#нетвойне

Александровский сад, он же парк Кафанова История

Юрий Флыгин

Двигаемся в оставшийся вероятно последний парк, находившийся в центральной, «старой» части «нового» Ташкента. Александровский сад. Его уже давно не существует, и названия такого едва ли кто помнит. А ведь он был отнюдь не маленький — 12880 кв. саженей! Это примерно 5 гектаров.

Располагался сей сад на территории между улицами Духовского (Пролетарская/Мавераннахр) и Константиновской (Шевченко; повезло малороссийскому поэту — он так сам себя называл — и в новейшие времена название сохранилось).

В центре парка стояло здание Биржи (арх. А.И.Леханов). Она была построена еще задолго до устройства парка по инициативе генерал-губернатора К.П.Кауфмана, пытавшегося таким образом организовать в «новом» Ташкенте центр региональной торговли. Большая территория рядом была выделена для устройства ярмарки. Из этой затеи ничего не вышло, местные традиция и менталитет оказались сильнее энергичных устремлений Кауфмана. Но здание-то построили и ему в последующие годы довелось исполнять разные функции, не менее нужные и важные, чем быть биржей.
Здание было реконструировано и приспособлено под театр.

В 1908 году его неожиданно перепрофилировали в инфекционное отделение городской больницы. Тогда говорили — отделение заразных больных. Наверное оно недолго служило в таком качестве и снова было переоборудовано в театр. Есть информация, что якобы в 1910 году здесь выступала известнейшая русская актриса В.Ф.Комисаржевская. Перед Первой мировой войной там был устроен Народный дом — это то, что в советское время получило название домов культуры. После 1917 года в здании открыли клуб трудящихся, позднее в нём размещался театр юного зрителя.

В 1921 году тут провели первую новогоднюю ёлку для детей рабочих Ташкента. С 1935 до 1966 года в здании бывшей Биржи находился музей искусств, знаменитый атлант, который некогда находился перед входом во дворец великого князя Н.К.Романова, а потом перед входом в музей; помню, когда я его впервые увидел в 1960 году, он мне показался огромным, хотя в действительности статуя не велика). Здание музея не выдержало землетрясения и было снесено. В 1974 году на его месте было построено новое здание музея искусств (арх. И.Абдулов, А.К.Никифоров, С.А.Розенблюм). В новейшее время внешние поверхности музея претерпели некоторые изменения в духе местных представлений об экстерьере, что нарушило авторскую стилистическую концепцию.

От замышлявшейся, но не состоявшейся кауфманской ярмарки осталась большая территория. На части этой территории в 1893 году был устроен парк (некоторые источники указывают 1897 год). Деньги на это выделила Городская дума. Своё название парк получил в честь тогдашнего Туркестанского генерал-губернатора барона Александра Борисовича Вревского, наверное по аналогии с Константиновским сквером. По свидетельству очевидцев того времени, парк был большой и тенистый, весьма живописный, но нуждался в лучшем благоустройстве. В 1917 году здесь часто проходили пролетарские митинги и собрания. Здесь же были похоронены некоторые жертвы революционных событий. Таким образом парк стал своеобразным пантеоном участников революционных выступлений ташкентского пролетариата.

Первоначальное название свое парк сохранял до 1934 года (так утверждает энциклопедия «Ташкент» 1984 года). Затем он получил название сквера имени М.П.Кафанова, который был тут похоронен после смерти в 1923 году. Он являлся председателем Центральной контрольной комиссии компартии Узбекистана (некоторые источники сообщают, что якобы парк получил имя Кафанова уже в 1923 году). Впоследствии в новообразованном мемориале были похоронены другие известные люди советского Узбекистана — гос.деятель Ю.Ахунбабаев, генерал С.Рахимов, поэт Х.Алимджан, один из ректоров местного университета А.Бродский, выдающийся учёный-химик И.Каблуков, комсомольский лидер С.Стрелков. В 1962 году в сквере был открыт «Вечный огонь» (фото 3, мемориальный обелиск в сквере Кафанова). В1970 году мемориал был реконструирован и тогда же получил название сквера Коммунаров, хотя в народе его по-прежнему называли сквером Кафанова и даже Кафанчиком.

От былого Александровского парка до наших дней практически ничего не осталось. Видимо, земля в центре города была чрезвычайно востребована в любые времена. В 2000 году обелиск у мемориала был демонтирован, захоронения перенесены на другие кладбища. С 2008 по 2018 год здесь стоял памятник узбекской советской поэтессе Зульфии. Потом его перенесли в Национальный парк. А позже несколько неожиданно и даже пожалуй странно, место сиё стало сквером имени белорусского советского поэта Якуба Коласа. И там установлен его бюст. Отдельные деревья там имеют почтенный возраст и можно полагать, что они помнят времена Александровского парка.

Тут ещё статья об этом парке.

10 комментариев

  • Спасибо!
    А ещё в этом парке до землетрясения располагался летний кинотеатр, который наряду с «Хивой» и «Фестивалем» был осень популярен среди ташкенцев…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ignoto Ignatenko:

    В 1925 г на братских могилах в первую годовщину смерти Ленина был открыт мавзолей Ильичу, в этом же году, на братских могилах была похоронена женщина (не припомню ФИО).

      [Цитировать]

  • Фото аватара Саид:

    После революции назывался парк Федерации. Самое массовое захоронение — это жертвы осиповского мятежа с красной стороны.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Andrey:

      самое массовое захоронение — это жертвы октябрьских боев с красной стороны (79 человек)

      «В 1917 году здесь часто проходили пролетарские митинги и собрания. Здесь же были похоронены некоторые жертвы революционных событий. Таким образом парк стал своеобразным пантеоном участников революционных выступлений ташкентского пролетариата.»

      единственный задокументированный митинг в Александровском саду состоялся 12 сентября 1917 года по инициативе солдат 2-го Сибирского стрелкового запасного полка, казармы которого находились неподалёку

      революцию в Ташкенте совершили солдаты 1-го Сибирского стрелкового запасного полка и рабочие железнодорожных мастерских

      в 1918 году в этом сквере были перезахоронены 12 саперов, казненных после выступления в Троицких лагерях в 1912 году

      так что этот сквер являлся просто пантеоном участников революционных выступлений

      «В 2000 году обелиск у мемориала был демонтирован, захоронения перенесены на другие кладбища»

      более сотни захоронений превратились в несколько могил на Коммунистическом кладбище и одну безымянную могилу на Волгоградской

        [Цитировать]

  • Фото аватара Юрий Берлин:

    «…С 1935 до 1966 года в здании бывшей Биржи находился музей искусств…» Есть афиша городских соревнований по боксу и борьбе 1938 года. В ней это здание еще называют Клуб Кафанова. Так что музей переехал в это здание позже 1938 года.

      [Цитировать]

    • Фото аватара secret.uzbek:

      В подтверждение ваших слов в комментариях тут есть разные вырезки из газет тех лет про соревнования по боксу в Ташкенте: https://mytashkent.uz/2017/12/21/sidnej-dzhakson-so-svoimi-vospitannikami/#comments

        [Цитировать]

    • Фото аватара Ю.С.Флыгин:

      В разных источниках, пожалуй во всех общедоступных, в частности, в энциклопедии «Ташкент » (1984 г.), в путеводителях, сообщают, что музей переехал в бывшую Биржу в 1935 году. Но вероятно вы правы и переезд состоялся всё-таки позже, возможно 1935 год это дата решения о передислокации музея. Уже после своей публикации нашёл сообщение, что с 1934 года музей искусств находился в т.н. фабрике-кухне на Дизельной (арх. С.Полупанов), которая только что была построена (получается, что по назначению она никогда и не функционировала, после музея там были другие разные структуры, в последние советские годы завод Фотон). Этот факт — нахождение музея в здании фабрики-кухни нигде не упоминался, мне во всяком случае не встречался ранее. Надо будет уточнить.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Юрий Берлин:

        В ПоТ, вроде, уже была кем-то помещена эта ссылка, но, на всякий случай, повторю её — https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistanskiy-muzey-iskusstv-v-zdanii-tashkentskoy-fabriki-kuhni-1934-1941/viewer

          [Цитировать]

      • Фото аватара Саид:

        В энциклопедии «Ташкент» написана правда. В 1935 году картины перевезли в Народный дом. Но началась осень, потекла кровля. Картины стали складировать около стен. Под шумок скоммуниздили 400 экспонатов. Об этом писала центральная газета «Правда» в корреспонденции из Ташкента. Там ситуация — обыкновенная советская бюрократия. Музей искусств объединили с САМИИР (музей истории и истории революции), который находился в Белом доме. В Белый дом же хотели свезти картины из дворца в 1930 еще году. Следите за руками. В 1929 году они удавили хранительницу музея Н.А.Искандер. Далее объединяют два чуждых музея в один и хотят всё свезти в Белый дом. Опять следим за руками. В 1930 году столица переезжает из Самарканда в Ташкент. Чиновникам не хватает площадей, а тут какие-то картины и дореволюционные сейсмографы. Музей во дворце закрыт. В 1935 году они перетаскивают картины в Народный дом. Потоп. И изначально не ясно, скорее всего, не весь Народный дом отдали этому монстру УзМИ+САМИИР. Они стали просить еще и другие здания. Им дали фабрику-кухню, бракованное для общепита здание, опять-таки без крыши, там асфальт был на крыше, планировали столики летом выставлять. Совершенно неприспособленное для музея здание. Но УзМИ там какие-то хренотенные выставки проводил, типа «Самодеятельные художники УзССР». А где картины из дворца? Где «Купальщица» Беллоли? Где «Венера с яблоком» Т.Солари? А нигде. Так и лежали в Народном доме. В закрытых помещениях, где крыша не текла. Наконец в 1941 году приехал электроламповый завод и вышвырнул УзМИ из здания фабрики-кухни. Теперь уже до 1966 года УзМИ обосновался в Народном доме и вышвырнул, в свою очередь, боксеров и прочих из Народного дома, включая электрофотографию в левом флигеле. Скорее всего, и крышу толем покрыли.

          [Цитировать]

      • Фото аватара secret.uzbek:

        Не благодарите:

        Бывшая фабрика-кухня

          [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.