частенько «забывают», где ими найдены те или иные факты, схемы, фото, не говоря уже о самом тексте или его фрагментах.
Вот еще одна «История Ташкента». По ней о городе, начиная с 1991 года, можно говорить «или хорошо, или ничего» (Аминь!):http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:7RYXykAcx4cJ:greenfam.narod.ru/tashkent-history.html+%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0+%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&cd=2&hl=ru&ct=clnk&cli
ent=opera
Институтом истории АН РУ издан труд по истории Узбекистана (основной из соавторов — Филонович), с 87 с. которого начинается описание истории Ташкента. Оно занимает страниц 80, последние 14 из них посвящены истории города, начиная с 1991 года (да простит ученых автор указанного сайта Green Fam).
У меня эта часть книги снята на фото, в Сети ее вроде нет. Так там целых три стр. отданы списку использованной литературы.
А на «Письмах…» каждый — «сам с усам».
Простите, если кого обидела, но существует элементарная этика использования чужого труда.
Тамара[Цитировать]
Тамара, Вы забываете что это сайт любителей истории (нельзя предъявлять профессиональные требования к отдыхающим людям :)
AK[Цитировать]
Разве на отдыхе человек свободен от нравственно-этических правил? Негоже, побывав в гостях, уносить с собою столовый прибор. Если воспользовались чьим-либо текстом, фотоматериалами, схемами, рисунками, фактами, принято давать ссылки, упоминать источники информации, имена людей, учреждения, которые предоставили факты, и прочее. Потому что за всем этим — чей-то труд. Если это просто впечатления, чьи-то (не ваши)в оспоминания — и то можно упомянуть, что где-то видели, читали, слышали. А то нередко публикуются сведения явно скопированные, но об источнике ни гу-гу.
Я не о личных воспоминаниях, конечно, речь веду и не о художественных произведениях.
Надеюсь на взаимопонимание.
Тамара[Цитировать]
Простите, но это здорово что людям что-то понравилось в вашем доме (к примеру — ложка :). В век изобилия жадность атавизм. Как в первобытное время, когда все было в неограниченном количестве (только людей было очень мало) нужно радоваться самому факту что ваши работы копируют, вы сделали что-то нужное хотя-бы для одного человека. А ссылки — полезная вещь для серьезных людей.
AK[Цитировать]
Ценю чувство юмора, :). Эх, отдохнем на «Письмах о Ташкенте»?
Тамара[Цитировать]
Тамара,
разрешите Вас поправить. Не Филонович, а Филанович, Маргарита Ивановна, доктор исторических наук и , пожалуй, самый крупный из ныне живущих специалистов по истории Ташкента.
тимур[Цитировать]
Спасибо Тимур, теперь запомню: доктор исторических наук Маргарита Ивановна Филанович. О ней с большим уважением говорила директор Института истории АН РУ Дилором Алимова (я не ошиблась?)
Тамара[Цитировать]
Прошу извинить за невежество, но, может, кто объяснит, как получилось Ташкенту 2200 лет? Хотя на моей памяти (кажется в 1985 г) не так давно было всего 2000 лет.
Когда было Ташкенту 2000 лет, к нам на работу приходил лектор и рассказывал про историю Ташкента, я запомнила, что «таш» (а может, «тош»)- это, кажется, камень в переводе на русский.
Нет, определенно, История — это та наука, которая находится в вечном движении, и вовсе не потому что движется время, а потому, что ПЕРЕКРАВАЕТСЯ прошлое.
Галина[Цитировать]
Галина, существует такая наука — археология; ученые-археологи проводят раскопки, устанавливают (сейчас с помощью высокоточных приборов, спектрального и прочих анализов) возраст предметов быта, найденных при раскопках и по их возрасту датируют древность тех или иных поселений. То же и в случае с Ташкентом. Появились новые данные в результате археологических изысканий, их рассматривала специальная комиссия ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), подтвердила и приняла решение объявить 2200-летие Ташкента и отметить его как международную дату празднованием юбилея.
Археологи считают, что дальнейшие раскопки приведут к уточнению даты, возможно, поселениям в районе Ташкента около 4 тыс. лет.
Эти данные получены мною в беседе с д.и.н., директором ИНститута истории АН Узбекистана Д.Алимовой.
Тамара[Цитировать]
Напр. радиоуглеродный анализ.
Но вопрос вопросов другой — какой момент считать возникновением города? Сродни софизму о куче зерна: 1 зерно — куча? — нет, 2 — куча? — нет, 3, 5, 10? Со скольки штук начинается куча? Когда происходит количественно-качественный скачок?
Т.е. возраст артефактов можно установить достаточно определенно, но был ли это уже город? (может — село или поселок городского типа :-) )
Поэтому доля условности в фиксации юбилейных дат, конечно же, имеет место быть. И вообще, хорошо бы празднования юбилеев всегда назначать на благоприятное время года… :-)
Энвер[Цитировать]
Сегодня, между прочим, День улыбки. Поздравляю всех! Теперь вопрос вам, Энвер: с какого возраста начинается человек? С момента зачатия или рождения? Когда происходит количественно-качественный скачок? Младенец, ребенок, юноша, зрелый человек, пожилой — это одна личность или возраст его следует определять по каждому из периодов роста? Это для улыбки (она продлевает молодость), молодейте! А города пусть себе «стареют». Если древние когда-то жили здесь даже одним станом, зачем обижать их, дорогой, они тоже теперь ташкентцы. Или не так?
Тамара[Цитировать]
На этот вопрос М. Филанович давала ответ: городом (городище) считается поселение с культовыми, торговыми и защитными сооружениями. Без этого всего — просто поселение. Если нашли все эти признаки — то это город.
Скляревский Е.[Цитировать]
Мне кажется надо сравнивать не количественные параметры, а качественные. Например Тюняев пишет о праславянских поселениях в несколько тысяч человек противопоставляя их библейским городам в несколько сот человек.
AK[Цитировать]
Тамара, не совсем так..
Краткая предыстория: Ташкент, 1966, землетрясение. Капитальная перестройка города. В связи с этим был образован (академиком Яхъя Гулямовым) Ташкентский археологический отряд. В сязи с тем, что город был фактически превращен в одну огромную строительную площадку, то есть археологи получили доступ к сокрытому в земле и скрытому ранее городской застройкой. И за небольшой период времени был накоплен огромный археологический материал, который УЖЕ ТОГДА позволил ученым во главе с акад. Гулямовым сделать вывод о возрасте СТАРЕЙШЕГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ТИПА (то есть с признаками города. шахристан, цитадель, товарное производство и т.д. и т.п) в пределах 2200 лет. О чем и сообщено было Ш.Р. Рашидову, кому собственно и принадлежит идея празднования. Вопрос решался в ЦК КПСС, где было принято решение округлить дату.. до 2000. Возможно, Яхъя Гулямов, очень авторитетный в СССР ученый, и смог бы противостоять столь беспардонному «округлению», но он скончался в 1977..
Тимур[Цитировать]
Интересно. А раскопки за пределами Ташкента? Ведь поселение мигрировало (не уверена в точности термина, но в памяти это словечко застряло).
На Юнус-Абаде есть зороастрийский храм — одни развалины, конечно, глинобитный. Копоть, въевшаяся в глину, еще с тех, древнейших времен. Кажется даже, что прошедшие века — не столь уж и огромный промежуток, невольно чувствуешь дыхание времени. Какого века строение, не подскажете? И входила ли эта зона в поселение древнего Ташкента?
Тамара[Цитировать]
Тамара,
Вы наверное имеете ввиду Юнусабад-актепа, на конечной автобуса на 17-м квартале? Это поселение датируется 4 (?, точно не помню) — 8 веками с последующим незначительным обживанием в 11-12 веках. Согласно выводом археологов, представляет из себя загородную резиденцию правителя Чача. Копоть, о которой Вы говорите — результат арабского нашествия в начале 8 века, после чего район был в упадке на десятилетия. Окончательно жизнь прекратилась там во времена нашествия монголов.
На территории Ташкента есть очень древние следы пребывания человека. Палеолитические стоянки, погребения кочевых племен эпохи бронзы (Чильдухтаран-тепа, б. ул. Ульяновская), остатки жилищ земляночного типа. Но первое поселение городского типа — Это Шаштепа. Возникшее примерно 2200 лет назад.
Название нам его не известно. Древнейшее упоминание — 236 (?) год н.э. в Каабе Зороастра, надписи сасанидского царя Хосрова Ануширвана в Иране. Достоверно известно средневековое название города — Бинкет. Векам к 11-12 город стал называться Ташкент, тюркизированное название города Чача, «Чачкента».
Тимур[Цитировать]
Вот рассказ о походе на этот объект https://mytashkent.uz/2009/04/12/ekskursiya-na-basmachku-ili-gorodische-aktepe/
Скляревский Е.[Цитировать]
Тамаре. Сравнение из «той же оперы» что и куча зерна. Хотя здесь, опять же, с некоторой долей условности, можно опираться на временной рубеж, до которого (не везде, конечно), аборт не запрещен законом, после которого уже нельзя — Человек. Но это к специалистам.
Вообще, мне всегда нравятся Ваши рассуждения. (ноу смайликс), с удовольствием читаю и радуюсь Вашим знаниям и Вашей логике.
Евгению (техническое) — а как насчет глубины вложения комментариев? С чем связано ограничение?
Энвер[Цитировать]
Вот спасибо, сделали мне подарок ко Дню учителя, а я думала, что мои комменты — следствие профессиональной деформации личности :). Загляните на http://mediacult.doira.uz, там я не такая нудная.
Тамара[Цитировать]
Вы — конечно нет, вот «дойра» грузится нудно долго (трижды шутка, в которой есть доля шутки).
Интересно у вас и культурно. Повеселила коротенькая «штучка» Войновича.
Энвер[Цитировать]
Было 4, увеличил до 8 (это о глубине вложения комментариев)
Скляревский Е.[Цитировать]
У меня есть вопрос: раскопки производились на территории современного Ташкента? Это же огромная территория. В древности на том месте, где располагается сейчас Ташкент, могли спокойно стоять множество поселений. И что, они все подпадают под понятие «древний Ташкент»? Какие были названия у этих поселений? Интересно, люди, жившие в этих поселениях, знали, что они живут в одном городе?
И совсем вы Тамара не нудная. Вообще, мне бы хотелось узнать ваше мнение насчет того, что массагеты это «переселившиеся колена Израиля». Кстати, когда образовался Израиль? Опять же, извините за невежество, я задаю так много вопросов.
Галина[Цитировать]
Галочка доброго Вам дня, в Ташкенте есть библиотека Навои, и в книжных можно найти книги сына Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилёва, Льва Николаевича Гумилёва ( Тысячелетие вокруг Каспия; Этногенез и Биосфера земли; Древняя Русь и Великая Степь; От Руси к России и ещё примерно 15 книг этого автора) прочитав их Вам легче будет читать других авторов и анализировать их произведения. С уважением к Вам и к Скляревскому Е. Николай Михайлович.
Николай[Цитировать]
Николай, мне тоже кажется, что усматривание израильских корней в местных названиях мягко говоря притянуто за уши или просто совпадения. Но это вовсе не повод для резких обобщений и возмущений, вполне допустимо, что кто-то из Палестины переселился сюда пару тысяч лет назад, вероятность маленькая, но не равна нулю. Ждем открытий археологов.
Скляревский Е.[Цитировать]
Евгений Вы меня простите если я Вас чем то обидел, но я не терплю МАХРОВОГО СИОНИЗМА и безграмотности в вопросах истории,просто я когда то мечтал стать археологом но жизнь сложилась так что стал железнодорожником,но историей занимаюсь до сих пор и самое основное я нумизмат а без знания истории монеты коллекционировать невозможно, просто мне в своё время пришлось покопаться в земле Ташкента и Волгограда и не только там.
Николай[Цитировать]
Поэт писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»
Вы не ожидали такого количества откликов? Мне вот до сих пор любопытно, где вы почерпнули опубликованную вами информацию, включая схему? Наверное, на этот вопрос вам не очень трудно будет ответить?
А вот чтобы выразить свое мнение о «коленах израилевых», мне надо изучить немало литературы, этот вопрос вне сферы моей компетенции. Sorry mе…
Тамара[Цитировать]
Галина (извините, что встрял в вопрос не к себе), об истории Израиля, на самом деле, писать в здешнем формате долго и неудобно, проще зайти на какой-нибудь русскоязычный израильский сайт, а начать можно с Википедии. Лишь, дабы подогреть интерес, скажу, что возникновение современного государства Израиль (в 1947 году) во многом обязано СССР и, даже, Сталину. Тогда была сложная политика по послевоенному переустройству. Ликвидация Британского мандата на Палестину и др. Читается, как захватывающий детектив. Мало кто, к примеру, помнит, что во время первого нападения на Израиль, СССР ему помогал оружием (не в открытую, а опосредованно, через Чехословакию).
Ну, а только побывав там, можно реально осознать, что такое «оккупация Голанских высот» и др. устоявшиеся выражения. С этих высот можно полностью контролировать главный резервуар пресной воды в Израиле — озеро Кинерет, а это — жизнь. И вообще, много интересного, но мало известного в других странах.
Кстати, нет в мире совершенства, но очень многонациональный Израиль, по сравнению с другими странами, ведет, или вынужден вести, я бы сказал, филигранную национальную политику. По крайней мере, мне так показалось.
Энвер[Цитировать]
Спасибо, я тоже припоминаю что вроде после войны и образовался. Я спросила исключительно потому что Бершадский пишет так, что можно понять, будто Израиль был еще при массагетах. Почитаем в Википедии.
Галина[Цитировать]
Отставим древнейшую историю Израиля in situ, а что касается Центральной Азии, то, как Вам правильно посоветовал Николай, если тема «всамделе» затронула, имеет смысл познакомиться с работами Льва Гимилёва, вообще, насчёт пантюркизма и сопоставить с рассуждениями Бершадского.
А чуток в стороне от вопроса, но близко, можно с интересом и удовольствием прочесть книгу Олжаса Сулейменова «Аз и Я» (тоже, из гумилёвцев)
Энвер[Цитировать]
Гумилёва
Энвер[Цитировать]
Спасибо, если нарою в интернете, прочту. Не уверена насчет удовольствия, это все же история, а она меня за 15 лет учебы достала до чертиков.
Галина[Цитировать]
У. Скляревскому. Дорогой! Вынужден впервые сказать вам свое «фэ»!
Первое. Бершадский пишет не об «израильских корнях», коих в природе не существует, а об ивритских или, если хотите, древнееврейских.
Что касается жизни древних евреев в Средней Азии, то они массово попали туда с войсками Александра Македонского, к которым пристали в Месопотамии и Персии. А в те места их перегнали в плен в 6-7 вв до н. э. ассирийцы и вавилоняне, победившие и разрушившие еврейские государства Израиль (Северное) и Иудею (южное). Почти через век их плена Вавилон был разбит персами, и персидский царь Кореш (Кир), сын еврейки Эстер (слышали про праздник Пурим и свиток Эстер?) отпустил два еврейских племени: Йехуду и Биньямин в Землю ханаанскую для восстановления Иерусалима и Храма. Так был построен 2-й Храм, который уже в 70-м г. н.э. разрушили римляне. Что касается остальных 10 племен (колен) израилевых, то они рассеялись по миру, и, большей частью, ассимилировались. Но те, что пришли с Александром Македонским в Центральную Азию, осели там, прижились и стали, надеюсь, известными вам, бухарскими евреями. Слышали о таких? Они — самый древний из сформировавшихся народов Средней Азии. Тюрок в те времена еще там ми близко не было. Они появились лет через 500. Впрочем, в последние 20-25 лет бухарцы массово покинули Среднюю Азию, переселившись в Израиль, США и Европу. И это — после 25 среднеазиатских веков…
Рува[Цитировать]
Ну наконец толковый комментарий
AK[Цитировать]
Рува а это Вам «ФЭ» Вы забыли что Иудеев которые проникали для торговли в Китай неоднократно вырезали китайцы.после чего их государство поднималось экономически. Во вторых Те Иудеи которые попали с Искандером Зулькарнайном на территорию Согдианы и Бактрии были впоследствии вырезаны поголовно. Иудеи которые проживали в древней Персии после того как за них взялся 529г. царевич Хосрой, быстро сбежали в три места; Испанию,Хазарию,Хорезм-Бухару. Просто с Вами не охота спорить Вы судя по всему (Как те кукушка и петух) в басне дедушки Крылова.
Николай[Цитировать]
Наследнику Хосроя: напишите тоже самое только по-доброму и я Вас тоже похвалю :)
AK[Цитировать]
Бершадский нам доказал, что он изучал иврит в ульпане. Однако он не учел, что бухарские евреи никогда не говорили на иврите. Вообще никогда. В доисторические времена они разговаривали на арамейском языке. Потом на своем бухарском. А иврит — это такой хитрый язык, который не рекомендуется использовать в этимологии, потому что с его помощью можно трактовать любой топоним по-любому. Я бы на месте Бершадского вообще предложил следующую ивритскую этимологию топонима Бухара — «ба хара». Т.е. — «в говне». Также и Русь с иврита толкуется как «рош» — голова, Москва — «масах» — налог, Киев — цион. Но это фантастика.
Рэм[Цитировать]
Не на своем бухарском, а на таджикском.
Бухарский еврей[Цитировать]
точнее — ехудхои-бухоро
Рэм[Цитировать]
Ннн да, фантазия у Галины… Или это пробный камень, как будет выглядеть история под заказ? Хотя тут Галина наверняка не первая.
Анатолий[Цитировать]