Бедана-шурпа в кафе «Бухара» под строки любимого Файнберга Искусство
Автор Лилия, известная в ЖЖ как iqmena. Скопировано отсюда.
После ударного рабочего дня было спонтанно принято решение «пойти посидеть». Мой офис находится в районе Ташкента, где прошло мое детство, однако Ташкент с тех пор изменился до такой степени, что я перестаю ориентироваться в местах, исхоженных вдоль и поперек, еще будучи ребенком. А потому, когда стало понятно, что выбор заведения за мной — я растерялась. В Ташкенте кафе и рестораны появляются и исчезают, как приведения, это обусловлено местными проблемами ведения бизнеса. А потому доверились случаю — подошли за консультацией к местному таксисту на пятаке. Узбек-таксист оказался словоохотливым, задал нам вопросы о наших требованиях к кафе, услышал, что хотим на открытый воздух и с национальной кухней, в течение пятнадцати минут сделал нам полный обзор близлежащих заведений. Выслушав все это, мы сказали — «Вези на свой вкус».
Ну и в результате. Привез он нас в до боли знакомое кафе «Бухара». Может быть 20 лет назад оно называлось как-то по другому, этого я уже не помню. Но стояло на прежнем месте — на берегу Салара, между мостом на Саракульской и Госпитальным рынком, в двух шагах от Успенского собора и с видом на железнодорожный вокзал. Огромный двор на берегу канала тесно заставлен столиками и тапчанами. Надо всем этим огромные деревья, которые наверное помнят меня подростком, поглощающим мороженное с одноклассниками. На ветвях деревьев подвешены клетки с перепелами, которые постоянно издают свои трели.
Перепелки в чайхане вещь традиционная, однако встречаются все реже и реже. Еще у гениального ташкентца Файнберга в «Струне рубайата» звучало :
Кричит над чайханою бедана, над клеткой стынет белая луна, за речкой меркнет золото заката, свой юбилей справляет чайхана.
Столики в «Бухаре» накрыты скатертями, стилизованными «под хан-атлас». Официантки в а-ля национальных костюмах из той же ткани снуют между столиками. Большинство столиков занято как узбеками, так и русскоязычными, встретили даже преподавателя из еврейской школы. Судя по количеству официанток — их бегало человек двадцать, заведение пользуется спросом. Я бы определила это место не как кафе, а как «обеденное» для окрестных офисов, а по вечерам это чайхана.
Суженый, выяснив, что у них нет пива, был готов искать другое место, но я уже добралась до витрины с шашлыком. Его было 15 видов, был даже из сома, один поразил особенно, обозначался он, как «филе» а выглядел, как длинный, толстый прямоугольник мяса, одетый на шампур средних размеров, официантка сказала, что это — «бухарский». Я стала настаивать пробовать этот шашлык. Выбрав столик, стали изучать меню. Я выбрала сразу — бедана-шурпа. Как писал Файнберг в своем агрессивном воззвании к надменным европейцам, впервые посетившим Узбекистан:
Глаза слепые протерев от сна, послушай, как звучит моя струна, и знай, что речь идёт о перепелке, когда ты встретишь слово "бедана".
Значит на первое — шурпа из перепелки, а на второе тот самый шашлык из цельного филейного куска говядины. В сервировке стола немного покоробили пиалушки с логотипом алкозай и пластмассовая фиолетовая хлебница.
Я с нетерпением ждала шурпы, и уже издали увидела нашу официантку — черноволосую узбечку с зелеными глазами — редкое сочетание. Она несла вожделенное мною блюдо.
Но час настал. И нежно, как лозу, ошпоз подносит каждому касу. Шурпа в касе мерцает и искрится. И специи щекочутся в носу.
Шурпу нам подали, как положено, в касе. Как это у Файнберга:
Что до "касы", то я свою красу на этот пир с собою принесу. Ты порцию, положенную гостю, клади мне не в тарелку, а в касу.
В касе кверху попкой и вытянув в идеальную параллель тонюсенькие ножки располагалась перепелка — бедана. Сквозь порезанную зелень я разглядела, что она еще чем-то фарширована, но об этом позже. Шурпа переливалась и искрилась в редких лучах солнца, пробивавшихся сквозь ветви деревьев. А ведь прав, прав, тысячу раз Файнберг, обращаясь к европейцу, впервые пробующему шурпу :
Дыханием июля опалён морковкою пропитанный бульон. В рубашке ты родился, европеец. Такого не едал Наполеон. Как домулла, я говорю тебе — моя шурпа — царица на супе. Что русский борщ перед моей шурпою? Хоть он и старший брат моей шурпе.
Чтобы европейцу было понятно, что такое «супа», опять обращусь к Файнбергу :
Теперь "супу" я разъясню тебе. Супа, Европа, это канапе, на коем и едят, и спят под небом, и женщину ласкают и т.п.
А со словом «домулла» у меня связаны личные воспоминания. Много лет назад довелось мне целый год преподавать уроки информатики в узбекских классах — попросила подруга- директриса школы. В узбекских классах очень напряженно с учителями. Никогда не забуду я эти уроки — к каждому уроку с помощью друзей составляла целый набор фраз на узбекском языке. Спасли дети — вежливые и уважительные, большинство из сельской местности, те кто немного знал русский, помогали мне прямо на уроке сформировать нужный текст. Те кто понял мой ломаный узбекский раньше, начинали объяснять всем остальным. Почти у всех в классе были пятерки, мне даже за это делали замечания — но я больше ни разу в жизни не видела детей с таким желанием учиться, как у этих. Я со своей информатикой казалось им небожителем. Так вот они своих учителей называют по имени, добавляя к имени — опА. То, что я представилась по имени-отчеству было им непонятно и они стали называть меня «домла». Я смутилась, потому, что слышала, что так называют священнослужителей в мечети и медресе. Но учительница-узбечка мне растолковала, что религиозного подтекста здесь нет — просто ребята высказывают мне наивысшее учительское уважение — что это вроде гуру, мудрец. Об этом, я как раз и рассказывала суженому в кафе «Бухара», потому, что в этот день встретила классную руководительницу этого класса.
Ну а если обратиться за разъяснениями к Файнбергу, то:
Европа, ты еще не поняла, что означает слово "домулла". Займись ликбезом, старая галоша, пока от лавров дуба не дала. Я что вбиваю в голову твою? А то, что в голубом моём краю лишь мудрых величают домуллою. Как домулла, с тобой я говорю.
Но вернемся от лирики к бедане-шурпе. Она была очень жирной, и не менее вкусной, в ней прямо-таки плавали маленькие кусочки жира. Любая европейская, вечно худеющая дама наверное бы была в шоке от одной мысли, что столь жирную пищу можно есть. Но, как сказал великий Файнберг:
Я говорю тебе, как домулла — диета на земле — исчадье зла. Коль хочешь на земле познать блаженство, отведай жир с бараньего мосла.
Самым невероятно вкусным в бедане-шурпе была фаршировка перепелки. Я не удержалась и допросила официантку — «Что это было?» Насколько хватило наших познаний в узбекском — там были нарезанные обжаренные кусочки говядины, курдючный жир, обжаренный лук и кусочки печени. Это было ООО! Сама перепелка тоже была на высоте, только мяса в ней мало. Суженый обгладывая крошечные косточки выдал: «Голубь, он и в Африке голубь». Ну зачем же сразу какой-то голубь, почему не рябчик, например? Мужчины — они все такие ужасные скэптики! А вокруг воздух был напоен пением перепелок. Я заметила суженому, что одна из клеток висит прямо над нами. Я перестала есть бедану и замолчала. Суженый читает меня без слов : «Ага, -сказал он, -одну из них ты сейчас ешь». Подавив угрызения совести и воззвав к хищным инстинктам, я продолжила трапезу. Теперь буду выяснять у друзей как это чудо готовится, тем более, что знаю хозяйство на окраине Ташкента, где продают бедану — мы там покупаем перепелиные яйца.
Ну далее опять по Файнбергу:
Подъём, дружок. Иди лицо умой. Ещё успеть нам надобно с тобой на юбилей ошпозовского дяди. Вот там узнаешь, что такое той. ... А сам ошпоз не позабыл гостей. Супу покинув, он вернулся к ней. Не просто так вернулся, а с ляганом. Не дрейфь, май дарлинг. Будет всё о'кей!
Это я к тому, что мы вытерли перста, утомленные священнодействием над беданой, влажной салфеткой, и что в кафе «Бухара» к нашему столу вновь приближалась официантка с шашлыками «филе» по-бухарски.
Обжаренные в меру на угле, шипят куски в густой и острой мгле. Поймешь, едва зубами прикоснёшься — такого мяса не едал Рабле.
Это был действительно классный шашлык, в меру мягкий и сочный, как надо промаринован. А то, что он представлял собой единый кусок мяса — так этож кушаешь, и понимаешь — «маешь вещь». Заедали его проуксусенным лучком. На этом этапе суженый не удержался и заказал сто грамм водки. «Очень в тему» — пояснил он. В тему — спорить не буду. «За шашлык!»
Благословен, кто выдумал шашлык. Поёт резец, и утопает клык. Пускай потом в аду пекутся души. О рай земной! О небо! О язык!
А потом, не смотря на еще горячее солнце, мы пошли гулять по этой части города, где не ходили пешком много лет. А помнишь, здесь стояли свои дома…а здесь на углу был маленький хлебный… Смотри а магазин «Космос» еще стоит… Интересно, а пятый трамвай еще ходит?… А помнишь, когда ехали сюда в такси он нас спросил : «Вы что, не местные?»…Чудак, мы просто здесь давно не были…
Сказав свою последнюю строку, махнул я вслед ночному огоньку. Но от всего, что было и что будет, вдруг чувствую звериную тоску. И в наступившей гулкой тишине, качаясь лунной тенью на стене, я с горечью цитирую Шекспира: — Прощай, прощай. И помни обо мне.
Александр Файнберг
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.