Татары Узбекистана. Разное

источник — портал «tatarica» 17.10.2006.

Недавно на одном из татарских сайтов пришлось прочитать статью, о том, что из Узбекистана татар сегодня просто выдавливают.
Я живу в Узбекистане практически всю жизнь, исключая годы учебы в академии в Москве и службу в армии в Московском округе, хотя я сам родился в Самаре.
Написать данную статью меня заставляет мысль о том, что здесь еще проживают и будут жить еще долгие года тысячи татарских семей. Поэтому нужно быть очень осторожным в оценках и высказываниях, и , прежде всего, не терять объективность и чувства меры.
Принятая программа помощи соотечественникам на ближайщие годы, принятые Россией, несомненно увеличить поток возвращенцев в Россию, ведь сейчас здесь остались практически те, кто прежде всего по материальным причинам не мог и не может это сделать самостоятельно.

Обратимся для начала к истории, как вообще оказались здесь в Узбекистане и в целом в Средней Азии , или, как прежде ее называли, Туркестане, поселения татар доходившими в отдельные периоды почти до миллиона человек?
Исторически сложилосьтак , что местом компактного проживания татар были районы Поволжья, Урала и Сибири, то есть территория непосредственно имевшая границы с Азией. Волжская Булгария (Х-Х1У вв.), имела дипломатические и торговые отношения со странами Средней Азии и особенно тесные — с Хорезмом. Эти связи укрепились в период Казанского ханства (XV — XVI вв.). После разгрома его Иваном Грозным, чтобы избежать насильственного крещения, многие татары бежали в разные края, в том числе и Среднюю Азию
Великий шелковый путь протянувшийся из Китая до Европы, и пушной путь в обратном направлении непосредственно соприкасался с землями заселенными нашими предками . Естественно,неминуемо был широкий контакт с народами имевшими общие тюркские корни и одну религию. Наиболее интенсивно шел торговый, культурный и иной обмен в период после возникновения города Оренбурга в 1743 году, который был призван стать для России ее «окном в Азию».
Российское государство, ведя имперские войны,расширяла свои границы и включала в свой состав все и новые новые народы .При этом оно не могло не считаться со сложившимися менталитетом и обычаями этих народов . Планируя расширения, пока только, торговли в Центральной Азии и далее еще южнее, вплоть до Индии, государство понимала необходимость привлечения к этому делу мусульманских народов, близких по языку к народам Востока. . Русское правительство прекрасно использовало опыт, знания и традиции татар Поволжья и Приуралья. Казанские татары издавна славились в качестве посредников в торгово-экономических отношениях с восточными народами.
К началу завоевания Туркестана Россией, т.е. к 1865 г., здесь проживало до 5 тысяч татар. Особенно увеличивается количество татар после завоевания Туркестана- многие татары едут учиться в знаменитые медресе в Бухару, Самарканд и Хиву.
А вот тут начинается период, который практически не освещается историками Узбекистана и который ну никак не хотят признавать! К концу XIX и началу. XX веков многие татарские просветители, деятели культуры, полиграфии, литературы и театра, впитавшие в себя передовые достижения восточно-мусульманской и европейской культур, начинают выступать, по словам В. В. Бартольд, в роли просветителей своих туркестанских единоверцев. Джадиды открыли десятки светских школ, в которых учились местные и татарские дети.
Неоценима роль татар в развитии типографий и печатного дела. В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. Религиозные книги для коренного населения начали печатать в 13 типографиях России, восемь из которых были расположены на Средней Волге, в основном в Казани.. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках Туркестана также печатались в Казани . И сами первые типографии в Узбекистане также были привезены и установлены из Казани и на которых , в основном , работали татары.
Большую часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников в Туркестане составляли татары.Если сказать обобщенно, то в последней четверти XIX века татары в Туркестане были в основном торговцами, ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями.
Большой приток татар в Туркестан характеризуется в 20-30 годах прошлого столетия причина которого голод в Поволжье, массовое раскулачивание начавшееся в СССР. Дальнейший приток пришелся на годы войны и послевоенные годы.
Я сам прекрасно помню пятидесятые-шестидесятые годы, когда шла волна беспаспортников из сельской местности Татарстана. Устраивались они здесь на работы не пользующихся спросом местного населения. Вагоновожатые, кондуктора, строительные рабочие, работы требующие тяжелого физического труда и так далее и так далее. Последний всплеск приезда не только татарского, но и в общем европейского населения, пришелся на Ташкентское землятресение 1966 года.
В 70-е годы происходит перелом в миграционных процессах. Начинается постепенный, но все более увеличивающийся отток русскоязычного населения на прежние места проживания и историческую родину. Это связано не только с ностальгией по прежнему месту жительства, но и с рядом социально-экономических причин. Это, прежде всего, возросшая конкуренция за рабочие места со стороны быстро растущего коренного населения, а также возврастающий национализм местного населения. В конце 60 годов происходят несколько антирусских выступлений, никогда и негде не освещенных. Возрастает бытовой национализм.
Приходят годы горбачевской перестройки. В 1989 году происходят известные Ферганские события и вот начинается уже массовый исход русскоязычного населения.
Крымские татары уезжают в Крым, евреи в Израиль и США. На сегодняшний день, к примеру, в Узбекистане практически не осталось бухарских евреев., которые составляли большие колонии в Бухаре, Самарканде, городах Ферганской долины и которых с полным основанием можно назвать коренным народом- они жили здесь с незапамятных времен, намного раньше русских и татар. Первые годы независимости Узбекистана самые тяжелые времена для русскоязычных. Лозунги: ”русские в Рязань, татары в Казань” стали повседневными.
Многие местные жители перестали “понимать” по русски. Происходили закономерные процессы по введению государственного языка- в советское время доходило до маразма на собраниях с участием до 99 процентов узбеков все речи и доклады шли на русском языке. Переименовались старые названия улиц, площадей, сокращались передачи на телевидении на русском языке.- все это понятно и законно. Но стали целенаправленно сокращать специалистов и управленцев европейцев . В вузах сокращался прием в европейские группы На сегодняшний день в Правительстве республики, к примеру, почти нет европейцев, аналогично и в министерствах и ведомствах и других органах управления.
Проблематичным стало устроиться на так называемые престижные работы связанные с госорганами, правоохранительные, прокурорские должности. В учебных заведениях, больницах и поликлиниках, учреждениях почти не остались квалифицированных специалистов, которые в прежние годы отождествлялись с европейским происхождением. Все эти должности занимают сейчас почти исключительно местное население, но катастрофически возросло взятночество, поборы и вымогательства, служебные проступки и , самое главное, квалификационный уровень скатился резко вниз.
Но, парадокс ! Практически исчезли проявления бытового национализма, лозунги 90 годов напрочь забыты..
Сложилось так, что приезжие переселенцы-татары селились,если взять, к примеру, Ташкент, в старогородской части города, где проживали узбеки. Русские старались поселиться и жили в., так называемом, “ новом городе”. Так это совместное проживание татар и узбеков взаимно обогащало эти два тюркские народы и узбеки были всегда более терпимы к татарам.
В памяти старого поколения узбекского народа, наверняка не исчезла , хотя и тайное, признание той определенной исторической роли татар в развитии Туркестана, хотя я уже говорил выше, они официально или при разговорах никогда не говорят про это.
Прекрасный народ, трудолюбивый, гостеприемный, хлебосольный. Можно еще много говорить о положительных чертах узбекского народа и все это заслуженно и правда !
Но нет идеальных людей, тем более народов. Суровая действительность рыночных отношений, объективно складывающая политическая, экономическая, эколого-демографическая обстановка не дает никаких иллюзий в будущем европейского, в том числе и татарского населения Узбекистана. Колоссальный , по сравнению с другими республиками бывшего Союза , прирост населения, нерешенные и крайне конфликтные в решении земельные отношения, массовая безработица, всячески здесь скрывающаяся, потеря промышленного потенциала и массовый отток рабочего класса делает рост в ближайшие годы промышленного производства малоперспективным.
Все население страны занято куплей-продажей, никто не интересуется материальным производством, скоро просто некому будет вставать за станки- не престижно и не денежно..
Практически все предприятия республики выпускают продукцию крайне низкого качества: если пекут хлеб,, то через сутки он зачерствевает, если выпускают конфеты, то по сравнению с казахстанскими, украинскими, российскими их можно так назвать только условно . Аналогично и с промышленными товарами, качество которых не сопоставимо с завозимыми товарами
Большая часть населения республики это молодежь до 20 лет, которой , кроме торговли частного извоза, нечем заняться. Если открыть границы для свободного вхождения товаров извне при нынешней ситуации, то экономику ждет коллапс. К сожалению, и в противном случае следует ожидать того же результата. Экономическая политика государства плюс правовой беспредел и разнузданная коррупция на всех этапах жизни привела к этой закономерной ситуация.
Десятки тысяч узбеков уезжает из республики, кто на заработки а кто и навсегда. Что же делать татарам ? Но я категорически против интерпретации того, что узбеки вытесняют татар. Нет, это делают крайне жестокие обстоятельства сегодняшеного дня !
Я , лично прогнозирую, что исход татар, как и всего европейского населения, будет все продолжаться и продолжаться, это объективно, но ждут ли их в России, вот вопрос?
В связи с принятием мер по возвращению соотечественников из стран ближнего зарубежья национальным республикам России, и в первую очередь Татарстану, следует добиться квот и ресурсов для обеспечения ежегодного возвращения татар. Меры материальной поддержки возвращенцев при их мизерности все равно лучше, чем ничего.Можете не сомневаться, те кто решится вернуться на историческую Родину не из самых худших-они не заражены в той степени что в России алкоголизмом, наркоманией. Это те кто привык хорошо работать.Учитывая, что Ислам пустил здесь более крепкие корни и их духовный мир богаче.

Равиль Зиганшин

16 комментариев

  • Adele:

    Согласна! Я тоже особого вытеснения со стороны населения не вижу!

      [Цитировать]

  • Rustam:

    >Если открыть границы для свободного вхождения товаров извне при нынешней ситуации, то экономику ждет коллапс.

    — В этом случае экономику ждёт рассвет!

    >Но я категорически против интерпретации того, что узбеки вытесняют татар.

    Не надо быть таким категоричным.

    >Согласна! Я тоже особого вытеснения со стороны населения не вижу!
    Особого не видите, а какое вытеснение видите?

    Статья интресная, концовка очень осторожная, понятно, вам ведь ещё жить здесь…

      [Цитировать]

  • Ruslan:

    Вопросы понятий: смотря что считать вытеснением. Одному и взгляда недоброжелательного достаточно, чтобы считать, что его выгоняют. Другого — палкой гони, будет считать, что шутят.
    У меня за 25 лет проживания в Ташкенте (в узбекской махалле, с неузбекской внешностью) было только две реплики «убирайся свой Россия». Обе — в 1993-94-м годах. Сейчас я в России. В Москве за 5 лет как минимум раз 20 был свидетелем явно националистических сцен, когда местные наезжали на «нерусских» (кстати, случаев «русофобии», о которой часто пишут в соответствующих изданиях, не видел ни разу). Поэтому согласен с Равиль-абый — считать, что татар (или другие некоренные национальности) вытесняют из Ташкента неправильно.

      [Цитировать]

  • Муса:

    Везде, вообще-то, сейчас татарам нелегко. А ведь татары и в Tвропе и в Азии живут у себя дома — при том издревле. Поэтому нам надо «познать самого себя и быть самим собой», а не «казанской сиротой»:
    «Еще и в конце XVIII века Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи от Москвы до Астрахани, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». Соответственно, вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу». См. сайт «Татары Евразии (подлинная история)»: http://tartareurasia.ucoz.com/

    Уточню, там статья «в тему» как раз, называется «Триединое наследие наших Предков», здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2

    Рахмат игътибарыгызга, миллэттэшляр!

      [Цитировать]

  • узбек:

    Один старый дедушка жил в нашей махалле.. давно в середине 70-х. ему и тогда уже лет 80 было.. Мы иногда к нему в сад лазили за фруктами.. когда он ругал кого-то за эти дела, то любимая фраза его была, » ты, что, самарский?».. почему так?

      [Цитировать]

    • Энвер:

      Уважаемый Узбек! Насколько я знаю, кликуха «самарский» в значении «воришка» возникла в период массового притока голодающих из Поволжья. Множество беспризорников, обездоленных, истощенных людей без средств к существованию — невозможно было сразу найти работу, пропитание. Естественно, возникло воровство в ранее небывалых масштабах. Голод в России 1921—1922 (более известный как Голод в Поволжье 1921—1922 годов) — массовый голод в советских республиках РСФСР. Известен как «голод в Поволжье», в связи с тем, что регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово.
      По этой причине в Ср.Азии многие называли голодающих «самарскими».
      Некоторые подробности можно прочитать, например, здесь:
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D0%B5_1921%E2%80%941922

        [Цитировать]

  • Iskandar:

    Мой дед на всю Не Узбекскую (Восточную) кухню говорил » самарская еда» то же не знаю почему?

      [Цитировать]

  • дания:

    Живем надеждой на улучшение ситуации в республике,ведь Узбекистан-наша Родина.Во многом ситуация будет зависеть от нашей с вами активности,хорошо продуманной и мудрой.Во все тяжелые времена татары проявляли себя активной,политически грамотной нацией,толерантной и хорошо приспосабливающейся к условиям проживания.Не хватает научного подхода к решению проблем, единства и грамотных во всех отношениях лидеров.Всего наилучшего всем татарам и соотечественникам!

      [Цитировать]

  • Бусурманин казахский:

    Татары наши братья тюрки. Что за выражение такое — вытесняют!!! Это придумали враги.
    Узбеки, казахи, татары — дети одного отца и тюркской истории.

      [Цитировать]

  • J Silver:

    Пусть это сами татары решают — а то больно много в родню голодранцев набивается…

      [Цитировать]

  • Ринат:

    Ну татар везде полно. Где ваша Родина? По истории Южная Монголия. На Кавказ в роде не пустили. Из Казахстана уезжают. В Башкирии татар просто презирают. Причина — вовремя башкирских восстаний против русской колонизации они воевали с башкирскими женщинами и детьми. Искусственно создали Татарстан большевики в отместку Заки Валиди, но он маленький по размерам. В принципе можно попросить чтобы создали типа Еврейской авт. область где нибудь рядом с Монголией.

      [Цитировать]

    • Руслан:

      Я так понял это недовольный башкирин написал.Сказку придумал про детей и женщин. Вы то сами от татар произошли, слабое звено. Историю почитай.

        [Цитировать]

  • Марат:

    Причем в Чечмекии нация?
    Татарин, русский, еврей, узбек, все мы как ни старайся заработаем только сумы! А семье нужны баксы, вот ми выжимают всех, кого в проститутки по всему миру, кого в мардикеры, а многих кто поумнее в чиновники и менеджеры, лишь бы за границу где платят валютой! А 80% того что потом начинают присылать сюда родне проститутки, мардикеры и остальные идет семье чистоганом, так как весь ввоз товаров без которых прожить невозможно ею контролируется. Нет никакого национализма, есть цинизм, наглость и бездонная кишка семейки! И пока они у руля, Ташкент будет все менее и менее населен. Весной был в Алматы, там теперь проживает 1,3 миллиона человек, а впечатление что народа как селедки в банке, а в Ташменте если осталось пол миллиона — то это еще много, нет людей ни на базарах, ни на улицах! Так что нет в Чечмекии никакой политики , есть только наглый циничный режим! Почему Чечмекия — да не было никогда никакого Узбекистана в природе, его создал Сталин, а этого ублюдка мир за человека давно перестал воспринимать, так какого ляда узбеки должны жить в стране по сталинским названием?
    Лично Я как был гражданином СССР, так им и остаюсь!
    Маратака.

      [Цитировать]

  • Марат:

    Интеллигентные люди, инженеры, да еще и с прекрасным советским образованием, должны делать все от них зависящее, чтобы не было соблазна политикам цепляться зубами за высшие должности государства. Я создал и строю альтернативную энергетику для народа и обещаю что через пару тройку лет, покупать ископаемое топливо станет и не выгодно и не престижно, а это одна из основных статей дохода политиков всего постсоветского кагала.
    А лет через десять я просто уверен политиков вышвырнут из всех государств вообще, а всю власть над народами передадут компьютерам. Машина не ворует и не лжет, как народ запрограммирует, то в итоге и получит. Коммунизм возможен только в купе с интернетом, программным обеспечением и волей обычных граждан.

      [Цитировать]

  • ильсур:

    я по нац татарин родился и живу в Узбекистане никто не куда не гонит, дай Аллах этой стране процветания

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.