Чета Ершов-Акимова История Старые фото Ташкентцы

Опубликовала Лидия Козлова

Не может быть, чтобы четы Ершов-Акимова не было на легендарной фотографии -групповом портрете преподавателей консерватории. Однако Ивана Ершова я не нахожу. Но София Владимировна -вот она! В 1-ом ряду, и даже чуточку впереди шеренги, как и положено известной певице, солистке Мариинской оперы и супруге Народного Арт. СССР Ивана Ершова. Раньше мы принимали её за Ольгу Форш. Версия интересная, но всё-таки это Акимова -Ершова. Патриархи, столпы, светила Мариинской сцены и Ленинградской Консерватории!!! Написано об этих незаурядных людях много и интересно, поэтому я ограничусь краткой справкой.

Иван Васильевич Ершов и Софья Владимировна Акимова — Ершова в годы эвакуации в Ташкенте. 1942г. Фотография из архива внучки Ершовых, К.И.Кривошеиной (Ершовой).
ee1

ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943) – русский и советский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В Петербургскую консерваторию поступил в1888, окончил в 1893. В 1895 был принят в труппу Мариинского театра, на сцене которого пел до 1929.

Профессор Ленинградской государственной консерватории, народный артист СССР Иван Васильевич Ершов на отдыхе в санатории.  Дата съемки июль 1940 г.
ee2

Был одним из крупнейших мастеров русского вокально-сценического искусства, одним из выдающихся исполнителей партий в операх Р. Вагнера и в произведениях русских композиторов. Его своеобразный по тембру голос отличался редкой силой и широтой диапазона, огромное значение он придавал отчётливости дикции, выразительности декламации, а также гриму, костюму, мимике, пластичности движений. Был замечательным камерным певцом и педагогом (с 1916 профессор Ленинградской консерватории). И безусловно, талантливым актёром!
АКИМОВА, Софья Владимировна (1887-1971) — русская советская артистка оперы (сопрано), педагог. Заслуженная артистка Узбекской ССР (1944). Член КПСС с 1945. Супруга и партнёр по сцене народного артиста СССР, оперного певца и педагога Ивана Васильевича Ершова. В 1909 окончила Лейпцигскую консерваторию по классу фп. К. Вендлинга. Пению обучалась в Петербурге у М. А. Славиной, брала также уроки у С. М. Мирович. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1913. В 1913 — 29 — солистка Мариинского театра. Считалась лучшей исполнительницей партий в произведениях Вагнера. Выступала в концертах. С 1919 по 1951г. преподавала в Ленинградской консерватории (с 1939 профессор).

Страница из книги С.В.Акимовой «Воспоминания певицы».
ee3

Вот что пишет в своих воспоминаниях София Владимировна:
«Объявленная в августе 1941 года эвакуация Ленинградской консерватории в Среднюю Азию застала Ивана Васильевича душевно врасплох. Крайне трудно было ему решиться покинуть любимый город, где прошла вся его жизнь в искусстве. Он не допускал мысли о возможной сдаче Ленинграда врагу.

ee4

Несмотря на свои семьдесят четыре года, Иван Васильевич первый год жизни и работы в Ташкенте был, как всегда, в привычном для себя высоком тонусе. Великие трудности, сложившиеся на фронтах войны, отнюдь не поколебали его веры в грядущую победу.
Осенью следующего года Ивану Васильевичу пришлось перенести, хоть и без особых осложнений, свирепствовавший в то время в Ташкенте брюшной тиф. Вскоре после выздоровления он был готов вернуться к занятиям со студентами, но его убедили с этим не торопиться.

Софья Владимировна Акимова, русская и советская певица. Фотография сделана до 1961г.
ee5

Радостная весть о полном разгроме гитлеровцев в Сталинграде зародила в душе Ивана Васильевича надежду на возможность скорого возвращения консерватории в родной город. Каждый уходящий день он с особенной радостью отчеркивал на табель календаре, висевшем на стене у его кровати!…»

http://www.belousenko.com/boo…/art/ershov/ershov_akimova.htm

В свои 74 года Иван Васильевич сохранял непосредственность талантливого артиста, живую трепетную душу творческого человека и богатство профессионального опыта. Галина Козловская писала, что в Ташкенте на премьеру оперы «Улугбек» пришел, «как это часто бывало, знаменитый ленинградский тенор Ершов, исполнитель вагнеровских партий и лучший в России Гришка Кутерьма в «Китеже». Гуляя в антракте с Алексеем Федоровичем по переполненному публикой фойе, он вдруг сказал: «А каватину вашего китайского посла я бы спел вот так…» Остановился и в полный голос спел каватину без слов, до конца, не видя и не замечая никого».

http://magazines.russ.ru/arion/1997/4/81-pr.html

Народный артист СССР Иван Васильевич Ершов.Портрет. Дата съемки 3 декабря 1938.  Место съемки Ленинград.
ee8

И снова вспоминает София Владимировна:«Весной 1943 года консерватория отмечала восьмидесятилетие своего существования. Иван Васильевич нашел в себе еще достаточно сил, чтобы решиться публично выступить на торжественном заседании художественного совета с воспоминаниями об Антоне Рубинштейне.
Кто мог знать тогда, что с именем этого выдающегося пианиста («божества» — как всегда восторженно величал его Иван Васильевич) будет связано не только начало, но и конец жизни артиста.
С лета того же года Иван Васильевич стал катастрофически худеть. Хроническая болезнь подтачивала остаток его сил. Наружно он не выказывал нам особой тревоги о своем здоровье, но чаще и чаще клонился к кровати. Однажды, как бы случайно, взял с меня клятву, что, в случае его смерти в Ташкенте, я перевезу его прах в Ленинград.
Осенью, вернувшись как-то с обычной прогулки и опершись у порога комнаты на любимую им самодельную можжевеловую палку, он сказал мне: «Вот, Филенька, трудно стало мне вот так (на миг он широко развернул плечи и грудь, закинув вверх голову) — по-обычному держать себя в ходьбе. Это меня уже утомляет…» С того дня Иван Васильевич из дому больше не выходил.
В своей комнате он был окружен книгами и купленными им в Ташкенте репродукциями с портретов чтимых им писателей и композиторов: Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского. У изголовья кровати висел портретик его матери Марии Степановны, а вдоль постели на стене суровый холст с его «Пророком».
Недели за три до смерти Иван Васильевич посвятил меня в то, что в сберкассе в Ленинграде находится его завещание, по которому он свои денежные сбережения определил поровну для нуждающихся студентов вокального факультета консерватории и для семьи.
На перечеркнутом им самим 14 ноября календаре прекратились и «устремления» Ивана Васильевича…
Через неделю его не стало».

*  *  *  *  *

Андрей Слоним‎:
Отлично, что Лидия Козлова внятно и ёмко вспомнила и о И.В.Ершове, и о С.В.Акимовой. Еще раз, спасибо тебе, Лида! Эти замечательные творцы и люди жили в Ташкенте в годы войны, а Иван Васильевич, волею судеб, — закончил свои земные дни на земле Узбекистана. Мой дед — известный медик Моисей Ильич Слоним — регулярно консультировал великого певца в последние годы его жизни, и много рассказывал о его выдающемся интеллекте, утонченности мировосприятия, и, конечно, об особой ироничности его мышления.. Так, глядя на кожу своих красивых рук и отметив изменения, свойственные его весьма преклонному возрасту, Иван Васильевич говорил с досадой: «Проклятый материал, — износился!

Великий певец-актер, мастер глубинной психологии всех созданных им образов (вполне сопоставимый с уровнем и творческим своеобразием великого Ф.И.Шаляпина!), замечательный педагог, научивший жить в законах музыкальной драматургии многих и многих больших мастеров оперы — Ершов неразрывно связан и с культурным пластом Узбекистана военных лет — ведь он и здесь у нас, до конца своих дней, — продолжал заниматься и со студентами, и с молодыми певцами, успев дать им весьма многое даже в столь непростой и для всех, и для себя период жизни.

Его супруга С.В. Акимова была выдающимся педагогом, множившим традиции И.В.Ерщова и в своей практике работы с певцами, и из ее класса вышло немало будущих мастеров оперного исполнительства. Так, снова в истории Узбекистана переплелись могучие ветви великих культур и традиций — и мы должны помнить это и отдавать этому должное…

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.