История Турксиба Разное
Идея постройки железнодорожной линии, которая связала бы Туркестан, Семиречье и Сибирь, родилась ещё в 1887 году. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и дешёвого семиреченского и cибирского зерна — в Туркестан. Рассматривались разные варианты трассы (например, Омск — Кулунда — Семипалатинск и далее), но в конце концов межминистерский комитет постановил в 1906 г. выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный (ныне Алма-Ата) — Луговая — Арысь. Участок Барнаул — Семипалатинск был сдан во временную эксплуатацию в 1913 г. (в постоянную — в 1916 г.), а Арысь — Луговая — Пишпек (ныне Бишкек) — уже после октябрьской революции, в 1924 году. Оставалось соединить Луговую и Семипалатинск…
Туркестано-Сибирская железная дорога, выполнившая эту миссию, стала одной из самых известных строек первой пятилетки.
Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в 1926 году (по другим данным — в 1924 г.) Возможно, в те годы перевозки хлопка и зерна были уже не так актуальны: недаром даже официально одной из задач, которую призвана была решить постройка Турксиба, называлось «предотвращение проникновения западноевропейского капитализма в Синцзян».
1451 километр рельсовой колеи был проложен через горные реки, скалистые хребты Джунгарского Алатау, раскалённые пески. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск была начата 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября того же года. За ходом строительства наблюдал член политсовета Среднеазиатского военного округа Мрачковский, репрессированный в 1936 году по обвинению в саботаже того самого строительства. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Айна-Булак — был забит 28 апреля 1930 года (по другим данным — 25 апреля или 1 мая), на 8 месяцев раньше срока. Первый поезд пришел в Алма-Ату 19 июля 1929 г., а в постоянную эксплуатацию дорога была принята 31 декабря 1930 г. Строительство магистрали обошлось в 203,5 млн. рублей в ценах 1930 года — 141 тыс. рублей за километр.
Подробнее о Турксибе читайте на сайте Semafor.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.