Традиции узбекского народа. Бешик тўй Разное

Ризо Ахмад

Рождение первенца в молодой семье – великое долгожданное событие не только для новоиспеченных папы и мамы, но и для их родственников, в первую очередь, для новых бабушек и дедушек с обеих сторон. Все начинают готовиться к первому после свадьбы большому празднеству в семье молодых – бешик тўйю (празднику колыбели).

Согласно узбекским традициям основную нагрузку в проведении бешик тўйя несут родители невесты. Они готовят для ребенка несколько комплектов одежды и обуви с расчетом их использования по назначению до наступления школьного возраста, то есть до семи лет, различные игрушки, исходя из пола ребенка, узбекскую колыбельку с убранством и украшениями, сарпо (одежду) для дочери, ее мужа, двух қудо (свата и сватьи), других близких родственников (братьев и сестер, бабушек и дедушек, дядь и теть) их зятя, а также съестные продукты для проведения застолья: рис, муку, мясо, масло и др. Готовится этот большой дастархан загодя, с момента получения известия о беременности дочери. К бешик тўйю начинает готовиться и принимающая сторона, будущие папа и мама и родители этого самого папы…

В день празднества бешик тўй в доме у жениха чисто, прибрано, уютно и празднично, готово к приходу гостей. Все по-праздничному одеты, на лицах улыбки. Мать невесты с 15 – 20 родственникамис подарками на руках приходит в новый дом своей дочери. Громогласны карнаи – сурнаи, громыхают бубны. Поднимающие бешик женщины поют алла  (колыбельную песню).

Бешик – это узбекская колыбель. Делается бешик из тутового, ивового или тополиного  дерева. Длина бешика один метр, высота – 40 – 60 сантиметров. Раскрашивается бешик естественными, природными красителями. Ребенок кладется в бешик на спину. Прижав ручонки ребенка к его тельцу, мы обвязываем тельце материей из бахмаля (бархата, плюща) и привязываем к днищу бешика. Ноги ребенка требуют такой же операции. Ребенок кладется так, чтобы его ягодицы, непокрытые материей, были устроены прямо над горшком, изготовленным из керамической глины и потому всегда теплым. При таком раскладе ребенок при позывах и выбросе кала не пачкается. К горшку подходит деревянная трубка – сумак, похожая на курительную трубку, она отведет мочу ребенка прямо в горшок. Это очень важно, ведь тельце ребенка в бешике всегда чистое и сухое. Внутри бешика предусмотрены подушечки на голову и ноги ребенка тоже из бархатной материи, впитывающей пот и влагу. Нижняя часть бешика изготовлена в виде полукруглых полозьев, позволяющих ненамного, но плавно раскачивать люльку. Верхняя часть похожа на два купола, достаточно высоких от основания, где лежит ребенок, чтобы при покрытии  этих куполов плотной  тканью в люльке оставалось много воздуха для дыхания ребенка. В летнее время поверх бешика накидывается легкая декоративная ткань – покрывало, зимой – бархатное одельце. Сумак (трубочка для отвода мочи) бывает двух видов соответственно полу младенца. Ковуз (матрас), постеленный в бешик, набивается шелухой проса, чтобы тело не прилипало к матрасу и двигалось свободно.

Узбекские алла призваны успокоить, усыпить ребенка простыми незамысловатыми напевами матери под ритм раскачивающегося из стороны в сторону бешика. В этих алла показывается вся любовь матери к ее солнышку, высказываются все мечты и надежды, связанные с его будущей жизнью, великие пожелания и прекрасные переживания. Алла – произведения народного творчества. Их специально никто из поэтов не создает. А создают их матери: при однотипности общеизвестной музыкальной мелодии, слова у каждой матери свои.

Подарки ребенку и бешик вручаются матери и бабущке ребенка. Если первенец – мальчик среди подарков имеется и деревянный конь на полозьях, а если девочка – среди прочих большой игрушечный дом, где внутри видна вся игрушечная мебель, кухонная утварь, спальные принадлежности и одежда для кукол. Обе стороны, и гости, и встречающие обнимаются и целуются, поздравляют друг друга со столь знаменательным событием – рождением ребенка, говорят длиннющие приятности. Хозяйка дома – бабушка первенца осыпает гостей сладостями. Тут уж раздолье детворе, расталкивающей соперников и собирающих кто быстрее и больше. Все  приглашаются за дастархан, звучит долгая молитва во здравие ребенка. Взрослые женщины удаляются на время во внутренние покои, чтобы в торжественной обстановке научить молодую мать, как обращаться с бешиком с соблюдением всех примет, как связывать и развязывать ребенка (в принципе она это знает, но ритуал надо соблюсти). Бешик в середине комнаты. Все принесенные украшения, колокольчики, звоночки, амулеты, бусы и ожерелья  надеваются на остов бешика. На бешик надеваются покрывала, подушечки и горшок ставятся вовнутрь на место. Со стороны головы младенца под низом бешика кладется крупная луковица и маленький камень – булыжник. Это чтобы отвадить  нечистую силу и злых духов. Затем в трех местах у головы ребенка, его ног и и посередине бешика кладутся клочья хлопковой ваты, они поджигаются и, не дав им разгореться, быстро тушатся. Это тоже от суеверия, что бешик может загореться, не дай бог, но должен быть сразу потушен ангелами, которые здесь присутствуют и, посмотрев, как тушат, научились тоже.Бабушка, принесшая бешик, берет малыша на руки, высоко поднимает его и поет:

Этот ребенок – жизнь моя,
Выше меня, выше меня.
Дал бог для любви,
В золотую люльку теперь войди.

Затем специально неправильно кладет ребенка и спрашивает: “Так будем класть?”. Все: “Нет, нет!”. Затем опять неправильно: “А так?” В ответ: “Нет, нет!” Только на третий раз всё делактся правильно с тем же вопросом. Все: “Да, да!” ребенок кладется вовнутрь люльки и нежно завязывается. Развязывается и опять завязывается, и так несколько раз, чтобы мама научилась справляться без ошибок, которые могут вызвать травмы, дискомфорт у ребенка.

Поется песня:

Уйди, уйди, баба,
Пришел хозяин, баба,
Услышал крик, не бойся,
Услышал гав, не бойся,
Услышал мяу, не бойся.

Во время пения, именно сейчас начинают разбиваться грецкие орехи и сыпаться на бешик. Тут также примета: чтобы ребенок в бешике не  пугался: что это там шумит, а потом на него сыплется?, и чтобы в будущем был плодовит. В конце заносится  горящий исирик (гармала) для ритуального окуривания, благоуханий и от сглаза. Занесшая исирик женщина поет заговор:

Исирик, исирик,
Пусть горит исирик,
Ребенку от сглазу,
Врагам на беду.

Под алла укладывают малыша в люльку. Застолье проходит весело, живо, под мелодии, песни и танцы, с веселой беседой и шутками. В конце застолья каждая гостья может пройти к бешику с ребенком и матерью, чтобы подарить свой, особый подарок или просто поздравить маму, сказать приятное. Сторона жениха одаривает дорогих гостей подарками сарпо. Это делается в торжественной,  полуофициальной обстановке с называнием имени гостьи. С несколькими почтенными фразами о ней бабушка ребенка знакомит публику с нею и вручает ей подарки или надевает сарпо.

Да, я же, любимые мои, вам главного чуть не забыл сказать: важной особенностью бешик туйя является то, что в нем мужчины не участвуют. Их вообще в доме немногочисленное количество и все в качестве помощников, не участвующих в застолье: кто готовит еду, кто кипятит воду в большом самоваре, а кто поет песни и играет на музыкальных инструментах.Счастья и здоровья младенцу пожелаем и мы. Чтобы вырос всем на радость.

Фото отсюда http://savay59.blogspot.com/2013/04/x.html

5 комментариев

  • lvt:

    Такой рассказ украсили бы хорошие иллюстрации (изображение отдельных моментов этого праздника). Впрочем, других статей из этнографического цикла это тоже касается.

      [Цитировать]

  • Александр:

    Недавно в интернете писали про ужасный случай, когда ребенок лежал в бешике, естественно закрепленный, чтобы не перевернуться, стал кашлять, потом случилось непредвиденное, захлебнулся своей рвотой. А мать, не зная что делать, позвонила мужу и сидела его ждала, затем они поехали в поликлинику, а только потом в больницу, где им констатировали гибель ребеночка(

      [Цитировать]

  • Светлана:

    Интересно. А сейчас, в современных узбекских семьях, держат ребёнка в бешике?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.