О переселении жителей Мерва в Самарканд и в Бухару История
После смутных времён (XVIII в.) и падения Аштарханидов, страна была ослаблена. Когда к власти пришёл эмир Шахмурад ибн Даниял-бий (1785–1800), он стремился:
- восстановить порядок,
- укрепить центральную власть,
- возродить хозяйство и населённые центры.
Переселения населения
Шахмурад активно переселял жителей между городами и регионами. Это не было массовое насильственное выселение, как у Тамерлана или Надир-шаха, но государственная политика демографического восстановления.

1. Переселение из Мерва
После того как Мерв был разрушен туркменами и персами в середине XVIII века, многие его жители были переселены.
Эмир Шахмурад переселил мервцев в Бухару и Самарканд, чтобы возродить ремёсла и торговлю.
Эти переселенцы упоминаются как мервизадэ («уроженцы Мерва»), среди ремесленников и купцов в позднейших бухарских документах.
Источники:
- Мирза Шамс Бухари («Тарих-и Муксани»)
- В. В. Бартольд, «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (в примечаниях к истории Бухары XVIII в.)
- Н. Массон, «История Бухары XVIII — начала XIX вв.»
2. Самарканд и Бухара
Во времена Шахмурада Бухара была столицей, но Самарканд находился в запустении после веков войн.
Эмир приказал переселить часть бухарцев, ремесленников и учёных в Самарканд, чтобы возродить город.
Это способствовало возрождению медресе, караван-сараев и ирригации.
1. О переселении жителей Мерва
«ون اهل مرو به سبب فتنه و غارتگری طوایف ترکمن و افشار پریشان و آواره شدند، امیرالمؤمنین شاه مراد ایشان را به بخارا و سمرقند آورد و در آنجا مسکن داد تا از علم و صنعت و تجارت ایشان شهرها رونق گیرد.»
Перевод:
Когда жители Мерва, из-за смуты и грабежей туркмен и афшаров, были рассеяны и изгнаны, эмир верующих Шах Мурад переселил их в Бухару и Самарканд и поселил там, чтобы благодаря их знаниям, ремёслам и торговле города вновь обрели процветание.
Источник:
Мирза Шамс Бухари, «Тарих-и Муксани», рукоп. Бухарского архива, л. 82б (цит. по изданию Н. Массон, «История Бухары XVIII — начала XIX вв.», Ташкент, 1956).
После разрушения Мерва (особенно в 1780-е гг., когда город был разорён туркменами и персами), многие оседлые персоязычные жители — ремесленники, улемы, торговцы — были переселены Шахмурадом в Бухару и Самарканд.
Их называли:
- مرویزادگان / مروزیان / мервизодагон — «мервцы, уроженцы Мерва»;
- или просто мирвий (на тюркском и узбекском произношении).
3. Где они осели
В Бухаре:
- отдельные махалли (кварталы) назывались махалла-и Мервизодагон;
- они занимались ковроткачеством, ювелирным делом, шелководством, книгопечатанием;
- среди них было много шиитов и суннитов-ханафитов, хотя в Бухаре официально преобладал суннизм.
В Самарканде:
- мервские семьи селились в районах, где раньше были медресе и караван-сараи;
- их потомки стали частью городского населения самаркандских «таджикских» махаллей (персоязычных).
В Бухаре:
- потомки этих семей часто говорят: «мехр аз Мерв дорем» — «наш род из Мерва»;
- многие считают себя бухарцами (бухаройи), но с «мервским» происхождением;
- в официальной этнографической классификации СССР они вошли в состав Бухарцев узбеков-сартов (оседлых узбеков) другая часть считают себя персами мервцамы таджиками .
Этнографы (Б. Х. Кармышева, Л. Б. Алаева, А. Ашуров)
В Самарканде:
- большинство потомков — персоязычные горожане, считающие себя таджиками;
- у части родов (особенно ремесленных и духовных) сохранялись фамильные прозвища: Мирвий, Мервизода, Мерви;
- в узбекской среде их называли мервизода узбеклари — как старые городские узбеки персидского происхождения.
4. Известные представители
Примечание. Мерви (Мирвий) от “мервский”
Кози Мухаммад Мерви, XIX в. судья и богослов в Бухаре
Мервизода (Мирвизода) «сын мервца»
Сайид Абдулхалим Мервизода учёный и каллиграф
Мир Мерви духовный род
Мулло Абдулгани Мир Мерви улем, жил в махалле Хакимзода
Мехтари Мерви ремесленный род мастера по шёлку отмечены в записях караван-сарая
Сайид Мерви / Сайид Мервизода религиозный род, потомки сайидов из Мерва, упоминаются в архиве Бухарского хана
Юсуф Мерви, Бадриддин Мерви
(имена, указывающие на мервское происхождение, встречаются в вакуфных списках XIX в.)
Потомки мервцев в Самаркандские
Мервцы, Мирвийон Самаркандиён — общее название «мервцы самаркандские», упоминались в хрониках XIX в.
Сайид Мерви Самарканди религиозные семьи потомки сайидов из Мерва жили у медресе Ширдор
Мирза Абдулвахид Мерви улем, писец.
в рукописях с надписью «من مرو» («из Мерва»): Мервизодаи Самарканди потомки ремесленников известны как мастера резьбы и миниатюры Мерви Бекчура (узбекская линия) тюркизированные потомки
Источники:
- Мирза Шамс Бухари, «Тарих-и Муксани»
- А. Ашуров, «Этническая история Самарканда», Ташкент, 1973
- М. Хакимов, «Самаркандские махалли и их происхождение», 1982
5. Где жили
Бухара: Махалла-и Мервизодагон, Хакимзода, Козиён духовные, ремесленные семьи.
Самарканд: Карасу, Регистан, Кукташ, Бурлук бывшие ремесленные районы некоторые потомки переселились позже как торговцы и мастера.
6. Современные потомки
Сегодня фамилии Мерви, Мирвий, Мервизода встречаются в:
Узбекистане (Бухара, Самарканд, Ташкент); Таджикистане (Худжанд, Пенджикент — переселённые бухарцы XX в.); Иране (в Хорасане есть семьи с происхождением «Бухаройи аз Мерв»).
Большинство считают себя таджиками, если они персоязычные (в Бухаре, Самарканде)

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.