Альбина Андреевна Бабенко: Воспоминания, часть вторая: 31 цех и КВН История Ташкентцы
Первая часть воспоминаний.
Со времени КВН прошло ни много, ни мало, а 45 лет! Какие мы все были молодые, активные, счастливые и дружные! В то время мне было 30 лет, нашей дочурке Танюшке 8 лет. Остальные члены команды были на несколько лет моложе меня. Прекрасный нежный и активный возраст!
Точной даты КВНа я, да и все остальные не помним, нигде не сохранилось в записях, даже в пожелтевшем приглашении на КВН, её нет, только год 1967 сохранился. В это время в стране были очень популярны передачи «КВН», которые шли по телевизору и в разных организациях, в основном молодежных, все играли в КВН. Вот и в заводском Комитете комсомола появилась идея, организовать игры, выявить лучшую команду и выставить её на игры в масштабе республики, а потом, естественно, в Москву!
Ах, как все было заманчиво и казалось так просто! Мы же все были такие умные, и веселые, и находчивые!
Решили столкнуть заводских интеллектуалов: конструкторов из службы Главного технолога с нашим цехом. Быстро организовали группу, в которую вошли двенадцать человек, такое было условие.
Когда до КВНа уже оставались считанные дни нам разрешили провести репетицию в клубе. Это было 24 апреля 1967 года. Мы репетировали в зале. А отдел на сцене летнего кинотеатра. Разведчики следили за тем, чтобы друг у друга не подслушивали и не подглядывали. Особенно весело было при прогоне домашнего задания. Много хохотали и разошлись все веселые и полные оптимизма, что все получается здорово!
Подходя к дому, я как-то внутренне отметила, что в городке Авиастроителей, где многие из нас жили, какая-то зловещая тишина, а, войдя в дом, услышала голос Левитана, сообщающего страшную весть о гибели космонавта В.Н. Комарова! Это было горе всей страны!
А наша «жизнь продолжала ход». Наступил день проведения КВН.
Всех непосредственных участников КВН освободили от работы для подготовки к вечеру. Команда утром собралась у нас дома, и мы вдруг все поняли, что есть отдельные сценки, а вот общей канвы, текста, который бы объединял всё это в объемное слово «Мода» как-то не получилось. Первую половину дня проспорили, а к обеду решили, «КВН, КВНом, а обед по расписанию». Дружно пошли в ближайшую «греческую столовую» и поели традиционного плова. Когда вернулись домой, споры поутихли, мужчины пристроились, кто где смог, в креслах, на диване, благо он был огромный. Особенно беззащитным выглядел Радик Маматов, который при своем большом росте, смог поместиться на диване только в свернутом, как удав, состоянии. А несколько человек склонились над столом и за пару часов написали весь текст. Мы с Наташей Аветисовой написали сопровождение в стихах. Команда проснулась, потянулась, умылась, радостно одобрила текст и дружно потопала в клуб, чтобы уже на месте разложить реквизит и начать КВН! К тому времени подтянулись и остальные участники команды, из цеха привезли реквизит подарки и пр. Все начали готовиться к выходу на сцену.

Вдруг в клубе неожиданно начали разворачиваться трагические события! Парень, который сам вызвался быть капитаном и внушал нам доверие всем своим видом, вдруг резко отказался за полчаса до начала КВН. Мы все впали в ступор! Кто пойдет на амбразуру. Ведь нужно было хоть как-то подготовиться! И тут, махнув рукой, опрокинув стакан портвейна, согласился Толик Задиракин. Мы все были счастливы, ну, не жребий же кидать!
Особенно нам удалось домашнее задание, которое мы десятки раз прокручивали, но не могли уложиться в двадцать отпущенных минут на репетициях. Но на КВНе нам это удалось! Домашнее задание прошло на одном дыхании. Мне особенно понравился момент, когда Гале Азимовой накладывали трафарет на ее красивые ножки, и рисовали гуашью моднейшие в ту пору чулки «с рисунком». На репетициях, сколько было смеху, пока научились это делать быстро: надо было завязать на каждой ноге трафарет, схватить гуашь и мазать мгновенно. На КВНе это вызвало восторг публики. Это была сцена на рынке. Народ бродил по сцене, рассматривая товар… Вдруг раздался истошный крик «Украли-ииииии!!!!» По сцене металась Наташа Гончарова-Аветисова, с открытой сумкой. Впоследствии мы её дразнили этим, прекрасно исполненным криком.
Нашими болельщиками в зале управлял Роман Брегман, это удавалось с трудом, потому что управлять восторженной массой, вообще тяжело, а тут увидели своих сотрудников не в рабочей обстановке, а на сцене! Только это уже вызывало восторг, а когда увидели, что мы не только хорошие слесаря и плазовики, восхищению не было предела.
Воспоминания от Эдуарда Шульмана
Могут ли дедушки – бабушки играть в КВН? Ещё как!
Благодаря современным средствам связи через Интернет, бывшие игроки КВН нашли друг друга. Вдруг, через Агент – Мейл. Ру, получил сообщение не от кого-нибудь, а от самого бывшего режиссера нашего КВН, Аллы Бабенко. «А ты помнишь, наш КВН?» Ещё бы, как такое можно забыть? То горение на сцене, возбуждение, напряжение «мозгов» мы, наверное, не испытывали больше никогда. Позвонил Юра Столяров: «Я чего звоню, Алла Бабенко…» Я не дал договорить: «Ты представляешь, я еще никакого согласия не давал, а она уже написала, что я буду писать Сагу о том времени, о КВНе. Она будет собирать материал, и направлять его мне». «Правильно! А куда тебе деваться? Теперь у тебя нет выхода. Ты что не знаешь Аллу? Она уже все страны мира на уши поставила» Действительно, все бывшие игроки «разбрелись» из Ташкента, кто в Россию, кто в Израиль, Украину, США. И теперь по требованию Аллы, они все всё вспоминают, записывают вплоть до аудио записей и присылают ей и мне.
А сколько же в самом деле возникло воспоминаний? Кто вёл КВН, кто был капитаном, кто писал сценарии, где репетировали, как играли? В общем, воспоминания нахлынули и закрутили всех нас снова…
Как я попал в команду КВН цеха, я сейчас не помню. Кто-то предложил, конечно. А что? Было интересно. Уже по телевизору показывали КВНы, а мы были такие же молодые ребята. Правда, нам казалось, что на таком уровне, мы шутить не сумеем. Да черт его знает. Во всяком случае, команду уже создали, туда вошли самые заметные ребята цеха. Они всегда отличались своей активностью, загорались по любому поводу, хохмили. Их и объединили в команду. Энтузиазмом молодых управляла Алла Бабенко, красивая невысокого роста с черными волосами конструктор ПКБ. Между прочим, жена ведущего конструктора Володи Бабенко, с которым я работал в одной бригаде крыла.
Тема встречи с «противником» из отдела Главного технолога уже была известна: «На первом месте мода».
Ну, мода и мода, что там особенного. Но мы начали понимать, что мода – это не только одеваться «в ногу со временем».
Чего только мы не придумали? Только для жюри изготовили двухметровый «коробок» спичек из листовой стали, идущей на шаблоны. Как и положено вторая «коробочка» со спичками тоже в два метра, могла выползать и вползать в основную. «Коробку» в раскрытом виде, где было видно несколько гигантских спичек, несли четыре человека — такую тяжесть одному не унести. Подарок для жюри сопроводили словами, чтобы жюри могли сжечь наших противников. Одновременно изготовили такие же громадные очки с черными стеклами, чтобы жюри на наши проделки смотрели через темные очки. Организовали и свой «оркестр». Кроме Генки Левина, в будущем кандидата технических наук, а сейчас конструктора и просто интересного парня, никто ни на чем играть не умел. А Генка играл и на гитаре, и на банджо. Собственно, на мандолине, но, если между струнами проложить пластинку, она начинала звучать, как банджо. Кому-то пришла великолепная идея: изготовить все инструменты самим из дюраля, в натуральную величину. Вот где пригодилась работа плазовиков: мы сделали полную развертку всех инструментов и передали слесарям – шаблонщикам. Они вырезали заготовки, согнули и проварили швы. Зачистили, покрасили, нарисовали клавиатуру, и все это выглядело так, что казалось настоящим. И только, приглядевшись, начинали понимать, что здесь что — то не так. А как же звук извлекать? Вот тут было самое интересное. Придумали мундштук, в который вставляется кусочек отрезанной расчески с натянутой на нее такой тоненькой – тоненькой резиночкой. И не ошиблись: звук был великолепный. Вскоре инструменты были готовы, а там были саксофоны, кларнет, тромбон и контрабас. Контрабас представлял собой огромный барабан, который носили на боку на демонстрации или на похороны, уложенный горизонтально с натянутым тросом, закрепленным к водопроводной трубе. Звук он издавал совершенно необыкновенный – мощный, мы за животы держались от смеха. У тромбона выдвигалась кулиса, как у настоящего, и наш Феликс Короткин прямо голосом туда басил: фа — фа – фа. Но вот резинки для мундштуков кларнета и саксофона нужно было покупать в аптеке. Мне достался кларнет. Все бы ничего, да меня послали за резинками. Я, к сожалению, никогда до этого их не покупал, и не знал, как это сделать. Очень волновался и ни о чем кроме этого думать не мог. После работы пошел в аптеку, которая была прямо на территории завода, дождался выхода последнего человека, зашел и, протянув деньги, сказал: «Дайте мне, пожалуйста, двенадцать презервативов для оркестра». Продавец развела руками и сказала: «Только что последний продала». Выскочил, как ошпаренный. Наутро женщины смотрели на меня с интересом и немедленно послали в аптеку другого.Во время самого КВНа женщины за кулисами резали эти резиночки в виде квадратов, натягивали на запасные расчески и, тихонько просунув руку, подавали их нам…. Мы решили сразу тайну инструментов не выдавать: начали играть, не раздвигая занавеса. Публика, услышав необыкновенные, но знакомые узнаваемые звуки мелодии Г. Миллера «Золотые ворота», из кинофильма «Серенада солнечной долины», уже неистовствовала. И когда открыли зал, они увидели пять человек в черных костюмах при галстуках, с удивительными инструментами. Сначала как-то притихли, но когда поняли в чем дело, раздался смех, шквал аплодисментов – это была настоящая КВНовская выходка. Во время нашей игры раздался грохот в центре зала. Это с лестницы свалился единственный кинооператор заводской киностудии «Сириус». Он так увлекся, что тяжелая кинокамера перевесила, и он рухнул. Мы играть не прекратили. Это подлило так масло в огонь происходящему, что в зале просто стонали от восторга.

Шёл КВН, когда, наконец, дошла очередь до меня. Я никуда не лез, но тут ведущий, вдруг, объявил конкурс: «Марка фирмы». Предлагалось для этого выделить по два человека от каждой команды, дать им двадцать минут и послушать их идеи. Вот идея меня немедленно осенила. Когда мы встали в круг, чтобы решить, что делать, я сделал предложение: увеличить значок, который висел у нас на груди и всех наших болельщиков до огромных размеров и с ним выйти. Инициатива наказуема: меня тут же вытолкали вместе с нашим Геной Малевым – художником. А значок нарисовал конструктор Юрий Толманов на винипрозе – это как бы утолщенная полиэтиленовая пленка, на которой черной несмываемой тушью рисуют тоже плазы. Красивый значок: треугольник с изогнутыми сторонами, поперек которого взлетал самолет. Значок получился на редкость красивым, его размножили для всех. И команда, и наши болельщики прикололи эти значки на пиджаки — у кого они были, тех спокойно пропускали в зал. Вот этот значок и предложил я увеличить. За кулисами Гена оторвал от рулона большой кусок бумаги и, насвистывая, стал его рисовать, а я ходил вокруг в возбуждении и, наконец, до меня дошло, что надо же как-то его представить. Надо что- то сказать. И мне пришло в голову четверостишье. Записал. Потом оказалось, что у нас в запасе еще много времени. Когда все было готово, я все стихотворение записал на клочке рулонной бумаги, мы пошли на сцену показывать и читать. Только вышли, нас кто- то схватил за руку и повел назад. Тут только до нас дошло, что нас еще никто не приглашал, и мы вошли в чужой номер, который показывали на сцене. Мы несколько успокоились и решили значок тоже сразу не показывать. Свернули в рулон и когда нас вызвали, подошли почти к краю сцены и резко отпустили рулон. Зрители, увидев родную марку в огромном изображении, завизжали, долго хлопали. Я выжидал и, когда почти стихли аплодисменты, прочитал только что, в возбуждении написанное стихотворение.
Этот конкурс мы выиграли у наших противников за высокий патриотизм.
И всю игру тоже выиграли. А на следующий день уже работали так, как будто ничего и не было. И все – таки, время от времени вспоминали этот конкурс, но вот пленку студии «Сириус» так нам и не показали.
Мой сценарий в КВН я написал на тему «Мода на танцы»:
В одной большой семье, продвинутой, где увлекались новой стильной одеждой и музыкой Запада, шла вечеринка, на которую пришли друзья ребят: девушки и парни. Гремела музыка, сначала все танцевали спокойно, но «западная музыка – джаз» так раззадорила всех, что они уже чуть ли не бесились. А хозяйка продвинутой семьи сама так разошлась, что залезла на стол и стала там отплясывать «западные выкрутасы». И вот в этот момент вдруг обрывалась музыка, и все застывали в полной тишине. (Вот где пригодилась немая сцена из «Ревизора» Н.В.Гоголя!). И вот в этой застывшей тишине тихо наплывают звуки красивого и вечного вальса. На фоне полного беспорядка в комнате, застывших фигур, в т.ч. на столе (то была Рита Воронова с кренделем в виде бублика на голове), проходит в вальсе пара: он в строго черном костюме при галстуке, она – в белом платье….
Я очень волновался, когда нес этот сюжет на прочтение в комитет КВН, но неожиданно там приняли. А на самом КВНе, я смотрел, как всю картинку по моему сценарию классно сыграли ребята, а сам я в вальсе, в заключение, прокрутился по сцене вокруг всех с девушкой, которую теперь совсем не помню.
Помню только, как после объявления нашей победы с горящими от счастья глазами, в мои объятья буквально бросилась Наташа Гончарова. И я еще долго потом ощущал тепло ее тела, но об этом я уже никому не говорил, даже ей.
Да, кстати по поводу шуток: сколько шел КВН, столько в зале и смеялись.
Получается, что мы шутить все же умели.
Когда уже настала пора прогонов, то стали собираться у Бабенко дома, чему была несказанно рада дочурка Танюшка. Она много встречалась со всеми цеховыми во время веселых поездок на природу, на хлопок, за тюльпанами, а главное в поездках во время командировок в Киев. Она всех знала и её знали многие. Вот как она запомнила эти дни.
«Неповторимая прелесть репетиций КВНа… Каким образом маленькая комната нашей «хрущёвки» превращалась в театральный зал — непонятно до сих пор. Но аура театра безусловно присутствовала, эмоции на «сцене» захлёстывали, хотя занавеса и оркестровой ямы не было, а зрителям приходилось залезать на диван «с ногами», дабы не мешать «пробежкам» и «прогонам» … У каждого были любимые актёры. Мне, например, казалось, что самыми колоритными личностями были дядя Хачик — Настоящий Мужчина с «сирановским» носом и яростным блеском в чёрных глазах, а Лариса Березовская казалась мне просто шикарной — её высокий «чрезвычайно декольтированный» бюст, облегающее широкие бёдра платье и пухлые губы (куда до неё нашим силиконовым красавицам) всплывают в памяти при словах «КВН» и «31 цех»… Репетиции проходили бурно, кто-то вечно спешил к жене и детям, кто-то, наоборот постоянно опаздывал. Актёрам не нравился текст, режиссёру, моей маме, всё остальное… Мне доставляло удовольствие всё происходящее вокруг, особенно — возможность отлынивать от домашних заданий и с удовольствием поедать конфеты, которые приносили мне гости…
Клуб «Звезда Востока»
Пользуясь «служебным положением» мамы, как участницы мероприятия нас с папой пропустили в клуб без очереди, и мы смогли занять хорошие места (ну не на первом ряду, конечно, вероятно там должны были сидеть администрация и профсоюз). Зал клуба заполнился стремительно, места были заняты и в проходах тоже (как на Пугачёвой в театре Свердлова), а в боковых дверях толпились местные детишки (было жарко, и вентиляция в клубе осуществлялась через открытые двери).
Самыми запоминающимися оказались моменты:
- вручения жюри «розовых» и «чёрных» очков и моё яростное негодование, когда жюри, несмотря на «розовость 31 цеха», всё-таки выставляло нам оценки ниже, чем «противнику»;
- был объявлен конкурс для зрителей- вспомнить стихи о весне и мне казалось, что если 31 цех и проиграет, то только из-за меня (их зрительской надежды, отличницы, записывающей ежедневно по несколько стихов в потаённые тетрадки…, больше одного стиха А.Барто я вспомнить не смогла, но зато потом в течении месяца во сне мне их такое количество снилось…)
- как мы (цеховые дети, мужья и жёны) болели за игроков — хлопали до одури, плакали, когда «ус Хачика — Гитлера отклеился» или «текст наши забыли», и визжали от восторга в момент победы!
Воспоминания Ларисы Березовской (Мулакандовой), организованные и записанные Юрой Столяровым.
Капитаном команды был Толик Задиракин. Мы его уговорили стать капитаном, и он как-то сразу согласился, но, когда начался КВН он заметно нервничал и тихонько за кулисами пил портвейн. Ведущие объявили конкурс капитанов, и он уже был сильно навеселе и на ногах еле стоял. . Лев Монсович Мелихан, капитан команды отд 76 был подтянут и красив. У него были стихотворные заготовки, он твердо стоял на ногах, был в красивом костюме и блистал красноречием и юмором. Запомнилось, когда ведущий спросил, что вы можете сказать о яблоке? Мелихан сказал: «Яблоко на то и есть, чтоб его со смаком съесть!» На это наш капитан ответил: «Эх, яблочко, куда ты кОтишся?» Это был хит, еще очень много лет! В итоге выиграл наш капитан.
Еще помню, что с Аллой Бабенко с Наташей Гончаровой написали весь сценарий КВНа в стихах. Главным режиссером был Олег Иванов. Он тоже собирал материалы, выстраивал композицию. Первый выход на сцену был Радика Маматова, он был очень смешной и взволнованный. В итоге он. забыл слова от волнения
КВН был в виде новорожденного ребенка, он плакал, и что то кричал. Выскочил Радик, схватил его на руки и начал орать «Ой, какой хорошенький!» вместо того, чтобы сказать стихотворные заготовки, а там должны были быть слова: такие «Итак родился КВН! », и т.д. целое стихотворение. Потом очень много вспоминали, все время смеялись и, когда видели Радика, вспоминали ему «Какой он хорошенький!»
В Домашнем задании была сценка футуристов. Мы с Радиком должны были читать друг другу футуристические стихи. Они были сложные, запомнить их было трудно, но нужно! И я их выучила и свое и за Маматова. Сначала Радик должен был читать, но я смотрю, он выпучил глаза и тихо мне говорит мне «Я ничего не помню! Тогда Я стала ему тихо, говорить, а он повторял за мной каждую строчку» довольно громко, но никто ничего не заметил! Он делал смешные жесты, хватался за голову, закатывал глаза, было очень смешно. Потом мы с ним танцевали чарльстон. Я взяла у мамы босоножки на большом и толстом каблуке 11см. с бантом на пряжке. Ритуля дала черные колготки, Люся Озерова – дала кофту, в маленькой юбочке не помню, как меня уволокли, так я растанцевалась. Самую большую роль во всем задании имел Хачик Акопов. Он играл все главные роли, Ему (им) приходилось переодеваться за кулисами, ну, раз 100! (много раз). Тут-то помогала ему Ритуля Воронова. Она его быстро раздевала и одевала, а так же наносила на лицо Хачика раскраску Когда он был Гитлером и трибуны орал немецкую речь, от жары он так вспотел, краска залила ему глаза, он ничего не видел, и закончил свою роль вскинув руку, крича «Хайль Гитлер» и ругаясь матом. Все рыдали от смеха.
Хочу еще рассказать о болельщиках. Капитаном болельщиков был Роман Брегман, и Люся Озерова, а так же им помогал Изя Раньков. Лозунги, которые так красиво написал Петя Новиков, это наш художник, сменялись каждую минуту. По команде Все орали «Молодцы, 31 цех, браво! И т. д.» но вдруг кто — то дал команду кричать «позор!»
Это было предназначено отд 76, а мы уже что-то сказали и получилось, что опозорили нас! Так было смешно! Весь цех был в клубе, и было так весело, был такой кураж, граничащий с безумием, орали все!!! Мы выиграли, а потом еще неделю не могли нормально работать! Собирались, вспоминали и смеялись, смеялись! Это было время молодости, талантов и энтузиазма. Все, кто были члены команды и болельщики, наши начальники Видревич, Раньков, Брегман пошли в Тельмана, отмечать победу, заказали шашлыки, пиво. И вспоминали, шутили, смеялись очень, очень много, пили пива. Затем разделились на команды подчиненных и начальников и устроили КВН. Экспромтом прямо там, где победил народ! Я сейчас не помню весь состав, но там было много ребят из слесарки, столярки, и конечно, основная масса из плазового. Помню Жору Бикчуркина, красивый стройный и такой смешливый мужчина, смеялся громко! Заводила и душа была Алла Бабенко. Конечно, было всего много, были огоньки, посиделки, было так хорошо, дружно, так весело, я эти дни вспоминаю, и мне кажется, что лучшие годы я прожила тогда!

Прекрасные воспоминания! При желании в нас открываются творческие способности. В организации, где я работала уже в наше время, в 21 веке, принято было во время проведения празднования дней рождения, юбилеев, разыгрывать сценки, петь какие-то пародийные песни, это были своего рода капустники, тоже с юмором, и тут конечно же должен быть организатор. Помню, нас тормошила одна женщина, буквально «стояла на душой», пока ты не придумаешь какой-нибудь номер программы. Так что семена КВН проросли в капустники до настоящего времени
Марина[Цитировать]
у нас к Новогодним вечерам готовили выступления.. я что-то для студии «Парамон-пикчурс» сочинил, а вот что — сейчас уже не помню, выступал Стас Мельников — из жизни в экспедиции..
AK[Цитировать]
В тексте упоминался художник Гена Малев . А он случайно не занимался авиамоделизмом ? Знал Геннадия Александровича Малева , он вел кружок в СЮТ на ул . Фонвизина . И да ,художник отличный был …
Густав[Цитировать]