Борьба сартов и кипчаков в 40-е годы 19 века История

Статья из дореволюционного журнала Нива за 1873 год, о кокандском хане, в этой статье также описывается происхождение сартов.
Источник — форум Фромуз.

Сеид Магомет Худояр-Хан Коканский
Источник: НИВА
Год издания: 1873
Номер: 18
Страницы: 276-279, 285

В настоящее время, когда внимание общества устремлено на совершающуюся экспедицию против Хивы, все касающееся Средней Азии приобретает особенный интерес в глазах публики. Поэтому мы не щадили никаких издержек для приобретения материалов относительно этой страны, малоизвестной как древнему, так и новому миру. Предлагаемая читателям статья с рисунками составляет лишь первое звено длинного ряда среднеазиатских очерков, которые будут напечатаны на страницах “Нивы” в течение нынешнего года.

Один из самых замечательных государей в Средней Азии настоящего времени – есть бесспорно Худояр-хан Коканский. Он замечателен, во первых, судьбой своею, полною превратностей и тревог, а во вторых, тем, что прекратил наконец смуты и беспорядки, которые волновали Коканское ханство при его предшественниках.

Ханствующий в Кокане дом происходит из кара-киргизского рода; предок нынешнего хана был киргиз Нарбут-бий. Надобно заметить, что главную массу населения в ханстве составляют сарты, т.е. народность, происшедшая от браков аборигенов страны: таджиков (народа арийского происхождения и вполне родственного с персами) и пришельцев-завоевателей узбеков (народа тюркского происхождения). Сарты склонны к мирной, оседлой жизни, торговле, разным промыслам. Совершенную противоположность с ними составляют узбеки, воинственные и энергичные. К числу узбекских родов принадлежат, между прочим, также кипчаки и кара-киргизы (иначе: черные или дикокаменные киргизы), занявшие долины Тянь-Шаня и частию Коханское ханство, в его восточной части. Центр кипчакского населения в Кокане есть город Андиджан или Анджан. Неудивительно, что воинственные узбеки, поселившись в Кокане, вскоре присвоили себе верховную власть – и каракиргиз Нарбута-бий сделался коканским ханом.

Но преемники Нарбуты скоро утратили свои типические узбекские особенности; окруженные сартами, сравнительно более цивилизованными, они мало помалу стали принимать нравы, образ жизни, воззрения сартов и, конечно, отдавали им во многих случаях предпочтение пред своими единоплеменниками, узбеками. Последние, в свою очередь, не уступали без борьбы первенствующей своей роли в ханстве. Оттого вся история Кокана есть собственно история борьбы за гегемонию двух народностей: сартовской и узбекской. На стороне первой стояли ханы, придавая тем сартовской партии действительный вес и значение; вторая партия, узбекская и вернее кипчакская – потому что в последнее время видную роль в этой партии играли кипчаки – сильна была своими даровитыми и храбрыми представителями. Известнейшими вождями, батырями, кипчаков в последнее время были Мусульман-Кул и Алим-Кул.

Кипчакская партия в Кокане поднялась и получила особое значение с 1841 года, т.е. со времени завоевания Кокана бухарским эмиром Насыр-Уллахом (Батыр-хан). Кипчаки восстали против бухарцев, свергли поставленных эмиром в Кокане и в Ташкенте правителей и провозгласили ханом старика Шир-Алия. Конечно, под его именем управляли ханством кипчаки. Когда сартовская партия снова начала брать перевес и во главе приближенных к хану встал некто Шади, сарт родом, то кипчаки открытою силою возвратили себе первенство. Глава кипчаков, Мусульман-Кул двинулся с войском против хана, или вернее против его первого министра Шади и разбил ханские войска. Шади был убит в сражении – и его место занял Мусульман-Кул.

Мусульман-Кул не присвоил себе верховной власти, но всегда действовал или именем хана, или именем кого-либо из ханского дома. Так, когда Шир-Али был убит и мятежники хотели провозгласить ханом Мурад-хана, Мусульман-Кул двинулся против них, но при этом взял с собою, в отряд свой, 16-ти летнего Худояра (нынешнего хана коканского), сына убитого Шир-Алия. Эта борьба между Мусульман-Кулом и Мурад-ханом была первым событием, в котором Худояр-хан является действующим лицом, хотя и вполне пассивным.

Мурад-хан был разбит и бежал из Кокана, а Мусульман-Кул провозгласил Коканским ханом Худояра. Конечно, действительною главою ханства остался по прежнему Мусульман-Кул. Это был временщик, в полном значении этого слова. Положение, которое он занял при Худояр-хане, совершенно напоминает положение Меньшикова при Петре II. Он держал молодого хана почти взаперти, не давал ему денег, не позволял делать никаких распоряжений.

Так продолжалось до самого совершеннолетия Худояр-хана, когда он начал уже тяготиться опекою своего строгого родственника, Мусульман-Кула. Не видя возможности избавиться от невыносимого гнета, Худояр-хан написал письмо ташкентскому правителю (беку) Нур-Магомету, приглашая его подняться и освободить Кокан от власти Мусульман-Кула.

Нур-Магомет послушался призыва и двинулся с войском против Кокана. Мусульман-Кул, выступая против ташкентцев, взял с собою и Худояр-хана; но ночью Худояр-хан тайно перешел на сторону врагов.

Началась битва – и ташкентский бек был разбит на голову; в числе пленных был также и Худояр-хан. Но Мусульман-Кул не показал и тени неудовольствия на измену Худояра и по прежнему оставил его ханом.

Через 6 месяцев после того, хан сделал еще одну попытку избавиться от Мусульман-Кула: однажды, когда во дворце хана был той (праздник), один из гостей умышленно начал ссору с Мусульман-Кулом и кинулся на него с обнаженною саблею. Началась общая схватка; через минуту в городе загудел набат – и заговорщики, ждавшие этого сигнала к резне, бросились на живущих в городе кипчаков. Много друзей и слуг Мусульман-Кула погибло при этом, но он сам успел отбиться от врагов и спасся. Он наскоро собрал своих кипчаков и двинулся с ними против хана. Произошла битва – и кипчаки были разбиты. Хан обещал простить всех виновных, если они выдадут Мусульман-Кула, — и кипчаки не постыдились предать в руки врагов своего вождя. Но им не удалось купить этой ценою сове помилование; захватив Мусульман-Кула, хан приказал “стереть с лица земли всех кипчаков”. Началась страшная резня; кипчаков убивали повсюду: в городах, деревнях, домах, на базарах; посылались особые отряды для их истребления. Самого Мусульман-Кула хан приказал казнить, но предварительно пред его глазами казнили всех его родственников и приверженцев.

Кипчакская партия была обессилена претерпенным погромом; но кипчаки затаили месть и только ждали случая к восстанию. Случай этот вскоре представился: волнение началось на отдаленной окраине Коканского ханства, между киргизами Аулие-атинского и Чекментского бекств, много терпевших от несправедливостей и поборов своих правителей. Возмутившиеся избрали своим главою родного брата хана, Молля-хана. К нему же присоединились и озлобленные кипчаки, со своими биями, из которых особенно выдавался Алим-Кул (впоследствии противник ген. Черняева). В битве войско Худояр-хана было разбито, и он сам бежал в Бухару. На престол коканский вступил Молля-хан, но действительным правителем ханства сделался энергичный кипчакский бий Алим-Кул.

Мы не станем рассказывать события в Кокане после бегства в Бухару Худояр-хана, так как имеем в виду изложить только его биографию. Но необходимо сказать, что это время было самое тяжелое для Кокана; честолюбивые бии кипчакские боролись между собою за первенство, а хан играл при этом совершенно пассивную роль. Через 2 года после своего вступления на престол, Молля-хан был задушен заговорщиками, которые злобились на него за то, что он приблизил к себе одного только Алим-Кула.

Ташкент, населенный исключительно одними сартами, конечно не мог симпатизировать Кокану, где перевес снова взяли кипчаки; поэтому ташкентцы решились совершенно оделиться от Кокана и призвали к себе из Бухары Худояр-хана. Алим-Кул выступил с войском против Ташкента – и началась долговременная, пмаятная всем коканцам, борьба Худояр-хана с Алим-Кулом. Два года продолжалась эта борьба; успех попеременно склонялся то на одну, то на другую сторону. Сторону Алим-Кула приняли все узбеки, а сторону Худояр-хана держали все сарты. Во всем ханстве происходила борьба на жизнь и на смерть между двумя народностями – и много крови стоила Кокану эта борьба. В середине второго года борьбы, Алим-Кул поставлен был почти в безвыходное положение: он был заперт в теснине, при Кара-Кульдже, с весьма небольшим отрядом. Но Алим-Кул успел таки отбиться и в конце концов – одержал верх. Город Кокан был взят Алим-Кулом – и Худояр-хан, видя невозможность бороться с могущественным и искусным противником, вторично бежал в Бухару. Алим-Кул провозгласил коканским ханом Султан-Сеята (сын убитого Молля-хана); но действительным регентом ханства сделался бий Алим-Кул.

В это время Коканскому ханству грозила новая, неожиданная опасность, русские подвигались в глубь Средней Азии двумя отрядами: со стороны Верного отрядом полковника (ныне генер.-майора) М.Г. Черняева взяты были города: Аулие-ата и Чекмент, а со стороны Сыр-Дарьи отрядом полковника Веревкина взят город Азрет или Туркестан. Оба соединенные отряда стали угрожать Ташкенту. Алим-Кул бросился на встречу русским, несколько раз вступал в битву и оспаривал каждый шаг своей земли. Неожиданная смерть Алим-Кула положила конец этой упорной защите. Алим-Кул был убит в сражении с отрядом ген.-майора Черняева, под Ташкентом.

Еще до смерти Алим-Кула, Худояр-хан получил от всех партий в Кокане единодушное приглашение вступить снова на ханский престол. Господство Алим-Кула было слишком тягостно для страны, а жестокость его возбудила к нему общую ненависть. Говорят, что одних высших чиновников (сипаев) было казнено до 4 тысяч человек. Алим-Кул хотел господствовать террором. Смерть его помогла Худояр-хану в третий раз достигнуть престола – и на этот раз уже без всякого кровопролития.

Худояр-хан действительно внес мир в утомленную и разоренную страну. Он примирил все партии, вступил в дружеские сношения с Туркестанским генерал-губернатором, разрешил полную свободу торговли русским купцам в своей стране и оказывает им постоянно помощь и защиту. Он старается развить благосостояние своей страны, проводить огромные арыки (ирригационные каналы), построил превосходный, крытый базар в Кокане и караван-сараи во всех значительных городах ханства. Хан внимательно присматривается к европейским порядкам и старается усвоить себе некоторые внешние приемы европейской цивилизации. Он выписал из России, для омеблирования некоторых комнат своего роскошного дворца, — зеркала, столы, кресла и другую мебель, завел экипажи (несколько колясок), разные предметы роскоши, напр. столовые и стенные, весьма дорогие часы, канделябры, люстры, и т.п. Эти по европейски убранные комнаты дворца служат для прием посетителей иностранцев, т.е. русских. В обыденной жизни своей хан конечно не отрешился еще от своих азиатских обычаев и привычек, чего, разумеется, невозможно и требовать от него.

25 комментариев

  • Сарт Срт Обидная кличка простолюдина в дореволюционном Туркестане Сарат «царапал
    Значит слово «сарут» – означает «исцарапанный» סרט

    סרוט סרט
    סרוט/сарут – «поцарапанный, исцарапанный»
    שרת /шарат – «Служитель, слуга».
    Т.е. «сарты» — это слуги, которым на лоб наносились татуировки в виде тамги хозяина-узбека.
    Высокородные в Туркестане, особенно родственники Эмира Бухарского и Хана Кокандского называли себя
    «Уз бек»
    — от ивритского עוז בקיא /Оз беки – «Имеющий силу + знаток, знающий» или
    עז בקע /аъз бэка = «Сильный + рассекащий, раскалывающий» (т.е. богатырь).
    кипчаки
    כפה צח /кипа, капа цах = «длань божия; шапочка «кипа», символизирующая знатность и происхождение от израильских колен «Тюре» + чистый (родственно слову «чех»)»
    кара-киргизы
    כהרגיז /къиргиз = «как бы рассерженный, суровый, злой»
    Слово «кара» в названии племени «кара-киргизы» не может иметь значение «чёрный», так как кара-киргизы подразумевали себя, как знатные, а это всегда – «белые» — «ак» — ע»ק /ак – «город Святой Иерусалим». Чёрный люд – это люди, копающиеся в земле – כרה, כורה /кара, кора – «копал, копаю (в ж.р.)».
    В названии племени «кара-киргизы» слово «кара» — это קרה /кара – «случилось, происходило» (давным давно), т.е. древность рода, или קרא /кара – «читал», т.е. «читающие, грамотные, знающие Тору» — возможно, эпос Манас – מנס /мэнес = «Чудесный»

    Коканд, Кокан, Коханское ханство (так писали в XIX веке)
    כח א»ן /коах Ан = «Сила, потенция + Господа милостивого (אדני נכבד /адони нехбад)»
    כוח ענד /коах Анъд//кух анд – «Сила + побратим». Узбекское слово «Кук» — Синий или Небо. Коканд – побратим с Небом.
    כוחנה /кохана = «Здесь Б-г (כו /ко – «здесь Б-г», т.к. гематрия = 26 = יהוה) сильный + хозяин территории (חנה)». Поэтому и так похоже украинское слово «кохання» — «любимая, ёб…ная»
    ============================================

    Центр кипчакского населения в Кокане есть город
    Андиджан или Анджан – Андижан/Андиджон.
    —————————————————————
    א»ן די גנן /Ан ди ганн = «Господь милостивый + который + защищает, покровительствует»
    ענדי גן /анди ганн = «побратим мой + защищает». Кипчаки выбрали город, в котором ранее поселились их побратимы-родственники
    Андижан – Ан+ди+жон(ган) – сад Бога небесного Ана.
    ענד הגן /Анд и ган – «Соединение с защитой (Б-га огня)»

    Кул – раб (Аллаха) и знатный стрелок
    [קלה] – קולה /коле – «жарю, калю» — рабы исполняли прежде всего поварские функции – жарили мясо. Но, возможно, что и раскалённым тавром рабов метили, также, как и сартов.
    קללה /клала – «беда, несчастье»
    Но частое имя «Кул» среди тюрок – самых высокородных – наводит на мысль, что слово «кул» — это отнюдь не раб Аллаха, а
    [קלע]/кала – «стрелок, пращник»
    – קולע /колэ = «стреляю (стрелы), мечу (мечи, ножи) 2. попадаю в цель 3. выбрасываю (дротики) 4. сплетаю (пращу, воинов)»
    [קלע]/кела – «занавес, занавеска» — а ханы и каганы разговаривали из-за занавеси, опасаясь дурного глаза.

    Батыр
    בתור /батор = «в образе (бога Тор`a)»
    תורא /тор`а = «бык» — בא תורא /ба тора
    בא טורא /ба тура// ба туръ (монгольск.) = « входит сила + солдат, воин»
    בא תער /ба таър// ба тыр – « вошёл + бритва (меч?)»
    בא תער /ба таър// ба тыр – « вошёл + ножны» — меч, как бритва, входит в ножны
    תורה /тора = «закон»
    בתורה /батор`a = «в законе». Ср. русское «вор в законе»
    Батыры – уважаемые и сильные люди в казахских племенах, чьё слово было законом.
    Потоки Чин-Гис Хана назывались в Степи «тюре».

    ТошКент
    означает — טוש כנס /Тош кенес = «Тереть (это тёртая масса — «пахса», из которой делают саманные кирпичи) + съезд жителей (т.е. селение)».

    По-видимому Мусульман-кул не имел права на ханский титул, так как не был потомком Чин-гис хана – «тюре». Худояр-хан – был!

    Мулла (Мулло)
    Фасмер: мулла

    м., др.-русск. молла (Никон. летоп. под 1557 г.; см. Срезн. II, 168) наряду с молна (там же, под 1519 г., а также у Ив. Пересветова). Из тур., тат., крым.-тат. mulla (Радлов 4, 2126, 2197); см. Mi. TEl. 2, 127; Литтман 64.
    Странно, что Фасмер не указал арабский (семитский ) источник:

    МУЛЛА — персо-турецкий термин, искаженное от арабского слова маула — «господин», «учитель», «образованный человек». В Средней Азии и на Кавказе этим словом называют человека, выполняющего функции имама

    מעליה /мэалиа/мэулиа/// мулла – «1. восходящий, поднимающийся 2. Тот, что из лучшей части »
    עלא /элла – מעלא /меэлла//мэулла = «высший, (из) свыше»
    [עלל] – מעללו /меалало //муллало = « работающий, занимающийся + Его» — учеников медресе также называли «мулло, домулло» — דו מעללו /ду меалало = «вдвойне работающий, занимающийся» или דע מעללו /даъ меалало // до мулло = «Знай + работающий, занимающийся»
    [עלה] /ала – «подниматься, всходить, взбираться 2. расти 3. стоить, иметь цену 4. удаваться 5. походить, быть похожим 6. репатриироваться (в Исраэль) »
    ======
    Бий, бай
    К нему же присоединились и озлобленные кипчаки, со своими биями {ביי /бийа//бий – «во мне Бог»; Бай – בא יי /ба Йа = «вошёл Бог»}

    Владимир БерШадский
    Археолингвист
    тел. +972-527284036
    Е-mail: vladimir.b@012.net.il

      [Цитировать]

  • J:

    Сартами тогда называли оседлых городских жителей Туркестана (то есть и таджиков и узбеков). Никакой отрицательной коннотации в то время это слово не несло.

      [Цитировать]

  • Farida:

    Бершадский Владимир! Ну просто замечательная у Вас этнонимика и топонимика! Вы сами эту прелесть вывели? Как-то мне приходилось вычитывать гранки статей одного нашего филолога, так он сначала выводил все среднеазиатские и не азиатские этнонимы от слов, обозначающие в «черноволосый» в любом языке, чуть ли не в языке инков. Через несколько лет он эти же самые этнонимы привязывал к «русым волосам». А что, языков много, слов в них еще больше, а если буквы переставлять, — так вообще миллиарды будут

      [Цитировать]

  • Сартарош
    Цирюльник, который брил голову
    סרט הראש /сарт а Рош = « царапать голову»

      [Цитировать]

  • 10 колен в Средней Азии 1
    Хорезм. 2
    Гурган: 3
    БУХАРА 3
    Заравшан 3
    ПЛЕМЕНА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ Бухарского ХАНСТВА. 4
    Таджики 4
    1) Таджики. 5
    2) Аравитяне. 5
    3) Узбеки. 5
    список всех Узбекских родов 5
    3) Персияне, 14
    4) Евреи, 14
    Цыгане, 15
    Киргизы и Каракалпаки 15
    Ферганская долина 16
    Фергана 16
    Коканд 17
    Коканд, Кокан, Коханское ханство (так писали в XIX веке) 17
    Андиджан или Анджан – Андижан/Андиджон. 17
    Тошкент и Самарканд 18
    Су, Сув 21
    Сурхоб 22
    Душанба 22

    В Средней Азии мы повсюду находим следы израильтян. Практически все крупные города, находящиеся сейчас на территории Узбекистана, Казахстана и ферганской части Киргизии носят ивритские названия.
    до 1924 года современные «узбеки» себя узбеками не называли, поскольку и никакого Узбекистана ещё не было.
    А называли они себя просто — тюрками и таджиками, причём последние, переводимые как «коронные», имели преимущество, так как говорили на литературном языке тогдашней Средней Азии — на ПАРСИ, т.е. практически на современном персидском языке прОклятых современных учеников ХОМейни и ХАМенеи .

    А вот УЗБЕКАМИ себя могли называть ТОЛЬКО члены весьма родовитой семьи бухарских эмиров , говоривших не на тюркском, а на парси.
    Простолюдинов же называли САРТАМИ, т.е. (догададайся на каком языке) — שרת /шарат — «Слуга».

      [Цитировать]

  • А вот в 1924 году при размежевании Юлдаш Ахумбабаев оченно возмущался таким противным словом — «Слуги, прислуга» у узбеков. И решил всех сделать УЗ БЕКАМИ.
    Да, דע /да — «знай», что слово «Уз бек» означает… ну открывай иврито-русский словарь… открыл? Ну вот, нашел:

    עז בקיא /аъз беки//уз беки = «Сильный + умный, мудрый»
    עז בקע /аъз бека //уз бека = «Сила + рассекать» — если представить себе, как СЕЧЁТ кривая сабля, то всё становится на свои места.

    עז פחה /Аз пеха, что в сегодняшняшнем иврите, а в древнем языке тюрко-ивритян оно стало звучать как «Уз бек» — «Сильный паша, Сильный командир». Кстати, от слова פחה /пеха идёт и русское слово — ПЕХ ОТА, что дословно означает — «Командир — набрасываться, нападать, рвать на части», т.е «РЕЗИТЬ» (это так мои друзья -узбеки говорили — «сиводна ми будим РЕЗИТЬ»… лук, морковку, мясо – и будет великолепный узбекский ПЛОВ ).

    Ну и так как Юлдаш Ахумбабаев всё равно знал, что слово «УЗБЕК» НЕ тюркское, а ивритское, то он решил назвать на языке Аллаха всех, кто живёт в новой республике узбеками — и самарских, и тюркских, и бухарских, и самаркандских, и кок-андских — всех-всех — УЗБЕКАМИ.

    Кстати, ВСЕ названия городов Узбекии носят почему-то древнееврейские названия А названия города Узбекии получили ещё до эры Г.Н. Великого Еврея Иисуса (в переводе «Г-дь Яхве спасёт»)

      [Цитировать]

  • Хорезм.
    Главным и самым знаменитым местом зарождения культуры в Средней Азии являются низовья великой реки Джейхун (Бурная) – Аму-Дарьи. В древности эта река носила название Окс или на местном языке Уахшу, что значит Телец. А это значит, что здесь был распространен культ бога Илу. В среднем течении на территории нынешнего Афганистана находился великий город Балх, в названии которого легко угадывается другое имя Илу – Баъла. Недалеко находится очень крупный и знаменитый город Герат. Основание Герата приписывается Александру Македонскому, который пришел сюда с большой ратью. На иврите הרתעה/ хартаъа — Сдерживание самого себя (дисциплина); сответственно РАТЬ — Подразделение воинов – ратников, спаянное дисциплиной и выступающее как единое целое.
    Ниже по течению Вахша находится страна Хорезм – «Хор аз ма» – «Мать могучего Хора». Страна Хорезм – родина одной из великих древних религий – зороастризма. Владетели Хорезма носили самостоятельный титул Хорезмшах. Я думаю, что Хорезм был такой же ячейкой древнейшей цивилизации, как и Аккад и здесь тоже были распространены семитские шумерские понятия. Самый славный город Хорезма носил три варианта названия: Гурган, Гургандж, Ургандж-Ургенч. Что это значит? Давайте разберёмся.
    Гурган:
    לגור /лаГУР – жить, проживать + גן/ган – сад = Жить в саду. Этот город и был цветущим садом посреди пустыни. Он был по тогдашним меркам огромен. Или «Житьё под покровительством» (видимо Бога). В 13 веке до разрушения Чингис-Кааном его население было ок. 200 тыс. человек.
    Гургандж – означает проживать на реке, т.к. на санскрите Ганга – река. Интересно,что на Кавказе есть … Кенчи, Кенчаты, Гандзани (селение в Богдановском районе) в Грузии, Гянджа-аул, Гянджа (название реки), Гяндже (название селения) в Дагестане, т.е. тот же корень – РЕКА.
    Наконец, УР + гандж = Свет на реке. Река – это Аму-Дарья.

    А вот и сам Хорезм:
    חור עז מ /хор аз м = «Знатный + сильный + вода», так как ивритское слово מים /майм означает не «вода», как многие думают, а «ВОДЫ». Вода в единственном числе обозначается одной буквой – מ /мэм, что означает «мать всего сущего», и это так!

      [Цитировать]

  • БУХАРА
    בחיר /Бахир – избранный из многих. Город Бухара назывался также «Бухоро-и-шариф», что значит Благородная Бухара. Бухара была священным городом. В нем была очень крупная община Яхуди – бухарских иудеев.
    Рядом с Бухорой находится городок Каган. От слова КОГЕН – «первосвященник».

    Заравшан
    Коренные жители Ханства суть Таджики, происхождение их и время пришествия сюда не известны, мы знаем только из книги Наршахи что когда они пришли с Запада на Зярь-авшан он был незаселен; густые камыши покрывали то место где теперь находится Бухара и служили притоном диким зверям.( Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843 )

    זרע אב שנה /зара ав шана//заръ ав шана = «Посеял семя + отец (אוו /ав – «Бог» в образе быка — Окса) + изменил»

      [Цитировать]

  • ПЛЕМЕНА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ Бухарского ХАНСТВА.
    Рассматривая племена входящие в состав настоящего народонаселения Бухарского Ханства всякий должен будет согласиться, что они составляют смесь самых разнородных частей соединенных в одно целое только верою. Впрочем иначе это и быть не могло, Ханство сие поставленное в начале того огромного пути, по которому двигались массы народов низринувшие Римскую Империю и переменившие совершенно вид Европы, было землею где они отдыхали и потому неудивительно если каждый из них оставил по себе в нем неизгладимый след.
    Таджики
    Коренные жители Ханства суть Таджики, происхождение их и время пришествия сюда не известны, мы знаем только из книги Наршахи что когда они пришли с Запада на Зярь-авшан он был незаселен; густые камыши покрывали то место где теперь находится Бухара и служили притоном диким зверям. Таджики Первые начали обрабатывать берега его и применять тогда еще богатые воды его к возделыванию полей и садов и вообще должно иметь высокое понятие о их трудолюбии если верить цветущим описаниям тогдашнего состояния сего края; но судьба не судила им спокойно пользоваться плодами трудов своих, не прошло еще ста лет после первого года Хеджры как последователи пророка [54] вторглись с оружием в мирные жилища их и заставили их силою принять верования свои; но это не могло случиться скоро, четыре раза отклонялись они от магометанства и были снова силою приводимы к нему Аравийскими войсками посылаемыми сюда Калифами и так как роскошная зелень садов и близость текучей воды не могли не быть прельстительными для людей привыкших к пескам Аравии, они оставались здесь жить; но не принимая оседлости кочевали между деревнями Таджиков, впрочем они довольствовались пользованием землею и надсматриванием за верным исполнением правил Корана, во все не вступаясь в правление потому что мы знаем что в это время управляли Ханством Самманиды, но в конце Х столетия ослабленная власть их была окончательно низринута Узбеками, однако сии последние, держались не долго в XII столетии Бухарское Ханство было поглощено наплывом Монгольских орд и Чингиз Хан в порыве разрушения мечети города сделал стойлами лошадей и из всех зданий украшавших его оставил только одну цитадель. Впрочем Узбеки оттесненные Монголами в северные степи за Сыр Дарью не переставали иметь притязания на Бухарское Ханство и мало по малу приближаясь к нему стесняли владения наследников Чингиза так что не редко они распространяли в них ужасы своими вторжениями и увлекали подданных [55] Бухарских в плен. Влияние их на Бухарское Ханство снова так усилилось, что в XIV столетии Амир Тимур должен был силою изгнать их оттуда и возвратив себе наследие предков, завоеваниями со делал его одною из огромнейших монархий мира но по смерти его это продолжалось не долго, Узбеки, опять стали теснить наследников его, и в конце XV столетия снова завладели Мауеро Иняхром в котором они и до ныне господствуют. Из приведенного нами видно, что Бухарское Ханство весьма часто меняло, как жителей своих, так и повелителей и что со всяким разом к народонаселению его примешивались новые племена, примесь эта особенно была значительна тогда, когда Узбеки приходили в Ханство потому что выгоняемые из оного часто отходили довольно далеко от пределов его например на Волгу на Иртыш и так далее и, потом возвращаясь оттуда привлекали за собою племена с которыми они там кочевали. В настоящем же положении народонаселение Ханства состоит из следующих племен:
    1) Таджики.
    От сих коренных обитателей Бухарского Ханства осталось весьма немного, они составляют главное народонаселение города Бухары в прочих же городах их или вовсе нет или очень мало. Главный промысел их состоит в торговле, по миролюбивым своим наклонностям чтобы не [56] сказать по трусости, они воздерживаются от участия в военных подвигах. Отличительные черты характера их суть скупость, наклонность ко лжи и не стойкость в слове. Главные преступления в которых они попадаются суть: кража, мелкое мошенничество, обиды наносимые словами и редко побоями; но убийства никогда, потому что для этого у них не достанет духа. Черты лица их правильны и красивы рост большею частью довольно высокий, цвет кожи белой а волосы и глаза почти всегда черные, в одежде своей хотя они и следуют строго предписаниям Корана, но все таки в ней заметно гораздо более изысканности чем у Узбеков и вообще домашняя жизнь их носит на себе гораздо более отпечатков утонченности, учтивость их в обращении переходит в приторность, особенно же если они нуждаются в том человеке с которым говорят, впрочем хваля других, они и о себе никогда не забывают и если дело коснется до Бухары, то самохвальство и нахальство их делаются невыносимыми, так например нам случалось видеть людей имевших счастье быть при Императорском дворе, видеть великолепие дворцов и зданий Петербурга у которых доставало духа спрашивать нас с самодовольной улыбкой какова Бухара.
    2) Аравитяне.
    Народ этот находится в несколько большем количестве нежели Таджики однако [57] далеко не составляет значительного племени, они рассеяны в северных частях Ханства наиболее же собираются они около Варданеи и Самарканда они до сих пор не покинули привычки предков своих вести кочевую жизнь, с тою только разницею, что здесь более суровой климат заставил променять их палатки на кибитки, весьма малая часть их оседлы и те принуждены к этому торговыми делами. Черты лица их изобличают происхождение их, глаза их большею частью велики и черны равно как я волоса, кожа их принимает в сильной степени солнечный загар, так что многие совершенно черны. Между собою говорят они по Арабски; но это не есть чистый Арабский язык. Главная промышленность их состоит в разведении баранов большая часть мерлушек, как серых так и черных, доставляются ими, на базары Ханства. Мы имели с ними слишком мало сношений чтобы можно было сделать какие-нибудь положительные заключения о их характере; но вообще кажется, что они стоят в нравственном отношении гораздо выше Таджиков потому что в течении нашей жизни, в Бухаре, нам не удавалось слышать о них дурного слова, одно в чем Бухарцы их упрекают, есть некоторая грубость в обращении и незнание светских приличий, хотя сколько я сам мог заметить, эти недостатки состоят в том, что они не душат [58] никого своею учтивостью, как это случается с Таджиками.
    3) Узбеки.
    Племя это есть без сомнения первенствующее не столько по числу сколько по единству в Бухарском Ханстве, они разделяются на роды и отделения подобно нашим Киргизам, имеют старшин и Биев которые, пользуются в своем роде некоторым уважением.
    список всех Узбекских родов
    Прежде чем мы приступим к описанию мест их кочевья я образа жизни мы думаем полезным представить список всех Узбекских родов и некоторых даже с под отделениями, заимствованный нами из книги Нассяд Намяти-Узбекия, они суть следующая:
    1) Мангыт I) Тук Мангыт.II) Ак Мангыт.III) Кара Мангыт.
    2) Минг
    3) Юз
    4) Кырк
    5) Унг
    6) Унгачит
    7) Джилаир
    8) Сарай
    9) Кунград
    I.Канжагалы
    1) Уруc
    2) Кара-Курсак
    3) Чульлик
    4) Куян [59]
    5) Кульдаулы.
    6) Мильтяк.
    7) Куртугы.
    8) Галя.
    9) Туп-Кара.
    10) Кара.
    11) Кара-Бура.
    12) Ногай.
    13) Билькялык.
    14) Дустьник.
    II.Оинлы
    1) Ак-Тана.
    2) Кара.
    3) Чуран.
    4) Туркмян.
    5) Куук
    6) Бишьбала
    7) Кара-калпак
    8) Качай.
    9) Хядж-Бячча.
    III. Куштамгалы
    1) Куль-Аби.
    2) Бармак
    3) Куджяхур
    4) Куль
    5) Чубурсак
    6) Каракалпак-Куштамгалы
    7) Сяфярбик [60]
    8) Дильбяри.
    9) Чачаклы.
    IV.Уактамгалы
    1) Тартугли.
    2) Ага-Майли.
    3) Ишыкали.
    4) Кызын-Джили.
    5) Уюгли.
    6) Букаджли.
    7) Кайгали.
    V. Кыр
    1) Джузили.
    2) Кусяули.
    3) Тирз.
    4) Балыкли.
    5) Куба.

    10) Альчин
    11) Аргун
    12) Найман.
    13) Кипчак
    14) Чичак
    15) Уйрат
    16) Калмак
    17) Кар-ту
    18) Бурлак.
    19) Буслак
    20) Самарчин
    21) Катаган
    22) Галячи [61]
    23) Кинягаз.
    24) Бутряк.
    25) Узой.
    26) Кабат.
    27) Хытай.
    28) Канглы.
    29) Узь.
    30) Чупьлячи.
    31) Тупчи.
    32) Утарчи.
    33) Упулячи.
    34) Джулун.
    35) Джид.
    36) Джуют.
    37) Чиль-джуют.
    38) Буй-маут.
    39) Уй маут.
    40) Аралат
    41) Киреит,
    42) Унгут.
    43) Кангыт.
    44) Халяуат.
    45) Масад.
    46) Муркут.
    47) Беркуут.
    48) Куралас.
    49) Угьлян. [62]
    50) Кары.
    51) Аряб.
    52) Илячи.
    53) Джуляган.
    54) Кишлык.
    55) Гедой.
    56) Туркмен.
    57) Дурмен.
    58) Табын.
    59) Тама.
    60) Риндан.
    61) Мумин.
    62) Юйшун.
    63) Берой.
    64) Хафиз.
    65) Кыргиз.
    66) Юйручи.
    67) Джуйрят.
    68) Бузачи.
    69) Сихтиан.
    70) Бяташ.
    71) Ягрыны.
    72) Шульдур.
    73) Тумай.
    74) Тлеу.
    75) Кыр-дар.
    76) Киркын. [63]
    77) Углан.
    78) Гурлят.
    79) Иглан.
    80) Джимебай.
    81) Чилкяс,
    82) Уйгур.
    83) Агыр.
    84) Ябу.
    85) Наргыл.
    86) Юзак.
    87) Кахет.
    88) Начар.
    89) Куджалык.
    90) Бузан.
    91) Ширин.
    92) Бяхрин.
    93) Тюмя.
    94) Никюз.
    95) Мугул.
    96) Каяан.
    97) Татар.
    Из названных нами племен находятся в Бухарском Ханстве 28 следующих:
    1) Мангыт, они кочуют раздельно частью в окрестностях Карши, частью в окрестностях Бухары, многие же из них, особенно старшие родов оседло поселились в двух названных городах. [64]
    2) Хытай, кочуют между Бухарой и Кермине.
    3) Наймян, кочуют около 3ияуеддина, к начальнику которого они относятся в первой инстанции.
    4) Кыпчак, кочуют между Кятта, Курганом и Самаркандом.
    5) Сарай, кочуют около дороги из Самарканда в Карши.
    6) Кунград, отчасти живут оседло в городе Карши отчасти кочуют между Карши и горами Шяхри-Сябзскими.
    7) Туркмян, кочуют на Аму-Дарье, и отчасти живут оседло на берегах ее в деревнях.
    8) Авралят, кочуют между Карши и Бухарой.
    9) Бузачи, кочуют между местечком Бузачи по Каршинской дороге и Бухарой.
    10) Дурмян, живут оседло в Хиждуане и окрестностях его.
    11) Ябу, частью живут оседло в южной части Бухарского Тумяна, частью же кочуют с родами Хытай, Наймян в Мианкале.
    12) Джид
    13) Джуют отчасти живут оседло по Аму-Дарье, отчасти, кочуют с Туркменами.
    14) Бяташ, вовсе, не кочуют; а живут оседло в Бухарском Тумяне. [65]
    15) Бягрин, кочуют в Мианкале в смеси с другими племенами.
    16) Кырк.
    17) Унг.
    18) Унгачит.
    19) Калмак.
    20) Катаган.
    21) Галячи.
    22) Узой.
    23) Чильджуют.
    24) Киреит.
    25) Гурлят.
    26) Юнхун.
    27) Уйгур.
    28) Татар.
    о месте жительства, сих последних, ничего положительного сказать нельзя, отчасти по незнанию, отчасти потому что некоторые по малосложности своей нигде не кочуют отдельно, а присоединяются к одним из вышеназванных родов, или живут оседло в городах самого Ханства.
    Кроме выше названных родов весьма часто удается слышать названия следующих:
    Чагатай, кочующие рассеянно с другими родами.
    Аймак, живущие оседло в Бухаре.
    3) Карлык, живущие оседло в Карши.
    4) Каучин, кочующие в окрестностях Карши и наконец.
    5) Курамя, место кочевок коих нам точно неизвестно, хотя мы и знаем что они находятся в Ханстве. Причислить сии роды к главным отделениям Узбеков мы не решились, потому что их нет в родовой книге, из которой мы извлекли выше [66] изложенный список. Вероятно они составляют под отделения одного из приведенных нами родов. Старшим родом Узбеков, находящихся в Бухарском Ханстве считается Мангыт; из отделения коего Тук происходит настоящая царствующая династия, кроме того род этот пользуется некоторыми особенными привилегиями.
    Узбеки наружности своею много напоминают племена Монгольские; но вообще глаза их больше и черты лица их не много красивее, роста бывают они большею частью среднего, цвет волос бороды их меняется между рыжим и темнорусым, черноволосых же весьма мало. Одежда их весьма проста и состоит большею частью из халатов алачевых или армячинных, голову обвертывают они чалмой из грубой шали, самими ими приготовляемой и окрашенной, обыкновенно красною краскою, многие даже их вовсе не красят и они остаются грязно беловатыми. По образу жизни их надобно разделить: на оседлых, на кочующих земледельцев и на кочующих, нельзя определительно сказать которые роды преимущественно принадлежат к одному из вышеназванных отделов, потому что из всех родов, есть городские жители и почти из всех кочующие. Оседлая жизнь их общая с Таджиками, хотя конечно в домашнем быту первых, заметно более утонченности, которую они невольно заимствуют [67] в Государствах более образованных посещаемых ими по делам торговли. Кочующие живут в кибитках подобно нашим Киргизам, различие в устройстве сих последних заметно только то, что упины делаются короче и оттого вся кибитка ниже, кошма по преимуществу употребляемая черная или темносерая, но внутренность кибитки несколько красивее убрана, нежели в кибитках Киргизов, потому что она развешивают по стенам ее небольшие коврики ими самими приготовляемые, и хотя сии последние весьма грубой работы и окрашены; большею частью темными цветами особенно темнокрасным и даже переходящим в кирпичный, тем не менее присутствие их придает кибитке довольно чистый вид; пища их весьма однообразна и состоит из баранины, мне не удавалось заметить чтоб они употребляли печеный хлеб, кумыз употребляют только те, которые кочуют в Мианкале и имеют возможность содержать табуны, отсутствие которых при большей части из Узбекских кочевок, попадавшихся мне в моих поездках по Ханству, было для меня привыкшего видеть, богатые табунами кочевки наших прилинейных Киргизов весьма поразительно; жизнь их очень однообразна, тем более что по малоземельности им нельзя часто переменять места своих кочевок. Главное их занятие состоит в овцеводстве. Маленькие дети почти совершенно голые [68] и большею частью пешком гоняют овец во круг аула, начальник коего беззаботно сидит в кибитке, предоставляя все домашнее хозяйство своим женам, ничем не отличающимся как по наружности так и по одежде от Киргизок. Во круг кибиток бродят собаки и полунагие дети, которые или дерутся или брянчат на двухструнной балалайке и извлекают из нее самый несвязные тон, всего смешнее важность с которою говорят о себе Начальники аулов, тем более что они называют себя по чинам Юз-Баши, Мяхрям-Баши, Есаул-Баши в так далее, данным им Бог знает когда и кем. Нелюбопытство их на счет перемен происходящих в краю необыкновенно, так наприм. в двух днях пути от Самарканда к Карши, мне случилось остановится в одном ауле, хозяин которого еще не знал что Абдул-Халик Достарханчи уже не Мухаммед Шериф-Топчибаши, занимает Визирьское место, хотя после смены последнего прошло тогда не менее полутора года. В родах богатых лошадьми как наприм. у Найман, Хытай и т. д. главным занятием молодежи составляет особенная игра называемая кук-бари, она состоит в том, что собираются человек до ста и более верховых и поручают одному из себя взять в стаде хозяина, у которого они в гостях молодого козленка; он туда отправляется и перерезает козленку [69] горло крепко берет в правую руку две задние ноги его и мчится с ним на ожидающую его толпу, те с своей стороны едва завидят его подскакивают как можно скорее к нему и стараются вырвать у него зарезанное животное, если кому случится этого достигнуть, что бывает весьма редко, или по крайней мере оторвать кусок мяса, тот пускается в побег а охотники поделиться с ним его добычей преследуют его; таким образом игра эта длится до тех пор пока кто-нибудь не ускачет с значительным куском мяса домой и не избавит себя таким образом от преследования. Неистовство, с которым они предаются ей чрезвычайно и убийства случаются в ней не редко, обычай перешедший в закон не позволяет родственникам убитого требовать возмездия с убийцы, если погибший нашел смерть в кук-бари. Мне сказывали даже что сам Эмир во время осенних поездок своих в Самарканд, принимает участие в этой игре и не обижается если кто-нибудь толкает его или даже ударит плетью, тем более что сего последнего весьма трудно избежать при первом натиске на привезенного козленка, потому что тогда все всадники столпятся в кучу и махают плетью в право и в лево стараясь открыть дорогу своему коню. О нравственности Узбеков можно сказать столько же мало хорошего сколько о нравственности Таджиков, [70] впрочем надобно заметить, что они гораздо проще в обращении, но за то они легче решаются на разбой, на убийство и на грабеж, нежели Таджики, так что например из 30 или 35 человек зарезанных Эмиром во время 8 месячного пребывания нашего в Бухаре большая часть были Узбеки, осужденные на смерть за одно из выше названных преступлений, но и на подобные поступки они решаются не из храбрости, и потому совершают их, ночью, нападают большим числом, нежели могут их отразить; так чтобы, не потерпеть урона ни от Правительства ни от страдающих, не смотря на то бараиты у них не бывают если случится что один род угоняет у другого лошадей, то они преследуют угонщиков законным порядком. Весьма малая часть их знает грамоте равно как и Таджикский язык и то знающие наиболее живут в городах, впрочем это не мешает им быть ревностными Фанатиками. Мне никогда однако не удавалось видеть чтобы Узбеки читали Намаз у себя в аулах; и сие последнее сколько мне известно делают они только тогда когда приезжают в город.
    3) Персияне,
    сих последних в Бухаре, весьма много, особенно же в невольниках; но для продажи привозят их маленькими партиями, большими же были они переселены из города Мерва в царствование Эмир-Сеида, т. е, когда город сей находился под [71] его властью, он чтобы обезопасить себя, а вместе с тем чтобы и ослабить город стоящий так далеко от центра ханства и который он только этим мог надеется удержать в своих руках, он приказал переселить 4000 семейств Мервийцев в окрестности Самарканда и от них то идет, то чисто персидское племя, которое бросается всякому в глаза, привлекательностью своей наружности и черною окладистою бородою, все они конечно сделались Суннитами; но не менее того в душе они Шии и по этому одному ненавидят Бухарцев и всегда рады будут какому-нибудь политическому перевороту могущему подавить власть Узбеков; особенно же часто воспоминают, они о походе Надир-Шаха, и крепко верят в то, что когда-нибудь и даже в скором времени он повторится. Не менее того Эмир и Бухарские сановники не осторожно вверяют себя Персиянам, так например из 500 человек составляющих Бухарское регулярное войско 450 человек слишком Персиян, равно как и начальник их той же нации, также и при Достарханчи очень много находится Персиян либо отпущенников либо Мервийцев.
    4) Евреи,
    они составляют хотя небольшую; но давно водворившуюся часть народонаселения Ханства, наибольшее число их живет в Бухаре, впрочем, кроме того я видел их в Кятта Кургане, в [72] Самарканде и Карши; везде в названных городах отведены им особые кварталы из коих они выселяться не могут, а следовательно и не могут смешиваться с мусульманами. Права их необычайно стеснены, так наприм. они не смеют носить чалмы, а должны покрывать головы свои небольшими шапочками из темного сукна опущенные мерлушкой пальца в два ширины. Сверх того они не могут носить других халатов кроме алачевых и отнюдь не могут подпоясываться широкими платками, а тем более шалями а должны непременно употреблять для этого простую веревку и для того, чтобы они не могли скрыть сего последнего отличия им строго запрещается носить не подпоясанный халат сверх подпоясанного. Но самое главное в унизительное стеснение для Иудеев, по деятельному их образу жизни есть строгое запрещение ездить в стенах города верхом, как на лошади так и на ишаке, это в Бухаре тем более чувствительно, что после не большого дождя улицы делаются не проходимы от грязи, не только для пешехода но иногда и для вершника. Кроме того в городе каждый мусульманин может почти безнаказанно бить Еврея, а за городом почти столько же безнаказанно и убить. Все эти обстоятельства вместе взятые заставляют их желать перемены существующего порядка вещей и этому то надо приписать то расположение, которое они [73] оказывают всякому иностранцу особенно Христианину , тем, более что по их: объ-азиатившимся понятиям, ни мы, ни Англичане не можем приезжать с другими целями как для шпионства и следовательно ко вреду Бухарцев. Бухарские Евреи по сознанию их соотечественников видевших их здесь и в других местах, суть самые необразованные, многие даже из них вовсе не знают своего языка, а еще большая часть не умеют читать. Нравственность Евреев везде одна и та же и потому об ней мы не распространимся, а окончим наши замечания только тем, что Еврея попавшегося в первый раз в каком-нибудь преступлении не наказывают смертью, а заставляют выкупить жизнь переменою веры и если он на это согласится, что всегда бывает, те его тотчас выводят из жидовского квартала разводят с женой если он женат и вообще весьма долго и строго наблюдают точно ли он исправляет правила Корана и за малейшее отступление от них, наказывают смертью.
    Цыгане,
    в Бухарском Ханстве есть три рода племен, которых я должен причислить к цыганам, как по лице очертанию, так и по образу жизни их называют Джуги, Мязянг и Люли. В Бухарском Ханстве они все считаются мусульманами; но так как женщины их ходят с открытыми лицами, а мужчины весьма мало заботятся о чтении [74] Намаза и вряд ли даже умеют произносить слова его, то скорее всего можно думать, что они подобно своим единоплеменникам в других землях не имеют почти никакой веры, многие из них поселены в Бухаре и в других городах и занимаются продажею пиявок и ворожбой, кочующие же живут в белых бязевых палатках, им позволено кочевать при всех реках, и озерах Ханства если места сии не заняты Узбеками и потому, самая большая часть их расположена на Зярь-авшане около Самарканда, а другая около Каракуля. Главный промысел их подобно нашим цыганам состоит в барышничестве.
    Киргизы и Каракалпаки
    занимают степи С. части Ханства; Каракалпаки ближе придерживаются к обработанным полосам оного и в особенности охотно кочуют между Джизахом в Ура-тюпя вообще, должно сказать, что они гораздо беднее наших Киргизов, особенно те, которые кочуют, между Карагатой и Кызыл-кумом, у них айран заменяет кумыз и верблюды заменяют лошадей. Отношение Киргизов к нынешнему Бухарскому Правительству гораздо лучше, нежели они были при покойном Эмир-Сеиде тем более что Насер-Улла, старается всячески их приласкать и к чести его надобно заметить, что они очень хорошо знают что кроме сороковины установленной Кораном, [75] им ничего более платить не придется прикочевавши к пределам Ханства.
    Из выше изложенного видно, что Бухарское народонаселение составлено самым не выгодным образом, разнородные Элементы его, живут каждый своею отдельною жизнью, не заботясь одна об других и нет надежды чтобы слияние их в одно целое произошло в скором времени, или даже когда-нибудь при настоящем порядке вещей. Единственное звено связывающее их есть мухаммеданское исповедание, но оно необходимо, потому что иначе разнородные части эти уничтожили бы себя взаимно. Кроме того мы видели что господствующая часть народонаселения состоит почти вся из народов кочующих следовательно далеко уступающих всем другим как в образовании так и в богатстве, наконец в числе отделов Бухарского народонаселения не малое место занимают и такие, которые прямо ненавидят как народ так и Правительство. Впрочем недостатки эти суть общие почти всем государствам Средней Азии и от этого происходит та легкость завоеваний провинций, её составляющих, которую мы видим в истории Восточных воителей от Тимур-Лянга и до Надир-Шаха.
    Определить число каждого из выше названных племен мы совершенно отказываемся, потому что это [76] неизвестно и самому Эмиру, предположения же ни на чем не основанные, подобно тем, которые делает Г. Барон Мейндорф в своем путешествии; или ни к чему не ведут, или ведут к ошибкам, что же касается до всего народонаселения Ханства, то и на этот счет мы должны будем ограничится выводами весьма общими и имеющими только некоторую степень вероятности. К несчастью статистика земель Мусульманских весьма мало обработана и по тому трудно сказать подобно тому как мы делаем в Европе при оценке народонаселения какого-нибудь пространства виденного нами проездом, сколько можно положить жителей на известную квадратную меру; замечания наши ведут нас к заключению что мусульмане; по крайней мере здешних краев; либо по недостатку земли; либо по каким-нибудь другим причинам, селятся весьма тесно, в городах теснота эта неимоверна; для Бухары наприм. из расспросов сделанных нами на месте оказывается: что на 1,7 танапа живут 25,2 человека, в селах конечно народонаселение не должно быть так велико, но тем не менее надобно полагать что и там живут не просторно, если мы заметим, что человек обладающий 400 танапами, что составляет наших 150 десятин считается весьма богатым землехозяевым. Из сего видно, что мы не без основания поступим если заключим народонаселения Ханства между [77] пределами 2 и 2 1/2 миллионов, тем более что как мы увидим в своем месте предыдущий расчет, 15 человек на танап для города Бухары весьма мал, я принимая его за нормальную величину и положив что количество земли заселенной людьми составляет сороковую часть всего обработанного пространства мы получим более 3 600.000 жителей для всего народонаселения Ханства; но это число должно значительно уменьшиться если мы заметим что при оценке обработанной земли по Аму-Дарье и по Аби-Шяхри-сябза мы брали её на всем протяжении их в Ханстве, тогда как многие места их берегов или вовсе не обработаны или возделываются кочующими народами каковы наприм. Туркмены и отделения Узбеков наз. Кунград которым нужно гораздо более пространства земли для жизни нежели племенам оседлым.
    Текст приводится по изданию: Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843
    © текст — Ханыков Н. В. 1843

      [Цитировать]

  • Ферганская долина

    Фергана
    פרה גנה /пара гана = «Цветущая, плодоносящая + покровительствуемая Богом» в образе Быка (פר /пар – «Бык», פריון /перьон = «Плодоносящий» =Перун)

    Коканд

    Столицей ферганской долины и Кокандского ханства был город Коканд.
    Коканд, Кокан, Коханское ханство (так писали в XIX веке)
    כח א»ן /коах Ан = «Сила, потенция + Господа милостивого (אדני נכבד /адони нехбад)»
    כוח ענד /коах Анъд//кух анд – «Сила + побратим». Узбекское слово «Кук» — Синий или Небо. Коканд – побратим с Небом.
    כוחנה /кохана = «Здесь Б-г (כו /ко – «здесь Б-г», т.к. гематрия = 26 = יהוה) сильный + хозяин территории (חנה)». Поэтому и так похоже украинское слово «кохання» — «любимая, ёб…ная»

    Есть соблазн произвести Коканд от когена – ведь там правили не эмиры, а ХАНЫ- КААНЫ. Но здесь всё же כוח ענד /коах Анъд//кух анд – «Сила + побратим». Узбекское слово «Кук» — Синий или Небо. Коканд – побратим с Небом.

    Самый большой город ферганской долины является город Фергана. Но он основан русскими в 19 веке как Скобелев. Однако носит ивритское название: פרה גן/перах ган – фруктовый сад. Вся Фергана славилась своими фруктами.
    Наманган – Сад дрёмы, сад сна.
    Андиджан или Анджан – Андижан/Андиджон.
    א»ן די גנן /Ан ди ганн = «Господь милостивый + который + защищает, покровительствует»
    ענדי גן /анди ганн = «побратим мой + защищает». Кипчаки выбрали город, в котором ранее поселились их побратимы-родственники

    Андижан – Ан+ди+жон(ган) – сад Бога небесного Ана.
    ענד הגן /Анд и ган – «Соединение с защитой (Б-га огня)»
    Считается, что город возник до н. э. на территории, через которую проходил Великий шелковый путь. Тогда в Средней Азии были огнепоклонники-зороастрийцы. Ганн – это גנן /ганен – Защита, покровительство. Отсюда – ОГОНЬ – הגנה /агана – «Защита».

    Ош – חוש/хуш – чувственный.
    Может быть такое садовое творчество было у тимурида Бабура, владевшего Ферганой в 15 веке. А может быть и эти названия придуманы до него. Ведь по одной из легенд город Ош основан не меньше, ни больше, как самим царём Соломоном.

    Тошкент и Самарканд

    http://www.ferghana.ru/article.php?id=6159

    Если вы спросите у ташкентца — что означает название Тошкент (русские его переиначили в Ташкент), то ташкентец вам скажет, что это в переводе — «Каменный город».
    Однако старый Ташкент никогда не строился из камня — практически всё было построено из ГЛИНЫ, из глиняных кирпичей, высушенных на жарком узбекистанском солнце. И никто не задумывался, что Тошкент не может быть «каменным».
    Так что же такое «Тошкент»?
    Когда то он назывался «Шошкент», которое переводили как «шесть поселений» {שש כנס /шеш кенес – «шесть + съезд, сбор»}. Потом они слились вроде в одно — Тошкент.
    Но город, поселение будет — шахар. А что же такое «кент»? А вот в названии Самарканда — не «кент», а «канд». В Средней Азии ещё существуют города Кант, Кенес, Канас.

    И вот ко мне попал Корневой словарь иврита. И я сразу нашел это значение — כנס /кенес — «Съезд, сбор».
    Мне как-то рассказывали, что в голой Каршинской степи есть ничем не примечательное место, куда по четвергам съезжаются местные жители на базар. И это происходит с незапямятных времён.
    Житель на иврите — תושב /ТОШав.
    Вот и разгадка. ТошКент /Тошавей кенес — «Съезд жителей». Куда? Конечно на знаменитый ташкентский «Алайский» базар, который когда-то находился за пределами Старого Тошкента.
    А вообще — для сведения ташкентцев — я консультировался в институте Восточных рукописей — канал Боз-Су выкопан в 1 (!) веке н.э., канал Анхор — не позднее 5 века. Тогда Тошкент входил в государство Эфталитов, что на иврите — הפתל /иптал — были сплетены, переплетаемы. И кстати слово «Славяне (словене)» — тоже на иврите שלב /шулав — быть вплетаемым, быть включённым, прилаженным, приспособленным. Уж не были ли «славяне» — людьми, включёнными в гуннское войско Атиллы («Рядом со Всевышним «)!!

    Я также родился в Ташкенте и очень люблю свой родной город. Ташкентцы могут гордится древностью своего города.
    Однако Я поддерживаю комментатора из Таджикистона:
    «Курбанов Ниёз (Таджикистан), 07.05.2009
    Я внимательно прочитал данную статью и у меня также, как у авторов статьи возникли некоторые подозрения в интерпритации скажем названия древнего поселения Шаштеппа. Дело в том, что слово «шаш» в таджикском понимании означает цифру 6, и естественно подразумевает шест теппа(холмов). С другой стороны, Ташкент в былые времена являлось одним из областей государства Сомонидов и называлось как «Шош», и поэтому интерпретировать слово «шаш» как «таш» или по другому при всем уважении к уважаемой Маргарите Филанович считаю необоснованным. Кроме того,хотелось бы отметить, что «Шош» в своё время был одным из развитых во всех отношениях центров государства Сомонидов и врядь ли там проживали и тем более могли оставить свой след сохранившийся до наших времен, народы-кочевники.Тем более, что в статье не говорится о том, что найдены ли какие нибудь письменные доказательства или нет.
    »
    И он, и другие должны знать, что все названия Средней Азии несут корни Священного языка, который отражён в иврите и в арабском языке. Но так как Ташкент значительно древнее самых ранних надписей по- арабски, остаётся древнееврейский.
    Шаш (שש /шеш, шаш) тепа означает на иврите «Шесть холмов» (тепа — תל פה /тель па = «холм здесь»).
    ТошКент означает — טוש כנס /Тош кенес = «Тереть (это тёртая масса — «пахса», из которой делают саманные кирпичи) + съезд жителей (т.е. селение)».

    Производя раскопки древней столицы хеттов Хаттусы учёные обратили внимание на способ постройки стен, достигающих 8 м толщиной:
    Строили блоки из больших камней и заполняли их ТЁРТЫМ камнем, каменной крошкой, которую трамбовали.
    Корень [טוש]/тош и слово טש /таш означают на иврите «тереть».
    Отсюда – טש קנת /таш кенет//таш кент или טוש קנת /тош кент = «Тереть + ручка, рукоятка».

    Другой вариант:
    תושבי כנס /Тошве кенес — «съезд жителей» — возможно на базар — בא זר /ба зар = «пришёл чужой» — это тоже на древнееврейском — «иврите».

    Кто хочет узнать о других названиях, пишите мне:
    Vladimir.b@012.net.il

      [Цитировать]

  • aida:

    Если Юлдаша АхуНбабаева называть Юлдашем АхуМбабаевым, то и все остальное будет верным

      [Цитировать]

  • Farida:

    Мне очень и очень нравятся все приведенные доводы. Интересно, смогу ли я с этими аргументами на руках доказать консулу в Посольстве Израиля, что я, будучи потомком каких-то колен Израилевых, получить хотя бы визу в Израиль? Так хочется на родину предков посмотреть!

      [Цитировать]

  • Есть множество индийцев, великолепно говорящих на одном из государственных языков Индии — на английском. Но это не является аргументом, что они являются потомками (генетическими) английских стрелков из Йорка.
    Также и у Вас — говоря на великом тюркском языке или на великом русском языке и даже «пиша (или писая?)» на этих языках скептические послания, подслащённые сахарком восточной лести, (что вполне понятно) генетически вы не являетесь ни еврейкой ашкеназийкой, ни еврейкой бухарской, ни еврейкой сефардской.
    И сходство языков не даст вам возможности требовать себе гражданство Израиля. Но попросить визу в нашу удивительную Святую Страну, конечно, вы можете, если только не находитесь в списке разыскиваемых террористок.
    И Я даже готов оказать вам, как моей землячке, соответствующее гостеприимство в городе, который удивительно напоминает по климату мой родной и горячо любимый Ташкент.

      [Цитировать]

  • Юлда́ш Ахунбаба́евич Ахунбаба́ев (узб. Yo‘ldosh Oxunboboyevich Oxunboboyev, Йўлдош Охунбобоевич Охунбобоев) (1 (13) июля 1885 года — 28 февраля 1943 года) — советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистический Партии с мая 1921 года.

    Родился в кишлаке Старый Джуйбазар Маргиланского уезда Ферганской области 1 (13) июля 1885 года. Отец — бедняк. C 9 лет — батрак, чайрикер (издольщик) у бая.

    чайрикер (издольщик)
    שרי כרה /шари кара // чари кара = «погружающий в жидкость, вымачивающий (т.е. поливать посевы) + копал».
    ЧайриКер копает каналы и арыки и поливает посев.

    В феврале 1925 года делегат от Маргилана на I учредительном съезде КП Узбекистана. Избран членом ЦК и Бюро ЦК КП Узбекистана. Избран первым Председателем Президиума ЦИК Узбекистана (1925—1938), председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (1938—1943).

      [Цитировать]

  • Арслан:

    Археометру.Просто древний иврит почти идентичен древнеарабскому, и когда арабы завоевали наш край, они продвигая свою религию прежде всего запечатлевали это в топонимике. Поэтому многие названия мест можно одинаково объяснить с обоих языков, тем более что все легенды и в Библии и Коране идентичны. Так в теперешнем Узбекистане и Казахстане есть топонимы Ленгер, что по арабски — якорь. Этим арабы хотели показать, что при всемирном потопе Ной выбрал именно эту местность для приземления и местные жители принимая ислам этим очень гордились. Недалеко от Ташкента, в Казахстане есть гора Казы-Гурт, похожая на корабль, и там на перевале построили модель настоящего корабля, а местные жители считают, что всё человечество пошло из их райцентра. Хотя в Библии описывается, что у Ноя был не корабль, а огромный деревянный ящик.

      [Цитировать]

  • Все языки происходят от двух древнейших языков — аккадского и т.н. «шумерского».
    Однако слова и топонимы Средней Азии происходят из древнего семитского языка, который в VI в. до н.э. принесли туда какие-то колена из 10 колен Исраэля. Например, при Александре Македонском известно имя Мараканда — будущий Самарканд.
    Слово מר הכנס /мар а кенес // мар а кантh = «Съезд господ», т.е. столица, в которую съезжались князья Согдианы. Отсюда и города Канд, Кенес и, наконец Тошкент.
    Всё это было на 1300 лет раньше нашествия арабов-мусульман.
    Да и сам арабский язык — дитя грамматиков-евреев, перешедших в ислам. Просто арабский пришёл на замену арамейскому, а тот — аккадскому, который впитал в себя множество семитских языков.
    Возможно слово «ЛЕНГЕР» раньше произносилось, как «лянгар», что может быть транскрибировано двояко:
    /לן גר /лан гар = «Там живём»
    לנו גרה /лану гара = «Нам опасность» — возможно поэтому это и «якорь», так как якорь бросают, когда судно несёт на рифы или на мель.

      [Цитировать]

  • Но, возможно, что слово «КЕНТ» происходит от:
    קן תא /кен та = «Гнездо здесь, это»

    А возможно, что, если жители были воинственны, то от קנט — הקניט /икнит- кнт — «злить, дразнить, раздражать»

    А в общем, знатокам арабского языка можно смело расшифровывать и среднеазиатские топонимы, и слова узбекского языка, хотя учёные и отделяют тюркские языки от арабского. Но корни — всё равно одни и те же.
    Просто знатоков арабского в Узбекистане больше, чем знатоков иврита.
    Надо научиться видеть корни Святого древнего языка в современных языках, не обращая внимание на т.н. «древо языков». Оно ложно, его придумали в Германии, чтобы выделить т.н. «арийскую расу» и «арийские языки». После победы 1945 г. арийские языки стыдливо стали называть «индоевропейскими». Но ложь от этого меньше не стала.
    Зачем германским учёным это было нужно? Они уже тогда видели, что немецкий язык пи еврейский язык — это практически одно и то же. Кстати, письменный идиш древнее немецкого.
    Вот, к примеру, слово «Хайль» — это ивритское חי אל /Хай Эль = «Да живёт Бог». Слово «хай» мы слышим в выражении «хай живе, Украино» или просто в приветствии — «Хай!».
    А вот узбекское «Хайр» — «До свидания» имеет параллель в греческом — «Хайрэ» — «да живи». Это всё идёт из иврита: חי רע /хай реа = «да живи, ближний!»

      [Цитировать]

  • тимур:

    Археометру:
    не менее идиотские , чем Ваши, умозаключения я читал на одном сайте русских националистов. Оттуда я узнал, что «Арина» — это «принадлежащая к ариям» :))), а «барин» — это тоже типа ариец какой-то :)

    Древнейшие из сохранившихся топонимов Узбекистана имеют арамейский корни, это так. К примеру, поселок «Нанай». Более молодые имеют уже согдийские (Невич, Паркент) , арабские монгольские (Дурмень) и т.д…

      [Цитировать]

  • Тимуру (но не амиру)
    Таких озабоченных хромцов Я встречал множество.
    Знаний нет, а туда же — в лингвистику.
    Я заметил, что никто не пытается рассуждать о математике и физике, но каждый дурак хочеть влезть со своим суждением.
    Насчёт арамейского языка, уважаемый Тимурленг, у вас не может быть никаких понятий, так как даже арамейско-русского словаря в природе не существует. Так чего ж зря мутоту разводить?
    Пока вы хромаете на обе ноги и на одно полушарие — левое, так как логики никакой!

    Остальным читателям:
    Ищу человека, разбирающегося в арабском, русском и в узбекском языках одновременно.

      [Цитировать]

  • Барин———-[באר]
    1. באר הנה /бар инэ = «объяснять, толковать + вот».
    «Вот приедет барин, барин нас рассудит»(Николай Некрасов «Забытая деревня» — http://www.litera.ru/stixiya/authors/nekrasov/u-burmistra-vlasa.html )
    Помещик, которому государь жалует землю, играл роль судьи среди своих крестьян, ложно поклоняющихся ему {קריסה /криса – «коленопреклонение», קריסתי יני /кристи яни = «я поклонился + солгавши»}, так как истинно поклоняться можно только Богу.
    В спектакле «Севильский цырюльник –(Женитьба Фигаро)» Бомарше хорошо показан барин – судья – граф Альмавива.

      [Цитировать]

  • Кстати, о «монгольском» названии «Дурмень». Оно опять несёт древнесемитские корни:
    דור מען /дур маэн = «Жить, проживать + человек *(тот, кто отвечает)».
    Сейчас появился новый сайт, в котором будут со временем открыты все вопросы и даны все разгадки.
    Заходите туда и задавайте вопросы.
    Кстати, напоминаю о том, что ищу чепловека, владеющего арабским, узбекским и русским языками.

    С Уважением

    : Мое дело показать факты, а не заставлять слепо верить.

    И если не я не покажу, то кто?
    И если не теперь, то когда?

    И если не здесь, то где?

    Спор может быть только в отношении количества ФАКТОВ, а не мнений.
    БерШадСкий vladimir.b@012.net.il — АрхеоМеТр
    тел. +972-527284036

    сайт http://vladimirbershadsky.info/

      [Цитировать]

  • Жамбылбек:

    Дорогой Автор. Спасибо за работу. Но нельзя же всё, вся присваивать евреям. Как вам не стыдно?. Шумеры — ныне Кыргызы. Об этом ,наверное не знаете?

      [Цитировать]

  • ANV:

    И как же я эту археометрическую чушь пропустил? Вот уж поизгалялся бы. )))

      [Цитировать]

  • Уехал я, уехал:

    Опппять убогоизбранный народ. Как это все надоело… Тады так: я САМЫЙ великий! Ну и так далее… Так каждый кричать может, не только я. особенно находясь далеко от Узбекистана.

      [Цитировать]

  • Интересный, но небесспорный материал

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.