Судьба Тридцатки. Памяти Бориса Голендера История Ташкентцы
Vladimir Artemev
В конце 1980-х мы (группа архитекторов института реставрации) во главе с профессором В.А. Нильсеном обследовали исторический центр Ташкента с целью выявления его историко-культурных ценностей.
В результате был составлен Каталог объектов исторического наследия города, состоящий из 315 наименований. Среди критериев отбора главным был следующий:
Каждое сооружение должно было характеризовать свою эпоху от первых поселений-крепостей до нашей эры до уникальных советских зданий 20 века.
Таким образом, городская архитектура Ташкента того, уже далекого и невозвратного времени 80-х гг., включала в себя всю палитру многовековых наслоений разных строительных и исторических эпох – все то, что и называется историческим городом или историческим фоном. Обследовали каждое здание центра Ташкента.
В здании Химико-Технологического института (на самом деле НПО Технолог), что на аллее Парадов, работал старшим научным сотрудником–химиком Б.А.ГОЛЕНДЕР, которого мне кто-то рекомендовал, как краеведа и знатока прошлого Ташкента. Познакомились. Борис Анатолиевич оказался не только знатоком, но и обладателем обширной коллекции старых довоенных и дореволюционных открыток. Его беседы и эта коллекция неоценимо помогли нам атрибутировать многие здания города. Часть этих открыток наш институт приобрел у Б. Голендера для архива министерства культуры…
…Но речь здесь пойдет об одном уникальном здании, которое в народе тогда называли коротко «Тридцаткой» — это кинотеатр имени 30-летия комсомола или бывшее Дворянское, затем Общественное собрание, которое в 1910 году было спешно перестроено в первый Общедоступный театр. Событием для этого стали гастроли в Ташкенте знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской. Гастроли, ставшие для нее последними, именно из этого здания театра ее провожали в последний путь до Санкт-Петербурга…
В 1990-е годы кинотеатр «Тридцатка» (он назывался уже «Машраб») пустовал, как, впрочем, и все кинотеатры страны. Решено было его сохранить, как памятник архитектуры, с продажей на аукционе. Конкурс выиграл банк Узсавдогар, который и заказал нам проект реконструкции этого здания под городское отделение банка. Увы, проект остался на бумаге волею неведомых мне чиновничьих интриг.
В лихие 90-е мы еще не знали, что это только начало разрушения исторического центра Ташкента: из 315 наименований нашего Каталога историко-культурных ценностей Ташкента едва ли осталась пятая часть…
Архитектор-реставратор Владимир АРТЕМЬЕВ, февраль 2026 г.

Общественное собрание на ул. Садовой. Сооружено в 1909-10гг. по проекту арх. Маркевича. (Открытка 1913 года из коллекции Б. Голендера)
Ранее публиковалась такая же открытка из коллекции Сергея Пряхина.

Узсавдогарбанк как переводится?
виолав[Цитировать]
Савдогар — в совр. толковании «предприниматель» (дословно торговец).
Azim[Цитировать]
лучшие люди создают базу для худших.. природный механизм саморегуляции.. еще древние мыслители удивлялись деградации общества.. в первобытных или простых обществах невозможны тупые негодные элитарии, они формируются только в комфортной среде (каким и был Ташкент — окраина империи неинтересная мастерам карьеры пока настоящие мастера не сделали его комфортным)
AK[Цитировать]
Очень интересная информация о несостоявшейся реставрации здания тридцатки и о ее переименовании в «Машраб». Что касается «Каталога исторического наследия», то мне повезло ознакомиться с четырьмя его фотоальбомами, содержащими более шестисот фотографий. Возникла проблема в том, что у этих фотографий вместо поясняющих текстовых подписей присутствовала условная цифровая нумерация. Хотя ознакомиться с текстовой частью «Каталога» с расшифровкой нумерации не получилось, для большей части фотографий места съемки не являлись загадкой. Попутно возникает вопрос о дате выпуска выложенной в этом посте старой открытки, в коллекции Сергея Пряхина она датируется 1914 годом…
Виктор Фесенко[Цитировать]