“…Ступая по влажному песку” Разное

Отдыхали в довоенные годы по-разному. Дома многие имели неприхотливые патефоны с набором пластинок, реже – простые ламповые радиоприемники и, наконец, собирались семейные застолья с песнями, танцами. В коммунальных дворах накрывали столы по тому или иному поводу (юбилеи, свадьбы и т.п.), где народ от души веселился. В теплое время года ташкентцы часто целыми семьями посещали парки культуры и отдыха, где к услугам отдыхающих были небольшие кинотеатры, эстрадные площадки, различные кафе, биллиардные, скамейки…

Особенно уютным был парк ОДО. Компактный, удачно спланированный, с зимним и летним кинотеатрами, всегда ухоженный, с прохладными песочными дорожками. В каждом парке имелась танцевальная площадка, огражденная по кольцу металлической перегородкой, на подмостках под «раковиной» устраивались баянисты. Там можно было завести новые знакомства, и часто эти встречи заканчивались загсом. Баянисты наигрывали вальсы, танго, фокстроты, польки, иногда кто-то вскакивал на деревянный пол «раковины» и отбивал лихую чечетку под возгласы и вопли окружающих. Порой, и правда, на площадке с целью выяснения отношений возникали драки, но милиция была начеку. Стоимость входных билетов в парк и на танцы была незначительна. В зимнее время года площадки в парках заливались водой и превращались в катки. Приятно было при свете прожекторов скользить на коньках по голубоватому льду.

Основными кинотеатрами города были зимние «Хива» и «Искра», их «сестры» летнего типа, а также «Родина». Кроме этого, работали многие клубы. Фильмы были и звуковые, и немые, черно-белые. Зимняя «Хива» с фасадной стороны напоминала контур хивинской крепости, в слабо освещенном фойе был буфет, большой вместительный зал, ряды кресел с жесткими сиденьями, пол деревянный и горизонтальный, крайне неудобный для просмотра фильмов  — сквозь море затылков приходилось искать удобную щель, чтобы увидеть экран. Зимняя «Искра» была более комфортабельной, театр имел четыре смотровых зала, через каждые полчаса начинался очередной сеанс. Большое, вместительное, ярко освещенное фойе, на стенах фотографии известных актеров, небольшая эстрадная площадка, где перед началом каждого фильма выступали певцы в сопровождении небольшого оркестра, в буфете можно было заказать мороженое, кофе, чай. Этот кинотеатр по удобству и качеству показа фильмов пользовался  большой популярностью у населения. Курение в зрительном зале, конечно, запрещалось, но изредка все же мигали огоньки папирос и тонкие струйки дыма вплетались в яркие лучи кинопроекторов. Дежурные по залу, боевые тети, всегда были начеку, злостных нарушителей выдворяли из зала, иногда с помощью дежурного милиционера. Летние кинотеатры «Хива» и «Искра» стояли рядом, своими фасадами выходили на улицу Пролетарскую (Моварроуннахр) и находились в угловой части парка Горького. Строения были простые: высокие кирпичные или дощатые стены, относительно широкий экран, ряды скамеек со спинками с ребристой поверхностью от слоев краски, земляной, посыпанный песком пол, в глубине зала крытые балконы. В открытом фойе театра были разбиты цветочные клумбы, работало небольшое кафе. Перед началом сеанса играл оркестр. Пространство сверкало чистотой, нога ступала по мягкому, влажному песку. Два-три часа, проведенные в театре на свежем вечернем воздухе после жаркого дня, в атмосфере эмоционального всплеска от просмотренной картины, были истинным наслаждением для зрителей.

Широкой популярностью пользовались цирк и концертный зал. В цирке гастролировали многие коллективы России, в концертном зале в разное время звучали сольные выступления известного тенора России Собинова, позже – перуанской певицы Имы Сумак, джазового оркестра Бенни Гудмана, Эдди Рознера, певца Джорже Марьяновича, танцора Махмуда Эсамбаева и других. В летнее вечернее время заполнялись прохладные залы ресторанов («Регина», «Бахор», «Шарк» и другие), а также маленькие кафе. Из открытых окон доносилась эстрадная музыка, голоса певцов, танцевальные ритмы. Без устали работали швейцары, встречая и провожая клиентов, между столиками сновали одетые в белоснежное официантки, разгоряченные посетители подбегали к оркестровому помосту и заказывали ту или иную песню, музыку.

Очагом культуры и просвещения была фундаментальная библиотека имени А. Навои, созданная в 70-х годах XIX века. В ее недрах хранилось громадное количество литературы по многим отраслям наук. В течение многих лет ее фонд пополнялся книгами высших учебных заведений Москвы, Петербурга и других городов России, личных коллекций отдельных меценатов. Доступ в библиотеку был свободный. Многие ученые из различных городов, зарубежья совершали длительные переезды, чтобы поработать здесь с редкими изданиями. Кроме того, все районы города обслуживали также небольшие библиотеки с набором книг, журналов и газет.

В летнее время года для принятия водных процедур жители, особенно молодежь, устремлялись на Комсомольское озеро (сейчас – Национальный парк), на берега Анхора, Салара, Бозсу. Работали плавательные бассейны при бане № 1, около Текстильного комбината. В бассейнах молодежь часто устраивала своеобразное шоу – находились смельчаки, которые на условиях пари на грани определенного риска проплывали, словно торпеды, бассейн от конца до конца (длина бассейна 25 м) со связанными руками и ногами. Они вспарывали воду, их лица, жадно хватающие воздух, то появлялись, то исчезали в искрящемся фейерверке водных брызг. Трюки отважных пловцов сопровождались криками и воплями зрителей, особенно визжали девчата. Этих смельчаков узнавали на улицах. Определенная часть молодых вообще любила выделяться среди населения. Были свои «стиляги» и «хиппи» — в то время так называемые «огольцы». Они носили цветастые рубашки, обычные брюки, но заправленные в мягкие черные сапожки, на голове красовалась цветастая тюбетейка, обязательно с длинной кисточкой. Кучковались эти ребята часто на уличных углах или в укромных местах коммунальных дворов. Они пользовались своим жаргоном, были решительными и рисковыми, рано приобщались к курению, алкоголю. Около них крутились девушки сомнительного поведения.

«На полную катушку» работали театр имени Хамзы, имени Горького, филармония, Дом офицеров. На гастроли приезжали многие московские и ленинградские театральные коллективы. Работали также музеи. Особой популярностью пользовался Музей искусств, где в течение многих лет были собраны полотна известных российских, западноевропейских и местных художников. Многие из этих полотен попали в Ташкент из личных коллекций.

Спортивные состязания проводились на стадионах «Динамо», «Пищевик», «Спартак» (футбол, волейбол, кураш, бокс, городки). При стадионах работали спортивные школы.

К культурным очагам и местам развлечений жители города добирались чаще пешком (город в то время был небольшой), либо на неприхотливых трамвайчиках, пущенных еще в начале ХХ века, или фаэтонах с откидным верхом.

Город был очень зеленым. В теплое время года можно было по сплошной тени пройти или проехать в любую часть столицы под звон журчащих арыков. Поэтому, находясь в постоянной тени могучих деревьев, мы не ощущали на себе жгучих лучей яркого ташкентского солнца.

Фарид АНВАРБЕК.
Источник

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.