Василий Иванович Гаврилов и Борис Хаимович Капустянский История Старые фото Ташкентцы
Прислала В. Лаврова
Неизвестная фотография в газете о Съезде Советов
Плечом к плечу с делегатами трудился и мой прадед Александр Иванович Гаврилов (Иванов Гавриилов), который был делегирован на IV съезд с решающим голосом Советом Рабочих, крестьянских, солдатских, казачьих или батрацких, мусульманских Депутатов г. Ташкент, Сыр-Дарьинской области и был избран членом Исполнительного комитета Крестьянской Секции ВЦИК. Содействовал в революционной работе Александру его брат Василий Иванович Гаврилов, участник Первой Мировой войны, проходивший службу в Туркестане.
Редкую фотографию ташкентского мастера Б.Х. Капустянского фронтовика Первой мировой Василия Ивановича Гаврилова попытались расшифровать историки-униформологи и художники-реконструкторы.
По словам историка-эксперта и художника-реконструктора Кирилла Сергеевича Васильева на фотографии Василия Ивановича Гаврилова особый покрой рубахи и погоны нижнего чина пятиугольной формы полевые, самодельные, чересчур длинные и слишком твёрдые с вложенной картонкой и с металлическими пуговицами, как у офицеров. Также любопытна серая пехотная офицерская каракулевая или казачья папаха, но без кокарды (предреволюционное фото). Такое обмундирование мог купить на заказ в военном магазине достаточно состоятельный человек. А папаху разрешали носить определённым полкам. По приказу 1913 года о введении папах в качестве зимнего головного убора написано, что папахи у офицеров такие же как у нижних чинов с отдельным налобником. Но офицеры носили папахи с цельным меховым околышем. В каждом войске казачьи папахи были свои и отличались они мехом, его длинной и т.д. Например, оренбургским казакам полагались чёрные папахи (тёмно-серые), но полевые папахи при походной форме полагались светлые. Интересно, что ещё 6 июля 1899 г. в Туркестанском Военном округе были отменены барашковые шапки: парадным головным убором установлены фуражки с козырьком и гербом на тулье (Приказ по Военному ведомству №195).
Художнику и специалисту по микрофотографиям ткани Людмиле Август удалось обнаружить на фотографии при сильном увеличении, что на погонах, особенно на правом плече Василия Ивановича, при регулировании яркости в различных цветовых каналах просматриваются шифровки и насколько отверстий, из них четыре образуют прямоугольник, вероятно, от металлического вензеля. Отверстия в верхней части по краям погона могли указывать на то, что на погоне вероятно, могла быть и ефрейторская узкая нашивка.
Четыре крепления имел, например, металлический вензель Николая II (такой вензель носили первая и вторая гвардейские пехотные дивизии, шефские роты Его Величества), при этом от короны должно было остаться на погоне два отверстия. После демобилизации Василий Иванович, как революционер, мог снять вензеля с погон и сфотографироваться в форме уже без них. Также у погона вероятно была двухстрочная шифровка (в цветовых каналах просматривается цифра 3 или 7.
Поясняет Кирилл Сергеевич Васильев: двухстрочные шифровки имели тыловые и запасные части (например, госпитали, склады, дружины ополчения). Литерная шифровка в редких случаях могла быть с вензелем. Например, литерная шифровка с вензелем была на погонах в стрелковых полках: в 13-м Стрелковом Ген-Фельдмаршала вел. кн. Николая Николаевича, в 15-м (в этом полку шефом был фельдмаршал Король Черногории) и в 16-м – вензель над цифровой (16-й Стрелковый Императора Александра III полк), а также в 6-м и 11-м сапёрном батальоне (вензеля над шифровками).
По мнению Михаила Викторовича Шиловского, доктора исторических наук, профессора, заведующего Сектором истории второй половины XVI – начала ХХ вв. Института истории СО РАН, до начала Первой мировой войны В.И. Гаврилов, судя по представленной информации, отслужил срочную службу, и объявлением всеобщей мобилизации в июль 1914 г. как резервист был мобилизован в один из сибирских стрелковых полков, сформированных в ОмВО. Из-за отсутствия информации о части в архивах Новосибирска и Омска назвать номер полка пока не смогли. Источник.
Источник документов:
Борис Хаимович Капустянский в 1918 вступил в ряды ЧК и переехал в Москву из Ташкента в начале 1920-х годов. Его сыновья стали фотокорреспондентами «Комсомольской правды» и «Красной звезды». Также известно, что в его фотоателье работал до переезда в Москву будущий известный советский фотограф Абрам Штеренберг.



Автор этой статьи и публикатор фотографий Н.Н.Литвинов.
Саид[Цитировать]