#нетвойне
#bizgatozahavokerak

Татары Узбекистана Разное

Недавно на одном из татарских сайтов пришлось прочитать статью, о том, что из Узбекистана татар сегодня просто выдавливают.

Я живу в Узбекистане практически всю жизнь, исключая годы учебы в академии в Москве и службу в армии в Московском округе, хотя я сам родился в Самаре.

Написать данную статью меня заставляет мысль о том, что здесь еще проживают и будут жить еще долгие года тысячи татарских семей. Поэтому нужно быть очень осторожным в оценках и высказываниях, и , прежде всего, не терять объективность и чувства меры.
Принятая программа помощи соотечественникам на ближайщие годы, принятые Россией, несомненно увеличить поток возвращенцев в Россию, ведь сейчас здесь остались практически те, кто прежде всего по материальным причинам не мог и не может это сделать самостоятельно.

Обратимся для начала к истории, как вообще оказались здесь в Узбекистане и в целом в Средней Азии , или, как прежде ее называли, Туркестане, поселения татар доходившими в отдельные периоды почти до миллиона человек?
Исторически сложилосьтак , что местом компактного проживания татар были районы Поволжья, Урала и Сибири, то есть территория непосредственно имевшая границы с Азией. Волжская Булгария (Х-Х1У вв.), имела дипломатические и торговые отношения со странами Средней Азии и особенно тесные — с Хорезмом. Эти связи укрепились в период Казанского ханства (XV — XVI вв.). После разгрома его Иваном Грозным, чтобы избежать насильственного крещения, многие татары бежали в разные края, в том числе и Среднюю Азию
Великий шелковый путь протянувшийся из Китая до Европы, и пушной путь в обратном направлении непосредственно соприкасался с землями заселенными нашими предками . Естественно,неминуемо был широкий контакт с народами имевшими общие тюркские корни и одну религию. Наиболее интенсивно шел торговый, культурный и иной обмен в период после возникновения города Оренбурга в 1743 году, который был призван стать для России ее «окном в Азию».
Российское государство, ведя имперские войны,расширяла свои границы и включала в свой состав все и новые новые народы .При этом оно не могло не считаться со сложившимися менталитетом и обычаями этих народов . Планируя расширения, пока только, торговли в Центральной Азии и далее еще южнее, вплоть до Индии, государство понимала необходимость привлечения к этому делу мусульманских народов, близких по языку к народам Востока. . Русское правительство прекрасно использовало опыт, знания и традиции татар Поволжья и Приуралья. Казанские татары издавна славились в качестве посредников в торгово-экономических отношениях с восточными народами.
К началу завоевания Туркестана Россией, т.е. к 1865 г., здесь проживало до 5 тысяч татар. Особенно увеличивается количество татар после завоевания Туркестана- многие татары едут учиться в знаменитые медресе в Бухару, Самарканд и Хиву.
А вот тут начинается период, который практически не освещается историками Узбекистана и который ну никак не хотят признавать! К концу XIX и началу. XX веков многие татарские просветители, деятели культуры, полиграфии, литературы и театра, впитавшие в себя передовые достижения восточно-мусульманской и европейской культур, начинают выступать, по словам В. В. Бартольд, в роли просветителей своих туркестанских единоверцев. Джадиды открыли десятки светских школ, в которых учились местные и татарские дети.
Неоценима роль татар в развитии типографий и печатного дела. В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. Религиозные книги для коренного населения начали печатать в 13 типографиях России, восемь из которых были расположены на Средней Волге, в основном в Казани.. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках Туркестана также печатались в Казани . И сами первые типографии в Узбекистане также были привезены и установлены из Казани и на которых , в основном , работали татары.
Большую часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников в Туркестане составляли татары.Если сказать обобщенно, то в последней четверти XIX века татары в Туркестане были в основном торговцами, ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями.
Большой приток татар в Туркестан характеризуется в 20-30 годах прошлого столетия причина которого голод в Поволжье, массовое раскулачивание начавшееся в СССР. Дальнейший приток пришелся на годы войны и послевоенные годы.
Я сам прекрасно помню пятидесятые-шестидесятые годы, когда шла волна беспаспортников из сельской местности Татарстана. Устраивались они здесь на работы не пользующихся спросом местного населения. Вагоновожатые, кондуктора, строительные рабочие, работы требующие тяжелого физического труда и так далее и так далее. Последний всплеск приезда не только татарского, но и в общем европейского населения, пришелся на Ташкентское землятресение 1966 года.
В 70-е годы происходит перелом в миграционных процессах. Начинается постепенный, но все более увеличивающийся отток русскоязычного населения на прежние места проживания и историческую родину. Это связано не только с ностальгией по прежнему месту жительства, но и с рядом социально-экономических причин. Это, прежде всего, возросшая конкуренция за рабочие места со стороны быстро растущего коренного населения, а также возврастающий национализм местного населения. В конце 60 годов происходят несколько антирусских выступлений, никогда и негде не освещенных. Возрастает бытовой национализм.
Приходят годы горбачевской перестройки. В 1989 году происходят известные Ферганские события и вот начинается уже массовый исход русскоязычного населения.
Крымские татары уезжают в Крым, евреи в Израиль и США. На сегодняшний день, к примеру, в Узбекистане практически не осталось бухарских евреев., которые составляли большие колонии в Бухаре, Самарканде, городах Ферганской долины и которых с полным основанием можно назвать коренным народом- они жили здесь с незапамятных времен, намного раньше русских и татар. Первые годы независимости Узбекистана самые тяжелые времена для русскоязычных. Лозунги: ”русские в Рязань, татары в Казань” стали повседневными.
Многие местные жители перестали “понимать” по русски. Происходили закономерные процессы по введению государственного языка- в советское время доходило до маразма на собраниях с участием до 99 процентов узбеков все речи и доклады шли на русском языке. Переименовались старые названия улиц, площадей, сокращались передачи на телевидении на русском языке.- все это понятно и законно. Но стали целенаправленно сокращать специалистов и управленцев европейцев . В вузах сокращался прием в европейские группы На сегодняшний день в Правительстве республики, к примеру, почти нет европейцев, аналогично и в министерствах и ведомствах и других органах управления.
Проблематичным стало устроиться на так называемые престижные работы связанные с госорганами, правоохранительные, прокурорские должности. В учебных заведениях, больницах и поликлиниках, учреждениях почти не остались квалифицированных специалистов, которые в прежние годы отождествлялись с европейским происхождением. Все эти должности занимают сейчас почти исключительно местное население, но катастрофически возросло взятночество, поборы и вымогательства, служебные проступки и , самое главное, квалификационный уровень скатился резко вниз.
Но, парадокс ! Практически исчезли проявления бытового национализма, лозунги 90 годов напрочь забыты..
Сложилось так, что приезжие переселенцы-татары селились,если взять, к примеру, Ташкент, в старогородской части города, где проживали узбеки. Русские старались поселиться и жили в., так называемом, “ новом городе”. Так это совместное проживание татар и узбеков взаимно обогащало эти два тюркские народы и узбеки были всегда более терпимы к татарам.
В памяти старого поколения узбекского народа, наверняка не исчезла , хотя и тайное, признание той определенной исторической роли татар в развитии Туркестана, хотя я уже говорил выше, они официально или при разговорах никогда не говорят про это.
Прекрасный народ, трудолюбивый, гостеприемный, хлебосольный. Можно еще много говорить о положительных чертах узбекского народа и все это заслуженно и правда !
Но нет идеальных людей, тем более народов. Суровая действительность рыночных отношений, объективно складывающая политическая, экономическая, эколого-демографическая обстановка не дает никаких иллюзий в будущем европейского, в том числе и татарского населения Узбекистана. Колоссальный , по сравнению с другими республиками бывшего Союза , прирост населения, нерешенные и крайне конфликтные в решении земельные отношения, массовая безработица, всячески здесь скрывающаяся, потеря промышленного потенциала и массовый отток рабочего класса делает рост в ближайшие годы промышленного производства малоперспективным.
Все население страны занято куплей-продажей, никто не интересуется материальным производством, скоро просто некому будет вставать за станки- не престижно и не денежно..
Практически все предприятия республики выпускают продукцию крайне низкого качества: если пекут хлеб,, то через сутки он зачерствевает, если выпускают конфеты, то по сравнению с казахстанскими, украинскими, российскими их можно так назвать только условно . Аналогично и с промышленными товарами, качество которых не сопоставимо с завозимыми товарами
Большая часть населения республики это молодежь до 20 лет, которой , кроме торговли частного извоза, нечем заняться. Если открыть границы для свободного вхождения товаров извне при нынешней ситуации, то экономику ждет коллапс. К сожалению, и в противном случае следует ожидать того же результата. Экономическая политика государства плюс правовой беспредел и разнузданная коррупция на всех этапах жизни привела к этой закономерной ситуация.
Десятки тысяч узбеков уезжает из республики, кто на заработки а кто и навсегда. Что же делать татарам ? Но я категорически против интерпретации того, что узбеки вытесняют татар. Нет, это делают крайне жестокие обстоятельства сегодняшеного дня !
Я , лично прогнозирую, что исход татар, как и всего европейского населения, будет все продолжаться и продолжаться, это объективно, но ждут ли их в России, вот вопрос?
В связи с принятием мер по возвращению соотечественников из стран ближнего зарубежья национальным республикам России, и в первую очередь Татарстану, следует добиться квот и ресурсов для обеспечения ежегодного возвращения татар. Меры материальной поддержки возвращенцев при их мизерности все равно лучше, чем ничего.Можете не сомневаться, те кто решится вернуться на историческую Родину не из самых худших-они не заражены в той степени что в России алкоголизмом, наркоманией. Это те кто привык хорошо работать.Учитывая, что Ислам пустил здесь более крепкие корни и их духовный мир богаче.

Равиль Зиганшин

19 комментариев

  • Фото аватара Adele:

    Согласна! Я тоже особого вытеснения со стороны населения не вижу!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Rustam:

    >Если открыть границы для свободного вхождения товаров извне при нынешней ситуации, то экономику ждет коллапс.

    — В этом случае экономику ждёт рассвет!

    >Но я категорически против интерпретации того, что узбеки вытесняют татар.

    Не надо быть таким категоричным.

    >Согласна! Я тоже особого вытеснения со стороны населения не вижу!
    Особого не видите, а какое вытеснение видите?

    Статья интресная, концовка очень осторожная, понятно, вам ведь ещё жить здесь…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ruslan:

    Вопросы понятий: смотря что считать вытеснением. Одному и взгляда недоброжелательного достаточно, чтобы считать, что его выгоняют. Другого — палкой гони, будет считать, что шутят.
    У меня за 25 лет проживания в Ташкенте (в узбекской махалле, с неузбекской внешностью) было только две реплики «убирайся свой Россия». Обе — в 1993-94-м годах. Сейчас я в России. В Москве за 5 лет как минимум раз 20 был свидетелем явно националистических сцен, когда местные наезжали на «нерусских» (кстати, случаев «русофобии», о которой часто пишут в соответствующих изданиях, не видел ни разу). Поэтому согласен с Равиль-абый — считать, что татар (или другие некоренные национальности) вытесняют из Ташкента неправильно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Муса:

    Везде, вообще-то, сейчас татарам нелегко. А ведь татары и в Tвропе и в Азии живут у себя дома — при том издревле. Поэтому нам надо «познать самого себя и быть самим собой», а не «казанской сиротой»:
    «Еще и в конце XVIII века Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи от Москвы до Астрахани, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». Соответственно, вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу». См. сайт «Татары Евразии (подлинная история)»: http://tartareurasia.ucoz.com/

    Уточню, там статья «в тему» как раз, называется «Триединое наследие наших Предков», здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2

    Рахмат игътибарыгызга, миллэттэшляр!

      [Цитировать]

  • Фото аватара узбек:

    Один старый дедушка жил в нашей махалле.. давно в середине 70-х. ему и тогда уже лет 80 было.. Мы иногда к нему в сад лазили за фруктами.. когда он ругал кого-то за эти дела, то любимая фраза его была, » ты, что, самарский?».. почему так?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Энвер:

      Уважаемый Узбек! Насколько я знаю, кликуха «самарский» в значении «воришка» возникла в период массового притока голодающих из Поволжья. Множество беспризорников, обездоленных, истощенных людей без средств к существованию — невозможно было сразу найти работу, пропитание. Естественно, возникло воровство в ранее небывалых масштабах. Голод в России 1921—1922 (более известный как Голод в Поволжье 1921—1922 годов) — массовый голод в советских республиках РСФСР. Известен как «голод в Поволжье», в связи с тем, что регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово.
      По этой причине в Ср.Азии многие называли голодающих «самарскими».
      Некоторые подробности можно прочитать, например, здесь:
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D0%B5_1921%E2%80%941922

        [Цитировать]

  • Фото аватара Iskandar:

    Мой дед на всю Не Узбекскую (Восточную) кухню говорил » самарская еда» то же не знаю почему?

      [Цитировать]

  • Фото аватара дания:

    Живем надеждой на улучшение ситуации в республике,ведь Узбекистан-наша Родина.Во многом ситуация будет зависеть от нашей с вами активности,хорошо продуманной и мудрой.Во все тяжелые времена татары проявляли себя активной,политически грамотной нацией,толерантной и хорошо приспосабливающейся к условиям проживания.Не хватает научного подхода к решению проблем, единства и грамотных во всех отношениях лидеров.Всего наилучшего всем татарам и соотечественникам!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Бусурманин казахский:

    Татары наши братья тюрки. Что за выражение такое — вытесняют!!! Это придумали враги.
    Узбеки, казахи, татары — дети одного отца и тюркской истории.

      [Цитировать]

  • Фото аватара J Silver:

    Пусть это сами татары решают — а то больно много в родню голодранцев набивается…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ринат:

    Ну татар везде полно. Где ваша Родина? По истории Южная Монголия. На Кавказ в роде не пустили. Из Казахстана уезжают. В Башкирии татар просто презирают. Причина — вовремя башкирских восстаний против русской колонизации они воевали с башкирскими женщинами и детьми. Искусственно создали Татарстан большевики в отместку Заки Валиди, но он маленький по размерам. В принципе можно попросить чтобы создали типа Еврейской авт. область где нибудь рядом с Монголией.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Руслан:

      Я так понял это недовольный башкирин написал.Сказку придумал про детей и женщин. Вы то сами от татар произошли, слабое звено. Историю почитай.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Марат:

    Причем в Чечмекии нация?
    Татарин, русский, еврей, узбек, все мы как ни старайся заработаем только сумы! А семье нужны баксы, вот ми выжимают всех, кого в проститутки по всему миру, кого в мардикеры, а многих кто поумнее в чиновники и менеджеры, лишь бы за границу где платят валютой! А 80% того что потом начинают присылать сюда родне проститутки, мардикеры и остальные идет семье чистоганом, так как весь ввоз товаров без которых прожить невозможно ею контролируется. Нет никакого национализма, есть цинизм, наглость и бездонная кишка семейки! И пока они у руля, Ташкент будет все менее и менее населен. Весной был в Алматы, там теперь проживает 1,3 миллиона человек, а впечатление что народа как селедки в банке, а в Ташменте если осталось пол миллиона — то это еще много, нет людей ни на базарах, ни на улицах! Так что нет в Чечмекии никакой политики , есть только наглый циничный режим! Почему Чечмекия — да не было никогда никакого Узбекистана в природе, его создал Сталин, а этого ублюдка мир за человека давно перестал воспринимать, так какого ляда узбеки должны жить в стране по сталинским названием?
    Лично Я как был гражданином СССР, так им и остаюсь!
    Маратака.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Марат:

    Интеллигентные люди, инженеры, да еще и с прекрасным советским образованием, должны делать все от них зависящее, чтобы не было соблазна политикам цепляться зубами за высшие должности государства. Я создал и строю альтернативную энергетику для народа и обещаю что через пару тройку лет, покупать ископаемое топливо станет и не выгодно и не престижно, а это одна из основных статей дохода политиков всего постсоветского кагала.
    А лет через десять я просто уверен политиков вышвырнут из всех государств вообще, а всю власть над народами передадут компьютерам. Машина не ворует и не лжет, как народ запрограммирует, то в итоге и получит. Коммунизм возможен только в купе с интернетом, программным обеспечением и волей обычных граждан.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ильсур:

    я по нац татарин родился и живу в Узбекистане никто не куда не гонит, дай Аллах этой стране процветания

      [Цитировать]

    • Фото аватара Фахим Ильясов:

      Молодец Ильсур! Правильно написал. Узбеки — самый миролюбивый, гостеприимный, богобоязненный и милосердный народ!!!

        [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Чушь какая!!! Возмущению нет предела…
    Кругом живут татары в надцатом поколении. Какая Казань? Какая Башкирия?
    Да, в 90ые крымские татары двинулись в Крым. Мои соседи туда переехали. Но например, в районе завода, который в начале Юнусабада, где крымские татары жили со времён переселения, до сих пор семьями живут.
    И про то что их притесняют враньё. Ежегодно вон в Ташкенте «Сабантуи». И сейчас аж из Алабуги чего-то там сюда собираются переводит.
    И это самое, насчёт не могут карьеру сделать враньё. Кто там главный редактор или ещё кто был на телеканале про туризм? Тухватуллина.
    Лет 15-20 назад у меня знакомы был, дедушка, Равиль Биктагиров, если не ошибаюсь. Работал в «Правде» при СССР. Потом тут остался. Жил в районе ЦУМа. Пил правда.

    Куча актрис татарок у нас в театрах и кино. И вообще, у меня с детства были знакомые татары, башкиры. С годами конечно всё больще татарки :)

    Хотя вот, один из первых узбекских альпинистов (первый был Рустам Раджапов) совершивших восхождение на Эверест был татарин. Сервер Джепаров (футболист сборной Узбекистана), Джамалиддин Абдужапаров (мой отец в своё время его знал, всемирно известный шоссейный велогонщик, неоднократный участник Велогонки мира, Джироди Италия и так далее), Ильяс Зейтуллаев (родом из Ангрена, тоже футболист сборной Узбекистана, играл в итальянской серии А, ныне тренер одного из клубов высшего дивизиона узбекской футбольной лиги)… И так далее и тому подобное, тут у нас столько знаменитых татар что всех за раз вот так и не вспомнишь сразу, чтобы кого не обидеть.

    Справочная информация о татарах Республики Узбекистан
    18 октября 2018 г., четверг

    Численность татар Узбекистана по переписи 1989 года составила 2,4% или 467 829 человек, при общей численности населения Узбекистана 19 492,8 человек. Численность татар Ташкента по данным Госкомстата РУз в 2000 году составила 324 080 человек, что составило примерно 1,33% от общего числа населения. Анализируя данные статистики, средний процент численности татар к общему числу населения составляет стабильно 1%.

    Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи.

    Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Татарская молодежь приезжала на учебу в престижные духовные центры – медресе Бухары и Самарканда.
    В качестве постоянных жителей татары поселились на территории современного Узбекистана в конце XVIII века. Самая большая татарская община – аул Ногай-Курган возник на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента. Ныне татарский аул — это махалля «Ногай-Курган» Сергелийского района города Ташкента. В настоящее время в махалле имеется полтора десятка улиц и переулков, где проживают более 6,5 тысяч жителей. На сегодняшний день махалля Ногай-Курган, единственный аул, представляющий своеобразный феномен, где совместно живут татары и узбеки более двухсот лет, сохраняя при этом свой язык, традиции и обычаи, поддерживая связь с исторической родиной. В ауле Ногай-Курган родился и жил известный певец, организатор и ведущий многих узбекистанских сабантуев – заслуженный работник культуры Республики Татарстан Вилли Ахмадеев (1941-1996).

    В целях изучения древней истории Узбекистана, его богатого культурно-этнического многообразия Татарский общественный культурно-просветительный центр города Ташкента (ТОКПЦ) регулярно проводит экскурсии молодёжи и взрослых в Ногай-Курган. Татары, соприкоснувшись с историей аула-махалли, становятся духовно богаче. Махаллинский комитет Ногай-Кургана вместе с активистами стремится сделать её более благоустроенной и комфортной, с современной инфраструктурой и самое главное — устремлённой в будущее. Примечателен и такой факт, в 2010 году, участвуя в смотре-конкурсе на звание «лучшей махалли», Ногай-Курган занял 1 место в районе и 3-е по городу Ташкенту.

    В 1870-х годах в Ташкенте образовалась Татарская слобода — махалля. Улица вдоль арыка Анхор получила название «Татарская» (ныне улица Тураба Тулы). Во второй половине XIX века в Ташкенте уже действовали татарские мактабы, медресе, соборные мечети. Плодотворным было влияние татарской интеллигенции на развитие образования, литературы, изобразительного искусства и театра Туркестана. В те времена были открыты десятки прогрессивных (джадидских) школ.

    Ежегодно в Узбекистане 27 июня отмечается День печати, в честь выхода 14 июня в 1906 года в свет первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»). Главным редактором этой газеты был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов.

    После событий 1917 года присутствие татарской культуры в Средней Азии также было заметно. В 1920-х годах здесь печатались несколько газет, журналов на татарском языке, существовали национальные библиотеки и клубы, профессиональные татарские театры, в Ташкенте действовал Татарский Институт Просвещения, который готовил учителей для татарских школ. В этот период в писательской организации Узбекистана существовала татарская секция, в которую входили несколько десятков писателей. В последующие годы в крае функционировали 17 национальных школ, дошкольные заведения, библиотеки.

    В годы Второй мировой войны татары плечом к плечу с другими народами встали на защиту страны от агрессии. 18 героев Советского Союза и 5 кавалеров ордена «Слава» были татарами-узбекистанцами, воевавшими с фашистами. Тысячи татар-фронтовиков и труженики тыла были награждены орденами и медалями.

    В последней четверти прошлого столетия две трети всех татар Среднеазиатского региона проживало в Узбекистане, многие из которых в Ташкентской области. Причем большинство из них предпочитало размещаться в городах или поселках городского типа. Эта особенность татарской диаспоры сохраняется и по сегодняшний день.
    В 1990 году в Узбекистане были созданы: Татарский общественный культурно-просветительный центр (ТОКПЦ) в Ташкенте и татарские национально-культурные объединения в городах Бухара, Джизак, Карши, Навои, Самарканд, Ургенч, Фергана, Янгиюль и др.

    Основным татарским общественным объединением Республики Узбекистан является Татарский общественный культурно-просветительный центр г.Ташкента (ТОКПЦ). Центр работает под руководством проректора Узбекского государственного института физической культуры Набиуллина Ришата Хисматулловича. Республиканский интернациональный культурный центр, будучи государственным органом, оказывает всемерную поддержку развитию самобытной культуре татарского народа.

    Основными областями работы ТОКПЦ г.Ташкента являются:

    литературно-историческая и редакционная деятельность;

    изучение родного языка;

    радио и телевидение;

    культурно-массовая работа среди молодежи;

    творческая культурно-массовая работа;

    благотворительная работа, включающая посещение и поздравление участников ВОВ, одиноких пожилых людей и др.

    В настоящее время, в целях поддержки самобытной культуры татарского народа, развития интереса к татарской истории и изучению языка, на волнах FM-87.90 национальной телерадиокомпании Республики Узбекистан «Ташкент» три раза в неделю во вторник, четверг и субботу в 22:30 ч. по местному времени в эфир выходит татаро-башкирская получасовая радиопередача «Бәллур Чишма». Автором и ведущей радиопередачи является заслуженный работник культуры Республики Татарстан Манняпова Райхан Яхъевна.

    В целях распространения информации о деятельности ТОКПЦ среди татарского населения и для доведения информации о жизни представителей татарских диаспор в других странах был открыт информационный портал http://www.tatarlar.uz, также ведется одноименная группа в социальной сети Facebook.com «tatarlar.uz».

    В настоящее время в Ташкенте функционируют три самостоятельных ансамбля

    Народный ансамбль «Яшьлек» под руководством Касымова Альберта Мухтаровича. Ансамбль, организованный в 1960 году энтузиастами татарской диаспоры г.Ташкента, был зарегистрирован при городском Доме культуры им. Т.Садыкова. В то время ансамбль возглавил Мансур Урмеев, который сохранил историю ансамбля. В 1989 году ансамбль «Яшьлек» получил звание Народного. На его базе существовал татарский театр, детская вокальная группа, танцевальный коллектив. В 2005 году художественным руководителем татаро-башкирского Народного ансамбля «Яшълек» стала Аглиулина-Абдурахманова Альфия Сагитовна – Заслуженный работник культуры Республики Татарстан. В 2014 года ансамбль возглавила Заслуженный артист Татарстана и Башкортостана Ф.М-А.Халдарова. В разные годы в состав «Яшълека» входили такие талантливые артисты, как заслуженная артистка Татарстана Гульзада Сафиулина, заслуженный работник культуры Узбекистана Вилли Ахмадеев, заслуженные работники культуры Татарстана Венера Латыпова и Раиса Баймурзина, а также Рауф Усманов, Альфия Шакурова, Райхан Маняпова. Ансамбль «Яшълек» и по сей день ведет активную работу по сохранению культурных традиций татарского народа, концерты которого являются источником вдохновения для татарской диаспоры.

    В 1985 году, выпускник Ташкентского института культуры, Раиса Баймурзина организовала самобытный творческий коллектив, который со временем обрел статус татаро-башкирского театра эстрады «Дуслык», обладающего национальным колоритом и широким сценическим репертуаром. В его концертных программах вокально-хореографические зарисовки, литературно-музыкальные композиции, народные и современные татарские, башкирские, русские, узбекские песни, танцы. В 1991г. «Дуслык» было присвоено звание Народного, впоследствии он стал называться творческим объединением.

    Фольклорный ансамбль «Изге Нур» основан в феврале 2013 года на базе Сергелийского отделения Татарского культурно-просветительного центра г.Ташкента. Руководитель — популярная татарская певица г. Ташкента Бухарова Марьям Шарифуловна. Коллектив ансамбля «Изге Нур» состоит из 15 человек – энтузиастов, любителей, ценителей татарского народного фольклорного творчества. Возраст участников коллектива 55-80 лет. Задачей фольклорного ансамбля «Изге Нур» является сохранение языка, культуры, традиций и обычаев татарского народа, а также просвещение народа и передача основ татарского фольклора, шедевров народной классики, народного музыкального наследия подрастающей молодежи татарской диаспоры г. Ташкента.

    С 23 октября 2010 года при ТОКПЦ г.Ташкента работает молодежное крыло – Совет татарской молодежи. Безвозмездно помогать другим – это порыв души, зов сердца. Так считают молодые активисты Татарского общественного культурно-просветительского центра г.Ташкента, регулярно организующие благотворительные проекты для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов трудового фронта, детей с особыми нуждами, пожилых людей. Активное участие молодые представители татарской диаспоры г.Ташкента принимают в организации таких крупных мероприятий, как ежегодный праздник татар и башкир Сабантуй, в концерте, посвященном Дню Независимости Республики Узбекистан и Дню Татарстана.

    Информация с сайта: http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/spravochnaya-informatsiya-o-tatarah-respubliki-uzbekistan/

    Татары Узбекистана: первые поселения, связи с Казанью и сокращение численности
    07:00, 04.01.2019

    Жизнь татарской диаспоры в одной из крупнейших стран Средней Азии. Ч. 1

    В 2018 году ИТЭР начал подготовку научно-справочного издания «Татары Узбекистана». Недавно в «Реальном времени» вышла колонка руководителя Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ Булата Хамидуллина о знаменитых представителях народа в среднеазиатской республике. В дополнение к очерку нашего колумниста ученый секретарь института Марс Хабибуллин и научный сотрудник ИТЭР Лейсан Халилова рассказывают об истории и национально-культурных объединениях татар Узбекистана.

    Две республики: новые времена

    Узбекистан — страна с многовековой историей, здесь в мире и согласии проживают представители более 100 национальностей, и каждый проживающий в республике народ вносит свой вклад в укрепление независимости государства, в развитие свободного и благополучного современного общества. 31 августа 1991 года Республика Узбекистан объявила себя суверенным государством. С первых дней образования республики одним из важнейших приоритетных направлений государственной политики является развитие культуры толерантности и гуманизма, укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания, гражданского согласия в обществе, обеспечение равных прав и возможностей для всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности и религиозных убеждений, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, любви и преданности Родине.

    В 1991 году в целях решения вопросов национально-культурного развития диаспор в Республике Узбекистан принимается закон об общественных объединениях. В 1992 году был создан Республиканский интернациональный культурный центр, выполняющий ведущую роль в сохранении и всестороннем развитии истории, культуры и духовных ценностей, традиций и обычаев всех наций, народностей и этнических диаспор Узбекистана. В 2017 году на базе этого центра в соответствии с Указом президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» был создан Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям.

    В настоящее время в Республике Узбекистан проживает одна из крупнейших зарубежных татарских диаспор — свыше 200 тысяч человек.

    В целях содействия развитию двусторонних отношений 18 февраля 1993 года между правительством Республики Татарстан и правительством Республики Узбекистан было подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве: «Учитывая традиционно дружественные отношения между народами Узбекистана и Татарстана… договаривающиеся Стороны будут содействовать контактам между их народами, развивать сотрудничество в области культуры, искусства, образования и информации, прямые связи между учебными заведениями, академическими и отраслевыми исследовательскими институтами, организациями и частными лицами, участвующими в культурной деятельности». В рамках реализации данного соглашения в Ташкенте и Казани с 1992 года созданы постоянные представительства, а также необходимые условия для их работы. В 1994 году было подписано соглашение о культурном сотрудничестве между Министерством культуры Республики Татарстан и Министерством по делам культуры Республики Узбекистан. В 1998 году во время официального визита президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева в Республику Узбекистан была достигнута договоренность о более тесном сотрудничестве в области культуры, в частности о проведении Дней культуры Татарстана в Узбекистане и Дней культуры Узбекистана в Татарстане. Также главой администрации Казани Камилем Исхаковым и хакимом Ташкента Козимом Тулягановым подписан Договор о дружбе и партнерских отношениях между двумя столицами.

    Татары Ташкента на Сабантуе. Парк им. Мирзо Улугбека, 2017 год. Фото youtube.com (опубликовано Федором Шараповым)
    От средневековья до эпохи независимости

    С Узбекистаном татар и Татарстан связывают многовековые исторические, политические, экономические, научные, культурные и иные взаимоотношения. Расселение татарского населения в пределах территории современного Узбекистана происходит в средневековье. Татары были тюркоязычными единоверцами среднеазиатских мусульман-суннитов, издавна ездившими в этот регион с торговыми караванами в качестве купцов или переводчиков. Близость языка, единая религия и общая письменность на основе арабской графики, знание обычаев, уклада жизни способствовали переселению большого количества татар в Среднюю Азию задолго до завоевания этого края Россией. Значительная часть татар прибывала в Среднюю Азию в качестве студентов медресе Бухары, Самарканда и др. городов региона, среди которых были впоследствии крупные татарские богословы и религиозные деятели: А. Курсави, Г. Курсави, Ш. Марджани, Утыз-Имяни и многие другие. Приток татар увеличился вместе с завоеванием Россией Туркестана. Вместе с русскими войсками пришли татары, служившие офицерами и солдатами, а также переводчиками. К 1865 году здесь проживало до 5 тыс. татар.

    Самая большая татарская община Ташкента, основанная выходцами из Волго-Уральского региона, возникла на рубеже XVIII—XIX веков на берегу р. Салар — селение Ногай-Курган (ныне махалля Ногай-Курган Сергелийского района). В 70-х годах XIX века в Ташкенте образовалась Татарская слобода (махалля), которая находилась вблизи Бешагачских ворот. Здесь проживало около 100 татар. Улица вдоль арыка Анхор получила название «Татарская». В целом же в Ташкенте было четыре квартала, где локально проживало татарское население: Бешагач, Шайхантахур, Себзар и Кукча. К концу XIX века самая многочисленная татарская диаспора — 6 670 человек — проживала в Намангане. Татары жили также в Асхабаде (1 161 человек), Туркестане (513), Аулие-Ата (266), Чимкенте (120). Небольшие татарские общины были в Коканде, Маргилане и Андижане. Во второй половине XIX века в городах Туркестана уже действовали татарские мектебы, медресе, соборные мечети.

    Активный рост численности татарского населения на территории Узбекистана наблюдается в советский период: в 1926 году в Узбекской ССР проживало 28 335 татар, в 1979 году — 531 205 татар. Во второй половине 1980-х годов начался активный отток татарского населения из Узбекистана, что привело к снижению доли татар в общей численности населения республики — по переписи 1989 года в Узбекистане насчитывалось 467 829 татар. Точных данных о численности татар в республике за последние три десятилетия не имеется, т. к. с 1989 года перепись населения не проводилась. Данные о численности населения фиксируются государственными органами ЗАГСа, а также Государственным центром персонализации при Кабинете министров Республики Узбекистан. По этим сведениям, численность населения республики в 2016 году составила более 32,5 млн человек, около 300 тысяч человек из них татары (0,8%).

    Неизбежным фактом современной истории является усиление процесса глобализации, который ведет к нивелированию этнического разнообразия. Национальная политика Республики Узбекистан, направленная на укрепление позиций узбекского языка, культуры и идентичности, а также культурная и религиозная близость узбеков и татар, обеспечивающая легкость перехода и смены этнической идентичности, постепенно приводят к размыванию этнических границ. Определенная часть молодых татар идентифицирует себя с татарским народом чисто номинально: они практически не владеют татарским языком, участвуют в соблюдении татарских обычаев и праздников по настоянию родителей, состоят в межэтнических браках. Тем не менее татарская диаспора в Республике Узбекистан продолжает оставаться достаточно сильной и сплоченной. Значительный вклад в консолидацию татарской диаспоры в Узбекистане, в сохранение национальной идентичности и самобытности вносят национально-культурные объединения.

    Отчетное собрание ТОКПЦ Ташкента и встреча с олимпийским чемпионом Русланом Нурудиновым. Фото с сайта представительства Татарстана в Узбекистане
    Поддерживая татарскую культуру

    На рубеже 1980—1990-х годов в республике были созданы татарские национально-культурные объединения в городах Ташкент, Алмалык, Бухара, Самарканд, Карши, Навои, Зарафшан, Янгиюль, Гулистан, Ургенч. Сегодня в республике функционируют татарские центры в городах Ташкент и Янгиюль, в Джизакской, Хорезмской, Ферганской областях, наряду с которыми работают татаро-башкирские национальные центры в Самаркандской, Бухарской, Навоийской, Кашкадарьинской областях. Деятельность центров направлена в первую очередь на сохранение и приумножение самобытной культуры, традиций, обычаев татарского народа.

    В 1990 году в Ташкенте был образован Татарский общественный культурно-просветительский центр (ТОКПЦ). В 1996 году в Ташкенте были открыты воскресная школа и детский сад с изучением татарского языка, открыта библиотека с изданиями по истории и культуре татарского народа. В 1997 году создано объединение татарских женщин «Ак калфак». Работа ТОКПЦ была представлена также деятельностью его подразделений: Совет старейшин, Театрально-драматическая группа, объединение татарских художников «Нафис». В 1990—2000 годы в Ташкенте действовало около 10-ти самостоятельных ансамблей и коллективов, охватывающих значительный слой татарского населения Ташкента (в т. ч. «Яшьлек», «Дуслык», татарская шоу-группа «Булгар», детский ансамбль «Дуслык» при музыкальной школе №3 Шайхантаурского района Ташкента).

    В настоящее время в Ташкенте работают три самостоятельных ансамбля: ансамбль «Яшьлек» (создан в 1960 году, с 1989 года народный); творческий коллектив «Дуслык» (ныне татаро-башкирский театр эстрады, основан в 1985 году, с 1991 года народный); фольклорный ансамбль «Изге нур» (с 2013 года). С 2010 года при ТОКПЦ г. Ташкента функционирует Совет татарской молодежи. Его деятельность включает проведение благотворительных акций для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов трудового фронта, детей и пожилых людей с ограниченными физическими возможностями или попавших в затруднительную жизненную ситуацию, а также участие в организации городских мероприятий. Совместно с активистами других городов Республики Узбекистан члены Совета представляют страну на Всемирном форуме татарской молодежи в Казани.

    В целях поддержки самобытной культуры татарского народа, развития интереса к татарской истории и изучению языка раз в неделю на телерадиоканале «Узбекистан» транслируется передача на татарском языке «Ягона оилада» («В единой семье»; ведущая — Рузима Хисамова), три раза в неделю на телерадиокомпании «Ташкент» в эфир выходит татаро-башкирская радиопередача «Бэллюр Чишмэ» («Хрустальный родник»; автор и ведущая — заслуженный работник культуры Республики Татарстан Райхан Манняпова).

    Действует информационный портал http://www.tatarlar.uz, а также зарегистрирована одноименная группа в социальной сети Facebook.com.

    В целях изучения древней и богатой истории Узбекистана, его богатого этнического многообразия ТОКПЦ регулярно проводит экскурсии молодежи и взрослых в татарский аул Ногай-Курган. В 2010 году в смотре-конкурсе на звание «Лучшая махалля» Ногай-Курган занял 1-е место по району и 3-е по Ташкенту.

    Встреча Рустама Минниханова с татарами Узбекистана. Ташкент, 18 октября 2018 года. Фото Марселя Бадыкшина / tatarstan.ru

    Одновременно с ташкентскими коллегами активисты и члены татарских общественных центров в городах компактного проживания татар вносят большой вклад в сохранение национальных традиций и культуры своего народа. В г. Навои функционирует татарский ансамбль «Байрам», в г. Фергана осуществляет свою деятельность ансамбль татарской песни «Кубалягем», молодежный хореографический коллектив «Шатлык», ансамбль современного танца «Иллюзия», детский клуб музыкального творчества «Звездочка» и молодежный клуб музыкального творчества «Новая звезда», в г. Ургенч организована молодежная танцевальная группа, в Самарканде действует татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Умырзая».

    Активные члены татарских центров участвуют в республиканских праздниках, а также организовывают и проводят основные национальные праздники: Навруз, День памяти и почестей, Сабантуй, День Республики Татарстан, День независимости Республики Узбекистан, День Конституции Республики Узбекистан, в т. ч. городские культурно-развлекательные мероприятия: праздники татарской национальной кухни, родного языка, народных напевов, творческие встречи, конкурсы, фестивали, выставки произведений татарских художников. Традиционно отмечаются дни памяти знаменитых татарских писателей, поэтов, видных общественных деятелей: Г. Тукая, Г. Исхаки, М. Джалиля, С. Садыковой, Р. Яхина и др. При некоторых центрах ведется кружковая работа по изучению татарского языка. В перспективных планах ТОКПЦ — организовать работу кружков по изучению татарского языка при школах во всех районах г. Ташкента. ТОКПЦ проводятся викторины среди детей на знание татарского языка, культуры, истории и традиций татарского народа.

    В то же время много внимания уделяется задачам налаживания культурного сотрудничества между регионами. Такая работа ведется ТОКПЦ в тесном сотрудничестве с Постоянным представительством Республики Татарстан в Республике Узбекистан и руководителем этой организации Рамилем Анваровичем Шакировым. Например, в 2007 году в Ташкенте состоялись гастроли Казанского театра юного зрителя, прошел Фестиваль татарской и башкирской культуры, состоялись концерты органной музыки ректора Казанской государственной консерватории профессора Р.К. Абдуллина, в 2011 году в городах Узбекистана прошли гастроли ансамбля «Казань», в 2017 году в рамках визита президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в Республику Узбекистан состоялся концерт мастеров искусств Татарстана, в 2018 году 16 октября с участием ученых и специалистов из Татарстана состоялся круглый стол, посвященный 200-летию выдающегося ученого и просветителя Шигабутдина Марджани, а 15 декабря прошла научно-практическая конференция, посвященная 26-летию Конституции Республики Узбекистан и 200-летию Шигабутдина Марджани, и т. д. Делегации из Республики Узбекистан, в т. ч. от ТОКПЦ Ташкента, принимают активное участие в работе съездов Всемирного конгресса татар.
    Марс Хабибуллин, Лейсан Халилова
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/124669-tatarskaya-diaspora-uzbekistana

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.