Костёл Разное Старые фото
Римско-Католический Храм Святейшего Сердца Иисуса
Строительство храма
Строительство костела началось по инициативе о. Иустина Бонавентуры Пранайтиса в 1912 году. Автором первоначального проекта был архитектор Л. Павловский. На строительстве работали в основном военнопленные, среди которых были высококвалифицированные специалисты: инженеры, архитекторы, скульпторы, каменщики и др. Известный польский архитектор Людвиг Панчакевич предложил свой вариант проекта, по которому и велось строительство костела в дальнейшем.
После смерти Пранайтиса (1917 г.) его преемник о. Болеслав Рутенис старался продолжить дело своего предшественника, но из-за изменения политической ситуации, а также по причине отсутствия средств костел так и остался недостроенным.
В 1925 году здание было национализировано и в нем в разное время размещались различные организации: общежития Электрокабельного завода и Республиканской акушерской школы, управление и склад Медтехники. Каждая из них перестраивала здание под свои нужды. Затем оно и вовсе было заброшено, уникальные декоративные скульптуры, украшавшие костел, были частично разворованы, оставшиеся – разрушены.
В 1976 году вышло постановление правительства республики о реставрации здания как памятника архитектуры и передачи его Министерству культуры УзCCР для использования под зал органной музыки, однако работы по его восстановлению велись очень медленно.
В 1992 году католики ташкентского прихода обратились в Министерство культуры Узбекистана и Республиканское управление общества охраны памятников с тем, чтобы им был возвращен полуразрушенный костел для его реставрации и дальнейшего использования как здание религиозного и культурного назначения. В январе 1993 года началось возрождение костела к жизни. Новый проект был выполнен ташкентским архитектором Сергеем Адамовым и конструктором Александром Пономаревым. Все организационные вопросы взял на себя настоятель прихода о. Кшиштоф Кукулка.
22 октября 2000 года возрожденный храм под воззванием Святейшего Сердца Иисуса был освящен архиепископом Марианом Олесем – Апостольским нунцием в Казахстане и Средней Азии с 1994 по 2001 годы.
Так, спустя 88 лет, дело, начатое о. Иустином Бонавентурой Пранайтисом – строительство костела в Ташкенте, – завершилось.
Неоценимый вклад в восстановление костела внесли, кроме Святого Престола, католические организации:
- Renovabis, Kirche in Not – католические фонды Германии;
- Конференции епископов Италии, Польши, США, Канады, Великобритании, Германии.
Очень Красивая Архетиктура!
МуниБ !!![Цитировать]
Для Ташкента то один из великолепнейших памятников архитектуры за 2000 лет его истории. Хорошо, что нашлись люди и организации, которые его восстановили после варварского разрушения его большевиками. Жалко, что по закону РУз у нас практически запрещено функционирование католической церкви и её миссионерская деятельность. Думаю в ближайшие 5 лет этот антиконституционный закон будет отменён и Узбекистан снова станет толерантным к религиям.
Рустам[Цитировать]
Александр Пономарев замечательный архитектор и человек. Это зять лучшего друга моего отца Петра Алексеевича Чистякова, рассказ о жизни и деятельности которого украсил бы «Письма». У меня на аудиокассете хранится рассказ Александра о работе над строительством костела. Вечная благодарность тебе Саша и Володя, за неоценимую помощь, которую вы мне оказали, да и не только мне, похоронив наших родителей. Привет Наташе и Марине.
Окулич-Козарина Элеонора[Цитировать]
Я пишу комментарий по просьбе Марины Бабаевой, которая беззаветно любит Ташкент. Она работает в Костеле с 1990 года и в настоящее время. Ее отец, Ашот Григорьевич Бабаев, известный геолог, член-корреспондент академии наук, всю свою жизнь отдал на благо процветания Узбекистана. К сожалению, его уже нет с нами. Привожу слова Марины:» Пономарев, действительно, очень много сделал для восстановления храма, но, по факту-он там появился много позже меня-когда здание костела передали Католической церкви — это был то ли 93 то ли 94 год. А я начала там работать органисткой с 1990 года — на будущий год будет уже 20 лет — когда приехал отец Кшиштоф Кукулка, и мы еще не имели помещения и собирались в частном доме на Саперной улице, где одна комната была переоборудована под часовню.»
Окулич-Козарина Элеонора[Цитировать]