#нетвойне
#bizgatozahavokerak

Файзулла Ходжаев История

Надира Хидоятова

Если спросите кто мой кумир, гений которым я не перестаю восхищаться, без раздумий отвечу — Файзулло Ходжаев. Мы даже сотой доли его деяний до сих пор не знаем.Однако утверждаю, что первая узбекская и таджикская интеллигенция создана благодаря ему.

Наим Каримов, главный историк джадидист открыл нам много тайн и дал нам важнейшую информацию, но его жизни не хватило на все. К счастью он оставил нам достойного приемника — Bahrom Irzayev. Спасибо Бахром жон что продолжаете бороться за честь и память наших героев.

Бахром Ирзаев.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, ОРАТОР И ИСКУСНЫЙ ПУБЛИЦИСТ, АРХИТЕКТОР НАШЕГО УЗБЕКИСТАНА, ПОДЛИННЫЙ ЛИДЕР, СЛАВНЫЙ СЫН УЗБЕКСКОГО НАРОДА – ФАЙЗУЛЛА ХОДЖАЕВ – 125 ЛЕТ!

Государственный и политический деятель, историк, учёный-экономист, публицист-журналист Файзулла Ходжаев родился 1 июля 1896 года в семье бухарского миллионера Убайдуллохожа Касимхужа угли.
У его отца были торговые лавки, где велась торговля каракулем, ювелирными изделиями и хлопком, в Нижнем Новгороде, на Кавказе, в Оренбурге, Москве, Петербурге и других городах.
Файзулла Ходжаев, проучившись два года в бухарской медресе, в 1907–1912 годах обучался у частных преподавателей в Москве. После смерти отца в 1912 году он продолжил учёбу в медресе Бухары. С 1913 года стал членом Центрального совета партии «Младобухарцев».

Наследованное от отца огромное состояние он направил на открытие новометодных школ и материальную поддержку политической деятельности молодых бухарцев.
Он считал своими учителями Бехбуди и Фитрата. Их целью было внедрение на бухарской земле современных методов управления, просвещения и достижений науки. Ф. Ходжаев и Фитрат, возглавив левое крыло партии, начали борьбу за создание в Бухаре сначала конституционной монархии, затем демократической республики. Однако это движение было отвергнуто эмиратом, особенно после переворота 1917 года эмир стал мстить джадидистам.

После «колесовских событий» 1918 года борьба между джадидистами и эмиром приняла беспощадный характер. Ф. Ходжаев, как лидер джадидистов, пытаясь найти решение проблемы, в 1918–1919 годах жил в Москве как политический эмигрант и сблизился с советами. В то же время он приступил к работе по установлению советской власти в Бухаре для советского правительства. Советы стремились использовать в этих целях внутренние противоречия Бухары, а также Ф. Ходжаева и джадидистов. Юность младобухарцев, недальновидность эмира либо приговор предопределённой судьбы – как бы то ни было, беспримерная жестокость большевиков в Туркестане не открыла никому глаза и не смогла остановить развитие событий.
В январе 1920 года Ф. Ходжаев стал председателем Туркестанского центрального бюро революционной партии «Младобухарцев». В апреле и сентябре 1920 года был редактором газеты «Учқун». После свержения эмира 14 сентября 1920 года он был избран главой правительства Бухарской Народной Советской Республики (БХСР). В 1920–1924 годах занимал должности народного комиссара иностранных дел, военных дел, внутренних дел, а также председателя Совета труда и обороны БХСР.

На протяжении всей своей деятельности Ф. Ходжаев оставался верен идеям джадидизма и считал борьбу за просвещение народа первоочередной задачей. С первых дней пребывания у власти он взялся за ликвидацию неграмотности в Бухаре, открытие школ, курсов, техникумов и институтов для подготовки национальных квалифицированных кадров. Сам тоже преподавал на вечерних курсах. Уже в 1920 году в Бухаре были открыты 7 школ, которым дали названия «Юрт» (Родина), «Саодат» (Счастье), «Нажот» (Спасение), «Рушной» (Свет), «Шаходат» (Свидетельство). Эти названия сами по себе выражали истинную цель просветительной политики правительства Ф. Ходжаева.

В обращениях, направленных правительствам ряда зарубежных стран, Ф. Ходжаев подчёркивал, что партия является «искусственным образованием» и что «народ Бухары пробудился под влиянием младобухарцев». Он не был сторонником радикальной политики большевиков. По настоянию Ф. Ходжаева в Бухаре была ликвидирована ЧК, временно прекращены репрессии граждан трибуналами и политическими отделами. Были восстановлены исламская религия, деятельность мечетей и медресе, свобода духовенства, заработали новые кадийские суды. Учитывая ситуацию в БХСР 1920–1924 годов, он сохранил три типа школ: советские, вакуфные и старые школы-медресе.

Ф. Ходжаев наладил обучение не только узбекских, но и таджикских и туркменских детей. В итоге в короткий срок в Бухарской республике начали работу 32 начальные и средние школы, 11 детских домов, множество курсов по ликвидации неграмотности, ремесленные училища, 4 музыкальные школы, 2 института подготовки учителей. Действовали 19 культурно-просветительных учреждений, 17 библиотек, 1 музей, 1 театр, 4 кинотеатра и клубы. В Москве он организовал «Дом просвещения» для детей БХСР.

Он даже принял постановление об организации помощи гражданам Бухары при поступлении в высшие учебные заведения советского государства. Ф. Ходжаев был одним из инициаторов и покровителей направления студентов из Туркестана в Германию. К 1923 году в московском «Доме просвещения» обучались 110 человек, в Германии – 76, а также множество бухарских студентов учились в других городах Советского Союза. Ф. Ходжаев приобрёл отдельное издательство для туркестанских студентов в Германии. В течение месяца до 25 сентября 1922 года он сам находился в Германии и интересовался жизнью туркестанских студентов. В статье «Письма из Берлина», опубликованной в газете «Бухоро ахбори» 19 ноября 1922 года, он пишет о том, что среди обучающихся в Германии есть и такие туркестанские девушки, как Марьямхон, Хайринисо, Зайнабхон.
Как сторонник развития национальной культуры, Ф. Ходжаев вёл непрерывную борьбу. 21 апреля 1924 года он основал первую в Средней Азии киноорганизацию «Бухкино» и даже освободил для неё свой дом. Под его руководством Фитрат, Б. Солиев, М. Саиджанов собрали среди населения редкие книги. По его инициативе в государственную собственность были переданы личные библиотеки бывшего главного кадия эмира Шарифжона махдума Садри Зиё, брата эмира Абдулахада – Сиддикхона Хашмата и другие собрания.

По природе будучи предпринимателем, Ф. Ходжаев уделял особое внимание проведению независимой внутренней и внешней политики БХСР, осуществлению экономических реформ и введению демократических свобод. Помимо Советской России, он установил дипломатические отношения с Ираном, Турцией, Афганистаном, Китаем, Азербайджаном, Хорезмской Народной Республикой, а также с Германией и Японией. Правительство Бухарской Народной Республики во главе с Ф. Ходжаевым установило тайные контакты с басмаческими кёрбоши и стремилось достичь компромисса мирным путём путём переговоров.
После образования Узбекской ССР Файзулла Ходжаев в ноябре 1924 и феврале 1925 года занимал пост председателя Революционного комитета – Временного рабоче-крестьянского правительства, а в 1925–1937 годах был председателем СНК УзССР и одним из председателей ЦИК СССР, осуществляя широкомасштабные мероприятия. Он сочувствовал «группе восемнадцати» (ноябрь 1925 года), занимавшей оппозиционную позицию по отношению к Среднеазиатскому бюро ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)Уз. Не поддерживал политику ликвидации «кулаков» как класса. Полагая, что сплошной посев хлопка приведёт к монокультуре, он выступал инициатором строительства в Узбекистане современных промышленных объектов. Ф. Ходжаев вёл непрерывную борьбу за создание национальной армии. В 1924 году он получил звание первого армейского генерала – командующего армией. По воспоминаниям дочери, Вилоят Ходжаевой, она никогда не видела отца в военной форме. По нашему мнению, Ф. Ходжаев мало дорожил своими воинскими званиями и орденами, поскольку глубоко понимал, что они были получены ценой жизней соотечественников, павших за Родину и независимость.

Несмотря на безграничную любовь Ф. Ходжаева к своей родине и народу, жизненный путь его был очень тяжёлым. Чешский писатель Эгон Эрвин Киш был прав, когда писал: «За голову Ф. Ходжаева было обещано столько золота, что в мире не было головы, оценённой так высоко». В 1917–1918 годах он дважды был приговорён эмиром к смертной казни, а полевой военный суд белогвардейцев-дутовцев в Оренбурге вынес ему смертный приговор расстрелом. Его правление в Бухаре также проходило в чрезвычайно тяжёлых условиях. В этот период против него было совершено несколько покушений. В частности, в 1921–1923 годах трижды в него стреляли из револьвера, ещё несколько раз устраивали засады. Летом 1922 года по наущению его врагов был подожжён кинотеатр в Бухаре, в результате чего погибло более ста молодых людей. Ф. Ходжаев чудом выбрался из люка и избежал неминуемой смерти. Среди тех, кто стоял за этими «случайностями», значительную роль, помимо борцов за национальное освобождение, играли и интриганы-военные соввластия.
Ф. Ходжаев оставил богатое научное наследие как государственный и политический деятель, историк, учёный-экономист и публицист-журналист. Более 30 его книг и брошюр, около 200 лекций и статей посвящены серьёзнейшим проблемам истории Узбекистана в первой четверти ХХ века.

Здесь приведу некоторые цитаты из работ Ф. Ходжаева. Так, в книге 1928 года «К десятилетию Октябрьской революции», анализируя процесс превращения Туркестана в колонию царской России, он пишет: чем сильнее царская Россия стремилась к Туркестану ради своих колониальных целей, тем больше купеческие круги Туркестана ради европейских товаров связывали свой рынок с Россией. Иначе как через Россию было невозможно вывести сырьё Туркестана в промышленно развитые районы Западной Европы.
Пути через Иран, Афганистан и Западный Китай были слишком дальними и чрезвычайно опасными, – говорит он. В книге «О национальном размежевании Средней Азии», написанной в 1935 году, он развивает эти мысли: «Царское правительство, которое во всём мире шумно провозглашало свою миссию по принесению “культуры” “дикарским” народам Средней Азии, после завоевания Туркестана на деле не изменило прежний уклад жизни народов региона… Конечно, сам капитализм – телеграф, железные дороги, первичная переработка сельскохозяйственного сырья, то есть небольшие промышленные предприятия, появление некоторых городов – всё это внешне изменило прежний облик Средней Азии.

Созданные произвольные административные границы, не отвечающие ни национальным, ни хозяйственным потребностям народов, привели к тяжёлым экономическим последствиям. Они усилили национальную рознь, ещё больше запутали вопросы водопользования и другие подобные проблемы. Всё это в итоге привело к усилению вражды между различными народами Средней Азии и воспрепятствовало нормальному экономическому развитию отдельных районов.
Буржуазная “культура” и “культурная миссия” русских капиталистов не выходили за пределы новых городов: школы, больницы и прочие плоды культуры становились собственностью завоевателей Туркестана и были доступными лишь привилегированным слоям. Коренные народы Средней Азии были лишены всех этих благ. Единственное, что было сделано для них в этой области, – это деятельность миссионеров и “русско-туземные” школы», – подытоживает он.

В книге «Задачи советской власти в новый период», опубликованной в 1933 году, Файзулла Ходжаев пишет: «Мы являемся свидетелями таких фактов, когда некоторые начальники милиции без всяких оснований арестовывают колхозников, бедняков и середняков», – приводя десятки примеров. Он предупреждает, что если положение не изменится, это может привести к огромным трагедиям в будущем, и твёрдо заявляет: «Вот в чём заключается опасность. Чтобы подобные явления не имели места в нашей стране, необходимо немедленно провести изменения(!)».
В книге «Наиболее важные задачи нашего строительства», изданной в 1934 году, он пишет: «Узбекистан – это не хлопковая база Советского Союза. Узбекистан должен стремиться обеспечивать себя достаточным количеством зерна, а также поставить задачу превращения республики в крупную животноводческую базу. Поэтому нужно всесторонне развивать каракулеводство в районах Бухары; в хозяйствах Ферганской, Ташкентской и Самаркандской областей нужно иметь курдючных овец; в Ташкентской и Кашкадарьинской областях – развивать скотоводство; в Зарафшанском, Шахрисабзском и Чиракчинском районах – коневодство; в Байсунском и Паркентском районах – козоводство. Шерсть и кожа также являются важнейшим сырьём для нашей промышленности.

Правильная организация лесного хозяйства – это борьба за увеличение наших водных ресурсов. Если мы создадим лесные массивы в горах, наши запасы воды неизбежно возрастут – это несомненная истина, проверенная тысячелетним опытом. Если вы посмотрите на наши водные источники, то увидите, что там, где хищнически вырублены леса, где плохо налажены работы по их использованию и восстановлению, в последние годы воды становится меньше. Лес имеет большое значение и с точки зрения защиты наших земель от подвижных песков. Этот вопрос особенно важен для Хорезма и Бухары», – говорит он.
В книге «Два доклада» Файзулла Ходжаев пишет: «Что можно сказать о культурном строительстве? Школы не обеспечены учебным оборудованием. Не хватает книг. Нет даже простых тетрадей. В больницах отсутствует необходимая аппаратура. Не насытив советский аппарат квалифицированными кадрами, не очистив его от “подлизы”, от чуждых элементов, не избавив от бюрократизма и формализма, не приблизить советский аппарат к основным массам населения. Советы действительно должны стать узбекскими. Узбекизация должна быть проведена так, чтобы была выполнена директива Центрального исполнительного комитета Союза и партии о полной узбекизации советского аппарата в Узбекистане, о переходе его на узбекский язык в 1933 году».

9 июля 1937 года Ф. Ходжаев был арестован в Москве. Ему было предъявлено обвинение в участии в антисоветском «право-троцкистском блоке», руководстве организацией «Миллий итиход», поддержке басмаческого движения и кёрбоши, покровительстве Фитрату, Чулпону, Абдулле Кадыри и другим узбекским интеллигентам – и приговорён к расстрелу.
Приговор был приведён в исполнение на расстрельном полигоне в Бутове под Москвой. 6 марта 1965 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Ф. Ходжаева невиновным и полностью реабилитировала.
Ф. Ходжаев ещё при жизни стал живой легендой народа. О нём были созданы дастаны бахши, многочисленные песни и стихи. После реабилитации были изданы его трёхтомные «Избранные произведения». Появились произведения, посвящённые его деятельности: повесть А. Мухтора «Бухарские джинн-улицы», драма К. Яшина «Рассвет революции», роман-хроника Н. Наймова «Я хочу жить» и другие.
В Узбекистане в 1996 году широко отметили 100-летний юбилей Ф. Ходжаева. Были опубликованы его произведения и исследования о нём. В память о нём Бухарский университет, педагогический колледж в Бухаре, улица в Бухаре, станция метро в Ташкенте, улицы, многие коллективные хозяйства, школы и махалли получили имя Ф. Ходжаева. Особенно его дом-музей сегодня стал людным местом паломничества для наших соотечественников и гостей Узбекистана. Он был тысячу раз прав, когда говорил: «Я не взял золото отца, я получил благословение народа».
Сегодня образ самоотверженности, патриотизма и мужества в гордом облике Ф. Ходжаева является примером для каждого нашего соотечественника. Русская писательница Галина Серебрякова, находившаяся в магаданской ссылке, в беседе с его дочерью В. Ходжаевой так характеризовала его духовный облик: «Даже если бы ваш отец не работал в партии и государственном аппарате, он стал бы прекрасным историком и экономистом или острым журналистом. Он был талантлив. Первым человеком, давшим мне сведения об истории народов Средней Азии, особенно о древних Самарканде и Бухаре, был Файзулла Ходжаев. Он часами, не уставая, с большим воодушевлением рассказывал мне о походах великого завоевателя средневековья Амира Темура. Тогда я восхищалась им как крупным, глубоко образованным историком. Таких людей в жизни встречается немного».

Благодарим Ислама Холбоя за предоставление этого материала.

12 комментариев

  • Фото аватара Мда-уж!:

    Совсем молодой, неопытный интеллигент(ишка) Файзулло Ходжаев, начитавшйся всякой белиберды и поддавшийся влиянию троцких и иличей, со своими единомышленниками такими же молодыми, неопытными и ничего не знающими, берутся строить коммунизм в отдельно взятой стране. Что из этого вышло мы знаем: голодомор, лагеря, репрессии, развал великой страны. И что самое любопытное, после этого находятся чудаки, для которых такие как Файзулло Ходжаев — кумир.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Мальтус:

    Тогда и за меньшее расстреливали. А, так да тот ещё фантазер. Тут, уже весь Советский Союз жил, как единый организм. А, он получается хотел создать отдельную республику Счастья, внутри СССР. Да, он идейный джадист-утопист. Грохнули, да туда и дорога.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Энвер:

      Ф.Ходжаев — «джадист»? Может — джадидист? Хотя правильно сказать — джадид. Джадидизм был весьма прогрессивным движением в исламе, признающим многие светские и общекультурные ценности, ратующим за высокую образованность населения и пр.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Pavel:

    Те кто поумнее ещё до революции называли большевиков утопистами. А те кто понаивнее, читали мусор и верили пропаганде, которая у большевиков хорошо финансировалась, о коммунизме. А джадистом Файзулла Ходжаев стал позже, когда начал понимать суть и разочаровываться в коммунизме. Вся его жизнь — это бессмысленный тупизм с ожидаемым логическим концом.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ТУЗЕМЕЦ:

    Спорная личность.. но в целом — положительный человек. утопист, мечтатель.. но, патриот Узбекистана.. за это и поплатился своей жизнью.

      [Цитировать]

  • Фото аватара О патриотизме:

    Патриотизм — это самый эффективный инструмент влияния на массы. История поазывает, что патриотизмом умело манипулируют и спекулируют прежде всего те кто заинтересован оставаться у власти как можно дольше, понимая, что люди понаивнее хорошо клюют на романтику на почве патриотизма. С патриотизмом манипулировал не только Ленин со Сталиным, но и Гитлер, поднявший немцев на войну против «поработителей и врагов Великой Германии». Жаль Файзуллу Ходжаева, по-человечески, но он глупец, сполна получивший по заслугам за свой патриотизм. Патриотизм — это «благое намерение», а, как показывает история, благими намерениями вымощена дорога в ад.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Галина Серебрякова очень интересно и объективно рассказала о Ходжаеве — человеке. Вместе с Файзуллой Ходжаевым были уничтожены тысячи вот таких «крупных личностей, образованных умных людей» самых разных национальностей в столицах и в глубокой провинции. Но и люди малообразованные, самые обыкновенные вдруг попадали вот под такой «молот ведьм». НИ патриотизмом, ни инакомыслием, ни верой и безверием невозможно объяснить тот кровавый шабаш, который царил в стране в 30е-40е годы. Наверное, Гнев Божий обрушился на страну.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Leonid:

      Ходжаев хотел независимый (или хотя бы в составе кофедерации независимых государств) Узбекистан. Но эта модель не вписывалась в сталинские планы. только и всего..

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Леонид, Файзулла хотел конфедерации… А что хотели тысячи других людей, сгинувших в те годы такой же смертью? Как пример, гибель руководства молодого Театра «Красный Факел» в Новосибирске? Мы для каждого найдём какое-то объяснение, а в целом, ответа нет. Так и стоят тени невинных жертв….

          [Цитировать]

        • Фото аватара Andrey:

          Почему же нет ответа? Есть ответ и в целом, и в частности. Документы остались. Все делалось по закону с объяснением кого и почему. Другое дело, что, как обычно, без перегибов не обошлось, и впоследствии сами правовые основания и многие решения были пересмотрены, а жертвы реабилитированы.
          Почитайте это:

          https://www.dropbox.com/scl/fi/1glkyhl5cy3zcfrb0h9h0/.-..pdf?rlkey=4m9qdiz87d5vsxr24y6x1rhgz&dl=0

            [Цитировать]

        • Фото аватара Leonid:

          когда откроют архивы тех времен.. то многое тайное и страшное станет явным.

            [Цитировать]

    • Фото аватара AK:

      патриотизм один из многих вариантов гордыни.. молодые ловятся на него как глупые рыбки.. Ты патриот? Так делай что тебе говорят!.. Ты комсомолка? Почему отказываешь комсомольцам?

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.