О завоевании Средней Азии арабами История
Гм Рашид Зиятдинов
Не верьте заезженному мифу — арабы не «принесли» ислам в Среднюю Азию, будто неся светоч цивилизации. Нет. Они пришли с мечом и огнём, и почти полвека только тем и занимались, что грабили, жгли и обкладывали данью города Мавераннахра. Никакого отношения здесь к «золотому веку ислама они не имели».

Ислам проник сюда гораздо позже, исподволь — через торговые пути, суфийских проповедников и местных правителей, уже уставших от арабского гнёта. Арабы же оставили после себя не веру, а пепелища и горькую память.
Когда рассматриваем столкновение региона с арабами, нас интересуют документальные источники, показывающие, с чем пришли мусульмане и какие порядки начали устанавливать. Классическая исламская историография редко даёт упорядоченное повествование о событиях, поэтому по исламским источникам трудно определить даже временные рамки завоеваний. Востоковеды датируют их 673–751 годами, то есть периодом Амиятского халифата вплоть до Абасидской революции. Основной источник — исламский историк IX века Ибн Джарир ат-Табари.
Завоевания арабов в Средней Азии носили в первые века характер набегов: население не обращалось в ислам, города, как Бухара, Самарканд и Хорезм, не подчинялись напрямую. Власть халифата проявлялась лишь через ежегодные набеги, иногда карающие операции против неплательщиков дани. Табари сообщает, что дань собиралась без формального статуса зиммиев, а термин джизия не упоминается — вместо этого используется «фидия», то есть выкуп.
Просто посмотрим на их «славный путь» по землям современного Узбекистана — сплошная хроника насилия и грабежа.
Хронология арабского грабежа в Мавераннахре
После захвата Ирана арабы устремили взгляд на богатый Хорасан — земли за Амударьей. В VI–VII веках это был лоскутный ковёр культур: ираноязычная Бактрия, процветающая Согдиана (Самарканд, Бухара) и древний Хорезм, где уже селились тюркские племена. Арабы принесли сюда не культуру, а меч.
673–675 гг. (54 г.х.) – Бухара, Наср, Байкенд, Рамитан
Первый набег Убайдаллы ибн Зияда. Цель банальна: захват добычи и установление дани. Результат: города разграблены, часть населения угнана в рабство.
675–677 гг. (56 г.х.) – Самарканд
Саид ибн Усман захватывает город. 50 юношей берут в заложники — стандартная тактика устрашения. Начинается систематический выколачивание дани.
680–682 гг. (61 г.х.) – Хорезм
Салим ибн Зияд пытается повторить успех, но встречает яростный отпор. Арабское войско несёт потери — первая, но не последняя капля сопротивления.
~700 г. (80 г.х.) – Самарканд, Шахрисабз, Хутталь
Аль-Мухаллаб грабит города без долгих осад. Тактика проста: налетел, взял что можно, ушёл.
~705 г. (85–86 г.х.) – Шахрисабз, Термез
Муса ибн Абдуллах воюет с местным правителем Тархуном, разрушает Шахрисабз, осаждает и грабит Термез. Временная власть устанавливается силой.
~706 г. (87 г.х.) – Пайкенд
Легендарный палач региона Кутейба ибн Муслим подчиняет город, выжимая из него дань.
709–712 гг. (90–93 г.х.) – Бухара, Самарканд
Настоящая резня. Бухара два года сопротивляется, но падает после жестокой осады. Администрация? Налоговая система для вывоза богатств. В 93 г.х. та же участь постигает Самарканд — мирный договор подписан под давлением силы.
713 г. (94 г.х.) – Ташкент и Фергана
Финал «подвигов» Кутейбы. Поход в Фергану — очередная карательная экспедиция. Соплеменники оказывают отчаянное сопротивление.
Финал палача: Кутейба ибн Муслим
Главный архитектор этого кровавого покорения — Кутейба ибн Муслим. Его отозвали в 715–716 гг., когда халиф испугался растущей самостоятельности своего «эффективного менеджера». Согласно источникам, он был отравлен вскоре после возвращения. Символичный конец для того, кто сеял смерть.
За 50 лет — более десятка крупных военных операций. Не просвещение, а система грабежа и устрашения. Исламизация? Она началась столетия спустя, когда память о жестокости арабских завоевателей потускнела, а местные элиты сами начали принимать новую веру — но уже как свою, а не навязанную огнём и мечом. Арабы оставили после себя не цивилизацию, а руины и счёт для истории.
В источнике есть видеоролик на эту тему.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.