Космическая лаборатория на Ил-76 Старые фото
Пишет Радик Газиев.
В 1977 году, ровно 35 лет тому назад, взлетел первый самолет Ил-76К, модификация самолета Ил-76, спроектированная в нашем КБ и построенная на ТАПОиЧ, для контроля приборов и испытания космонавтов в режиме невесомости. В течении последующих 10 лет, производством завода, с улучшением конструкции планера и салона для космонавтов, было собрано еще 5 самолетов лабораторий с марками, начиная с Ил-76К и кончая Ил-76МДК. Трудности в проектировании и производстве самолета заключались в том , что все системы самолета (гидравлика, маслянная, топливная система и т.д.) должны были работать в режиме невесомости. Вначале на хвосте самолета в большом контейнере разместили противоштопорный парашют, который мог предотвратить падение самолета, весом, почти, в 200 т., в неуправляемый штопор при эволюции самолета, на последующих самолетах отказались, убедившись в надежности самолета. Режим невесомости получался при крутом наборе высоты в 500 м., на высоте 6 км., затем резкий переход в пике, под углом 40 град., и затем, при необходимости, повторение, до 20 раз за день полета. В течении 20-22 сек., на вершине горки возникал момент невесомости, в это время группа космонавтов парила в салоне или выполняла упражнения. Самолет при эволюции подвергался значительным перегрузкам и, несмотря на усиление крыла и оперения, ресурс его конструкции уменьшался более чем в 10 раз, а после, 120 с лишним, горок, самолет подвергался утилизации.
Однако, самолет — лаборатория, Ил-76МДК, смог воспитать свыше 100 космонавтов в СССР и России, а также, из ряда зарубежных стран запада и востока, причем, как считают нынешние экономисты, обучение и полет космонавта в космос оценивается в 20 млн. долл. Для нас конструкторов эти 10 лет, можно сказать, были золотыми, заполненными яркими событиями. К нам зачастили космонавты, курирующие проектирование и строительство, а также просто космонавты-гости, пожелавшие увидеть г. Ташкент. Мы часто ездили в Звездный городок, где свободно посещали испытательный центр, музей Ю. Гагарина и космонавтики, могли общаться с героями — космонавтами: А. Николаевым, Г. Береговым и др. возглавляющими подготовку в космос. В последнее время, насытившись увиденным, просто отдыхали у красивого пруда в городке обитания космонавтов. Ю. Гагарина мы видели раньше, при посещении им нашего завода, кстати, первые космонавты начинали проводить свои тренировки на самолете Ту-104, объем салона которого и время в невесомости было в 2-3 раза меньше нашего Ил-76К.
Предлагаются случайно сохранившиеся некоторые фото космонавтов с работниками ОКБ и конструкторами завода.
Как говорят: — «Главное, не сколько прожил, а что запомнил».
С уважением, Радик.
на фото 3, рядом с Леоновым — по-видимому космонавт Владимир Шаталов.
Yultash[Цитировать]
В 77м году директор был Смвец, Журавлёв был гл. инженер. Сивца не стало в начале 80х.
Владимир[Цитировать]
Здравствуйте Владимир. Вы правы, в 77 году на ТАПОиЧ директором был В.Н.Сивец, но представленные фотографии не имееют дат и собраны за 10 лет, как указано в заметке. В.Н.Журавлев стал директором с января 1985г., т.е. в эти 10 лет. С уважением, Радик.
Радик Газиев.[Цитировать]
Радик Газиев, большое спасибо Вам за рассказ.
скажите пожалуйста! а такой же контейнер с противоштопорным парашютом ставился на другие типы специальных Ил-76?
вот обсуждение подобной машины: http://russianplanes.net/ID57529 Ваше мнение будет решающим!
Георгий Томин[Цитировать]